Определение слова «социология»

Толковый словарь Ушакова:

СОЦИОЛО́ГИЯ, социологии, мн. нет, ·жен. (от ·лат. socius — состоящий в обществе, в сообществе и ·греч. logos — Учение). Наука об обществе и его развитии. Буржуазная социология, как и сам термин, получила начало в работах О.Конта. Учение об общественно-экономических формациях марксизм-ленинизм рассматривает в пределах исторического материализма и не пользуется термином социология.

Словарь по культурологии:

(лат. societas – общество)наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХIХ в., ее основоположником считается О. Конт.

Экономический словарь терминов:

Наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой.

Большой словарь иностранных слов:

Социологии, мн. нет, ж. [от латин. socius – состоящий в обществе, в сообществе и греч. logos – учение]. Наука об обществе и его развитии.

Советская историческая энциклопедия:

(франц. sociologie, от лат. societas — общество и греч. logos — слово, учение; буквально — учение об обществе) (определение предмета С. и его эволюция). Дать всеохватывающее определение С. трудно, т. к. ее предмет, содержание и методы существенно изменялись в ходе формирования и развития С. как науки. Истоки С. уходят в далекое прошлое (поскольку с древнейших времен человеческая мысль по-своему интерпретировала обществ. жизнь и тенденции ист. развития), но как самостоят. наука С. возникла лишь в 19 в. Создание К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистич. понимания истории нанесло решительный удар спекулятивности и априоризму в обществоведении и заложило филос. основы науч. социологии. Маркс и Энгельс не только создали общую социологич. теорию (см. Исторический материализм), но обращались и к эмпирич. методам исследования. В дальнейшем основы марксистской С. получили развитие в трудах В. И. Ленина.
=====
Тенденция к созданию С. как самостоят. науки развивалась и вне марксизма. Основатель позитивизма О. Конт (к-рый ввел и термин "С.") противопоставил умозрительной философии истории нем. идеализма С., или "социальную физику", к-рая должна, по его мнению, науч., эмпирич. путем изучать социальные законы. Если Конт лишь наметил общие задачи С., то Г. Спенсер построил уже целую систему С., основанную гл. обр. на этнографич. мат-ле; у него С. становится по существу всеобъемлющей наукой, включающей в себя и антропологию, и этнографию, и общую теорию ист. развития. При всем различии школ и направлений бурж. С. 19 в., развивавшейся под знаком преобладания позитивизма, она оставалась в осн. историко-эволюц. дисциплиной, пытавшейся выразить в своих схемах общее направление и закономерность ист. процесса в целом, изучала преим. глобальные социальные системы (общества, цивилизации). Ее гл. методом был сравнительно-исторический метод. Лишь немногие социологи занимались эмпирич. исследованием частных социальных проблем. Дальнейшая эволюция предмета С. относится к концу 19 — нач. 20 вв. и связана с антипозитивистской реакцией этого времени, к-рая имела двойств. содержание. С одной стороны, критика слабостей позитивистской С. (см. в ст. Позитивизм) использовалась для дискредитации самой идеи о возможности науч. исследования человеч. общества, для возрождения открыто идеалистич. филос. концепций (напр., неокантианством), с др. стороны — эта критика открывала путь к более глубокому проникновению в структуру обществ. жизни. Ведущие социологи-теоретики конца 19 — нач. 20 вв. стали переходить от описания глобальных систем к вычленению первичных элементов обществ. жизни, подходить к предмету аналитически (работы Г. Зиммеля и др. положили начало логич. обработке и систематизации социологич. понятий, без чего невозможно конкретное исследование, Э. Дюркгейм своей кн. "Самоубийство" положил начало эмпирич. исследованию социальной дезорганизации, М. Вебер пытался систематически исследовать гносеологич. и методологич. особенности социально-ист. познания и т. д.). Чем больше развивалась С. как самостоят. наука, тем большее значение в ней приобретало эмпирич. исследование. Развитие эмпирических социальных исследований было закономерным естественным процессом, связанным как с усложнением обществ. жизни, так и с логикой развития самой социологич. науки. Эмпирич. С. возникает на стыке разных социальных наук как следствие перехода от "замкнутого" изучения какого-либо явления (производившегося той или иной общественной наукой, напр. политэкономией) к его многофакторному, многоплановому исследованию.
=====
Совр. С. выступает как наука о закономерностях и движущих силах развития и функционирования социальных систем — как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, учреждения и т. д.); С. изучает взаимосвязь различных социальных явлений (экономики и политики, культуры и семьи и т. д.), взаимодействие общества и природы, а также общие закономерности и элементы социального поведения людей. С. является по существу системой наук, изучающих социальную реальность на разных уровнях абстракции — от предельно общих теорий до описания частных социальных проблем. Социологич. исследование, в отличие, напр., от юридического или экономического, прослеживает в каждом своем объекте пересечение различных типов социальных связей и в этом смысле является комплексным. Отсюдамногообразие применяемых совр. С. методов. Так, для изучения непосредств. причин социального поведения людей, их мотивов и т. д. необходимы социально-психологич. методы исследования (анкеты, интервью), но те же методы недостаточны для изучения глобальных социальных систем; ист. метод непригоден для объяснения функциональных связей элементов определенной системы, но без него невозможно понять ее генезис и тенденции развития и т. д.
=====
Изменение предмета и методов С., превращение ее в эмпирич. науку, вызванное потребностями обществ. практики, прежде всего нуждами управления, значительно расширили возможности ее практич. применения по сравнению со старой, "философской", С. В капиталистических странах эмпирическая С. (особенно прикладная) широко используется монополиями и бурж. государством (само становление ее здесь тесно связано с развитием социальной организации, характерной для гос.-монополистич. капитализма и предъявляющей особый "заказ" социальной науке): изучение социологами обществ. мнения используется для выработки практич. мер по повышению эффективности пропаганды, выводы индустриальной С. положены в основу т. н. системы "человеческих отношений" в пром-сти, широко применяемой капиталистич. корпорациями, и т. д. На эмпирич. социологич. исследования расходуются крупные средства (особенно в США). Исследования зап. социологов независимо от их филос. взглядов, содержат важную информацию о различных сторонах жизни капиталистич. общества, ими выработан ряд ценных технич. приемов и исследовательских методик. Однако стихийность развития и клас. антагонизмы бурж. общества порождают противоречие между "конструктивной" функцией С., предполагающей совершенствование существующей системы отношений, и ее социально-критической функцией.
=====
Развитие марксистской С. органически связано с практикой социалистич. строительства в СССР и др. социалистич. странах. Социалистич. об-во нуждается в С. как никакое другое. Планомерное строительство нового строя невозможно без многосторонней информации о социальных процессах, тщательных социальных экспериментов и долгосрочных прогнозов. Социалистич. преобразования открывают широкие перспективы для С. как науки. Быстрый прогресс марксистской С. в СССР и др. социалистич. странах начался со 2-й пол. 50-х и особенно в 60-х гг. (в СССР социологич. исследования успешно развивались уже в 20 — нач. 30-х гг., но позднее затормозились). В 1958 была создана Сов. социологич. ассоциация (является членом созданной в 1949 Междунар. социологич. ассоциации), создан ряд исследоват. учреждений и групп: Ин-т конкретных социальных исследований АН СССР, Научно-исследовательский ин-т комплексных социальных исследований Ленингр. ун-та, отдел С. Ин-та экономики Сиб. отделения АН СССР (Новосибирск) и др. Сочетая развитие конкретных социологич. исследований с разработкой общих проблем исторического материализма, сов. социологи сумели занять видное место в Междунар. социологич. ассоциации (осн. в 1949); это ясно проявилось на всемирных социологич. конгрессах в Эвиане (1966) и особенно в Варне (1970).
=====
С. как наука тесно связана с историей. Однако на разных этапах развития отношения этих двух дисциплин складывались по-разному. Историко-эволюционная С. 19 в. пыталась воспроизвести стадии закономерного развития общества. Однако для нее была характерна идея линейной эволюции, пренебрежит. отношение к конкретному историзму. Кризис позитивистского эволюционизма еще больше разобщил историков и социологов. Ведущие представители неоидеалистич. "историзма" кон. 19 — нач. 20 вв. (В. Дильтей, Б. Кроче, Баденская школа неокантианства) с недоверием относились к С. Формализация социологич. теории, распространение структурно-функциональных методов и развитие эмпирического социального исследования, будучи сами по себе закономерными, вместе с тем сделали отношение С. к конкретной истории еще более проблематичным. Лишь в 60-е годы под влиянием кризиса социологич. эмпиризма и др. причин интерес к истории и ист. методам в С. снова оживился. В ист. науке в свою очередь усилилась критика идиографизма, стремление использовать в ист. исследованиях методы С. и др. (тенденция, направленная на сближение истории с С., особенно отчетливо проявляется во франц. "школе Анналов" во гл. с Ф. Броделем). Успехи ист. демографии, зарождение ист. психологии и др., потребности самой ист. науки на совр. уровне развития вызвали потребность в совершенствовании концептуального аппарата и методов ист. исследования (структурно- функциональный анализ, применение количественных методов и т. п.). Это чрезвычайно остро ставит вопрос о преодолении разрыва истории и С.
=====
В марксизме единство истории и С. всегда было одним из гл. принципов. Уже теория общественно-экономич. формаций сочетает в себе структурный и историко-генетич. методы. Теоретико-методологич. исследования последних лет (обсуждение принципов периодизации истории, рождение исторической психологии, применение в истории структурных и количественных методов исследования и т. д.) открывают благоприятные перспективы для сотрудничества и взаимопроникновения обеих дисциплин на основе марксистской методологии.
=====
Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Осипов Г. В., Совр. бурж. социология, М., 1964; Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Францев Ю. П., Историч. пути социальной мысли, М. 1965; Социология в СССР, т. 1-2, М., 1965; Методологич. вопр. обществ. наук, М., 1966; Беккер Г. и Босков A., Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961; Социология сегодня. Проблемы и перспективы, (сб. ст.), М., 1965; Вайнштейн О. Л., Теоретич. дисциплины истории, в сб.: Критика новейшей бурж. историографии, М.-Л., 1967; Философские проблемы ист. науки, М., 1969; Кон И. С., История и социология, "ВФ", 1970, No 8; Martindale D., The nature and types of sociological theory, Camb., 1960; Madge J., The origins of scientific sociology, Glencoe, 1962; Timasheff N. S., Sociological theory, its nature and growth, 3 ed., N. Y., 1967; Sociology and history. Theory and research, ed. by W. J. Cahnman and A. Boskoff, N. Y. — L., 1964; Bolhagen P., Soziologie und Geschichte, В., 1966; Sociology and history: methods, ed. by S. M. Lipset and R. Hofstadter, N. Y., 1968; Nisbet R. A., Social change and history, N. Y., 1969.
=====
См. также ст. История, Историография, Исторический материализм и лит. при них.
=====
И. С. Кон. Ленинград.

Малый академический словарь:

социология
-и, ж.
1.
Наука о закономерностях развития и жизни общества в целом и отдельных составляющих его систем.
Маркс --- впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных оношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. Ленин, Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?
2.
Раздел науки, изучающий данные, касающиеся того или иного общественного института или определенной сферы общественной жизни.
Социология религии. Социология искусства. Социология труда. Социология города.
[франц. sociologie]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
социология, -и

Толковый словарь Ожегова:

СОЦИОЛОГИЯ, и, ж. Наука о закономерностях развития и функционирования общества. С. города. С. семьи.
| прил. социологический, ая, ое. Социологические исследования.

Новейший философский словарь:

СОЦИОЛОГИЯ (лат. societas — общество и греч. logos учение)наука об обществе, о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях между этими общностями и социальных механизмах как самодостаточных средствах регулирования социальных отношении. Термин «С.» впервые введен в научное обращение создателем этой науки Контом, который синтезировал наиболее плодотворные идеи своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт положил в основу построения С. как науки идею «социальной системы», т.е. признание факта существования общества как своеобычного организма определенной сложности, элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы. Предметом С. Конт считал глобальное общество; при этом его интересует не столько смена общественных систем (как, например, в теории формаций Маркса), сколько перемены в системе, фундаментальные свойства которой остаются постоянными. Это противоречие между историческим подходом к анализу внутрисистемных явлений и формально-логическим анализом общества как такового нашло свое выражение в делении С. на социальную статику и социальную динамику, что потребовало от Конта определения понятий социальной целостности, социальной структуры, социального порядка и прогресса. Задача социальной статики, по Конту, — систематическое исследование связей между элементами социальной системы и факторов, обеспечивающих социальный порядок. Анализ социальной статики начинается с семьи как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией. Наряду с семьей, основное условие существования социального организма — разделение труда, на основе которого формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, развиваются человеческие способности, солидарность и мораль. Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные закон развития человечества, действие которых распространяется на все сферы общественной жизни. Конт подчеркивал взаимосвязь всех элементов социального организма, однако решающая роль отводится духовной сфере. Развитие общества предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной. В концепции Конта порядок и прогресс суть различные проявления общественного целого. Поэтому, предмет С, по Конту, — общество как социальный организм в его прошлом и настоящем. Предметная область С. охватывает, по Конту, всю совокупность социальных явлений, а сама наука превращается в своеобразный компендиум общественных наук, становясь их теоретической основой. Систематическое изложение предмета, задач и проблематики С. впервые было сделано Спенсером в его книге «Основания социологии». Задачи С, по Спенсеру, — изучение массовых типичных явлений, социальных фактов и процессов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Основу спенсеровского понимания предмета С. составляет его концепция социальных институтов, из контекста его работ следует, что социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей, обеспечивающие превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от остальных и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад «социального организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по Спенсеру, опасно потому, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме». Концептуальной основой марксистской С, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. Концепция о формациях и их смене стремилась придать идее социального прогресса естественно-исторический смысл. Определение формации и формулировка экономического закона перехода от одной формации к другой, реализуя идеи системного подхода к обществу, вместе с тем переводило знание об обществе и его развитии в разряд исследования в духе позитивистской парадигмы. Общественное разделение труда и складывающиеся на его основе производственные отношения оказывают, по мнению Маркса, решающее влияние на все сферы общественной жизни, объединяя их в целостную систему. В более узком смысле понятие «социальная структура» трактовалось Марксом как деление общества на социальные группы (в соответствии с общественным разделением труда) и формирование системы устойчивых связей между ними. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований. Однако эта связь, как правило, понималась упрощенно, так как гарантом истинности социального знания были объявлены интересы пролетариата. В науку вводился критерий «партийности», приведший в будущем к грубым вульгаризациям не только гуманитарных, но и естественных наук. Концепция социологизма получила наиболее полное выражение в трудах Дюркгейма, признанного в настоящее время классиком С. В работе «Метод социологии» (1899) Дюркгейм определял предмет С. как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой. Методологическую установку на исследование социальных процессов он сформулировал в известном лозунге: «социальные факты нужно рассматривать как вещи». Цель С, по Дюркгейму, не сводится к описанию и упорядочению социальных фактов через наблюдаемые объективные проявления. С помощью последних устанавливаются более глубокие причинные связи и законы. Наличие закона в социальном мире свидетельствует о научности С, раскрывающей этот закон. Стремление найти объективные закономерности социальных явлений обусловило высокую оценку возможностей применения статистики в С. как системного отражения социальных сторон жизнедеятельности людей. Дюркгейму принадлежит заслуга введения в С. понятия «функция» как отношения соответствия между социальным явлением или институтом и некоторой потребность общества как целого. Основная функция разделения труда, по Дюркгейму, — поддержание социальной солидарности, разделение труда рассматривается им как механизм, формирующий тип солидарности в обществе: от механической (полное растворение индивидуальности в «коллективном сознании») до органической солидарности (функциональной взаимозависимости индивидов). В конкретно-научном плане основной вклад Дюркгейма в формирование С. как науки состоит в анализе ценностно-нормативных систем обществ и разработке строгих методов исследования социальных фактов. По М. Вебе-ру, С. должна брать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов, но в отличие от психологии, рассматривать поведение личности лишь постольку, поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл. Таким образом, одна из центральных методологических категорий веберовской С. — категория социального действия: он определяет С. как науку, изучающую социальное действие. Социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и «ожиданием» и без которой действие не может рассматриваться как социальное. Осмысленное целера-циональное действие, по Веберу, — тот идеальный тип, образец социального действия, с которым соотносятся все остальные типы. Согласно Сорокину, предметом науки С. является общество, члены которого связаны психическим взаимодействием, т.е. обменом идей, чувств, волевых устремлений. С, считает Сорокин, может быть разделена на четыре главных отдела. Первыйобщее учение об обществе: определение общества, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия его членов, формулирование основных социальных законов. Второй отдел, посвященный изучению социальных закономерностей, составляет социальная механика, которая ставит своей задачей: разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы; изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; анализ всего механизма общественной жизни. Третий отдел — социальная генетика, содержанием которого становится: изучение происхождения и развития общества и общественных институтов; выявление основных тенденций в развитии общества и общественных институтов. Четвертым отделом С. является социальная политика — чисто практическая прикладная дисциплина, задачей которой служит указание средств улучшения общественной жизни и человека. Индивиды, по Сорокину, вступают в систему социальных взаимоотношений под влияние целого комплекса факторов: бессознательных (рефлексы) и биосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Поэтому любое общество можно описать и понять только через призму присущей ему систем значений, норм, ценностей. Эту систему Сорокин определяет как «единовременное культурное качество». Процесс формирования С. отмечен переходом от историко-эволюци-онного подхода к структурно-аналитическому, теоретические построения все теснее связывались с эмпирическими исследованиями. В рамках общей проблематики формируются разные теоретические ориентации в русле господствующих в тот или иной период философских течений. Так, «социологизм» Дюркгейма, предлагающий рассматривать факты «как вещи», порождает линию позитивистского объективизма. «Понимающая С.» М. Вебера, стремившаяся расшифровать внутренний смысл социальных действий, связана, напротив, с идеями неокантианства и философии жизни. Вместе с тем, функционализм Дюркгейма контрастирует как с исторической ориентацией Вебера, который считает социологические понятия «идеальными типами», необходимыми для упорядочения сложной исторической действительности, так и с подходом Зиммеля, для которого базовым, исходным социальным процессом является межличностное взаимодействие. В 50-е 20 в. в С. существовало несколько различных теоретико-методологических ориентаций. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс, Мертон), который выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и объясняет частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого. Интеракционизм (Блумер, Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры. Сильное влияние на социологическую теорию оказывали аналитическая философия (Поппер и др.), феноменология (Шюц и др.), неофрейдизм (Фромм и др.)> структурализм. Хотя между общетеоретическими ориентациями и так называемыми теориями среднего уровня, не говоря уже об эмпирических исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют и на тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации изучают преимущественно межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры общества; позитивистской — сводят социальные ценности и нормы к актам «открытого», наблюдаемого поведения; феноменологической — интересуются тем, какой внутренний смысл имеют те или иные социальные действия для их исполнителей. В результате интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из первых мест в системе общественных наук, она изучается и преподается в большинстве стран мира и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число которых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирической информации и ее теоретической интерпретацией, С. выполняет прогностические и прикладные функции как на уровне макросоци-альных процессов и систем (например, исследование социальных аспектов реструктурирования экономики целого государства), так и на микроуровне (например, в масштабах отдельных экономических отраслей или предприятий). В целом, как для западной, так и для отечественной С. остаются важными и требующими своего решения проблемы теоретико-методологического обоснования социологических исследований, а также проблемы связи и соотношения объемов академического и прикладного направлений.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

макросоциология
микросоциология
обществоведение
псефология
психосоциология
экосоциология
этносоциология
ювенология

Грамматический словарь Зализняка:

Социология, социологии, социологии, социологий, социологии, социологиям, социологию, социологии, социологией, социологиею, социологиями, социологии, социологиях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019