Определение слова «Вебер»

Большой энциклопедический словарь:

ВЕБЕР — немецкие ученые, братья:
1) Эрнст Генрих (1795-1878) — анатом и физиолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1869 ). Один из основоположников экспериментальной психологии. Исследования физиологии органов чувств (слуха, зрения, кожных ощущений) легли в основу закона Вебера — Фехнера. Совместно с братом Эдуардом обнаружил тормозящее влияние блуждающего нерва на сердце. 2) Вильгельм Эдуард (1804-91) — физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Труды по электричеству и магнетизму; разработал совместно с К. Ф. Гауссом абсолютную систему электрических и магнитных единиц. Его именем названа единица магнитного потока. 3) Эдуард (1806-71) — физиолог. Установил, что сила мышцы зависит от площади ее поперечного сечения; определил скорость распространения пульсовой волны.
ВЕБЕР — Банда, глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу от островной дуги М. Зондских о-вов. Длина 430 км, средняя ширина 126 км наибольшая глубина 7440 м.
ВЕБЕР — единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб, названа в честь В. Вебера. 1 Вб=1 Тл.м2=108 максвелл.
ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) — немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры, по которой ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой.

Большая биографическая энциклопедия:

Вебер
немецкие учёные, братья. Эрнст Генрих (1795—1878), анатом и физиолог, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук (1869). Один из основоположников экспериментальной психологии. Исследования физиологии органов чувств (слуха, зрения, осязания) легли в основу закона Вебера — Фехнера. Совместно с братом Эдуардом обнаружил тормозящее влияние блуждающего нерва на работу сердца. Вильгельм Эдуард (1804—1891), физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Труды по электромагнетизму, а также акустике и молекулярной физике. Совместно с К. Ф. Гауссом построил (1833) первый в Германии телеграф. Совместно с Ф. Кольраушем определил скорость света. Сконструировал несколько измерительных приборов. Предпринял попытку построения теории электромагнетизма. Предложил модель атома, теорию магнитных диполей. Эдуард (1806—1871), физиолог. Установил зависимость силы мышцы от площади её поперечного сечения.

География. Современная энциклопедия:

Вебер
(weber ) Альфред (1868–1958 ), немецкий экономист и социолог. Разработал теорию оптимального размещения производства – теорию штандортов, изложенную в монографии «Штандорт промышленности» (1909 г., русский перевод «Теория размещения промышленности», 1926 г. ). Впервые в строгой математической форме выразил осн. факторы, определяющие рациональное размещение производства в рыночной среде. Разработал концепцию социологии культурно-исторического процесса, по которой ход истории определяется духовным творчеством интеллектуальной элиты общества.

Советская историческая энциклопедия:

1.
(Weber), Макс (21.IV.1864 — 14.VI.1920) — нем. социолог, историк, философ; экономист и политик, оказавший большое влияние на бурж. идеологию в области обществ. наук и политич. мысли. Проф. в Берлине (с 1893), Фрейбурге (с 1894), Гейдельберге (1897-1903), Мюнхене (с 1919).
=====
Политич. деятельность В. начал в 90-х гг. Сущность его социально-политич. кредо сводилась к признанию невозможности оставлять политич. руководство Германией в руках прус. юнкерства и к необходимости создания рабочей аристократии, способной не только предотвратить революц. выступления трудящихся, но и участвовать в руководстве государством в целях достижения Германией мирового могущества. В. был ревностным сторонником герм. империалистич. экспансии, однако считал, что из-за ошибок Вильгельма II и его советников Германия вступила в 1-ю мировую войну в неблагоприятной для нее междунар. обстановке; в целях предотвращения воен. разгрома герм. империализма настаивал (с 1915) на достижении соглашения со странами Антанты. По мере нарастания революц. кризиса в Германии В. считал все более неотложным проведение политич. реформ, резкое ограничение императорской власти. Пропагандировал идею союза империалистов Германии и Антанты для уничтожения Сов. гос-ва. С началом Ноябрьской революции 1918 в Германии В. развернул активную деятельность, направленную на спасение капиталистич. строя; принимал участие в качестве эксперта в создании Веймарской конституции; добивался наделения президента чрезвычайными полномочиями и его независимости от рейхстага.
=====
С начала 1900-х гг. В. выдвинулся как виднейший теоретик неокантианства в области методологии обществ. наук. В. пытался создать целостную методологию изучения обществ. жизни, способную, по его мнению, противостоять ист. материализму. Исходным принципом методологии В. было отрицание материалистич. теории отражения. Все понятия социальных наук, по В., — лишь конструкции, созданные в процессе познания для упорядочения и систематизации безбрежного хаоса разнородных явлений; науч. понятия вырабатываются в соответствии с теми культурными ценностями, к-рые считаются важными в данном обществе. В отличие от Г. Риккерта, В. считал общие понятия в истории неустранимыми, они — средство для понимания и оценки ист. фактов Но такие понятия для В. — лишь идеальные типы, своего рода масштабы, логич. утопии, лишенные конкретно-ист. содержания. К идеально типич. понятиям В. относил такие категории, как гос-во, капитализм, феодализм, демократия и т. д. При помощи теории идеальных типов В. стремился изгнать из методологии обществ. наук идею о закономерном характере ист. развития. Классовый смысл методологич. изысканий В. особенно ярко проявился в его социологич. и ист. работах: "Протестантская этика и дух капитализма" ("Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus"), "Протестантские секты и дух капитализма" ("Die protestantischen Sekten und der Geist des Kapitalismus"), "Хоз. этика мировых религий" ("Die Wirtschaftsethik der Weltreligionen"), "Хозяйство и общество" ("Wirtschaft und Gesellschaft"). Рассматривая капитализм как идеально-типич. понятие, осн. признаком к-рого является "капиталистич. дух", выступающий в виде стремления к рентабельности, прибыльности и рациональной орг-ции произ-ва, В. "обнаруживал" капиталистич. экономику в самые различные ист. эпохи. Появление совр. капиталистич. общества было обусловлено, по мнению В., прежде всего развитием в идеологии зап.-европ. ср.-век. сект норм хоз. этики, наиболее полно выражающей "капиталистич. дух", возникнув, т. о., из религ. источника, "капиталистич. дух" был затем в условиях Европы 16-17 вв. практически применен своими носителями (представителями различных течений протестантизма) при организации новых форм произ-ва. Европа стала родиной совр. капитализма, по мнению В., гл. обр. потому, что из всех мировых религий лишь зап.-европ. христианство создало идеологию хоз. деятельности, вполне адекватную капиталистич. духу. Изображая капитализм как самую совершенную форму экономич. деятельности, В. утверждал, что в совр. мире ведущая роль должна принадлежать капитализму стран "зап. мира", т. к. это якобы предопределено уже самим происхождением совр. капитализма Взгляды В., пронизанные апологией капиталистич. строя, получили широкое распространение среди современных идеологов буржуазии в ФРГ, США, Англии.
Соч.: Ист. очерк освободит. движения в России и положение бурж. демократии, пер. с нем., К., 1906; История х-ва, пер. с нем., P., 1923; Город, пер. с нем., P., 1923; Агр. история Древнего мира, пер. с нем., M., 1925; Gesammelte Aufstze zur Religionssoziologie, 2 Aufl., Bd 1-3, Tbingen, 1922-23; Gesammelte politische Schriften, Mnch., 1921; Gesammelte Aufstze zur Wissenschaftslehre, Tbingen, 1922, 2 Aufl., 1951; Wirtschaft und Gesellschaft, Tbingen, 1921-23; Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., B., 1958; Gesammelte Aufstze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tbingen, 1924.
=====
Лит.: Ленин В. И., Доклад о революции 1905 г., Соч., 4 изд., т. 23, с. 243; Неусыхин А., "Эмпирич. социология" Макса Вебера и логика ист. науки, "Под знаменем марксизма", 1927, No 9, 12; Данилов А. И., Нем. бурж. историки "либерального направления" во время 1-й мировой войны и революции 1918-19 гг. "ННИ", 1958, No 5; его же, Проблемы аграр. истории раннего средневековья в нем. историографии кон. XIX — нач. XX вв., (М., 1958); Кон И. С., Философский идеализм и кризис бурж. историч. мысли, M., 1959; Naumann R., Theorie und Praxis des Neoliberalismus, B., 1957; Horn I. H., Religion und Gesellschaft, Beitrge zur Kritik der gegenwrtigen brgerlichen Geschichtsphilosophie, В., 1958; Schelting A., Max Webers Wissenschaftslehre, Tbingen, 1934; Henrich D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers, Tbingen, 1952; Bergstraesser A., Max Webers Antrittsvorlesung in zeitgeschichtlicher Perspektive, "Vierteljahrshefte fr Zeitgeschichte", 1957, Jg 5, H. 3; Schieder Th., Das Verhltnis von politischer und gesellschaftlicher Verfassung und die Krise des brgerlichen Liberalismus, "Hist. Z.", 1954, No 19.
=====
А. И. Данилов. Томск.
2.
(Weber), Христиан Фридрих — ганноверский (брауншвейг-люнебургский) резидент в России в 1714-1719, автор соч. "Преобразованная Россия" ("Das Vernderte Russland...". v. 1-3, 1721-40), опубл. в Германии. Соч. В. содержит обширный материал о внутр. и внеш. политике России, гл. обр. о преобразованиях в экономике, культуре и гос. строе. Наибольший интерес представляет 1-й т., составленный на основе личных наблюдений. 2-й и 3-й тт. (1738 и 1740) не отличались оригинальностью и были составлены в осн. по широко известным рус. источникам.
=====
Соч. В. неоднократно издавались на нем. и др. европ. яз. Рус. сокращ. перевод 1 т. издан в "РА" за 1872 (No 6-9). В 1880 в Лейпциге опубл. часть донесений В. о России, сохранившихся в Ганноверском архиве и дополняющих его записки. Соч. В. требуют строгого критич. подхода.

Словарь мер и весов:

Единица магнитного потока в СИ.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
вебер, -а, р. мн. -ов, счетн. ф. вебер (ед. измер.)

Новейший философский словарь:

ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) — немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899-1907); с 1907 — профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета. Основные сочинения: «Германия и кризис европейской культуры» (1924), «Идеи по поводу социологии государства и культуры» (1927), «История культуры как социология культуры» (1935), «Принципы социологии истории и культуры» (1951), «Третий или Четвертый человек» (1953) и др. Находился под значительным влиянием идей Шпенглера. Стремился создать новую науку — социологию истории и культуры, соединяющую весь материал истории и познания современности, науку не философскую, но эмпирически интуитивную, установка которой заключалась бы не в выведении лежащего за пределами вещей смысла движения истории, но сознательной ориентации на переживание образа как факта, единственно доступного человеческому познанию, неразрывно связанному с явлением. Эта наука, по мысли В., преодолевает границы «линнеевской системы», понимая мир в его многообразии, текучести и взаимосвязанности, в периоды упадка и взлета. По В., под судьбой (без акцентирования ценности, как чистом феномене) в потоке истории подразумевается то, что в философии предполагается о прогрессе. Предшествовавшие попытки социологического объединения исторических событий и явлений культуры, по мнению В., принимали во внимание лишь факт интеллектуализации: Гегель, Конт, Маркс, Спенсер с той или иной стороны подчеркивали роль интеллектуального развития человека. Но рефлективное постижение, внутренняя интеллектуализация или внешнее рациона-лизирование существования есть просто техническое оформление материала жизни, поэтому возможные объективации — государство, право, экономика и др. формы общественных институтов — являются, прежде всего, продуктами процесса цивилизации, следовательно, для В., чисто биологическими образованиями, создаваемыми и сохраняемыми стремлением к существованию, а не объективациями культуры. Только когда жизнь от своей необходимости и полезности придет к стоящему над ними образу, будет существовать культура, в которой обретается целостность внутреннего бытия вместе с целостностью внешнего мира. Объективации становятся предметом, которому культура придает свой образ; само же «культурное» оказывается не абстрактным общим понятием, но совершенно конкретными «вещами», имеющими значение всеобщего. Таким образом, задача социологически ориентированного культурологического исследования заключается в объяснении, исходящем от «чувства жизни», динамического возрастания конкретностей, которые обозначены В. как культура. В этом потоке развития В., вслед за Шпенглером, усматривал обособленные друг от друга исторические образования — культуры, обладающие каждая своей собственной судьбой, проходящие периоды роста, зрелости и упадка, создающие свои собственные формы общественного устройства. Общественный процесс действует в каждом историческом образовании согласно собственному закону, хотя обнаруживаются общие формы и типы рядов развития. Культурное воление, процесс цивилизации и социологическая констелляция находятся в определенном динамическом взаимодействии, исследование которого позволит уяснить и истолковать периодичность и ритм движения культур. Абсолют, к которому в историческом процессе стремятся культуры, проявляет себя только в конкретной исключительности индивидуальных форм существования народов и времен. Культура, осуществляющая материально-общественный и духовно — цивилизационный «синтез жизни» создает усредненный культурный тип народа, единство общности людей и их судьбы в истории. Требование конкретности социологического видения обращает предмет интереса В. на частное исследование уникального исторического образования Европы и современного облика немецкой нации как культурного типа в ситуации легитимирования «всеобщего распада форм», приведшего к духовному кризису, разрешение которого видится В. в обращении к прежней динамике духовного развития. Ее выявление, учитывающее тенденции цивилизации и цели культуры, и является непосредственной задачей социологического анализа истории.
ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) — немецкий социолог, философ и историк конца 19 — начала 20 вв. Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и В. Зомбартом) «Архива социальных наук и социальной политики» (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). Основные сочинения: «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891), «Национальное государство и народно-хозяйственная политика» (1895), «Объективность социально-научного и социально-политического познания» (1904), «Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии. Серия статей» (1903-1905), «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Критические исследования в области логики наук о культуре» (1906), «К положению буржуазной демократии в России» (1906), «О категориях понимающей социологии» (1913), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919), «Политика как профессия» (1919), «Наука как профессия» (1920), «Хозяйство и общество» (1921) и др. Диапазон научных интересов В. был чрезвычайно широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познания, теории капитализма и экономической истории, религиоведения и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды В. стали классикой. Для творчества В. было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания. Констатируя в духе неокантианства методологическое своеобразие «наук о культуре», В. настаивает на том, что социальное и историческое познание, так же, как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок, основным средством достижения его научной объективности у В. является методологическая концепция «идеальных типов». Элементарной единицей социологического анализа В. считает социальное действие, предполагающее а) осмысленность, субъективную мотивацию и б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному действию социальное значение. Индивиды, а не формы коллективности или общественные институты выступают в этой концепции реальными субъектами социального действия. Типология социального действия, разработанная В. включает: 1) целерациональное действие (цели и средства их достижения сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех), 2) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха), 3) аффективное (определяемое непосредственными эмоциональными реакциями) и 4) традиционное (определяемое привычкой). Типология социального действия лежит в основе веберовской концепции типов легитимного господства (власти, которая признана управляемыми индивидами). В основе легального типа господства (к которому относятся современные западные государства) лежит целерациональное действие и мотивом признания власти служит соображение интереса; для этого типа характерен примат формально-правового начала и развитие бюрократии. Харизматический тип господства (харизма — экстраординарные личные способности лидера — героя, полководца, основателя религии и т.п.) основан на аффективном типе социального действия. Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в священность существующих властных порядков и патриархальность внутригосударственных связей, является привычка к определенному поведению. Западное общество последних трех-четырех столетий, по В., характеризуется радикальной рационализацией его основных сфер, охватывающем хозяйственную деятельность, политико-правовые отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее (квалифицируемых В. как «традиционные»). При этом сам разум в трактовке В. деэтизи-руется и сводится к «формальной рациональности» — чисто технической калькулирующей способности. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» В. предложил новаторское решение вопроса о генезисе капиталистического общества, связав его с европейской Реформацией. Именно протестантизм, придавший религиозное значение расчетливо организованной и нацеленной на умножение богатств мирской деятельности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших ядро новоевропейского типа личности. Проблема связи религиозных установок и образа жизни (прежде всего — хозяйственной деятельности) занимает центральное место и в более поздних работах В. по социологии религии. (см. также: ИСТОРИЦИЗМ).

Научно-технический словарь:

ВЕБЕР (Weber) Вильгельм Эдуард (1804-91), немецкий физик, который в 1846 г. стандартизировал единицы измерения ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, связав их с основными размерностями массы, длины, заряда и времени. Был первым физиком, который рассматривал электричество как совокупность элементарных частиц, несущих заряд (сегодня они известны как ЭЛЕКТРОНЫ). Его именем названа единица магнитного потока в системе СИ.
ВЕБЕР (Weber) Эрнст Генрих (1795-1878), немецкий физиолог, первым взявшийся за исследование ощущения и восприятия. Заложил основы раздела психологии, именуемого психофизикой, способствовал внедрению научной методики в практику психологов и превращению психологии в научную дисциплину.
ВЕБЕР (обозначение Wb, по-русски вб), единица МАГНИТНОГО ПОТОКА в Международной системе единиц СИ. 1 вб определяется как магнитный поток, равномерное изменение которого до нуля за промежуток времени 1 сек вызывает в пронизываемом им замкнутом контуре ЭЛЕКТРОДВИЖУЩУЮ СИЛУ (ЭДС), равную 1 вольт.

Социологический словарь:

1.
Вебер (Weber) Альфред (30.07. 1868, Эрфурт-2.05.1958, Гейдельберг) — немецкий социальный философ, социолог и экономист. Профессор Пражского (1904-1907) и Гейдельбергского (с 1907) университетов.
Научную деятельность начал как экономист, затем центр его интересов переместился в область социологии, истории и культуры ("Идеи социологии государства и культуры", 1927). Находясь под влиянием идей Шпенглера, Вебер пытался создать науку об "историческом мире", позволяющую его современникам сориентироваться относительно своего настоящего и будущего. Но, в отличие от Шпенглера, Вебер считал, что это должна быть не философия, а социология истории. Подобно Шпенглеру Вебер разлагал мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, которые, несмотря на свою уникальность, сходны в том отношении, что каждая переживает период молодости, зрелости и упадка. Однако, в отличие от Шпенглера, Вебер рассматривал "культуру" и "цивилизацию" не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждой из них — собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический. Кроме того он выделял еще и третий — специфически социальный аспект, толкуя социальность в духе, близком антропологической ориентации в социологии.
Процесс развития каждой из выделяемых Вебером культурно-исторических целостностей представлялся как результат взаимодействия ее социологического, цивилизационного и культурного факторов, каждый из которых играет "со-определяющую" роль в развитии двух других. Сами эти культурно-исторические целостности воплощаются, по Веберу, в больших "телообразных жизненных единствах", к-рые он называет "народами в широком смысле слова": они-то и являются реальными носителями всемирно-исторического процесса, переходящего от одного такого единства исторической общности людей и их судьбы, складывающейся не без влияния определенных географических и климатических условий, к другому, от другого — к третьему и так далее. В этих "единствах", которые Вебер толковал как "тотальность естественных человеческих сил, влечения и воли", социология видит "общественные тела", несущие "всемирно-исторические культуры", стремясь выделить в этих "телах" типические тенденции формообразования и развития.
Одна из осн. тенденций, роднящая все эти "обществ, тела", заключается в движении по пути ко все более крупным, прочным и зрелым социальным порядкам. Конечная стадия этого движения — оцепенение, старческое разложение этих "тел" или их "мировая экспансия", в которой исчезает собственная "телесная" определенность подобных "тотальностей", выливаясь в универсальный процесс общечеловеческого "свершения". По мнению Вебера, социология, стремящаяся постичь этот процесс, должна постоянно иметь в виду взаимодействие "общественного тела" с культурой, с одной стороны, и цивилизацией — с другой, а также воздействие культуры и цивилизации друг на друга. Начиная с книги "История культуры" и кончая работой "Третий или четвертый человек", Вебер все более определенно рассматривал в качестве цели своей социологии социологический анализ истории, предлагающий социальную структуру всемирно-исторических народов в качестве основополагающей схемы, отводя в ней определенное место "генерализующей" тенденции цивилизации, с одной стороны, и "индивидуализирующей" тенденции культуры — с другой. Историческая культур-социология Вебера оказывается, таким образом, некоторой формой онтологизации методологической антиномии номотетического и идиографического подходов.
Социально-политические воззрения Вебера имеют определенно выраженный консервативный характер, что обусловило восприятие его идей некоторыми из современных социологов неоконсервативной ориентации. В стремлении таких социологов, как Белл, выделить в современном капиталистическом обществе относительно самостоятельные "оси" его развития (например, "ось" культуры) чувствуется отголосок схематики Вебера.
Соч.: 1) Uber den Standort der Industrien. Teil 1. Munch., 1909. 2) Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munch., 1935. 3) Prinziplien der Geschichts und Kultursoziologie, Munch., 1951. 4) Der dritte oder der vierte Mensch. Munch., 1953.
2.
Вебер (Weber) Макс (21.04.1864, Эрфурт — 14.06.1920, Мюнхен) — немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Преподавал во Фрайбургском (1893-1896), Гейдельбергском (1896- 1898, 1902-1919) и Мюнхенском (1919-1920) университетах. Начинал как исследователь в области экономической истории. Изучая вопрос о взаимоотношениях экономики с др. сферами человеческой деятельности — политикой, правом, религией и т. д., Вебер пришел к необходимости специально заняться социологией, разрабатывая ее главным образом как социологию экономического поведения людей.
Критические исследования в области логики наук о культуре
О некоторых категориях "понимающей" социологии
О некоторых категориях понимающей социологии
Объективность социально-научного и социально-политического познания
Политика как признание и профессия
Протестантская этика и дух капитализма
Протестантские секты и дух капитализма
Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке
В рамках экономической истории Вебер занимался проблемой идентификации экономических явлений прошлого, теоретическое осмысление которых велось на основе анализа современного капиталистического общества. В своих исследованиях Вебер широко использовал понятие идеального типа, сопоставление с которым позволяло выявить соотв. явления в неразвитых экономических формах исторического прошлого. В ряде работ (`Объективность` ученого-обществоведа и социально-политическое познание`, 1904, и др.) Вебер подверг это понятие анализу с позиций общеметодологического подхода, рассматривая его в качестве важнейшего в социологии (`О категориях понимающей социологии`, 1913).
В ходе методологического переосмысления первоначальной функции экономических понятий историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию, в рамках которой он пытался выявить роль протестантской `хозяйственной этики` в генезисе западно-европейского капитализма, а также связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеальных интересов различ. социальных групп с религиозным сознанием. Его работы сыграли значит, роль в становлении и развитии социологии религии как специальной области знания. В то же время идеи Вебера были подвергнуты критике (причем с различ. религ. и мировоззренческих позиций) в одних случаях за преувеличение `хозяйственной роли` религии вообще, в др.- за преувеличение роли протестантской `хозяйственной этики` в становлении зап.-европ. капитализма.
Социальная философия, лежащая в основе исторической социологии В., наиболее отчетливое воплощение получила в работе `Протестантская этика и дух капитализма` (1904-1905). Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т. д., обеспечивающими возможность максимально рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция, по Веберу, проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.
Дальнейшую разработку веберовская идея рациональности получает в связи с его концепцией рациональной бюрократии, представляющей собой, по его мн., высшее воплощение капиталистической рациональности (`Хозяйство и общество`, 1921). Мысль Вебера о прогрессирующей рационализации как неизбежной `судьбы Запада`, социальным носителем которой явл. рациональная бюрократия, вступает в противоречие с его представлением о социально-экономических категориях как идеально-типических конструкциях, играющих исключительно эвристическую роль в социальном познании и не претендующих на роль категориального выражения объективных обществ, тенденций и закономерностей.
Рациональность в конечном счете оказывается именно такой закономерностью, пробивающей себе дорогу вопреки воле и желанию людей, которым она грозит лишением индивидуальной свободы. В свете этой тенденции категория свободного социального действия индивида может оказаться чисто идеологическим, перевернутым, `эпифеноменальным` отражением реальности, которая движется в направлении прогрессирующего исключения всякой свободы индивида, да и самой человеческой индивидуальности вообще. В западно-европейской социологии это обстоятельство нашло свое выражение в дальнейшем развитии категории социального действия (например, у Парсонса, Лумана, Хабермаса), утрачивающей свое значение исходной и нередуцируемой к др., более фундаментальным категориям.
Социология Вебера оказала решающее воздействие на зап. социологию 20 в. К середине 70-х гг. интерес к Веберу, нараставший в русле различных, подчас диаметрально противоположных социологических устремлений и ориентации, вылился в своеобразный `веберовский ренессанс`, наложивший свой отпечаток на дальнейшее развитие западной социологии.
Соч.: 1) Gesammelte Aufsatze zur Wissen-schaftslehre. Tub., 1951. 2) Wirtschaft und Gesel-Isehaft. Koln — B. (West), 1964. 3) Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1-3. Tub., 1978-1986.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

единица

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Имя нескольких музыкальных деятелей. Густав В. (1845—87) написал симфоническую поэму "Zur Iliade". Кирилл Эдуардович В. (род. в 1834 г.) составил "Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России" (1885), "Руководство для систематического обучения на фортепиано" (1901) и др. Мирослав В. (род. в 1854 г.) написал комическую оперу "Die neue Mamsell", балет "Die Rheinnixe" и мн. др.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru