Определение слова «КОВАЛЕВСКИЙ»

Большой энциклопедический словарь:

КОВАЛЕВСКИЙ (Kowalewski) Осип Михайлович (Юзеф) (1800/01-78) — польский и российский монголовед и тибетолог, академик Петербургской АН (1847). Исследования истории, языков, литературы, этнографии монгольских народов. Труды по буддизму.

Биология современная энцикопедия:

Ковалевский
Александр Онуфриевич (1840—1901), российский биолог, академик Петербургской АН, один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии животных, экспериментальной и эволюционной гистологии. Директор Севастопольской биологической станции (1892—1901). Установил, что в процессе эмбрионального развития всех многоклеточных животных наблюдаются общие черты, свидетельствующие о единстве их происхождения. Сделал ряд других ценных открытий, касающихся происхождения, анатомии, физиологии и биологии позвоночных и беспозвоночных животных. Благодаря исследованиям эмбриологии ланцетников и оболочников, проведённых Ковалевским, был установлен новый тип животных – хордовые.

Большая советская энциклопедия:

I
Ковалевский
Александр Онуфриевич [7(19).11.1840, Варкаваская волость, ныне Прейльского района Латвийской ССР, — 9(22).11.1901, Петербург], русский биолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии и физиологии, академик Петербургской АН (1890). Брат В. О. Ковалевского (См. Ковалевский). Окончил Петербургский университет (1863), там же защитил магистерскую (1865) и докторскую (1867) диссертации. Профессор Казанского (с 1868), Киевского (с 1869), Новороссийского в Одессе (с 1874) и Петербургского (в 1891—94) университетов; директор Севастопольской биостанции (1892—1901). Исследованиями эмбрионального развития низших позвоночных (ланцетник) и беспозвоночных (асцидии, голотурии, черви, членистоногие и др.) К. не только показал общность закономерностей развития позвоночных и беспозвоночных животных, распространив на беспозвоночных учение о зародышевых листках (См. Зародышевые листки), но и доказал взаимное эволюционное родство этих групп животных. Изучал в сравнительном аспекте строение и функции выделительной системы, а также открытых им у беспозвоночных животных фагоцитарных органов и роль их в метаморфозе насекомых. Работы К. и И. И. Мечникова, так же как Э. Геккеля (См. Геккель), легли в основу возникшего в конце 19 в. так называемого филогенетического направления в эмбриологии.
Соч.: Избранные работы, М., 1951; Письма А. О. Ковалевского к И. И. Мечникову (1866—1900), Л., 1955.
Лит.: Мечников И. И., Александр Онуфриевич Ковалевский, в кн.: Страницы воспоминаний, М., 1946; Догель В. А., А. О. Ковалевский (1840—1901), М.—Л., 1945; Гайсиновяч А. Е., А. О. Ковалевский и его роль в возникновении эволюционной эмбриологии в России, «Успехи современной биологии», 1953, т. 36, в. 2, с. 252—74; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (С середины XIX до середины XX вв.). Беспозвоночные, М., 1959.
А. Е. Гайсинович.

А. О. Ковалевский.
II
Ковалевский
Владимир Онуфриевич [2(14).8.1842, Варкаваская волость, ныне Прейльского района Латвийской ССР, — 16(28).4.1883, Москва], русский палеонтолог. Брат А. О. Ковалевского (См. Ковалевский). Будучи последователем Ч. Дарвина, К. пропагандировал дарвинизм, перевёл и издал в России ряд книг Ч. Дарвина, Т. Гексли, Ч. Лайеля. В 1872 при Йенском университете защитил диссертацию о палеонтологической истории лошадей, в 1875 при Петербургском университете — магистерскую диссертацию об анхитерии. В 1880 был избран доцентом Московского университета. Труды К. об историческом развитии копытных животных послужили основой новой науки — эволюционной палеонтологии (См. Палеонтология). К. доказал, что морфологические преобразования зависят от развития определенных функций; развитие функций он связывал с изменениями условий существования. Так, развитие копытных с высококоронковыми зубами и редуцированным скелетом ног К. связывал с развитием злаков и других покрытосеменных растений в середине кайнозойской эры. Первым из палеонтологов К. широко применил эволюционное учение для решения проблем филогенеза позвоночных животных. Изучение палеонтологической истории млекопитающих привело К. к выводу, что в их развитии были моменты «больших переломов» — быстрого развития относительно высокоорганизованных групп и внезапного исчезновения менее совершенных (представление об адаптивных и инадаптивных путях эволюции группы, см. Ковалевского закон). Исследования К. посвящены юрскому, меловому периодам и кайнозою. Он впервые осветил вопрос о зоогеографических провинциях поздней юры и раннего мела, дав первые палеографические карты этих провинций. К. справедливо считал, что предков кайнозойских млекопитающих следует искать в континентальных меловых отложениях.
Соч.: Собрание научных трудов, т. 1—2, М., 1950-56 (в т. 1 библ.).
Лит.: Борисяк А. А., В. О. Ковалевский. Его жизнь и научные труды, Л., 1928; Давиташвили Л. Ш., В. О. Ковалевский, М. — Л., 1946.

В. О. Ковалевский.
III
Ковалевский
Евграф Петрович [10(21).12.1790, Харьков, — 18(30).3.1867, Петербург], русский горный инженер и государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1856). Окончил Горный кадетский корпус в Петербурге (1810). В 20-х гг. 19 в. провёл первое крупное исследование геологического строения Донбасса; дал прогноз о наличии в районе г. Бахмута (ныне г. Артёмовск) залежей каменной соли. В 1858—61 министр народного просвещения.
Соч.: Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже, «Горный журнал», 1827, кн. 2; Геогностическое обозрение Донецкого горного кряжа, там же, 1829, ч. 1, кн. 1—3.
IV
Ковалевский
Егор Петрович [6(18).2.1809 (по др. данным, 1811), село Ярошевка Харьковской губернии, — 20.9(2.10).1868, Петербург], русский путешественник и писатель, член-корреспондент (1856) и почётный член (1857) Петербургской АН. Родился в дворянской семье. В 1825—28 учился в Харьковском университете. Участник обороны Севастополя (1855). В 1847—48 проводил исследования в Северо-Восточной Африке, одним из первых указал правильное географическое положение истоков Белого Нила. Печататься начал как поэт (1832), писал также романы и повести, но известен, прежде всего, как автор очерков о поездках в Среднюю Азию, по югу Европы, Африке и т.д. Составил описание Монголии и Китая — «Путешествие в Китай» (ч. 1—2, 1853) — на основе материалов, собранных им во время путешествий в Пекин (в 1849—50 и 1851). Деятельность К. высоко ценили Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. И. Тютчев.
Соч.: Собр. соч., т. 1-5, СПБ. 1871—72.
Лит.: Вальская Б. А., Путешествия Е. П. Ковалевского, М., 1956 (имеется библ.).
V
Ковалевский
Максим Максимович [27.8(8.9).1851, Харьков, — 23.3(5.4).1916, Петроград], русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). Окончил в 1872 юридический факультет Харьковского университета; завершил образование в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. В 1878—87 профессор юридического факультета Московского университета. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократическим порядкам был в 1887 отстранён от преподавания, после чего уехал за границу. В 1905—16 профессор Петербургского университета. В 1906 К. основал конституционно-монархическую Партию демократических реформ; в 1906 был избран в 1-ю Государственную думу, в 1907 — в Государственный совет (от академической курии). В 1909 приобрёл журнал «Вестник Европы» и вошёл в его редакцию. По своим взглядам принадлежал к позитивизму, вместе с тем испытал влияние К. Маркса и Ф. Энгельса (которых знал лично). Из многочисленных научных работ К. особенно большое значение имели его труды об общине, получившие высокую оценку основоположников марксизма: «Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт» (Лондон, 1876) и «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (1879). Последняя работа построена на основе сравнительно-исторического изучения западноевропейских, славянских, кавказских, индийских и др. народов. По проблемам общины К. полемизировал как с русскими народниками, так и с теми западноевропейскими учёными (Н. Д. Фюстель де Куланж и др.), которые отстаивали тезис об извечном существовании частной собственности на землю. Совершил три экспедиции на Кавказ (1883, 1885, 1887). Собранные им материалы об осетинах и др. народах Кавказа (преимущественно Дагестана) легли в основу исследований о родовых отношениях и формах их распада: «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (т. 1—2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (т. 1—2, 1890), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдалённом прошлом» (в. 1—2, 1905) и др. Установлению К. важной исторической роли большой семьи или патриархально-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Ф. Энгельс (см. К. Маркой Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 61—62, 63, 130, 134, 139—40). В труде «Происхождение современной демократии» (т. 1—4, 1895—97) — самой крупной в дореволюционной русской историографии попытке обобщающего освещения социальных и политических предпосылок Великой французской революции и ее начального этапа и в произведении «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1—3, 1906) связывал развитие политических учений с борьбой за тот или иной общественный и государственный строй. Большой вклад внес К. в разработку крестьянского вопроса во Франции накануне Великой французской революции. Вслед за Н. И. Кареевым К. отвергал (в противоположность И. В. Лучицкому) тезис А. Токвиля о широком распространении в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности. В труде «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1—3, 1898—1903), рассматривая проблемы западноевропейского феодализма, ошибочно считал главным фактором изменений экономического строя рост народонаселения.
В социологии К. видел общую теорию социального развития и стремился изучать историю в социологическом разрезе («Современные социологи», 1905; «Социология», т. 1—2, 1910, и др.). Идею эволюции, постепенного усовершенствования общественных учреждений К. сознательно противопоставлял марксизму. Выступая против субъективного метода в социологии, неокантианского противопоставления общественных наук естественным, К. считал основным социологическим законом закон прогресса, заключающийся в росте социальной солидарности. Классовую борьбу К. рассматривал как признак незрелости или, наоборот, «вырождения» того или иного общественного строя. На примерах истории Англии, Франции и др. стран он стремился показать опасность обострения социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политическая доктрина конституционной, или «народной», монархии, которой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов народных масс. Если в своих более ранних конкретно-исторических трудах К. фактически придавал основное значение социально-экономическим процессам, то в более поздних социологических произведениях, написанных в основном в годы русской Революции 1905—07 и после неё, он подчёркивал положение о взаимодействии в историческом процессе ряда факторов, отводя немалую роль психологическим и биологическим факторам.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-2, М., 1955—66; Токарев С. А., История русской этнографии, М., 1966; Список трудов К. см. в кн.: Материалы для биографического словаря действительных членов Академии наук, ч. 2, П., 1917.
Б. Г. Вебер.

М. М. Ковалевский.
VI
Ковалевский
Николай Осипович [8(20).5.1840, Казань, — 5(17).9.1891, там же], русский физиолог, основатель Казанской школы физиологов. По окончании медицинского факультета Казанского университета (1862) работал в Вене. В 1865 защитил докторскую диссертацию в Казани и до конца жизни занимал кафедру физиологии в Казанском университете; с 1878 декан медицинского факультета, а в 1880—82 ректор этого университета. Продолжая начатое его учителем Ф. В. Овсянниковым экспериментальное направление, исследовал рефлекторные связи между органами дыхания и кровообращения. Показал особенности иннервации мускулатуры зрачка.
Соч.: Материалы к изучению легочного дыхания, «Изв. и ученые зап. Казанского университета», 1865, в. 2; Материалы к изучению влияния дыхания на кровообращение, Каз., 1877 (Тр. общества естествоиспытателей при Казанском университете, т. 6, в. 3).
Лит.: Миславский Н. А., Н. О. Ковалевский (1840—1891), «Уч. зап. Казанского университета», 1892, кн. 3.
VII
Ковалевский (Kowalewski)
Осип Михайлович (Юзеф) [28.12.1800(9.1.1801), деревня Большие Бржестовицы, ныне Волковысский район Гродненской области, — 20.10.1878, Варшава], польский и русский учёный-монголовед, профессор (1833), академик Петербургской АН (1847). Почётный член Азиатского общества в Париже (1839). Окончил в 1820 Виленский университет по специальности древние языки и классическая литература. В 1824 арестован за участие в тайном обществе «Друзья науки», руководимом А. Мицкевичем. Через год был освобожден и выслан «под особый надзор» в Казань, где в университете стал изучать восточные языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал «Историю Казанского ханства». В 1827—1831 жил в Забайкалье, Монголии и Китае, изучая живые языки, литературу и этнографию монгольских народов. В 1833—1860 профессор Казанского университета, с 1862 профессор Варшавской главной школы (преобразована в 1869 в университет). Основные труды: «Краткая грамматика монгольского книжного языка» (1835), «Монгольская хрестоматия» (т. 1—2, 1836—37), «Монгольско-русско-французский словарь» (т. 1—3, 1844—49), удостоенный Академией наук премии Демидова. К. оставил ряд трудов по монголоведению и буддизму, часть из которых («История монголов», т. 1—2, «Введение в историю монголов») хранится в рукописном фонде восточных рукописей в Ленинградском отделении института востоковедения АН СССР и рукописном фонде ЦГА ТАССР. Основной рукописный фонд, включавший 6-томное описание Монголии, Китая, Бурятии, был перевезён в Варшаву, где в 1863 погиб во время пожара.
Из созданной К. монголовед ческой школы вышли такие учёные, как Д. Банзаров, В. П. Васильев, А. А. Бобровников и др.
Соч.: Каталог санскритским, монгольским, тибетским, манджурским и китайским книгам и рукописям, в библиотеке Казанского университета хранящимся, «Учебный запасник Казанского университета», 1834, [т.] 2; Поездка из Иркутска в Ургу, «Казанский вестник», 1829, ч. 26, май — июнь, кн. 5; Содержание монгольской книги под заглавием: «Море притч», «Учебный запасник Казанского университета», 1834, [т.] 1—2; Буддийская космология, Каз., 1837; О забайкальских бурятах, «Казанский вестник», 1829, ч. 27, кн. 9—10.
Лит.: Kotwicz W., lоzef Kowalewski — orientalista (1801-1878), Wrocaw, 1948 (имеется библ.)
П. П. Старицина.

О. М. Ковалевский.

Советская историческая энциклопедия:

1.
Максим Максимович (27.VIII.1851 — 23. III(5.IV).1916) — рус. историк обществ. и гос. строя и социально-политич. учений, этнограф, социолог-позитивист. Окончил в 1872 юридич. ф-т Харьковского ун-та. Завершал образование в Берлине, Вене, Париже и Лондоне. Лично знал К. Маркса и Ф. Энгельса, состоял в переписке с ними, испытал их сильное влияние в науч. области, оставаясь, однако, позитивистом-эволюционистом. В 1878-87 — проф. гос. права и сравнит, истории права юридич. ф-та Моск. ун-та. Пользовался как лектор широкой популярностью. Играл большую роль в кругу молодой профессуры, в состав к-рой входили К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов, В. О. Ключевский, Н. И. Стороженко, A. И. Чупров и др. Издавал в 1879-80 совместно с В. Ф. Миллером журн. "Критическое обозрение". Участвовал вместе с последним в этногр. экспедициях по Кавказу. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократич. порядкам был отстранен в 1887 от преподавания, после чего уехал за границу, где продолжал науч.-лит. деятельность, выступая с лекциями в Париже, Брюсселе, Стокгольме, Оксфорде, Чикаго и пр. Принадлежал к числу инициаторов создания Междунар. социологич. ин-та и постоянных участников созывавшихся им с 1894 конгрессов. В 1901-один из гл. организаторов Рус. высшей школы обществ. наук в Париже. Вернувшись в 1905 на родину, преподавал в Петерб. ун-те, в Политехнич. ин-те, в Психоневрологич. ин-те, где занял первую в России кафедру социологии. Принимал активное участие в политич. жизни: основал маловлият. конституц.-монархич. Партию демократич. реформ и ее орган газ. "Страна"; в 1906 был избран в 1-ю Гос. думу, в 1907 — в Гос. совет (от академич. курии), где выступал против столыпинского агр. законодательства, считая, что оно приведет к массовой пролетаризации крестьянства и увеличит тем самым угрозу социальной революции. В 1909 приобрел журн. "Вестник Европы" и вошел в его редакцию. С 1914 — действит. член АН.
=====
Уже ранние монографич. труды К. обнаружили широту и разносторонность его науч. интересов, к-рые были навеяны осн. проблемами совр. ему рус. действительности, но преломлялись гл. обр. сквозь призму зарубежного ист. опыта. Часть этих работ ("История полицейской администрации и полицейского суда в англ. графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III" (Прага, 1877), "Обществ. строй Англии в конце ср. веков" (М., 1880) и др.) была посвящена политич. и социальному развитию ср.-век. Англии, к изучению к-рого К. приступил первым в ряду видных рус. историков — П. Г. Виноградова, Д. М. Петрушевского, А. Н. Савина. Уже в первой из этих работ К. ставил своей задачей проследить влияние экономич. прогресса и обусловливаемого им развития сословий и классов на организацию обществ. и гос. учреждений. Во второй он исходил из того, что зем. собственность является "одним из материальных фундаментов всякого господства, общественного и политического" (стр. 1). Рассматривая развернувшееся в относительно широких, по его заключению, масштабах уже к кон. 15 в. обезземеление крестьянства в Англии и начавшееся здесь развитие пролетариата, К. называл эти процессы "последними звеньями" в цепи таких явлений, как эмансипация крестьян без земли, уничтожение общинных угодий, развитие системы крупных аренд, "драконово законодательство" против бродяг и возведение тюрем для нищих, ради приличия называемых "работными домами". В ряду причин массового разорения и обнищания крестьянства еще задолго до англ. революции 17 в. К. придавал особое значение неизбежному, но, по его убеждению, искусственно форсировавшемуся господств. классами разложению общинного землевладения в Англии. Значи. внимание уделял К. социальному протесту крестьянства и отчасти гор. низов, нашедшему в кон. 14 в. наиболее яркое выражение в восстании Уота Тайлера.
=====
Особняком стояли в этот период "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV века до смерти Людовика XIV" (т. 1, в. 1, М., 1876). Эта работа К. осталась незаконченной, отчасти под влиянием отрицат. отзыва о ней Маркса, к-рый, как указывал сам К., более одобрительно относился к его попыткам "...раскрыть прошлое земельной общины или изложить ход развития семейных порядков с древнейших времен на основании данных сравнительной этнографии..." ("Воспоминания о Марксе", 1940, с. 176). Проблема общины разрабатывалась К. в "Очерке истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Лондон, 1876), в книге "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения" (М., 1879), к-рая была построена на основе сравнит.-ист. изучения материала не только зап.-европ. и слав. стран, но и Индии, Алжира, Кавказа, Мексики, Перу, а также в ряде др. трудов. Темы их подсказаны были К. спорами о судьбах рус. общины, его полемикой с народниками, отрицавшими клас. расслоение в общине, и с теми учеными, к-рые отстаивали антиист. тезис об извечном существовании частной собственности на землю (Фюстель де Куланж и др.) или изображали общину всего лишь искусственно насаждавшимся продуктом фискальной политики гос-ва (Б. Н. Чичерин).
=====
К трудам К. о сел. общине, получившим высокую оценку основоположников марксизма, примыкали его исследования о родовых отношениях и формах их распада: "Совр. обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнит. освещении" (т. 1-2, М., 1886), "Закон и обычай на Кавказе" (т. 1-2, М., 1890), "Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом" (в. 1-2, СПБ, 1905) и др. Эти труды основывались прежде всего на собранном самим К. этнографич. материале осетин и др. народов Кавказа (преим. Дагестана). Установлению К. крупной ист. роли большой семьи или патриарх.-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Энгельс.
=====
С кон. 80-х и особенно с 90-х гг. К. приступил вплотную к изучению поворотных моментов в развитии Англии и Франции — предыстории и истории их революций 17 и 18 вв. Осн. результатом этого изучения был труд "Происхождение совр. демократии" (т. 1-4, М., 1895-97; ч. 1-2 первого тома переиздавались с важными дополнениями в 1901 и 1912, ч. 3 и 4 — в 1899). Это самая крупная в рус. дооктябрьской историографии попытка обобщающего освещения социальных и политич. предпосылок франц. бурж. революции кон. 18 в. и начального ее этапа до осени 1791. Формально К. выступал здесь и в изданном позже труде "От прямого народоправства к представительному и от патриарх, монархии к парламентаризму" (т. 1-3, М., 1906), куда вошли и его статьи 80-90-х гг. по англ. революции, как историк политич. мысли и гос. права. Но по существу К. вышел далеко за рамки своей непосредств. темы и специальности, в традиц. их понимании. К. пытался связать развитие политич. учений с борьбой за тот или иной не только гос., но и обществ. строй и стремился рассматривать эту борьбу не только в политич., но и в социальном и притом клас. разрезе. И это составляло сильную сторону работ К. по истории политич. мысли.
=====
Осн. вкладом К. в историографию франц. революции была разработка им вслед за Н. И. Кареевым и наряду с И. В. Лучицким крест. вопроса, к-рый К. справедливо считал "коренным вопросом франц. обществ. жизни" того времени. Идя по стопам Кареева, К. отвергал, в противоположность Лучицкому, тезис Токвиля о широком распространении в дореволюц. Франции мелкой крест. собственности и подчеркивал, что крестьяне владели находившимися в их руках землями не столько "на начале собственности", сколько "на чиншевом праве", на основе "вечнонаследств. аренды". Учитывая, т. о., отличный от бурж. собственности характер поземельных отношений "старого порядка", К. первоначально возражал, однако, против того, что произведенный революцией "обществ, переворот" состоял в "ниспровержении феод. системы". Это было обусловлено тем, что К. долго был склонен отождествлять "феодализм в тесном смысле слова" с одной лишь "крепостной системой" с барщинным трудом и переход от "барщинно-крепостной" к "оброчно-чиншевой" системе расценивал уже как "вырождение" феод. отношений, окончательно подорванных якобы развитием фермерского х-ва. В начале своих занятий историей франц. крестьянства К. преувеличивал степень проникновения бурж. отношений во франц. с. х-во 2-й пол. 18 в. и слишком тесно сближал развитие дореволюц. Франции с развитием Англии в осн. уже после ее революции 17 в. Уделяя, однако, большое внимание новым, но своеобразным по сравнению с Англией тенденциям развития франц. деревни накануне революции, К. конкретизировал (на основе, гл. обр., приходских наказов 1789) нарисованную в общем еще Кареевым картину обезземеления значит. части крестьянства и начавшегося и здесь (вопреки взглядам Лучицкого) клас. его расслоения на деревенскую буржуазию и пролетариат. Вставая в конечном счете на позиции признания отрицавшегося им прежде феод. характера поземельных отношений дореволюц. Франции, К. приходил в 1912 в кн. "Происхождение мелкой крест. собственности во Франции" (СПБ) к выводу, что "экономический и социальный кризис", вызвавший революцию, "...имел своим первоисточником невозможность примирить требования нового, уже зарождавшегося капиталистического строя с теми порядками поместно-крепостного и оброчного хозяйства, которые продолжали еще держаться в большей части страны" (указ. соч., СПБ, 1912, с. 47). Исходя из того, что революция не вызвала к жизни "новые экономические порядки ничем не сдерживаемой конкуренции", а "только узаконила их своим признанием", освещал К. и процессы разложения цехов, развития пром-сти, формирования рабочего класса, борьбы рабочих против предпринимателей. В этой области, остававшейся до К. наименее исследованной, ему принадлежала важная науч. инициатива вообще и в особенности — в постановке проблемы деревенской куст. пром-сти, в к-рой он видел (в отличие от Лучицкого) "домашнюю форму капиталистического производства".
=====
Сюжетом труда К. "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (т. 1-3, М., 1898-1903) был зап.-европ. феодализм от падения Рим. империи до кон. 14 в., а в нем. издании — даже до 18 в. (т. 1-7, Берлин, 1901-14). К. строил здесь свои обобщения на неправильных теоретич. предпосылках, считая гл. фактором всех изменений экономич. строя рост населения и рассматривая изменения в сфере произ-ва не как причину, а лишь как следствие расширения обмена. Привлеченный К. обширный и не только опубл., но и архивный материал (не всегда, правда, достаточно внимательно изученный и правильно использованный, как и в др. его работах) раскрывал, однако, ряд существ. сторон и характерных особенностей социально-экономич. развития зап.-европ. феод. общества.
=====
К. стремился изучать историю в социологич. разрезе, видел в социологии общую теорию социального развития и посвятил ей ряд спец. работ — "Современные социологи" (СПБ, 1905), "Социология" (т. 1-2, СПБ, 1910) и др. В социологич. построениях позитивизма К. привлекали эволюц. точка зрения на развитие человечества, идея медленного усовершенствования обществ. учреждений, к-рая сознательно противопоставлялась им марксизму, марксистской "...идее классовой борьбы, долженствующей окончиться торжеством пролетариата" ("Две жизни", в журн.: "Вестник Европы", 1909, No 7, с. 6). Выступая против субъективного метода в социологии, против модного с кон. 19 в. противопоставления обществ. наук естественным, против отказа от принципа закономерности, К. называл осн. социологич. законом закон прогресса, к-рый заключается якобы в росте солидарности. Хотя К. и уделял в своих ист. работах большое внимание клас. борьбе, он относился к ней отрицательно, считал ее признаком незрелости или, наоборот, "вырождения" того или иного обществ. строя и доказывал господств. классам на ист. примерах Англии, Франции и др. стран опасность обострения ими социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политич. доктрина конституц. или "народной" монархии, к-рой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов нар. масс. Если в своих более ранних конкретно-ист. трудах К. придавал фактически осн. значение социально-экономич. процессам, то в более поздних социологич. произв., написанных в осн. в годы первой рус. революции и после нее, он, в противовес этому, настойчиво подчеркивал характерное для позитивизма положение о взаимодействии в ист. процессе ряда равнозначных факторов, отводя немалую роль психологич. и даже биологич. фактору.
=====
Лит.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2. М., 1960, с. 351-70, 645-46; т. 3, M., 1963.C. 414-418, 449-463; Сафронов Б. Г., М. М. Ковалевский как социолог, М., 1960. Списки трудов К. см. в кн.: Материал для биографич. словаря действит. членов императ. Академии наук, ч. 2, П., 1917; M. M. Ковалевский. Ученый, гос. и обществ. деятель и гражданин. Сб. ст., П., 1917.
=====
Б. Г. Вебер, Б. Г. Сафронов. Москва.
2.
Осип Михайлович (28.XII.1800(9.I.1801) — 20.Х.1878) — рус. ученый, один из основоположников монголоведения в России, профессор (с 1834), академик (с 1847). Действит. чл. Об-ва историй и древностей российских при Моск. ун-те (1840), Почетный чл. Азиат. об-ва в Париже (1839). Окончил в 1820 Виленский ун-т по специальности древние языки и классическая лит-ра. В 1824 К. арестован за участие в тайном об-ве "Друзья науки" А. Мицкевича. Через год был освобожден и выслан "под особый надзор" в Казань, где в ун-те стал изучать вост. языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал "Историю Казанского ханства", одновременно работая над ист. произв. Геродота.
=====
В 1827 К. был командирован в Забайкалье для изучения бурятского яз. и быта бурят. В 1829 был в Монголии и через год отправлен в Пекин как чл. Росс. духовной миссии. В Китае познакомился с кит., маньчжурским, тибетским яз. и основами санскрита. Встреча с Н. Я. Бичуриным усилила интерес К. к истории Китая, а личное знакомство с декабристами в Забайкалье (С. П. Трубецким, С. Г. Волконским и др.) стимулировало его просветит. работу среди бурят. В 1833 вернулся в Казань, где с него снят был "надзор". К. был первым руководителем первой в России кафедры монг. яз., читал лекции по истории и языку Монголии. В 1835 издал "Краткую грамматику монг. книжного яз.". в 1836-37 "Монг. хрестоматию" в 2 томах, в 1844-49 "Монг.-рус.-франц. словарь" (вып. 1-3), удостоенный Академией наук полной премии Демидова.
=====
В 1855 К. назначен ректором Казанского ун-та, но в 1860 освобожден в связи с волнениями студентов, поддержавших движение революц. демократов. В 1862 К. был переведен в Варшаву, назначен профессором Главной школы, преобразованной в 1869 в ун-т.
=====
К. примыкал к дворянско-бурж. просветителям 30-40-х гг. 19 в. Он говорил, что в мире нет "неисторических" народов, что нельзя противопоставлять Азию Европе, ибо все страны "трудились для общей пользы", что каждый народ имеет свою историю и не исчезает бесследно. Вместе с тем он считал, что определяющим фактором в истории народов является герграфич. среда я просвещение, что вооруж. выступления масс отрицательно сказываются на делах нар. просвещения и потому вредны.
=====
К. завоевал славу ученого, педагога и просветителя. Благодаря его трудам рус. монголоведение заняло первенствующее положение в мировой науке, а из созданной им школы вышли такие ученые, как Д. Банзаров, В. П. Васильев, А. А. Бобровников. К. оставил ряд трудов по монголоведению и буддизму, часть к-рых ("История монголов", т. 1-2, "Введение в историю монголов") хранится в рукописном фонде вост. рукописей в Ленингр. отделении Ин-та народов Азии АН СССР и рукописном фонде ЦГА ТАССР. Осн. рукописный фонд, включавший в себя 6-томное описание Монголии, Китая, Бурятии, был перевезен в Варшаву, где еще в 1863 погиб от пожара.
=====
Соч. (кроме указ. в ст.): Каталог санскритским, монг., тибетским, манджурским и кит. книгам и рукописям, в б-ке Казан. ун-та хранящимся, "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, (т.) 2; Поездка из Иркутска в Ургу, "Казан. вестник", 1829, ч. 26, май-июнь, No 5; Содержание монг. книги под заглавием: "Море притч", "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, (т.) 1-2; Буддийская космология, Каз., 1837; О забайкальских бурятах, "Каз. вестник", 1829, ч. 27, август-декабрь.
=====
П. П. Старицина. Москва.

Новейший философский словарь:

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) — русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков», 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала «Вестник Европы» (1909-1916), один из редакторов Энциклопедического словаря Гранат (1910-1916). С 1899 — член-корреспондент, с 1914 — действительный член Российской Академии наук. Основатель партии «Демократических реформ», депутат I Государственной Думы, с 1907 — член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников «Родоначальники позитивизма» (1910-1913). Основные сочинения: «Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения» (ч. 1, 1879); «Современный обычай и древний закон» (тт. 1-2, 1886); «Первобытное право» (вып. 1-2, 1886); «Закон и обычай на Кавказе» (тт. 1-2, 1890); «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (тт. 1-3, 1898-1903); «Развитие народного хозяйства в Западной Европе» (1899); «Происхождение современной демократии» (тт. 1-4, 1895-1899); «Современные социологи» (1905); «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (тт. 1-3, 1906); «Социология» (тт. 1-2, 1910) и др. Взгляды К. складывались под воздействием идей Кон-та и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии — организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому — у Маркса, мировоззренческому — у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму «теории факторов». Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни. В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., — сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете — выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. — идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности (»замирения») в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., — закон «роста человеческой солидарности» (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.

Новая философская энциклопедия:

КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович [27 августа (8 сентября) 1851, Харьков – 23марта (5апреля) 1916, Петроград]русский социолог, историк, правовед. После окончания юридического факультета Харьковского университета (1872) занимался научной работой в различных странах Европы. В 1877 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1887 уехал за границу, преподавал в европейских и американских университетах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском университете и других столичных вузах. В 1914 избран действительным членом Академии наук. Один из основателей Московского психологического общества.
Методом, способным открыть законы развития общества, считал сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. Его основная ценность состоит не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение Ковалевского связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических однофакторных концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, его детерминирующих. Ковалевский стремился определить главные причины социальных изменений (напр., «рост народонаселения»). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму. Другие важнейшие темы социологической рефлексии Ковалевского – связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных институтов.
Сочинения:
1. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму, т. 1–3. М., 1906;
2. Социология, т. 1–2. СПб., 1910.
Литература:
1. Лиоренцевич И.Г. Плюралистическая теория M.M.Ковалевского. – В кн.: Социологическая мысль в России. Л., 1978.
С.И.Бажов

Словарь русских фамилий:

Отчество от именования отца по занятию. Так как кузнец был необходимейшим и всем известным человеком в селении, то именование по этому признаку было повсеместно. Поэтому фамилия Кузнецоводна из самых частых в России; в Москве (1964) жили 78 тыс. Кузнецовых (уступая по количеству только Ивановым, которых 90 тыс.). В некоторых местностях фамилия Кузнецов занимала первое место по частоте (например, в 17 волостях Керенского и Чембарского уездов Пензенской губернии 1917 г. из 69 тыс. русских, охваченных подсчетами, 1031 человек — Кузнецовы). По стране в целом распространение фамилии Кузнецов несколько ограничено употреблением украинского, белорусского и русского диалектного слова коваль в том же значении «кузнец», поэтому с запада и юго-запада распространялись фамилии с этой основой. У других народов тоже очень часты фамилии с основой, означающей «кузнец», например самая частая английская фамилия Смит, немецкая — Шмидт. (Н). Ковалеводна из распространеннейших русских; фамилий, хотя слова «коваль» в русском литературном языке нет. На юге России и на Украине ковалем называют кузнеца. «Коли не коваль, так и рук не погань» (то есть не пачкай) — советует народная мудрость; не берись за дело, которого не знаешь. (Ф) Коваленя. Один из суффиксов образующих белорусские фамилии -еня. Ковальский — польская или украинская фамилия. Ковалихин и Кузнечихин, метронимические фамилии, образованы от именования женщины, жены кузнеца. Ковальков, Кованьков — русифицированные украинские или белорусские фамилии.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru