Определение слова «Пекин»

Большой энциклопедический словарь:

ПЕКИН (Бэйцзин) — столица Китая. С прилегающими районами выделен в самостоятельную административную единицу центрального подчинения. 16,8 тыс. км2. Население 5,8 млн. человек, с пригородами — 10,9 млн. человек (1990). Крупный транспортный узел у начала Великого канала, в 160 км от зал. Бохайвань Желтого м. Международный аэропорт Шоуду. В Пекине и пригородах — металлургия, нефтехимия, машиностроение, текстильная, химическая, военная, радиоэлектронная, полиграфическая, пищевая промышленность, производство стройматериалов; художественные ремесла. Метрополитен. АН КНР, университет. Театры. Музей истории Китая, художественная галерея, мемориальный музей Сней Бейхуна. В 1-м тыс. до н. э. упоминается как г. Цзи. В 1421 стал называться Бэйцзин. С 13 в. и до 1927 (кроме 1368-1421) столица Китая. В 1368-1421 и 1928-49 назывался Бэйпин. С 1.10.1949 столица КНР. Пекин — один из древнейших китайских городов. Историческая часть Пекина, строго геометрическая по планировке, состоит из Внутреннего города и Внешнего города. Древнейший Внутренний город включает комплекс Императорского города (южная стена с воротами и пл. Тяньаньмынь) — ядро которого — Запретный город с комплексом Императорского дворца (восходит к 1-й пол. 15 в.; ныне Музей Гугун). Все части Внутреннего города объединены строгой системой дворцовых, храмовых и других сооружений, расположенных в определенном порядке с юга на север. В комплексе Императорского города также — храм Таймяо ("Храм поминания предков"; 1420, перестроен в 1544) — парки "Трех морей", в т. ч. парк Бэйхай на берегу и на острове оз. Бэйхай с пагодой Байта ("Белая пагода", 1651) — и др. Во Внешнем городе — ансамбль "Храм неба" (1420-1530, перестроен в 18-19 вв.). Административно-политический центр Пекина — пл. Тяньаньмынь, на западе и востоке которой — здание Всекитайского собрания народных представителей, здания Музея китайской революции и Музея истории Китая (оба 1959). В кон. 70-х — 80-е гг. возведены кварталы многоэтажных и общественных зданий.

Словарь географических названий:

Пекин
(Beijing), Бэйцзин, столица Китая, полит., экон., финанс., науч. и культ. центр страны; 2-й по величине (после Шанхая) город страны. Ок. 5,8 млн. жителей (2000), с подчиненными территориями ок. 13,8 млн. чел. Один из древнейших городов Китая, известен со II тысячелетия до н. э. Под разными названиями неоднократно был столицей древних и ср.-век. китайских государств. С 1368 г. назывался Бэйпин ("умиротворенный север"). В 1403 г. назван Бэйцзин ("северная столица"; отсюда русское название Пекин), а в 1421 г. стал столицей китайской империи Мин. В 1644 г. занят маньчжурами. В 1618 г. П. посетил русский путешественник И. Петлин, в 1716 г. создана российская духовная миссия. В 1937–45 гг. оккупирован японскими войсками.
В юго-зап. ч. сохранились сооружения XII в. К 1553 г. предместья образовали Внешний город, который в прошлом также был обнесён кирпичными стенами. Внутр. город (на месте монгольского г. Даду) включал обнесённый стенами и рвом комплекс Императорского города с дворцами, храмами, пагодами, парками, холмами и озёрами (в т. ч. храм Таймяо – "Храм поминовения предков", 1420), алтарь Шэцзитань ("Алтарь божеств, земли и злаков", XV в.), парк на г. Мэйшань ("Угольная гора", или Цзиншань – "Гора прекрасного вида"), парк Бэйхай на берегу и оз. Бэйхай ("Сев. море") с ламаистской пагодой Байта ("Белая пагода"), храмом Байтасы ("Храм Белой пагоды", ныне Юнъаньсы, "Храм вечного спокойствия"), павильонами Улунтин ("Павильоны 5 драконов", 1651). Юж. стена Императорского города завершалась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 г. выстроены новые ворота Тяньаньмынь – "Ворота небесного спокойствия") и площадью. В юж. ч. Внешнего города – ансамбль Тяньтань ("Храм неба", 1420–1530); Циняньдянь ("Храм молитвы за богатый урожай", 1420); Хуанцюнъюй ("Зал небесного свода", 1530); алтарь Хуаньцю ("Алтарь неба", 1530). В конце XVII–XIX вв. на территории Императорского города возникли многочисленные храмы (Шанъиньдянь – "Храм источника доброты"; Ваньфолоу – "Храм десяти тыс. Будд"), беседки, галереи. В XVIII в. построен ламаистский монастырь Юнхэгун. На сев.-зап. окраинах П. находится летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на г. Ваньшоушань (XVI–XIX вв.). После 1949 г. на площади Тяньаньмынь (самая большая в мире) выстроены Большой зал народных собраний, музей китайской революции и истории Китая (1959), мавзолей председателя Мао и монумент народным героям, Дворец нац. культур, центр. телеграф (1958). Главные торг. улицы в центре П. – Ванфуцзиндацзе, Сиданьбэйдацзе и Цяньмыньдацзе. На З. сосредоточены правительственные учреждения, на СЗ. – важнейшие вузы и научные ин-ты, на С. – новые жилые массивы, на вост. и юж. окраинах преобладают пром. пр-тия.
Пекинский ун-т (1898); ун-т Цинхуа (техн.), Народный ун-т Китая, Центр. ин-т национальностей, пед., медицинский, сел.-хоз. ин-ты; центр. консерватория; ин-ты железа и стали, аэронавтики и астронавтики, нефтяной, геологоразведки, лесного х-ва, механизации сел. х-ва, иностранных языков. АН КНР, академия мед. наук, академия сел.-хоз. наук; обсерватория и планетарий; ботанический сад; нац. Пекинская библиотека (13,1 млн. томов), центр. библиотека АН КНР. Музей в быв. императорском дворце (Гугун). Китайская худож. галерея, военный музей китайской народной революции, музей природы, музей писателя Лу Синя, геол. музей. Театры Шоуду, Тяньцяо. Зоопарк (ок. 5 тыс. животных более чем 500 видов, в т.ч. большие панды).
Чёрная металлургия, маш-ние (в т.ч. трансп.), нефтепереработка, приб-ние и радиоэл., хим. (в т.ч. нефтехим.), текст. пром-сть. Широко известны традиционные кустарные промыслы (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту; ковроткачество). В Шицзиншань (на р. Юндинхэ, в 20 км к З. от П.) с 1920 г. работает металлург. комбинат. Крупный трансп. узел КНР, от которого во всех направлениях отходят ж. д. и шоссе. Пекинский вокзалкрупнейший в стране. Аэропорт Пекин – Шоуду ("Столица"). Аванпорт П. на берегу зал. Бохайвань Жёлтого моря (в 180 км от П.) – г. Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км; 1956–57) связывает П. с р. Юндинхэ (источником водоснабжения). Метрополитен (1969; 2 линии 40 км). Широкой популярностью пользуется велосипед.

Большая советская энциклопедия:

Пекин
Бэйцзин (буквально — северная столица), столица, политический, экономический, научный и культурный центр КНР. Второй (после Шанхая) по величине город страны. Расположен на Великой Китайской равнине, у подножия обрамляющих её с С.-З. Сишаньских гор, в бассейне р. Юндинхэ. Климат умеренный, муссонный. Средняя температура января — 4,6 °С, июля 26 °С. Осадков 636 мм в год, около 2/3 выпадает в июле — августе. Население 7570 тыс. чел. с подчинёнными сельскими уездами (1970, оценка; 6,8 млн. чел. в 1959). Площадь 17,8 тыс. км2, включая пригородные с.-х. территории.
Городское управление. П.— город центрального подчинения, выделен в самостоятельную административную единицу. Согласно конституции КНР, органы власти и управления в П. — городское собрание народных представителей и народный комитет, которые были распущены в период «культурной революции» (2-я половина 60-хгг.). В 1967 был создан так называемый «ревком». Глава «ревкома» является и первым секретарём горкома Коммунистической партии Китая (КПК).
Историческая справка. Первые сведения о населённом пункте в районе современного П. относятся ко 2-му тыс. до н. э. В 1-м тыс. до н. э.— 10 в. н. э. упоминается в летописях как г. Цзи. В 936 носил название Сицзинь, с 937 — Наньцзин (южная столица киданьского государства до середины 12 в.), с середины 12 в.— Чжунду, или Дасин (средняя столица чжурчжэньского государства Цзинь). В 1215 город заняли монголы. Под названием Даду, или по-монгольски Ханбалык, в 13—14 вв.— столица монгольской империи Юань. С 1368, после освобождения Китая от власти монголов, назывался Бэйпин (умиротворённый север). В 1421, став столицей китайской империи Мин, получил название Бэйцзин (отсюда русское — Пекин). В 1644 был занят крестьянской повстанческой армией под руководством Ли Цзы-чэна и тогда же — маньчжурами, утвердившими в Китае свою династию Цин. В 1618 П. посетил русский путешественник И. Петлин. В том же, 17 в. сюда ездили российские послы Ф. И. Байков, И. С. Перфильев, С. Аблин, Н. Г. Спафарий. В 1716 в П. создана Российская духовная миссия, свыше 150 лет фактически являвшаяся неофициальным дипломатическим представительством (была крупным центром русского китаеведения).
В 1860, в период англо-франко-китайской войны 1856—60 (См. Англо-франко-китайская война 1856-60), и в 1900, во время антиимпериалистического Ихэтуаньского восстания (См. Ихэтуаньское восстание), П. захватывали войска иностранных держав. В 1912, во время буржуазной Синьхайской революции (См. Синьхайская революция), П. был объявлен столицей Китайской республики. Фактически он превратился в ставку северных милитаристов во главе с Юань Ши-каем, а затем — Дуань Ци-жуем и др. Состоявшаяся в П. 4 мая 1919 демонстрация положила начало подъёму антиимпериалистического и антифеодального движения в Китае, развернувшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции (см. «Четвёртого мая» движение (См. Четвёртого мая движение)). В 1920 Ли Да-чжао организовал в П. один из первых в стране марксистских коммунистических кружков.
После создания в 1921 Коммунистической партии Китая (КПК) в П. действовало подпольное Северное бюро ЦК КПК во главе с Ли Да-чжао, которое, в частности, подготовило и провело 18 марта 1926 демонстрацию против империалистов и китайских милитаристов. После установления в 1927 в стране диктатуры Гоминьдана столица была перенесена в Нанкин, а П. снова переименован в Бэйпин. 9 декабря 1935 в П. состоялась демонстрация студентов против гоминьдановской политики разжигания гражданской войны и уступок японскому империализму; она положила начало массовому движению под этими лозунгами по всей стране. В 1937—45 П. оккупировали японские агрессоры. После капитуляции Японии находился под властью гоминьдана. 31 января 1949 освобожден от гоминьдановцев Народно-освободительной армией Китая. В сентябре 1949 1-я сессия Народного политического консультативного совета Китая вновь переименовала город в Бэйцзин (П.) и объявила его столицей КНР, образование которой было провозглашено здесь 1 октября 1949 (см. Китай, Исторический очерк). Во время «культурной революции» в П. были разогнаны общественные организации (комсомол, профсоюзы и т. д.), их центральные и столичные органы.
Экономика. П. занимает важное географическое положение в одном из самых густонаселённых и экономически развитых районов страны — Хуабэй (Северный Китай). В первое десятилетие после образования КНР возросло значение П. как экономического центра в общенациональном масштабе. Этому способствует удобное транспортное положение столицы, расширение её внутриэкономических и внешнеэкономических связей, сырьевая (минеральная и с.-х.) база окружающей П. территории. До 1949 здесь были развиты в основном отрасли лёгкой и пищевой, большей частью кустарной, промышленности, распространены художественные ремёсла. Промышленные предприятия размещались главным образом в окрестностях (завод мостовых конструкций в Фэнтае, паровозостроительный завод в Чансиньдяне и др.).
За 1948—57 производство промышленной продукции пекинского промышленного района возросло в 17 раз. Ведущими стали отрасли тяжёлой промышленности. В этот период значительная часть предприятий создана при помощи СССР и др. социалистических стран. В П. имеются машиностроение (автомобилестроение, производство с.-х. машин, станков, электросилового, химического, горнорудного и кузнечно-прессового оборудования, подшипников, текстильных и печатных машин), приборостроение, радиоэлектроника (производство электронных ламп, полупроводников, радиоаппаратуры, телевизоров, электронно-вычислительных машин), нефтеперерабатывающая (новый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий в окрестностях П.) и химическая промышленность (производство кислот, соды, минеральных удобрений, инсектицидов, пластмасс, синтетических волокон, синтетического каучука, резиновых и фармацевтических изделий), производство стройматериалов. П.— центр текстильной (в основном хлопчатобумажной) промышленности и полиграфии. Город получает электроэнергию от ТЭС и ГЭС Гуаньтин. Расширены старые предприятия в пригородах П. Выросла добыча угля (в 6 раз за 1949—73) на шахтах Мыньтоугоу (вблизи П.). На базе старого чугунолитейного завода (Шицзиншань, на р. Юндинхэ, в 20 км к З. от П.) возник металлургический комбинат. На южной и юго-западной окраинах — кирпичные и цементные заводы (Люлихэ). В П. более 200 крупных (с числом занятых свыше 1000 чел.) предприятий; на долю средних и малых предприятий падает около 1/10 валовой промышленной продукции. Промышленность концентрируется главным образом в 2 районах: старом, западном (угольная, чёрная металлургия, шерстяная), и новом, восточном (автостроение, химическая, хлопчатобумажная, фармацевтическая, пищевая, бумажная и др.). Сохраняют значение кустарные производства, всегда игравшие важную роль в экономике города (резьба по дереву, слоновой кости, нефриту, изделия из перегородчатой эмали, производство ковров).
П.— самый крупный транспортный узел КНР, здесь скрещиваются 4 ж.-д. магистрали. Главный аэропорт П.— Шоуду. Аванпортом П. на берегу залива Бохайвань Жёлтого моря (от которого П. отстоит на 180 км) является Тяньцзинь. Пекинский канал (25 км, построен в 1956—57) связывает П. с р. Юндинхэ, являющейся основным источником водоснабжения столицы. Метрополитен (1-я очередь в 1970; длиной 23 км) до 1974 для перевозок пассажиров не использовался.
Я. М. Бергер.
Планировка и архитектура. Архитектурный облик П. складывался в течение многих веков. От 12 в. сохранились остатки глинобитных стен и фундаментов зданий, свидетельствующие, что город занимал тогда лишь юго-западную часть современного П. Ему были присущи уже характерные черты китайского столичного градостроительства — чёткие очертания прямоугольного плана, разделение на 2 равные части центральной магистралью, прямоугольная сеть улиц. В 13 в. город разросся к С., а на протяжении 15—17 вв. превратился в грандиозный ансамбль. Мощные глинобитные стены были облицованы кирпичом, крепостные ворота завершили все важные магистрали. К 1553 предместья, также обнесённые кирпичными стенами, образовали «Внешний город». «Внутренний город» включал комплекс «Императорского города», обнесённый стенами и рвом, куда вошли многочисленные дворцы, храмы, пагоды, парки, холмы и озёра. Среди них: храм Таймяо («Храм поминания предков», 1420, перестроен в 1544; ныне — часть Дворца культуры трудящихся), алтарь Шэцзитань («Алтарь божественной земли и злаков», 15 в., ныне в парке им. Сунь Ят-сена), парк на горе Мэйшань («Угольная гора», или Цзиншань — «Гора прекрасного вида»); парк Бэйхай на берегу и острове озера Бэйхай («Северное море») с ламаистской пагодой Байта («Белая пагода»), храмом Байтасы («Храм Белой пагоды», ныне Юнъаньсы, «Храм вечного спокойствия»; оба — 1651), павильонами Улунтин («Павильоны пяти драконов», 1651) и др. Южная стена «Императорского города» завершилась воротами Чэнтяньмынь (1420; на их месте в 1651 выстроены новые ворота Тяньаньмынь — «Ворота небесного спокойствия») и площадью (названной впоследствии Тяньаньмынь). Ядром «Императорского города» стал включенный в него «Запретный город» с комплексом Императорского дворца (См. Императорский дворец) (см. илл.). В южной части «Внешнего города» расположился ансамбль «Храм неба» (Тяньтань; 1420 — 1530, перестроен в 18—19 вв.). Его основные сооружения (Циняньдянь, «Храм молитвы за богатый урожай», 1420, перестраивался в 16 в., 18—19 вв.; см. илл. Хуан-цюнъюй, «Зал небесного свода», 1530, реконструирован в 1752; алтарь Хуань-цю, «Алтарь неба», 1530, реконструирован в 1749) расположены по единой оси. Сочетание кругов и квадратов, положенное в основу как планов отдельных зданий, так и всего ансамбля, отвечало древнейшим космогоническим представлениям о структуре Земли и Неба. В конце 17—19 вв. на территории «Императорского города» возникли многочисленные храмы (Шанъинь-дянь, «Храм источника доброты», конец 17 — начало 18 вв.; Ваньфолоу, «Храм десяти тысяч Будд», 18 в.; оба — в парке Бэйхай, и др.), беседки, галереи, отличающиеся обилием декоративных деталей, разнообразием строительных материалов (керамика, металл). Орнаментальное богатство характеризует ансамбль ламаистского монастыря Юнхэгун (18 в.).
После победы народной революции в 1949 в П. расширяется главная площадь Тяньаньмынь, на З. и В. которой выстроены здание Всекитайского собрания народных представителей, здание Музея китайской революции и Музея истории Китая (оба — 1959). Магистрали Дунчанъаньцзе и Сичанъаньцзе соединяются с новыми районами. Возник ряд общественных зданий: Дворец культуры национальностей, Центральный телеграф (1958). По проектам советских архитекторов выстроены: Выставочный павильон (1954, В. С. Андреев и др.), Дом радио (1954—57, Д. Н. Чечулин). Расширяются границы П. С конца 1950-х гг. жилищный фонд П. пополняется мало, большинство жилых домов лишено канализации. Новые здания большей частью предназначены для административно-торговых нужд. Ряду древних памятников в 60-х гг. были нанесены повреждения. В окрестностях П.— многочисленные дворцовые, храмовые и мемориальные ансамбли. Важнейшие из них: комплекс погребальных сооружений императоров Шисаньлин («13 гробниц», 15—17 вв.), состоящий из 13 самостоятельных погребений с располагающейся перед ними «аллеей духов» (см. илл.); летняя императорская резиденция и парк Ихэюань на горе Ваньшоушань (16—19 вв.; см. илл.), храм Биюньсы (14 в., перестроен в 18 в.).
Учебные заведения, научные и культурные учреждения. До 1949 в П. работало 11 вузов, в 1959/60 учебном году—52 (107 тыс. студентов). В результате «культурной революции» 2-й половины 60-х гг. занятия в вузах были прекращены с 1966; частично возобновляются с начале 70-х гг. Старейший и крупнейший вуз — Пекинский университет; в числе крупных вузов — педагогический институт, медицинский институт, университет Цинхуа, с.-х. институт, Народный университет, консерватория и др. В П. находятся Китайская академия наук, Академия медицинских наук, Академия с.-х. наук, обсерватория, ботанический сад, ряд др. научно-исследовательских учреждений; Национальная Пекинская библиотека, Центральная библиотека АН КНР, библиотека Пекинского университета, Пекинская городская библиотека. Музеи: бывший Императорский дворец (Гугун), Музей истории Китая. Имеются труппы пекинской музыкальной драмы, балетные коллективы, цирк и др.
Лит.: Капица Л. Л., Древний город Пекин, М., 1962; Sirn О., Les palais impriaux de Pkin, v. 1—3, P.— Brux., 1926; Lin Yutang, Imperial Peking L., [1961].

Сцена «образцового спектакля» — музыкальной драмы «Шацзябан» в исполнении пекинского театра цзинцзюй.

«Месть рыбака». Шанхайский театр пекинской музыкальной драмы. 1959 (в ролях — Чжоу Синь-фан и Ли Юй-жу).

Ваза из горного хрусталя с подвесными кольцами. 18 в. Музей Гугун. Пекин.

Обратная сторона бронзового зеркала с инкрустацией перламутром. Период Тан. Исторический музей. Пекин.

Дун Юань. Пейзаж. 10 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин.

Вэнь Тун. «Ветка бамбука». Шёлк, тушь. 11 в. Раньше — в Музее Гугун. Пекин.

Ци Бай-ши. «Белка». Бумага, тушь, водяные краски. 1930-е гг. Музей Гугун. Пекин.

Ли Тан. «Деревенский лекарь». Шёлк, тушь. 11—12 вв. Музей Гугун. Пекин.

Сад Чинсинчай в Пекине. 17—18 вв.

Фигура воина на «аллее духов» императорского погребения Шисаньлин близ Пекина. Мрамор. 15—17 вв.

«Верблюжий мостик» в парке Ихэюань в Пекине. 18 в.

Летний дворец в парке Ихэюань в Пекине. 1644—1911.

Храм Циняньдянь в ансамбле «Храма неба» в Пекине. 1420.

Пагода храма Тяньнинсы в Пекине. 12 в.

Мемориальные мраморные ворота-«пай-лоу» в императорском погребальном комплексе Шисаньлин близ Пекина. 1541.

Искусство периода Сун. 1. Цуй Бо. «Бамбук и цапля». Около 1070. 2. Цзюй Жань. «Снег». 10 в. 3. Цуй Бо. «Одинокий гусь». 11 в. (Все три — шёлк, тушь. Музей Гугун. Пекин.)

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Ворота Умынь.

Пекин. Комплекс императорского дворца — «Запретный город». 15 в. Павильон Чжунхэдянь.

Парк Ихэюань близ Пекина. 16—18 вв. Искусственное озеро Куньминху.

Парк Ихэюань близ Пекина. 16—18 вв. Беседка («тин»).

Искусство периода Инь. 1. Бронзовый бокал-«гу». Национальный музей восточного искусства. Рим. 2. Бронзовый сосуд-«дин» для жертвенного мяса. Музей Гугун. Пекин.

Пекин. «Запретный город». Восходит к 15 в.

Пекин. Пагода Ута монастыря Дачжэньцзюесы. 1473.

Пекин. Ансамбль «Храм неба». 1420—1530, перестроен в 18—19 вв.

Пекин. Дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань. 18—19 вв.

Пекин. Парк Бэйхай. На заднем плане — ламаистская пагода Байта («Белая пагода»). 1651.

Пекин. Цзюлунби — «Стена девяти драконов» в парке Бэйхай. 18 в.

Пекин. Площадь Тяньаньмынь.

Пекин. Дом искусств.

Пекин. Планетарий.

Пекин. Пекинский вокзал.

Пекин. Гостиница «Дружба».

Пекин. Парк Ихэюань.

Пекин. Жилой квартал (начало 20 в.).

Пекин. Мост через озеро; на втором плане — Круглый город (Туаньчен).

Советская историческая энциклопедия:

Бэйцзин, — столица КНР. П. образует самостоят. адм. единицу, расположенную в пределах терр. пров. Хэбэй (город центр. подчинения), площ. ок. 9 тыс. км2 (1958). Крупный экономич. центр. металлургич., металлообрабат. и маш.-строит., текст., бумажная, цементная, полиграфич., пищевая, химич. пром-сть. Узел ж.-д. и возд. линий. Ок. 4 млн. жит. (1965, оценка, без пригородных уездов).
=====
Первые сведения о населенном пункте в р-не совр. П. относятся ко 2-му тыс. до н.э. В 1-м тыс. до н.э. здесь вырос г. Цзи, являвшийся столицей кит. царства Янь (отсюда др. назв. города: Яньцзинстолица Янь). В 3 в. до н.э. царство Янь вместе с г. Цзи было завоевано императором Цинь Ши-хуанди. В 1-м тыс. н.э. город продолжал развиваться как важный торг. центр и стратегич. пункт. В 10 в., когда Сев. Китай был захвачен киданями, Цзи был переименован ими (936) в Сицзинь и стал (в 937) Юж. столицей (Нань-цзин) киданьского гос-ва. В 12 в. после разгрома киданьского гос-ва чжурчжэнями город стал (в 1153) Средней столицей (Чжунду) чжурчжэньского гос-ва Цзинь и получил новое название — Дасин. В 1215 город был занят монголами. В 1263 монг. хан Хубилай учредил здесь столицу монг. империи и в 1267 по его приказу в сев.-вост. пригородных р-нах Дасина началось строительство нового города, названного Великой столицей (Ханбалык, по-кит. — Даду). При монг. династии Юань, правившей в Китае с 1280 по 1368, после завершения строительства Великого канала город был соединен внутр. водным путем с югом страны. Ханбалык последней трети 13 в. красочно описан Марко Поло. В 1368 город был освобожден от власти монголов и получил назв. Бэйпин (Умиротворенный Север). С 1421 он стал столицей кит. империи Мин (1368-1644) и с этого времени получил свое нынешнее назв. Бэйцзин (отсюда рус. назв. Пекин)Северная столица. При династии Мин П. значительно расширился, в нем четко оформились две осн. части: старый Внутренний город — Нэйчэн (включающий в себя "Императорский город") и новый Внешний город — Вайчэн. В 1644 армии крестьян-повстанцев под рук. Ли Цзы-чэна (см. Крестьянская война 1628-45) заняла П., но была разбита соединенными силами феодалов и маньчжур. При Цинской (маньчжурской) династии (1644-1911) П. оставался столицей империи.
=====
Еще в 1618 П. посетил рус. путешественник И. Петлин. В том же 17 в. в П. ездили росс. послы Ф. И. Байков, И. Перфильев, С. Аблин, Н. Г. Спафарий. В 1716 в П. была создана Росс. духовная миссия, св. 150 лет служившая неофиц. дипломатич. представительством (была крупным центром рус. китаеведения).
=====
Во время англо-франко-китайской войны 1856-60 П. в 1860 был захвачен и разграблен интервентами; в П. был подписан ряд кабальных договоров между Китаем и европ. гос-вами и учрежден посольский квартал. В июне 1900 П. был занят ихэтуанями (см. Ихэтуаньское восстание), осадившими посольский квартал. Во время подавления восстания войсками 8 империалистических держав П. подвергся новому варварскому разграблению. В 1912, вскоре после свержения Цинской монархии, П. был объявлен столицей Китайской республики, фактически превратившись в ставку сев. милитаристов во главе с Юань Ши-каем, а затем Дуань Ци-жуем и др.
=====
Состоявшаяся в П. 4 мая 1919 демонстрация положила начало мощному подъему антиимпериалистич. и антифеод. движения в Китае, развернувшегося под влиянием Вел. Окт. социалистич. революции (см. "Четвертого мая" движение). В 1920 Ли Да-чжао создал в П. коммунистич. группу. После создания в 1921 Коммунистич. партии Китая (КПК) в П. начало действовать подпольное Сев. бюро ЦК КПК во главе с Ли Да-чжао; оно, в частности, подготовило и провело 18 марта 1926 демонстрацию против империалистов и кит. милитаристов, к-рая была жестоко подавлена полицией Дуань Ци-жуя. 6 апр. 1927 полиция Чжан Цзо-линя произвела в П. провокационный налет на сов. полпредство. В конце 1928, после признания сев. милитаристами гоминьдановского пр-ва со столицей в г. Нанкине, П. был переименован в Бэйпин; фактически город оставался в руках милитаристских клик. 9 дек. 1935 в Бэйпине состоялась демонстрация студентов против гоминьдановской политики разжигания гражд. войны и уступок япон. империализму, положившая начало движению "девятого декабря" (см. "Девятого декабря" движение). В 1937-45 Бэйпин был оккупирован япон. агрессорами, в 1945-49 город был под контролем гоминьдановских властей. 31 янв. 1949 освобожден Нар.-освободит. армией Китая от гоминьдановских реакционеров. В сент. 1949 1-я сессия Нар. политич. консультативного совета Китая вновь переименовала город в П. (Бэйцзин); он был объявлен столицей Кит. Нар. Республики, образование к-рой было провозглашено 1 окт. 1949.
=====
До победы нар. революции П. почти не имел совр. пром-сти. За годы нар. власти П. стал одним из крупнейших пром. центров страны.
=====
В П. находятся: АН Китая (осн. 1949), Пекинский ун-т (осн. 1898), Кит. нар. ун-т (осн. 1950), Политехнич. ун-т Цинхуа (осн. 1911), Пед. ин-т (осн. 1902) и др. вузы (св. 110 тыс. студентов в 1959), крупнейшая в стране Пекинская б-ка (осн. 1912), Центр. ист. музей (осн. 1959), Музей революции (осн. 1959), Музей Hap.-освободит. армии Китая (осн. 1960), Ист. и художеств. музей (Дворцовый музей) Гугун (осн. 1914), Музей истории и реконструкции Пекина и др. В П. и его окрестностях имеется много древних и ср.-век. сооружений: храмы Таньчжэсы (осн. 3 в.), Цзэтай-сы (622), Фаюаньсы (645), мечеть (996), мост Лугоуцяо (1189-92), дворцовый ансамбль Гугун, застраивавшийся с 15 в., архит. комплекс "Храм неба" (Тяньтань; 1420-1530, перестроен в 18-19 вв.) (осн. сооружения "Храма неба": зал Циняньдянь (зал молений за урожай, 1420), зал Хуанцюнъюй (зал Небесного свода, 1530) и алтарь Хуаньцю ("Алтарь неба", 1530)). Много ценных памятников ср.-век. архитектуры находится в пригородных р-нах П.: храм Биюньсы (14 в.), пантеон 13 императоров династии Мин (Шисаньлин — 15-17 вв.) и др.
=====
Лит.: Вяткин Р. В., Музеи и достопримечательности Китая, М., 1962; Пекин (Справочник-путеводитель), Пекин, 1959; Хоу Жэнь-чжи, История Пекина, "Нар. Китай", 1956, No 19.
=====
H. Б. Зубков. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

Столица КНР, муз. центр. 7570 тыс. жит. (1970). Как культурный, в частности муз., центр выдвинулся после перенесения в П. столицы кит. гос-ва в 1421. Оживлению театр.-муз. жизни способствовало пребывание в П. имп. двора, придв. знати, просвещённых и торгово-ремесл. кругов населения. В 15-16 вв. было развито нар. музицирование; в торжеств. придв. и храмовых церемониалах в соответствии с традициями сочетались пение, инстр. музыка и танец. На парадных приёмах во дворце, на семейных праздниках в домах аристократии выступали частные труппы актёров. Для демократич. публики были организованы зрелища с музыкой (сохранились в осн. чертах до 20 в.). Разл. представления (их устройством занимались гор. землячества, цех. объединения ремесленников и торговцев) приурочивались ко времени религ. и гос. праздников. Актёры и музыканты выступали в специально построенных помещениях или в храмах. Существовали постоянно действующие театры-рестораны — сичжуан и цза-шуагуань. В сичжуане отмечались семейные праздники, программу составляли гости, выбирая отд. муз. номера из спектаклей, входивших в репертуар приглашённой труппы. В цзашуагуани (т-ре увеселений, меньшего размера, чем сичжуан) певцы, инструменталисты и шошуды (рассказчики) исполняли отд. эпизоды из спектаклей. В 16 в. возникли гор. публич. т-ры — сиюань, положившие начало регулярным выступлениям театр. трупп (к кон. 18 в. таких т-ров было 8, в 19 в. — 40). Деятельность гор. т-ров регулировалась правительством (запрещались спектакли в период 100 дней траура после смерти императора или членов его семьи; до 1911 в т-ры не допускались женщины, им разрешалось присутствовать лишь на домашних представлениях). С кон. 17 в. получил распространение гор. муз. жанр, т. н. цзинцян (столичные мелодии), сложившийся на основе популярного в Китае локального муз. жанра т. н. иянцян (иянские мелодии), связанного с нар. песнями местечка Иян (пров. Цзянси). Напевы иянцян использовались в вок. и инстр. произв. пекинских композиторов, в музыке к театр. постановкам. С нач. 18 в. цзинцян был вытеснен более рафинированным театр. жанром — куньцюй (привезён в П. актёрами из г. Сучжоу, где он зародился); благодаря литературной изысканности и камерности мелодий он имел успех при дворе и среди наиболее просвещённой части пекинского общества. В кон. 18 в. в П. стали постоянно работать труппы из пров. Аньхой, положившие начало новому театр. жанру — т. н. пекинской муз. драме. Она впитала в себя особенности местных муз. стилей (также пров. Ганьсу, Хубэй, Цзянсу) и отличалась праздничным, живым характером (традиции уличных представлений — обилие ударных, сопровождавших чередующиеся арии, песни, диалоги, а также мизансцены, сценич. движение). В сер. 19 в. пекинская муз. драма превратилась в общенац. форму кит. традиц. т-ра, наиболее популярными труппами к-рого были Сыда хойбань (4 большие труппы аньхойской школы), дававшие спектакли в разл. театр. помещениях (по 3-4 дня в каждом); самые известные актёры выступали при дворе. В нач. 20 в. открылась 1-я студия актёрского мастерства Силяньчэн (позднее наз. Фуляньчэн; в ней учились знаменитые кит. актёры Мэй Лань-фан и Чжоу Синь-фан), её выпускники дебютировали в 1904.
После событий "4 мая" (1919) представители прогрессивно настроенных молодых музыкантов (среди них Си Син-хай) стали обучаться в консерваториях стран Европы; комп. Сяо Ю-мэй организовал в Пекинском ун-те спец. муз. отделение, где занимались по программам европ. муз. уч. заведений. В 1927 Цай Юань-пэй и Сяо Ю-мэй основали Пекинскую консерваторию (работала до 1937) и симф. оркестр европ. типа (рук. Сяо Ю-мэй; ввёл в муз. практику европ. нотацию). В 30-е гг. в П. создавались хор. об-ва для пропаганды популярных в то время массовых революц. и боевых (б. ч. антияпон.) песен; в 1932 Не Эр и Люй Цзи сформировали революц. группу музыкантов-песенников.
После образования КНР (1949) муз. жизнь П. стала развиваться более организованно. 23 VII 1949 создана Всекит. ассоциация лит-ры и иск-ва (президент Го Мо-жо), в 1953 из неё выделился Союз китайских музыкантов (председатель Люй Цзи), руководивший муз. жизнью КНР. В П. работали: комп. и скрипач Ma Сы-цун (во время "культурной революции" покинул КНР), комп. и теоретик Люй Цзи, скрипач и дирижёр Хэ Ши-дэ, дирижёр Ли Дэ-лунь, пианисты Лю Ши-кунь, Фу Цун. В нач. 50-х гг. был осн. Н.-и. ин-т традиц. т-ра (рук. Мэй Лань-фан) и Пекинское уч-ще традиц. т-ра сицюй.
В 50-60-е гг. в разл. жанрах традиц. муз. драмы с разнообразными формами песенного, муз. и танц. иск-ва выступали многочисл. проф. и самодеят. муз. коллективы. Работало ок. 30 т-ров — "Шоуду", "Тянь-цяо", "Жэньминь", Летний муз. т-р и др., ок. 40 конц. залов и открытых эстрад. В 1952 в П. проходил 1-й Всекит. смотр т-ра и драмы, на к-ром было показано — 150 пьес 23 видов классич. т-ра. В 1953 в П. организован Центр. экспериментальный т-р, сочетавший нац. и европ. муз. традиции ("Седая девушка" Ma Кэ и Чжан Лу). Среди опер, пост. этим т-ром,- "Лю Ху-лань" комп. Чэн Цзы Мао Юаня, Гэ Гуан-жуя и др., а также балет "Волшебный фонарь", соединявший элементы нац. и зап.-европ. хореографии. Здесь ставились оперы и балеты классич. европ. репертуара. В 1961 в П. был открыт Центр. концертный зал; исполнялись зап.-европ. и рус. классич. произв., а также соч. сов. композиторов. В нач. 1960-х гг. в П. была переведена из Тянь-цзина Центр. консерватория, к-рую до "культурной революции" возглавлял Ma Сы-цун. При консерватории продолжал работать созданный в 1954 Ин-т по изучению нар. музыки, к-рый организовывал фольклорные экспедиции, ведал исследованием и публикацией нар. мелодий (рук. Хэ Лу-тин и Ma Кэ). Во время "культурной революции" (2-я пол. 60-х гг.) были закрыты т-ры и конц. залы, запрещены спектакли традиц. муз. драмы и постановки заруб. муз.-сценич. произведений. Ставились лишь "образцовые" 5 пьес цзинцзюй (см. Китайская музыка).
С нач. 70-х гг. театр.-конц. жизнь в П. несколько оживилась: открылись нек-рые муз. уч. заведения, появились театр. и муз. коллективы (ок. 20), были поставлены новые спектакли, исполнялись произв. для фп. (коллективные переработки симф. соч.). В сер. 70-х гг. в П. выступали кит. труппа пекинской муз. драмы, Центр. филармонич. оркестр, Муз.-танц. коллектив Центр. ин-та национальностей и др. В 1974 Шанхайский симф. оркестр исполнил в П. новую коллективную симфонию "Взятие горы Вэйхушань" (по мотивам одноим. "образцового спектакля"). В 1974 в П. проходили смотры спектаклей по произв. разл. местных жанров.
Литература: Шнеерсон Г., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Виноградов В., Музыка в Китайской Народной Республике, М., 1959; Друскин М., О китайском музыкальном театре, в его кн.: История и современность, Л., 1960, с. 93-101; Серова С, Пекинская музыкальная драма (сер. XIX — 40-е годы XX в.), М., 1970; Валицкий В., "Культурная революция" в музыке, "СМ", 1970, No 8; Mackerras С. Р., The rise of the Peking opera, Oxf., 1972.
С.А.Серова.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru