Определение слова «ИМИТАЦИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

имитация
I ж.
Искусное подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение чего-либо с возможной точностью.
II ж.
Подделка.

Толковый словарь Ушакова:

ИМИТА́ЦИЯ, имитации, ·жен. (·лат. imitatio).
1. только ед. Действие по гл. имитировать. Иимтация звуков животных. Удачная имитация актера.
2. Подделка подо что-нибудь, предмет, сделанный в подражание настоящему так, что его можно принять за настоящее, за образец. Это не настоящий бриллиант, а иимтация. Имитация дуба. Имитация красного дерева.
3. Повторение музыкального мотива в другом голосе на какой-нибудь интервал выше или ниже (муз.).

Большой энциклопедический словарь:

ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) — 1) подражание кому-либо или чему-либо, воспроизведение; подделка...
2) В многоголосной музыке точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе. На имитации основываются многие полифонические формы, в т. ч. канон и фуга.

Большая советская энциклопедия:

I
Имитация (от лат. imitatio — подражание)
1) подражание, уподобление кому, чему-либо, воспроизведение, повторение. 2) Подделка.
II
Имитация
в музыке, точное или неточное повторение в каком-либо голосе многоголосного музыкального произведения мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе. Возникла в народном многоголосии; с 13 в. постепенно становится распространённым в профессиональной музыке приёмом изложения, развития и разработки тематического материала. Мелодия может имитироваться поочерёдно несколькими голосами; применяется также И. двух и трёх одновременно звучащих мелодий, образующих полифоническую ткань. Наиболее последовательная И. называется канонической или Каноном. И. различают по времени вступления имитирующего голоса, а также по интервалу, образуемому И. с основным проведением мелодии (И. в унисон, в верхние и нижние секунду, терцию, кварту и т. п.). С 15 в. преобладают кварто-квинтовые И., лежащие в основе фуги (См. Фуга). Наряду с И. в прямом движении применяются И. в обращении, в возвратном (ракоходном) движении, в ритмическом увеличении (например, с увеличением вдвое всех звуков) и в уменьшении. Выработалась также так называемая свободная И., в которой имитирующий голос сохраняет лишь общие очертания мелодического рисунка или один характерный ритм темы. В эпоху И. С. Баха имитационные формы занимали господствующее положение, в последующее время они чаще применяются внутри крупных гомофонных форм.
Т. Ф. Мюллер.

Экономический словарь терминов:

(от лат. imitatio — воспроизводить)
создание образа, модели экономического объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования.

Большой словарь иностранных слов:

Имитации, ж. [латин. imitatio]. 1. только ед. Действие по глаг. имитировать. Имитация звуков животных. Удачная имитация актера. 2. Подделка подо что-н., предмет, сделанный в подражание настоящему так, что его можно принять за настоящее, за образец. Это не настоящий бриллиант, а имитация. Имитация дуба. Имитация красного дерева. 3. Повторение музыкального мотива в другом голосе на какой-н. интервал выше или ниже (муз.).

Толковый словарь Кузнецова:

имитация
ИМИТАЦИЯ -и; ж. [лат. imitatio]
1. к Имитировать (1-3 зн.). И. соловьиного пения. Способности к имитации. И. слов попугаем. И. лошадиного ржания.
2. чего. Подделка подо что-л. И. мрамора. И. красного дерева. И. жемчуга. И. под старину.
3. Муз. Повторение музыкальной темы или мотива в другом голосе музыкального произведения на какой-л. интервал выше или ниже. Голоса вступают имитациями.

Малый академический словарь:

имитация
-и, ж.
1.
Действие по глаг. имитировать (в 1, 2 и 3 знач.).
Имитация соловьиного пения.

Запомнилась среди них О. П. Владимирова — молодая красивая женщина, обладавшая большими способностями к имитации. Она то представляла Сару Бернар, --- то какую-нибудь из знакомых актрис. Щепкина-Куперник, Театр в моей жизни.
2. чего.
Подделка подо что-л.
Имитация мрамора. Имитация красного дерева.
3. муз.
Повторение музыкальной темы или мотива в другом голосе музыкального произведения на какой-л. интервал выше или ниже.
Виолончель соло, как верное эхо, продолжает повторять каждую фразу голоса (весьма красивыми имитациями). А. Серов, Русалка.
[лат. imitatio]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
имитация, -и

Филателистический словарь:

(см. ФАКСИМИЛЕ).

Социологический словарь:

ИМИТАЦИЯ (от лат. imitatio — подражание) — англ. imitation; нем. Imitation. 1. Подражание ч.-л. или к.-л.; воспроизведение. 2. Более или менее точное копирование индивидом поведения других людей или групп, являющееся одним из механизмов социализации. 3. По Г. Д. Тарду — законы И. — основной фактор объяснения всей совокупности соц. явлений. 4. Подделка, изготовление предметов, похожих на дорогие изделия.

Грамматический словарь Зализняка:

Имитация, имитации, имитации, имитаций, имитации, имитациям, имитацию, имитации, имитацией, имитациею, имитациями, имитации, имитациях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(лат.) — музыкальный термин, обозначающий повторение музыкальной мысли, исполненной одним из голосов, другим голосом, начиная с той или другой ступени. Имитация составляет прием полифонической музыки, делится на строгую и свободную. При строгой И. повторяемая мелодия должна состоять из чередования таких же интервалов, как и мелодия при первом своем появлении. Название интервалов должно безусловно сохраняться, величина же может быть при известных условиях изменяема. Повторяемая музыкальная мысль может встречаться в увеличенном и уменьшенном виде. В первом случае все ноты ее получают вдвое большую длительность, во втором — вдвое меньшую. Мысль может быть повторена в противоположном движении, причем каждый восходящий интервал заменяется нисходящим такой же величины, каждый нисходящий — восходящим такой же величины. Мысль повторяется и в обратном виде, т. е. чередование интервалов идет не от начала к концу, как в первоначальной мелодии, а от ее конца к началу. В свободной И. могут быть изменены не только величина интервала, но и сам интервал. Строгая И., в которой до окончания музыкальной мысли эта последняя повторяется в другом голосе, называется каноном. Канон, в котором повторяется небольшая музыкальная мысль, называется etretto, или сжатым проведением. Имитативно пишутся небольшие полифонические пьесы, двух-, трех— и более голосные, как напр. прелюдии, инвенции Баха. В них вступление музыкальной мысли не связано особенными требованиями. Имитативная форма, в которой музыкальная мысль проводится по известным правилам, называется фугой (см.). Имитативные приемы встречаются эпизодически и вне полифонических сочинений. И. применяется как в вокальной, так и инструментальной музыке. Первые попытки в И. явились на Западе в XII в. у теоретика Иоанна де Гарландиа. Свое развитие И. получила в нидерландской школе в XV ст. у Дюфе, Оккенгейма, Жоскена де Пре. Каноны при них неправильно назывались фугами. И. называется тоже повторение мотива на разных ступенях при построении мелодии.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru