Определение слова «Аксаков»

Большая советская энциклопедия:

I
Аксаков
Иван Сергеевич [26.9(8.10). 1823, с. Надеждино Уфимской губернии, — 27.1(8.2).1886, Москва], русский публицист, поэт, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова. Окончил Петербургское училище правоведения (1838—42). В 40—60-е гг. выступал за отмену крепостного права, телесных наказаний. Редактировал славянофильские журналы и газеты «Русская беседа», «День», «Москва», «Русь» и др. В 1858—78 пользовался большим влиянием как один из руководителей московского Славянского комитета. В годы русско-турецкой войны 1877—78 за освобождение Болгарии от турецкого ига организовал кампанию в поддержку южных славян. В публицистических статьях и речах А. выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства (См. Славянофильство) и панславизма. В 40—50-е гг. печатал стихи. Поэма «Бродяга» (1852) рисует трагическую судьбу крепостного. В стихах А., проникнутых гражданскими мотивами, выражено критическое отношение к крепостнической действительности и дворянской интеллигенции.
Соч.: Сочинения, т. 1—7, М., 1886—87; И. С. Аксаков в его письмах, ч. 1—2 (в 4-х тт.), М., 1888—96; Стихотворения и поэмы. Вступ. ст. А. Г. Дементьева и Е.С. Калмановского. Подготовка текста и примечания Е. С. Калмановского, [Л.], 1960.
Лит.: Пыпин А., Славянский вопрос; по взглядам И. С. Аксакова, «Вестник Европы», 1886, № 8; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. 1, СПБ, 1889; Дементьев А. Г., Славянофильская журналистика, в его кн.: Очерки по истории русской журналистики. 1840—1850, М.-Л., 1951; Никитин С. А., Славянские комитеты в России, в 1858—1876 гг., М., 1960; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
II
Аксаков
Константин Сергеевич [29.3 (10.4).1817, с. Ново-Аксаково Оренбургской губернии, — 7(19).12.1860, остров Закинф, Греция], русский публицист, историк, филолог, поэт. Сын С. Т. Аксакова. Окончил словесный факультет Московского университета (1835), участвовал в кружке Н. В. Станкевича. В 40—50-е гг. стал одним из идеологов славянофильства (См. Славянофильство). Свои взгляды на историю России А. выражал в исторических статьях, в стихах и драмах. По мнению А., главная особенность России, в известной мере присущая всем славянским народам, состояла в общинном строе, в гармоничном сосуществовании 2 движущих сил истории — народа («земли») и государства («власти»); органическое развитие России было нарушено реформами Петра I, произвольно повернувшими Русь к западноевропейским порядкам, государство стало закрепощать народ, а дворянство и интеллигенция оторвались от национальных народных начал. А. выступал за отмену крепостного права и либеральные преобразования. Требование А. изучать жизнь народа, его культуру и быт имело положительное значение, но его понимание народа не выходило за пределы консервативной романтической философии славянофильства.
Поэзия А. и его пьесы проникнуты романтически-славянофильским духом, антикрепостническими мотивами, критикой деспотизма, призывами к сближению интеллигенции с народом. Однако как литературный критик А. выступал против В. Г. Белинского и критического направления в русской литературе. Филологические труды А. выявляли национальные особенности грамматического строя русского языка и содержали оригинальное понимание многих категорий русской грамматики.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1861—80; Соч. Ред. и прим. Е. А. Ляцкого, т. 1, П., 1915.
Лит.: Белинский В. Г., Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души», Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955; Венгеров С. А., Передовой боец славянофильства, Собр. соч., т. 3, СПБ, 1912; Сладкевич Н. Г., Славянофильская критика 40—50-х гг., в кн.: История русской критики, т. 1, М. — Л., 1958; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
С. С. Дмитриев.
III
Аксаков
Сергей Тимофеевич [20.9 (1.10).1791, Уфа, — 30.4(12.5).1859, Москва], русский писатель. Родился в старинной дворянской семье. Детство провёл в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково. Не закончив Казанский университет, переехал в Петербург. В 1827—32 служил в Москве цензором, в 1833—38 инспектором Константиновского межевого института. С 1843 жил в подмосковном имении Абрамцево. Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. занимался театральной критикой. В первых книгах «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Реалистичный талант А. раскрылся в автобиографических книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), написанных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трёх поколений семьи Багровых, А. воссоздал в них помещичий быт конца 18 в. в его повседневности. Значительное влияние на А. оказал Н. В. Гоголь. После Гоголя никто с большей тщательностью не раскрывал подробности помещичьего быта, чем А., в произведениях которого действительность изображена в её вещественности, повседневности, обыденности. Его пейзажную живопись М. Горький рассматривал в ряду высших художественных достижений русского реализма (см. Собр. соч., т. 24, 1953, с. 265). Самобытность таланта А. ярко проявилась в характере его языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Политические взгляды А. были весьма умеренны. Писатель изображал порочность, жестокость крепостнических порядков, но не преследовал в своих книгах обличительных целей. Вместе с тем реализм А., при свойственных ему элементах созерцательности, обладал такой изобразительной силой, что правдивые картины крепостнического произвола давали материал для критических обобщений. Н. А. Добролюбов высоко оценил художественные произведения А., используя их для критики крепостнического строя.
Соч.: Собр. соч., вступ. ст., и ред. А. Г. Горнфельда, т. 1—6, СПБ, [1909] — 10; Собр. соч. [Вступ. ст. и ред. С. Машинского], т. 1—5, М., 1966.
Лит.: Добролюбов Н. А., Деревенская жизнь помещика в старые годы, Собр. соч., т. 2, М. — Л., 1962; Тургенев И. С., О «Записках ружейного охотника» С. Т. Аксакова, Собр. соч., т. 11, М., 1956; Вялый Г. А., Аксаков, в кн.: История русской литературы, т. 7, М. — Л., 1955; Машинский С.И., С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество, М., 1961; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
С. М.

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (Москва, 1945). Илл. Д. Шмаринова.

С. Т. Аксаков.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Иван Сергеевич (26.IX.1823 — 27.1.1886) — рус. публицист, славянофил. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. "младших" славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Петерб. уч-ще правоведения (1838-42). В 40-х гг. служил чиновником в Москве, Калуге, Астрахани, Бессарабии, Ярославле. С 1851 — в отставке. По поручению Рус. географич. об-ва изучал торговлю на Украине и написал "Исследование о торговле на украинских ярмарках" (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858-78 играл руководящую роль в Моск. славянском к-те. В годы рус.-тур. войны 1877-78 организовал кампанию в поддержку юж. славян и получил огромную популярность. За речь А. в славянском к-те во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский к-т закрыт. В 70-80-е гг. А. связан с банками, был председателем совета Моск. об-ва взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: "Московский сборник" (40-50-е гг.), журн. "Русская беседа", газеты "Парус", "День": (1861-65), "Москва" (1867-68), "Русь" (1880-86).
=====
А. был монархистом, отстаивал православие, стремился к решению слав, вопроса в великодержавно-шовинистич. плане; фактически проповедовал подчинение зарубежных славян царской России. В вопросах внутр. жизни России стремился противопоставить артельно-общинное "народное производство" развитию капитализма. В 50-60-х гг. выступал за бурж.-либеральные реформы, резко критиковал правительств. бюрократизм; позднее, особенно в 80-х гг., занимал консервативные позиции. Писал стихи, в к-рых пропагандировал славянофильские идеи.
=====
Соч.: Соч., т. 1-7, М., 1886-87; Сб. стихотворение, М., 1886.
=====
Лит.: Сб. ст., напечатанных в разных периодич. изд. по случаю кончины И. С. Аксакова, М., 1886; Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; Никитин С. A., Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Венгеров С. A., Критико-биогр. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889; Языков Д. Д., Литературная деятельность И. С. Аксакова, "ИВ", 1886, т. 24.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.
2.
Константин Сергеевич (29.III.1817 — 7.XII.1860) — рус. литератор и историк, славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Моск. ун-т (1835). Входил в кружок Н. В. Станкевича и был гегельянцем. Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 40-50-х гг. одним из наиболее видных славянофилов. Свои общественно-ист. взгляды выражал в ист. работах — "Об основных началах рус. истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматич. произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою ист. концепцию, опиравшуюся на романтич.-идеалистич. идеи славянофильства, А. противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению А., принципиально отлична от истории др. стран Европы. Противопо- ставление двух гл. движущих сил истории — народа (земли) и государства (власти)ведущая мысль А.: в Зап. Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституц. строй; в России же народ и гос-во мирно сосуществовали ("сила власти — царю, сила мнения — народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, гос-во начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись А. с общиной — основой всего обществ. строя Руси. Требования изучения внутр. жизни народа, его быта, культуры имели положит. значение, но понимание народа у А. не выходило за пределы консервативно-романтич. философии славянофилов. Публицистич. выступления А. (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публиканарод", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно "Свободное слово", 1853) содержали требования отмены крепостного права и нек-рых либерально-бурж. преобразований. А. выступал также как лит. критик.
=====
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1861-80 (т. 1 — Соч. ист., 2 изд., М., 1889); Соч., т. 1, под ред. Е. А. Ляцкого, (П.), 1915 (самое полн. собр. стихотворений А.).
=====
Лит.: Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; его же, Рус. общественность и семисотлетие Москвы, в сб.: ИЗ, кн. 36, 1951; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Венгеров С. A., Передовой боец славянофильства Константин Аксаков, СПБ, 1912; Костомаров Н. И., О значении критических трудов Константина Аксакова по рус. истории, СПБ, 1861.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.

Новейший философский словарь:

АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886) — русский публицист и общественный деятель, поэт. Сын русского писателя С. Т. Аксакова. По образованию юрист (в 1842 окончил Петербургское Училище правоведения). Редактор многих периодических изданий: «Русская беседа» (1858-1859), «День» (1861-1865), «Москва» (1867-1868), «Русь» (1880-1886). Пропагандист идей славянофилов. За радикальную критику политического и церковного устройства России 12 лет не имел возможности печататься. Разделял некоторые воззрения западников относительно оценки современного им состояния России. Выступал за отмену крепостного права и телесных наказаний, против гонений на сектантов. А. — «один из самых выдающихся вождей «русской партии», горячий патриот и ревностный православный,... враг Запада вообще и римской церкви, в частности, питающий отвращение к папству и чувство омерзения к иезуитам...» (В.Соловьев). Один из центральных моментов творчества А. — анализ состояния религиозности и Православной церкви в России. В отличие от своего старшего брата К.С. Аксакова, А. не идеализировал общинное прошлое русских и утверждал, что и до Петра I на Руси было распространено рабское, извращенное понимание христианства: в политике это вылилось в подчинение Церкви государству, в быту — в идеологию «Домостроя» (А. не понимал, как такую низкую мораль, как мораль «Домостроя». Относительно состояния Православной церкви 19 в. А. писал, что «наша церковь... прилагает... порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова», что половина прихожан «только по наружности принадлежат Православной церкви и удерживаются в ней только страхом государственного наказания...». А., как и Киреевский и Хомяков, видит выход в разгосударствлении православия, в воспитании в человеке «живого внутреннего единства и целости...», что не позволит впасть в фарисейство, в почитание форм, а не Сущности. Центральной для А. была идея народности — совокупности жизненных, нравственных и умственных особенностей, присущих низшим сословиям общества. А. предлагал дворянскому сословию «самоупраздниться», тем самым распространив собственные привилегии на все население России. Преодолеть отчуждение между властью и простыми людьми, по А., способна лишь подлинно народная интеллигенция в своей, гл. обр., духовной ипостаси. Бердяев называл А. «сторонником идеальной монархии», которая живет по нравственным законам независимой Церкви. В отличие от поздних славянофилов (например, Данилевского), А. признавал идею общечеловеческой культуры, но все же верил, что мир будущего — это славяно-русский мир, пронизанный Православной верой. В 1886-1887 вышло 7-томное издание сочинений А.
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860)- русский публицист, историк, филолог. Сын русского писателя С.Т. Аксакова. Окончил филологический факультет Московского университета. В 1833-1840 участник кружка Станкевича (западники). Основные сочинения: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (магистерская диссертация, 1846), «Родовое или общественное явление был изгой?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Теория государства у славянофилов» (сборник статей, 1898), «Публика — народ. Опыт синонимов» и др. В студенчестве испытал влияние Гегеля (по словам Чичерина, А. был уверен, что «русский народ преимущественно перед всеми другими призван понять Гегеля»). Переводил Шиллера и Гете. Как филолог создал собственное учение о языке. Исторические труды посвящены истории славян. С начала 40-х перешел на позиции славянофильства, развивал, в основном, социально-политические аспекты этого течения, автор концепции «земли и государства». Как и у всех славянофилов, у А. центральное место занимает проблема анализа самобытности русской культуры и истории, своеобразия личности в русской действительности. Общественная структура славян (особеннорусских), по А., зиждется не на семье или клане (С. Соловьев), а на общине, особенность которой — воля народа, совокупности личностей. Личность может идти двумя путями — самообособлением (что ведет к саморазрушению) или самоограничением во имя целого (общины). Община (»страна», «земля») живет по внутреннему нравственному закону, хочет мира, следует заповедям Христа, дает свободу личности: «личность в русской общине не подавлена, но только лишена своего буйства, исключительности, эгоизма... личность поглощена в общине только своей эгоистической стороной, но свободна в ней, как в хоре», где каждый поет своим голосом. Диалектика общинности заключается в сохранении личного своеобразия и свободы, но в подчинении целому, общим целям. 06-щинность — особенность славянского, русского строя, но воинственные соседи вынуждают славян создать необщинный тип жизни — государство (»власть»), которое отделено от общины, живет внешним законом и принуждением. Государство образуется путем наделения властью избранного общиной монарха (в русской историипризвание варягов Рюрика). Разделяя общину (сферу социального, целого, свободного) и государство, А. критикует Европу за преобладание внешней справедливости (права) над внутренней. В Европе «правда» (внутреннее начало) стала выражаться в законе в силу чрезмерного развития государственности, в силу того, что европейские государства — плод захватнических войн: «на Западе душа убывает, заменяясь усовершенствованием государственных форм, полицейским благоустройством, совесть заменяется законом...». В России община и государство, народ и царь жили в мире до реформ Петра I, который отобрал у общины совещательный голос. По мнению А., западные народы (в силу приведенных выше причин) страдают или исключительностью, или космополитизмом. Русский народ остается воплощением общечеловеческих принципов и «духа христианской гуманности». Основа русской нравственностикрестьянство, не испорченное цивилизацией. А. не приемлет идею социальной революции и в записке Александру II (1855) советует избежать ее путем дарования демократических свобод (слова и мысли), разрешить созыв земских соборов. Славянофильство А. с его идеализацией общины позволило охарактеризовать его как «настоящего анархиста» (Бердяев) и проповедника «мистического демократизма» (С. Венгеров). Еще одна характерная черта А. — в отличие от Хомякова и Киреевского — в том, что он видел в Западной Европе только зло, насилие, ошибочную веру (католичество и протестантизм), склонность к театральным эффектам. Но это не помешало А. выступать против славянского изоляционизма и национальной ограниченности.

Словарь русских фамилий:

Аксак по-татарски означает «хромой». (Ф).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru