Определение слова «аффект»

Толковый словарь Ушакова:

АФФЕ́КТ, см. афект.

Большой энциклопедический словарь:

АФФЕКТ (от лат. affeсtus — душевное волнение, страсть) — бурная кратковременная эмоция (напр., гнев, ужас) — возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель. О юридическом аспекте состояния аффекта см. в ст. Душевное волнение.

Большая советская энциклопедия:

Аффект
(от лат. affectus — душевное волнение, страсть)
эмоциональное состояние, для которого характерно бурное и относительно кратковременное протекание (ярость, гнев, ужас и т. п.). Возникновение А. связано с резко выраженными изменениями как произвольно-двигательной сферы (торможение или перевозбуждение, нарушение координации движений), так и сферы вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазма периферических кровеносных сосудов, появление т. н. холодного пота и др.). А. может нарушать нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, вызвать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях отрицательный А. фиксируются в памяти в виде т. н. аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала А. Другая важная особенность А. состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление «аккумуляции» А.), создавая иногда картину патологического поведения. Наличие сильных аффективных состояний во время совершения действия рассматривается законом как обстоятельство, снижающее меру ответственности за эти действия (см. Душевное волнение).
Лит. см. при ст. Эмоции.
А. Н. Леонтьев.

Толковый словарь Даля:

См. аффектация

Толковый словарь Кузнецова:

аффект
АФФЕКТ -а; м. [от лат. affectus — душевное волнение, страсть]. Психол. Состояние кратковременного сильного нервного возбуждения (обычно с потерей самоконтроля). Ударить кого-л. в состоянии аффекта.
Аффектный, -ая, -ое. А-ое поведение. А-ая неустойчивость.

Большой юридический словарь:

(от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. известны два вида а.: физиологический и патологический. физиологический а. (ярость, гнев, страх) хотя и обладает большой силой воздействия на психику, однако не лишает человека возможности сознавать, контролировать свое поведение и отвечать за него. преступление, совершенное в состоянии физиологического а, (состоянии душевного волнения), не исключает уголовной ответственности лица, но при определенных условиях она может быть смягчена. патологический а. представляет собой временное расстройство психики. при нем наступает глубокое помрачение сознания и утрата способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. лицо в таких случаях признается невменяемым.

Малый академический словарь:

аффект
-а, м.
Приступ сильного нервного возбуждения (ярости, ужаса, отчаяния).
Даже наиболее воспитанные и выдержанные люди теряют временно самообладание и рассудительность под влиянием тяжелого аффекта. Юдин, Размышления хирурга.
[От лат. affectus — душевное волнение, страсть]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
аффект, -а

Толковый словарь Ожегова:

АФФЕКТ, а, м. (книжн.). Состояние сильного возбуждения, потери самоконтроля.
| прил. аффективный, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

АФФЕКТ (лат. affectus – переживание, душевное волнение, страсть)термин философии и психологии, означающий относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ярость, ужас, отчаяние и т.п.); обычно сопровождается резкими выразительными движениями, криком, плачем. Аффект может нарушать нормальное течение высших психических процессов – восприятия и мышления, вызывать сужение, а иногда и помрачение сознания. При определенных условиях отрицательные аффекты фиксируются в памяти в виде т.н. аффективных комплексов. Эти следы пережитых аффективных состояний способны актуализироваться под влиянием раздражителей, ассоциативно связанных с той обстановкой, которая вызвала аффект. Другая важная особенность аффекта состоит в том, что по мере повторения отрицательных аффектов, вызванных одними и теми же или сходными факторами, их проявление может усиливаться (явление «аккумуляции» аффекта), создавая иногда картину патологического поведения.
В европейской философской традиции начало изучения аффектов обычно связывается с именами древнегреческих философов. У Платона, напр., аффекты (пыл) являются одним из врожденных начал души, распологающимся между вожделением и рассудительностью. Доминирование в душе пыла определяет принадлежность человека к классу воинов («Государство»). Сформулированная Платоном позиция закрепилась в философии Средних веков и Нового времени, где аффект обычно толковался как низшее по сравнению с умом начало, препятствующее формированию ясных и отчетливых понятий об объекте познания. Существенная модернизация представлений об аффектах произошла в кон. 19 – нач. 20 в. в связи с эмпирическими исследованиями этого феномена и развитием французской социологической школы. Э.Дюркгейм [ДЮРКГЕЙМ]и М.Мосс [МОСС]установили, что степень воздействия коллективных представлений на деятельность и сознание индивида зависит от силы и интенсивности аффектаций. Проведенные несколько позже Л.Леви-Брюлемисследования в области первобытного мышления показали, что для безусловного господства общезначимых норм и стереотипов, подчинения воли индивида коллективу в различных ритуалах (инициации, жертвоприношения и пр.) программировались действия, сначала вызывающие аффектацию, а затем, при повторении ритуала, ее закрепляющие. Исследования в области религиозной психологии и клинические испытания показали, что различные техники достижения измененных состояний сознания (в частности, мистических) также обычно сопряжены с аффектацией. Нейтрализуя комплекс логических структур и препятствуя целенаправленной рассудочной деятельности, аффектация способствует преодолению порога сознания, выходу из мира осознанных представлений в сферу бессознательного, из области мыслеформ к имманентным структурам личности.
Ю.М.Сердюков

Сексологическая энциклопедия:

(лат. afficio, affectum — душевное волнение, переживание), сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, который порождается противоречием между его собственными влечениями, стремлениями, желаниями. Причиной аффекта может быть и столкновение требований, которые предъявляются к человеку, с невозможностью выполнить эти требования. Различают физиологический и патологический аффекты.
В сфере сексуальных отношений аффект может возникнуть как реакция на противоречие между представлением человека о своих больших сексуальных возможностях и невозможностью подтвердить завышенную самооценку в реальном поведении, на высказывание в неприемлемой для личности форме отрицательной оценки партнёра по сексуальному общению. Аффективными вспышками часто сопровождаются переживание сексуальных неудач и особенно ревность.
Аффект развивается в критических условиях при не способности человека найти иной выход из опасной, критической или неожиданной ситуации. Характерной особенностью аффекта являются его властность, на короткое время подчиняющая человека и лишающая его возможности критически оценить ситуацию и разумно управлять своим поведением, сужение сознания, при котором внимание человека целиком сосредоточено на обстоятельствах, вызвавших аффект. Исключительно сильные аффекты могут завершиться потерей сознания и памяти на прошлое. Важная особенность этого эмоционального состояния — бурность, яркость его внешнего проявления, очень выразительная и резкая мимика, пантомимика (выразительные движения всего тела), речь, действия. Содержанием аффекта могут быть гнев, возмущение, досада, страх, доходящий до ужаса и паники, горе. Аффективные вспышки могут возникать и при сильных положительных эмоциях ("не помнит себя от радости", "потерял голову от восторга"). В состоянии аффекта человек обычно теряет над собой контроль, однако ответственность личности за действия в состоянии аффекта сохраняется. Аффектам особо подвержены люди, которые не привыкли к самоконтролю, не считают необходимым сдерживать себя. Аффективность личности, склонность к бурным эмоциональным проявлениям зависит не только от темперамента (холерики в этом отношении резко отличаются от флегматиков), но и уровня её моральной воспитанности, которая предполагает самообладание. В то же время случаются аффекты, вызванные бестактностью партнёра по общению.

Грамматический словарь Зализняка:

Аффект, аффекты, аффекта, аффектов, аффекту, аффектам, аффект, аффекты, аффектом, аффектами, аффекте, аффектах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(лат.)— противоположность спокойствию духа, обозначает всякую, вызванную чувством, приостановку или затруднение в обыкновснном, нормальном течении представлений. Таким образом, А. лишает человека спокойной рассудительности мышления и воли. Обыкновенно поводами аффектов служат сильные и внезапные впечатления, под влиянием которых потрясается и внезапно изменяется душевное состояние человека. Впечатления эти весьма разнообразны, как по роду, так и по степени нарушения, которое ими производится в нашем внутреннем мире. Старая психология, со своей теорией отдельных душевных способностей, относила А. к области чувствований, а страсти — к области воли; разделение это теперь оставлено вместе с самой теорией самостоятельных душевных способностей. Однако, следует отличать А. от страстей: первые обыкновенно возникают внезапно и, быстро достигнув своего высшего напряжения, столь же быстро исчезают, уступив место реакции; вторые отличаются большей продолжительностью и постоянством, развиваются и нарастают часто весьма медленно, но, раз овладев душевным состоянием человека, только с большим трудом могут быть подавлены. Степени А. весьма различны. В высшем напряжении они действуют ошеломляя, иногда даже причиняя смерть, как, напр., испуг от радости или страха. Чувства, вызываемые А., могут быть как приятными, так и неприятными или даже одновременно и радостными и печальными, как, напр., при удивлении. По отношению к способу потрясения душевного спокойствия, А. могут быть разделены на эксцитирующие, или возбуждающие, как гнев, месть, радость, и угнетающие, как скорбь, печаль и т. д. При близкой связи, существующей между духовными и телесными состояниями, потрясение, обнаруживающееся в А., переходит и на тело, что доказывается испытываемым в этих случаях чувством облегчения или стеснения, румянцем от стыда, бледностью при гневе и т. д.; тело же, наоборот, противодействует продолжительности А. При высших степенях А., сама природа позаботилась о средствах разрешения А., напр., слезами или смехом. Нет никакого основания утверждать, что только человек подвержен аффектам, так как и у животных обнаруживаются подобные явления; однако, только человек, в силу своего высшего духовного развития, способен подавлять в себе и укрощать А.
В уголовном праве вопрос о влиянии и значении А. представляется весьма спорным как со стороны теоретической, так и практической. Преступление есть продукт не только одних внешних обстоятельств, но и характера, темперамента человека, результат отсутствия в нем привычек к правомерной жизни; борьба с этими внутренними элементами преступления составляет один из моментов наказания. Там, где противозаконная деятельность является продуктом психического расстройства, наказание заменяется лечением, надзором, роль тюрьмы исполняют больница, убежища. Но безнаказанность деяний, учиненных в аффекте, в порыве страсти, не может быть допущена. Иначе пришлось бы открыть свободный путь всякой необузданности, животным инстинктам и отказаться от охраны государства, общественного порядка и спокойствия. Но, с другой стороны, А., как внезапные, порывистые возбуждения организма, сопровождаются целым рядом не только телесных, но и психических изменений, причем последние не остаются без влияния на вменяемость (см. это сл.). Человек под влиянием А. или охватывается всецело одной идеей, одним желанием, теряет всякую возможность оценки побуждений, возможность борьбы и выбора; иногда даже само восприятие впечатлений, благодаря А., получает фантастический характер; или же наоборот, жизнь психическая притупляется, настроение принимает характер подавленности, поступки становятся бессознательными и безотчетными. Очевидно, что при таких условиях вменяемость и ответственность существовать не могут. Поэтому необходимо принять то начало, что если обыкновенные, так сказать, физиологические А., не устраняют вменяемости, а могут только повлиять на меру ответственности, то А., переходящие грань обычного нервного возбуждения и получающие характер патологический (болезненный), устраняют вменяемость подобно преходящему безумию. Наше действующее законодательство (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) не указывает в числе состояний невменяемости на А., так что, в случае учинения деяния в патологическом А., не соединенном с душевной болезнью, суд может освободить подсудимого только одним способом — ответив отрицательно на общий вопрос о виновности. Относительно же влияния А. физиологического на степень ответственности существуют особые постановления в ст. 134 п. 5 Улож. о наказ. и в ст. 13 п. 2. Мир. Уст. В обоих этих случаях закон указывает только на одну группу аффектов — на сильное раздражение (по Уложению о наказ.), при том условии, чтобы этот А. был вызван обидами, оскорблениями или иными поступками лица, коему виновный сделал или покусился сделать зло, а по Мир. Уст., если А. произошел не от вины самого подсудимого. Более значения придает аффектам особенная часть Улож. о наказ., в большинстве личных преступлений, напр., при убийстве, при оставлении без помощи (см. это сл.). По новому проекту уголовного уложения патологические А. подходят под общее понятие причин, устраняющих вменяемость. Ср. Н. С. Таганцев, "Лекции по русскому уголовному праву" (С.-Петербург, 1888); Лион, "А. и страсти" ("Арх. суд. медиц.", 1868 г., №№ 1 — 3); Слонимский "Умоисступление, как причина невменяемости" ("Суд. Вестн.", 1873 г., №№ 1 — 3); Сикорский "О душевных состояниях при аффектах" ("Сборн. по суд. медиц.", 1875 г.).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru