Определение слова «КИРЕЕВСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

I
Киреевский
Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, — 11(23).6.1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского (См. Киреевский). С 1822 слушал лекции в Московском университете. Входил в кружок «любомудров» (См. Любомудры), испытал влияние немецкой идеалистической философии. В литературе обратил на себя внимание статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина» (1828). В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 в. и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 К. был в Германии, слушал лекции философов Ф. Шлейермахера, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, К. Риттера. В 1832 К. предпринял издание журнала «Европеец», привлек к нему лучшие литературные силы (в т. ч. А. С. Пушкина). Журнал был запрещен на втором номере, в частности за статью К. «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем К. посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х гг. в разработке учения славянофилов. В 1845 некоторое время редактировал журнал «Москвитянин» (№ 1—3). Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, К. противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики (См. Патристика)), из которых, по К., и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие»... «отношения веры к современной образованности» (см. Полн. собр. соч., т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил К. видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться по К., переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает К., и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «…всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался К. без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 в. К. оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 вв.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—2, М., 1911.
Лит.: Лясковский В., Братья Киреевские, СПБ, 1899; Душников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь Ивана Киреевского, в его кн.: Русская философская эстетика, М., 1969; Галактионов А. А., Никандров П. Ф., Русская философия 11—19 веков, Л., 1970 с. 237—43; MIler E., Russischer Intellekt in europischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Kln — Graz, 1966 (библ.); Goerdt W., Vergttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophic von I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; Gleason A., European and Muscovite. Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass) 1972.
II
Киреевский
Петр Васильевич [11(23).2.1808, с. Долбино Калужской губернии, — 25.10.(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловской губернии], русский фольклорист, археограф, публицист. Брат И. В. Киреевского (См. Киреевский). Славянофил. С 1830 под влиянием А. С. Пушкина и Н. М. Языкова, при их участии начал собирать народные песни. Создал фольклорное собрание, насчитывающее тысячи текстов (исторические и лирические песни, былины и др.). В него вошли записи А. С. Пушкина, семьи Языковых, В. И. Даля, Н. В. Гоголя, А. В. Кольцова и многих др. При жизни К. был опубликован лишь сборник, содержащий Духовные стихи.
Изд.: Песни, собранные Киреевским, в. 1—10, М., 1860—74; тоже, Новая серия, в. 1, М., 1911; в. 2, ч. 1—2, М., 1918—1929; Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского, в кн.: Литературное наследство, т. 79, М., 1968,
Лит.: Соймонов А. Д., Новые материалы о Пушкине и П. В. Киреевском, «Изв. АН СССР. Отд. литературы и языка», 1961, т. 20, в. 2; его же, П. В. Киреевский и его собрание народных песен Л., 1971.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Иван Васильевич (22.III.1806 — 11.VI.1856) — рус. литератор, критик, философ. Брат П. В. Киреевского. Из дворян Тульской губ. В 1822-1824 слушал лекции в Моск. ун-те. В печати стал выступать с 1828. В 1830 вместе с братом Петром слушал лекции в ун-тах Берлина и Мюнхена, завязал знакомство с Гегелем и Шеллингом. В 1832 издавал журн. "Европеец", запрещенный цензурой на 2-м номере. С 1839 К. вместе с А. С. Хомяковым стал одним из гл. деятелей среди славянофилов; активно участвовал в спорах западников и славянофилов. В 1845 редактировал журн. "Москвитянин" (No 1-3). Статья К. "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" в "Моск. сборнике" (1852) явилась для цензуры поводом к запрещению 2-го тома сборника. Наиболее полно взгляды К. изложены в ст. "О необходимости и возможности новых начал для философии" ("Рус. беседа", 1856, No 2). Они типичны для славянофилов. Религиозно-идеалистич. философия К. имела глубоко консервативный характер.
=====
Соч.: Полное собр. соч., т. 1-2, М., 1911.
=====
Лит.: Писарев Д. И., Русский Дон-Кихот, Соч., т. 1, М., 1955; Виноградов П., И. В. Киреевский и начало моск. славянофильства, "Вопросы философии и психологии", 1892, кн. 11; Плеханов Г. В., И. В. Киреевский, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Галактионов А. A., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963; Walicki A., Rosyjskie slowianofilstwo a filozofia heglowska, Warsz., 1962.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.
2.
Петр Васильевич (11.II.1808 — 25.Х.1856) — рус. литератор, фольклорист. Брат И. В. Киреевского. Славянофил. В выработке ист. воззрений славянофилов сыграла важную роль статья К. "О древней рус. истории. (Письмо к М. П. Погодину)" ("Москвитянин", 1845, No 3), в к-рой дана критика взглядов М. П. Погодина. Более четверти века (1830-56) К. посвятил собиранию нар. песен. Привлек к этому А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. И. Даля, Аксаковых и др. Всего К. собрал более 10 тыс. песен, но в тяжелых условиях цензуры при его жизни напечатана только 31 песня. К. видел в нар. песнях наиболее чистое проявление "национального духа".
=====
Соч.: Песни, собранные П. В. Киреевским (в. 1-10), М., 1860-74; то же, Новая серия, в. 1-2 (ч. 1-2), М., 1911-29; Письма П. В. Киреевского к Н. M. Языкову, ред., вступ. ст. и коммент. М. К. Азадовского, М.-Л., 1935.
=====
Лит.: Гершензон М. О., Образы прошлого, М., 1912; Соколов Ю., Из 30-х годов (Два письма братьев Киреевских к Шевыреву), "ГМ", 1914, No 7; Азадовский М. К., Литература и фольклор, Л., 1938; его же, История рус. фольклористики, М., 1958.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.

Новейший философский словарь:

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856) — русский философ, литературный критик и публицист. Начинал как литературный критик. В 1820-х подружился с А. Хомяковым. Испытал влияние немецкой философии и немецкого романтизма (в 1831 был в Германии, слушал лекции Гегеля, Шлейермахера, Шеллинга). С начала 1840-х — ведущий представитель славянофильства (хотя К. не всегда принимал термин «славянофил» и свою доктрину называл «православно-славянской» или «славянско-христианской»). Крупнейшие работы: «Девятнадцатый век» (1832; за эту статью был запрещен его журнал «Европеец»); «В ответ А.С. Хомякову» (1839); «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852, за эту работу был запрещен «Московский сборник», а К. отдан под гласный надзор полиции); «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856) и др. К. был уверен, что пришла «пора для России сказать свое слово в философии» и в основу этого «слова» он (как и Хомяков) положил духовную философию Восточных Отцов Церкви. Главная задача К. — задать направление самостоятельности русской философии, сделать ее самобытной на пути православного просвещения, которое мыслилось им как синтез восточно-христианской Истины (православия) и мирской мудрости просвещения. Условием подобного православного просвещения, по К., является цельность «внутреннего сосредоточия духа» человека, «главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, где разум, и воля, и чувство, и совесть, — и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и... восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости», которая не поддается разрушению грехом. Носитель православного просвещения противопоставляется К. человеку западной культуры и просвещенности, которые не способствуют собиранию личности в целое. Дух православия должен восполнить и исправить пороки Запада, где человек раздробляет свою личность на отдельные стремления и постоянно требует выбора: «раздвоенность и рассудочность — последнее выражение западной культуры», которая достигла своего апогея — «чувства недовольства и обманутой надежды». Эти выводы К. сделал на основе сравнительного анализа истоков «общественного и частного быта» Запада и России. В основе просвещенности Запада, по мнению К., лежали: христианство; варварский дух народов, разрушивших Римскую империю; наследие древнегреческой философии. Восточная просвещенность лишена третьего основания, которое своим рационализмом исказило первоначальное христианство и привело на Западе «к непомерному выпячиванию отвлеченно-рассудочной, формально-логической стороны деятельности человеческого сознания. Римская церковь не смогла противостоять наследию Древней Греции и Рима». Восточное же христианство (православие) пришло в Россию отфильтрованным Византией и сохранило полноту истины, которая, впоследствии, все же, согласно К., была искажена Стоглавым Собором 1551, реформами Петра I, некоторыми ересями, формализмом церковников. Исправить это положение следует в опоре на самобытность российской просвещенности, что невозможно без возрождения православного вероучения и его главной функции — способствовать достижению человеком цельности внутреннего бытия, основание которого «заключало бы в себе самый корень древнерусской образованности, а развитие состояло бы в сознании всей образованности западной и в подчинении ее выводов господствующему духу православно-христианского любомудрия». Путь русской философии К. видит не в отрицании западной мысли, а в ее преодолении через восполнение ее расчлененности и гиперболизированной рациональности (рассудочности), которые приводят западную культуру к крайним формам идеализма, оторванности от мира. Многие идеи К. стали программными для русской философии как у его апологетов, так и критиков. Философия К. замечательна сочетанием трезвого анализа и интуитивизма, веры в будущее и консерватизма, реализма и утопизма, что не делает ее эклектичной, а искренней. Именно К. и др. славянофилы стояли у истоков русской философии 19-20 вв.

Новая философская энциклопедия:

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22марта (3апреля) 1800, Москва – 11(23) июня 1856, Петербург]русский философ и литературный критик, один из главных теоретиков славянофильства [СЛАВЯНОФИЛЬСТВО]. Получил домашнее образование под руководством своей матери Авдотьи Петровны (племянницы В.А.Жуковского). В 1822 слушал лекции в Московском университете. В 1824 поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где организовал вместе с А.Н.Кошелевым общество «любомудров». Киреевский рано проявил себя как блестящий литературный критик (отмеченный А.С.Пушкиным). В 1830 выезжал за границу, посещал лекции Гегеля и Шеллинга. После возвращения издавал журнал «Европеец» (1832), запрещенный уже на втором номере. В 1834 женился на Н.П.Арбениной, под влиянием которой произошло его обращение к православию. В жизни Киреевского начинается глубокий мировоззренческий переворот: преодоление того романтически-пиетистского понимания религии, в котором он был воспитан, переоценка взаимоотношений западноевропейской и восточнославянской культурных традиций, преодоление собственного «западничества». Киреевский сближается со старцами Оптиной пустыни, активно помогает в издании житий святых отцов. Основными философскими произведениями Киреевского являются две статьи: «О характере европейского просвещения в его отношении к просвещению России» (1852) и «О возможности и необходимости новых начал в философии» (1856). Его главной философской темой было самоопределение русской культуры перед лицом западноевропейской. Характерная разница между ними объясняется особыми духовными, культурными и историческими корнями: отъединенностью Римской церкви от православия; односторонней, в форме латинской культуры, рецепцией античного наследия на Западе; насильственным, в большинстве своем, характером западной государственности (по сравнению с российской). В противовес естественно вырастающей из западной культуры рационалистической философии, характеризуемой формальностью, отвлеченностью и расколотостью разума на отдельные «факультеты», Киреевский выдвигает проект построения русской философии, ориентирующийся на генетически присущий отечественной культуре идеал «целостного разума» как органического единства интеллектуальной, моральной и эстетической способности человека.
Сочинения:
1. Полн. собр. соч., т. 1–2. М., 1911;
2. Критика и эстетика. М., 1979;
3. Избр. статьи. М., 1984.
Литература:
1. Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. СПб., 1899;
2. Манн Ю. Русская философская эстетика. М., 1969;
3. Мюллер Э. Киреевский и немецкая философия. – «ВФ», 1993, № 5;
4. Rouleau F. Ivan Kirievski la naissance du slavophilisme. Namur, 1990.
B.H.Катасонов

Словарь русских фамилий:

Кирей — производная форма имени Кирилл (с греческого «маленький господин»). В старину рассеянных дразнили; «Эх ты, Кирей, не нашел дверей». (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей (из церковных имен Кир, Кирик, Кириан, Кирилл). (Н) Фамилии Киреев и Киреевский произошли от собственного имени Кирей — Гирей, часто встречающего у крымских ханов. Возможно это прозвище связано с именованием тюркского племени кераит. См. Гиреев (Б) Киреевы — Киреевские. От Мисюра Киреева — литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук «татарин Кирей Кривой» бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI — XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии — известные общественные деятели, ученые ОС. 87, с. 578). Киреевы. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Киреевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреевподьячий Сибирского приказа в 1683 — 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай «герой» (Баскаков 1979, с. 17)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru