Определение слова «ладья»

Толковый словарь Ушакова:

ЛАДЬЯ́, ладьи, род. мн. ладей, ·жен.
1. Большая лодка, гребная или под парусом (·поэт. ). «На берег радостный выносит мою ладью девятый вал.» Пушкин.
2. Название фигуры в шахматах, имеющей форму башни (шахм.). «И Ленский пешкою ладью берет в рассеяньи свою.» Пушкин.

Толковый словарь Даля:

ладья
ЛАДЬЯ, см. ладить.

Также см. ладить

Словарь литературных эпитетов:

• Быстрокрылая, (Языков).
• Легкая (Льдов).
• Острогрудая (Мей).
• Утлая (Хомяков).

Этимологический словарь Крылова:

I
Любопытно, что это словорезультат языковой ошибки; правильно было бы лодья, ведь это слово одного корня с лодкой. В названии города на реке СвирьЛодейное Поле (там царь Петр приказал построить верфи для строительства кораблей) сохранилось правильное написание.
II
Название этой шахматной фигуры возникло в результате переосмысления существительного ладья в значении "лодка, судно".

Толковый словарь Кузнецова:

1. ЛАДЬЯ, -и, мн. род. -дей, дат. -дьям; ж. Трад.-поэт. Судно, большая гребная и парусная лодка.
Ладейный (см.).
2. ЛАДЬЯ, -и; мн. род. -дей, дат. -дьям; ж. Шахматная фигура, имеющая форму башни и двигающаяся вдоль и поперёк доски по прямой; тура.
Ладейный (см.).

Малый академический словарь:

ладья
1)
-и, род. мн. -дей, дат. -дьям, ж. трад.-поэт.
Судно, большая гребная и парусная лодка.
Ты садись на ладьи свои скорые, Распусти паруса полотняные, Побеги по морю по синему. Пушкин, Песни о Стеньке Разине.
2)
-и, род. мн. -дей, дат. -дьям, ж.
Название шахматной фигуры, имеющей форму башни; тура.

Мифологическая энциклопедия:

В сюжете переплывания вод смерти и возвращения в реальный мир душа умершего или заходящее солнце отправляются в преисподнюю на Л. смерти и возвращаются из преисподней на Л. воскрешения. При этом солнце (Гелиос, Ра и др.) само переплывает в Л. воды смерти, а душу человека переправляет перевозчик (греческий Харон, индийская Сатьявати, шумеро-аккад. Ур-шанаби и др.). С образом Л. смерти связана роль Л. в погребальных ритуалах: сжигание в Л. (ср. сканд. Бальдра), погребение в Л. или в гробу ладьеобразной формы, отправление мертвого в Л. в море или по реке, укрепление Л. с телом умершего на столбах, изображение Л. на погребальной утвари и могильных камнях. Основным сакральным элементом Л. смерти является корма (перевозчик-кормчий). На Л. воскрешения в дни весенних празднеств вывозятся из храма богини-матери вавилонский Мардук, египетские Осирис и Амон, малоазийский Аттис. Отсюда роль Л. в обрядах плодородия (вождение Л. по засеянным полям и т. п.) и в ритуалах поминовения усопших, с которыми связывается представление о временном возвращении их на землю, в лоно семьи. Основным сакральным элементом Л. воскрешения является нос, на котором устанавливается фетиш. Соответственно элементы Л.: корма, нос и корпус — образуют семантическое единство с фазами космического цикла — закатом — восходом, смертью — воскресением. При этом корма соответствует входу в страну смерти, западным воротам горизонта. Нос отождествляется с выходом из страны смерти, восточными воротами горизонта, корпус Л. символизирует нижний мир и период блуждания между закатом и восходом, смертью и рождением. Амбивалентность семантики смерти и возрождения обнаруживает Л. потопа, которая со своим содержимым единственная преодолевает гибель и является средством будущего возрождения, заключая в себе либо «семя всех вещей» (корабль шумеро-аккадского Зиусудры — Ут-Напишти, индийского Ману), либо супружеские пары будущих прародителей (греческие Деекалион и Пирра, библейский Ной и скандинавский Бергельмир с супругами). Есть основание полагать, что уподобление Л. периоду загробного существования и нижнему миру, преисподней-чреву, куда все уходит после смерти и откуда все возрождается вновь, связано с фигуративным подобием Л. идеограмме нижнего мира — фрагменту космологической схемы вертикальной модели мира. Описание Л. потопа в аккадском эпосе о Гильгамеше, где она уподобляется океану, перекрытому сверху плоской землей, буквально отождествляет Л. с нижним миром. Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. НАГЛЬФАР скандинавской мифологии).Лит.: Анучии Д., Сани, ладья и кони, как принадлежности похоронного обряда, в сб.:Древности, т. 14, [М.], 1890; Ревуненков а Е. В., «Корабль мертвых» у батаков Суматры, в сб.: Культура народов Австралии и Океании, Л„ 1974; Иванов С. В., Орнаментика, религиозные представления и обряды, связанные с амурской лодкой. «Советская этнография», 1935, № 4-6. Н. Н. Ерофеева.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ладья, -и, р. мн. ладей

Толковый словарь Ожегова:

ЛАДЬЯ, и, род. мн. дей, ж.
1. Лодка, парусное судно (устар. и обл.).
2. В шахматах: фигура в форме башни, тура.
| прил. ладейный, ая, ое. Ладейная мачта. Ладейное окончание партии.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

ладья
исторически неправильная форма вместо лодья; см. лодка.

Грамматический словарь Зализняка:

Ладья, ладьи, ладьи, ладей, ладье, ладьям, ладью, ладьи, ладьёй, ладьёю, ладьями, ладье, ладьях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Шахматная фигура. Ее первоначальное имя — рока, что значит судно или ладья. Персы сделали из него рук (воин, борец): Л. у них изображалась воином на боевой колеснице. Rocco по-итальянски означает крепость, почему Л. и называют башней, tour. Л. ходит по горизонтальным и вертикальным линиям, на любую клетку. В шахматной игре у каждой стороны 2 Л. Королевская Л. во многих отношениях сильнее ферзевой для открытия наступательных действий. Две Л., действуя совокупно, считаются сильнее ферзя, когда все пункты хорошо защищены и в особенности их король вполне огражден от беспокоящих шахов. По мнению Стейница, Л. несколько сильнее коня и двух пешек.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru