Определение слова «СМИТ»

Большой энциклопедический словарь:

СМИТ (Smith) Адам (1723-90) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической политэкономии. В "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и несколько зарубежных изданий и переводов.
СМИТ (Smith) Бесси (1894-1937) — американская певица, выдающаяся исполнительница блюза. Первые записи ("Down Hearted Blues" и "Gulf Coast Blues") имели большой успех, за 6 месяцев было продано 780 тыс. пластинок. В 1933 вышли известные записи "Gimme A Pigfoot", "Down In The Dumps" и "Do Your Duty". Выступала с Бенни Гудменом и др. Записи отличались высоким музыкальным и техническим уровнем. В 1937 погибла в автомобильной катастрофе.
СМИТ (Smith) Джордж (1840-76) — английский ассириолог-археолог. Открыл текст поэмы о Гильгамеше, сказания о потопе и др. эпические произведения и исторические документы среди табличек библиотеки царя Ашшурбанипала. Вел раскопки Ниневии.
СМИТ (Smith) Дэвид (1906-65) — американский художник, один из крупнейших скульпторов США 20 в. В своих абстрактных, обычно сквозных и графичных, реже более массивных композициях соединил черты конструктивизма и поп-арта — четкую техническую логику формы с элементами иронической случайности в виде "мусора", деталей, подобранных среди промышленных отходов.
СМИТ (Smith) Майкл (р. 1932) — канадский биохимик. Основные труды по разработке метода направленного (сайт-специфичного) мутагенеза и его применению для получения модифицированных белков (белковая инженерия). Нобелевская премия (1993, совместно с К. Муллисом).
СМИТ (Smith) Стиви (наст. имя Флоренс Маргарет) (1902-71) — английская писательница. Книги стихов "Всем было очень хорошо" (1937) — "Не машу рукой, а тону" (1957) — "Скорпион" (опубликована в1972). Проза ("Роман на желтой бумаге", 1936, и др.).

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Smith), Адам (5.VI.1723 -17.VII.1790) — англ. экономист, один из создателей англ. классич. бурж. политэкономии. Род. в семье мелкого чиновника в Керколди (Шотландия). Учился в ун-тах Глазго (1837-40) и Оксфорда. В 1752 -64 возглавлял кафедру нравств. философии в ун-те Глазго, с 1787 — ректор этого ун-та. В 1759 опубликовал свой первый труд "Теория нравственных чувств" ("Theory of moral sentiments", рус. пер., СПБ, 1895), Позднее С. занялся изучением экономич. вопросов. На формирование экономич. и социологич. взглядов С. большое влияние оказало его личное знакомство с франц. физиократами и энциклопедистами. В своем гл. труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("Inquiry into nature and causes of the wealth of nations", v. 1-2. L., 1776; рус. пер., M., 1962) С. не только заложил основы классич. англ. бурж. политэкономии (прежде всего разработка теории трудовой стоимости, а также теорий ренты, заработной платы и др.), но в 3-й книге выступил и как первый исследователь экономич. истории ср.-век. Европы. Для С. характерно исключительно отрицат. отношение к эпохе ср. веков; в частности, он не видел прогрессивности перехода от рабовладения к феодализму. Вместе с тем он делает ряд верных наблюдений о характере аграрной эволюции и смене форм эксплуатации крестьянства. Будучи сторонником индивидуализма, С. считал, что устранение всех ограничений, налагаемых на личность феод. строем, приведет человека к состоянию естеств. свободы и гармонич. развитию экономич. отношений на основе свободной конкуренции. Движущую силу обществ. прогресса С. видел лишь в деятельности отд. личностей в сфере торговли и пром-сти, не понимая значения клас. борьбы и роли нар. масс в истории. Хотя С. и приблизился к пониманию деления бурж. общества на эксплуататоров и эксплуатируемых (он впервые указал, что оно распадается на три класса: рабочих, капиталистов, землевладельцев), но был противником каких-либо рабочих союзов, считая, что они нарушают принцип свободной конкуренции. Отношения бурж. общества С. рассматривал как вечные и совершенные.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, 23-27 (см. Указатель имен); Заррин П. И., Английская классическая буржуазная политическая экономия (А. Смит, Д. Рикардо), М., 1958; Аникин А. В., Адам Смит, М., 1968; Oncken A., A. Smith in der Kulturgeschichte, W., 1874; Rao J., Life of A. Smith, L.-N. Y., 1895.
=====
K. Н. Татаринава. Москва.
2.
(Smith), Винсент Артур (3.VI.1848 — 6.II.1920) — англ. историк-индолог, автор многих ценных исследований по политич. истории, нумизматике, эпиграфике, искусству и культуре древней и ср.-век. Индии. Особый интерес представляют работы С. о шаках, кушанах, Вакатаках и др., существенно расширившие знания по истории Индии 1-го тыс. н. э., в частности по "темному" периоду первых веков н. э. С. принадлежит заслуга систематизации и обобщения накопленного фактич. материала по древности и раннему средневековью в "Ранней истории Индии". Большой известностью пользуется также его краткая "Оксфордская история Индии".
Соч.: The early history of India from 600 В. С. to the Muhammadan conquest, including the invasion of Alexander the Great, 4 ed., Oxf., 1924; The Oxford history of India, 2 ed., Oxf., (1928); Asoka, the Buddhist emperor of India, 3 ed., Oxf., 1920; Catalogue of the coins in the Indian Museum, Calcutta, including the Cabinet of the Asiatic society of Bengal, v. 1, Oxf., 1906; A history of fine art in India and Ceylon, 2 ed., Oxf., 1930; Akbar, the Great Mogul. 1542-1605, 2 ed., Oxf., 1919.
3.
(Smith), Джордж (26.III.1840 — 19.VIII.1876) — англ. ассириолог и археолог. Работал в Брит. музее первоначально гравером, затем, самостоятельно овладев клинописью, — научным сотрудником. Обнаружил в 1872 среди табличек из б-ки Ашшурбанипала аккадскую версию легенды о потопе, явившейся прототипом библейского сказания. Это открытие в значит. степени поколебало веру в божеств. происхождение Библии. С. обнаружил поэму о Гильгамеше, эпос о сотворении мира, анналы Ашшурбанипала, шумеро-вавилонский словарь и др. В 1873-76 руководил раскопками Ниневии. С. принимал участие в издании ассир. текстов в серии "The cuneiform inscriptions of Western Asia" (1861-1884).
=====
Соч.: History of Assurbanipal..., L., 1871; The Assyrian Eponym canon, L., 1875; The Chaldean account of the deluge, L., (1873).
=====
Лит.: Lloyd S., Foundations in the dust, (Bristol, 1955).
4.
(Smith), Сидни (p. 1889) — англ. ассириолог, один из инициаторов (наряду с амер. востоковедом У. Ф. Олбрайтом и нем. ассириологом А. Унгнадом) коренного пересмотра хронологии Передней Азии. На основании документов из Алалаха (совр. Атшана, в долине Оронта в Сирии) и др. данных С. неопровержимо доказал, что I вавилонская династия правила не в 22-19 вв. до н. э., а в 19-16 вв. до н. э.
=====
Соч.: Alalakh and chronology, L., 1940.
5.
(Smith), Томас (23.XII.1513 — 12.VIII.1577) — англ. политич. деятель и писатель. В 1548 С. (начавший политич. карьеру на службе у протектора Сомерсета) занимал пост гос. секретаря (смещен в связи с падением Сомерсета); при Марии Тюдор подвергся репрессиям за протестантские взгляды; при Елизавете I занимал видные церк. должности. В 1583 была опубл. на лат. яз. его кн. "De Republica Anglorum" (вскоре переведенная на англ. яз. под назв. "The Common-Wealth of England", L., 1589), в к-рой С. отчетливо ставил вопросы о разграничении власти короны (прерогативы короны) и прав парламента (парл. привилегии), а также давал анализ социальной структуры Англии того времени, разделяя население на крупную и мелкую знать, средние классы (горожане и крестьяне-собственники), а прочую массу населения объединяя в категорию "плебс".

Новейший философский словарь:

СМИТ (Smith) Адам (1723-1790) — шотландский экономист и философ, классик экономической науки. Создал своеобразную этическую систему, оказал значительное воздействие на развитие гуманитарного знания. Учился в университетах Глазго (1737-1740), где получил степень магистра (1740), и Оксфорда (1740-1746). Профессор логики (1751) и нравственной философии (1752-1763) университета в Глазго. В 1759 опубликовал «Теорию нравственных чувств...», принесшую ему известность как философу. В этике, следуя Шефтсбери, Хат-чесону и Юму, рассматривал нравственное чувство как основу морали. Способность к выработке нравственных понятий объяснял присущим человеку чувством симпатии. Согласно С, представляя себя силой воображения в такой же ситуации, в которой оказываются др. люди, человек способен ощутить то же, что и они, благодаря чему становится возможной нравственная оценка чувств и поступков др. людей. Собственное поведение получает оценку также на основе принципа симпатии — в зависимости от того, одобряем мы или нет свои чувства и поступки, представив себя в качестве стороннего наблюдателя собственных побуждений и действий. Т.обр., создается основа для выработки и закрепления в общественной жизни нравственных норм, получающих затем религиозную санкцию. Ряд принципиальных идей общесоциологического характера был развит С. в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776). Фундаментальной характеристикой поведения индивидов считал их стремление улучшить собственное положение, что возможно, согласно С, лишь путем оказания услуг др. людям. Причем характер экономических законов таков, что субъект, руководимый своекорыстными побуждениями, «...невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Отсюда, по С, следует необходимость максимально возможного ограничения государственного вмешательства в экономику. Сформулированный С. принцип «невидимой руки» до сих пор остается в различных модификациях одним из ключевых аргументов, используемых для обоснования доктрины либерализма (Хайек). Значительное воздействие на последующее развитие социологии оказал анализ С. разделения труда и классовой структуры общества. С. выделил три класса: 1) земельных собственников; 2) наемных рабочих; 3) капиталистов. Считал, что первые два класса заинтересованы в общественном прогрессе — увеличении богатства, т.к. с ростом последнего растут рента и заработная плата. Однако в силу ряда причин землевладельцы и наемные рабочие не могут осознать этого обстоятельства. Предприниматели, напротив, лучше всех способны осознать свои интересы и отстаивать их, несмотря на то, что они зачастую противоречат интересам общества, т.к. норма прибыли наиболее высока, по С, «... в тех странах, которые быстрее всего идут к разорению и гибели». Поэтому к предложениям предпринимателей С. призывал «относиться с величайшей осторожностью».

Новая философская энциклопедия:

СМИТ (Smith) Адам (5 июня 1723, Киркелди, Шотландия – 17 июля 1790, Эдинбург) – английский философ и экономист. Учился в университетах Глазго и Оксфорда. В 1751–63 преподавал в университете Глазго нравственную философию, куда входили: естественная теология, этика, право и политика, в том числе и политэкономия. В 1764–66 был во Франции, где познакомился с физиократами Кенэ и Тюрго, с философами Д’Аламбером, Гельвецием и др. Смит опубликовал «Теорию нравственных чувств...» (The Theory of Moral Sentiments. L., 1759, v. 1–2, рус. пер. СПб., 1895. M., 1997), в 1776 – основной экономический труд «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations, v. 1–2. L., 1950, рус. пер.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1–4. СПб., 1802–06; нов. изд. с правильным названием. М., 1962), где разработана трудовая теория стоимости.
Этика Смита представляет собой развитие и завершение того направления, которое рассматривало нравственное чувство как основу морали и которое представляли Шефтсбери, Хатчесон и Юм.Смит выводил нравственность из свойственного природе человека чувства симпатии – способности «... разделять какие бы то ни было чувствования прочих людей» («Теория нравственных чувств». СПб., 1895, с. 18). К нравственной сфере он относил те душевные состояния и поступки, которые вызывают в нас чувства одобрения или осуждения, благодарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и чувствах не только других людей, но и наших собственных. Мы одобряем или порицаем собственное поведение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуждениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюдателя. Суд этого «...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего Свидетеля» (там же, С. 171) и есть суд совести, которой Смит отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, он в то же время выводит мораль из естественных свойств человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали лежат наши «естественные чувства»; разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем людям от природы.
Сочинения:
1. Essays on philosophical subjects. L., 1872.
Литература:
1. Яковенко В.И. А.Смит, его жизнь и научная деятельность. СПб., 1894;
2. Иодль Ф. История этики в новой философии, т. 1. М., 1896;
3. Мееровский Б. Адам Смит как философ-моралист. – В кн.: Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
А.О.

Научно-технический словарь:

СМИТ (Smith) Майкл (р. 1932), канадский биохимик, родившийся в Британии. Разработал метод локализованного мутагенеза, позволяющий изменять ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД путем направленного получения МУТАЦИИ в строго заданном месте полинуклеотида, гена или генома. Этот метод дал возможность создавать новые белки с целым рядом разнообразных функций. За свою работу Смит в 1993 г. получил Нобелевскую премию по химии вместе с Кэри Мюллисом.

Социологический словарь:

Смит (Smith) Адам (05.06.1723, Керколди, графство Файфшир,- 17.07. 1790, Эдинбург) — шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине (The theory of moral sentiments).
Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.- глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение.
Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и др.
Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания государства Смит считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство государства в экономику; (3) отсутствие препятствии для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.
Соч.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru