Определение слова «Кампанелла»

Большая советская энциклопедия:

I
Кампанелла (Campanella)
Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, — 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582 монах-доминиканец. В 1591 выступил с книгой «Философия, доказанная ощущениями» в защиту натурфилософии Б. Телезио против схоластического аристотелизма. Неоднократно подвергался церковному суду по обвинению в ереси. В 1598—99 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорён к пожизненному заключению. За время почти 27-летнего пребывания в неаполитанских тюрьмах создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, частично опубликованных в Германии и распространявшихся в списках. В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося астрологическими познаниями К., был передан в распоряжение римской инквизиции, в мае 1629 освобожден и оправдан. В 1634 К. бежал во Францию, где ему, при покровительстве кардинала Ришельё, удалось опубликовать часть своих сочинений.
В философии К. отстаивал необходимость опытного познания и развивал учение о «двойном» откровении (Природы и Писания). Выступив в защиту Г. Галилея, К. не принял учения о бесконечности Вселенной, допуская, однако, существование множества миров.
Коммунистическая утопия К. представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город Солнца», произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя, 1602, опубликовано 1623, рус. пер. 1906) в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистической общине у К. упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством; труд является почётным и равно обязательным для всех, рабочий день сокращён до 4 часов благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание уделяется развитию науки («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию. Руководство коммунистической общиной находится в руках учёно-жреческой касты. Осуществление своей программы К., после провала Калабрийского заговора, возлагал на европейских государей (испанского, затем французского короля) и римского папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.
Натурфилософия К. явилась одной из предпосылок нового естествознания; коммунистическая утопия К. делает его одним из ранних предшественников научного социализма.
Поэзия К. (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверждает веру в человеческий разум, раскрывает противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажёгшего светоч знания во «мраке».
Соч.: Poesie filosofiche, Lugano, 1834; Tutte ie opere, v. 1, Mil.— Verona, 1954; Lettere, Bari, 1927; Opuscoli inediti, Firenze, 1951; Cosmologia, Roma, 1964; I sacri segni, v. 1—6, Roma, 1965—68; в рус. пер., в кн.: Антология мировой философии, т. 2, М., 1970, с. 180-92.
Лит.: Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1966; Горфункель А. Х., Томмазо Кампанелла, М., 1969 (имеется библ.); Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, пер. с итал., М., 1964; Storia della letteratura italiana, v. 5. II seicento, Mil., 1967; Bonansea B. M., T. Campanella, Wash., 1969; Badaloni N., Tommaso Campanella, Mil., 1965; Corsano A., Tommaso Campanella, Bari, 1961; Firpo L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940; его же, Richerche Campanelliane, Firenze, 1947.
А. Х. Горфункель.

Т. Кампанелла.
II
Кампанелла (от итал. campanella — колокольчик)
музыкальная пьеса, воспроизводящая звучание колокольчиков. Итальянский скрипач и композитор Н. Паганини дал название «К.» рондо своего концерта си минор для скрипки с оркестром. Большой популярностью пользуется фортепьянная транскрипция этой пьесы, принадлежащая Ф. Листу.

Советская историческая энциклопедия:

(Campanella), Томмазо (до пострижения в монахи — Джованни Доменико) (5.IX.1568 — 21.V.1639) — итал. мыслитель и поэт, один из представителей раннего утопич. коммунизма. Род. в Стило (Калабрия), в 1582 стал монахом. Увлечение идеями Б. Телезио и вольнодумство привели к конфликту с орденом: в 1589 К. бежал из монастыря. После опубликования в 1591 своей "Философии, основанной на ощущениях" был арестован инквизицией. Выйдя из тюрьмы, не вернулся в монастырь. Во время скитаний по Италии К. неоднократно арестовывали по обвинению в ереси. Возвратившись на родину, К. стал готовить восстание с целью свержения ига исп. Габсбургов и установления республики, где существовала бы общность имущества. В сент. 1599 изменники выдали К. Светские власти обвиняли его в заговоре, инквизиция — в ереси. Умелая защита и мужество, проявленное при пытках, помогли К. избежать казни. В неаполитанской тюрьме в 1601 К. написал "Город Солнца" (изд. в 1623), где нарисовал картину идеального общества без частной собственности. Жизнь в городе Солнца построена в соответствии с требованиями науки; дети воспитываются гос-вом, воспитание неразрывно связано с произ-вом; всеобщий труд гарантирует изобилие; рабочий день сокращен до 4 часов благодаря высокой производительности; люди подчинили себе силы природы, машины облегчили труд. В утопии К., в его весьма еще примитивных представлениях об обществе, построенном на коммунистич. началах, отразилось стремление нар. масс к равенству и счастью. В то же время в этих представлениях К. было еще немало наивного. Так, К. полагал, что власть в городе Солнца должна находиться в руках духовных правителей — жрецов, семья подлежала уничтожению, строго регламентировался быт, сохранялась вера в астрологию и т. д. Верность идеям "Города Солнца" К. сохранял всю жизнь.
=====
Больше 33 лет провел К. в темницах. Несмотря на это, он был одним из крупнейших ученых своего времени. К. писал работы по философии, воен. иск-ву, медицине, экономике, богословию, политике, физике, астрологии. Когда инквизиция стала преследовать Галилея, К. не побоялся из тюрьмы поднять голос в его защиту ("Апология Галилея", 1616, изд. в 1622). Основу филос. взглядов К. составлял ма-териалистич. пантеизм. К. утверждал, что в основу изучения природы должен быть положен опыт. В теории познания К. выступал как сенсуалист. Умер в Париже.
=====
Соч.: La citt del Sole, ed. N. Bobbio, Torino, 1941; Tutte le opere, v. 1, Mil.-Verona, 1954; Opuscoli inediti, Firenze, 1951. Недавно найденные соч. К. опубл. Л. Фирпо в "Rivista Storica Italiana", а. 73, fasc. 4, Napoli, 1961. Рус. пер. "Города солнца" были сделаны А. Г. Генкелем (СПБ, 1906 и (П.), 1918) и Ф. А. Петровским (М.-Л., 1934 и 1947, 1954: вступит. статья ко всем изд. В. П. Волгина); Firpo L., Bibliografia degli scritti di Tommaso Campanella, Torino, 1940.
=====
Лит.: Луначарский А., Ленин о монументальной пропаганде, "Литературная газета", 1933, No 4-5, 29 янв.; Квачала И. И., Фома Кампанелла, "ЖМНП", 1906, No 10; 1907, No 1, 5, 8, 12; Лафарг П., Томас Кампанелла. Страница из истории социализма, М.-Л., 1926; Волгин В. П., Очерки по ист. социализма, 4 изд., М., 1935; Асмус В. Ф., Томмазо Кампанелла, "Под знаменем марксизма", 1939, No 7; Рутенбург В. И., Кампанелла, Л., 1956; Штекли А. Э., Кампанелла, М., 1960; Amabile L., Fra Tommaso Campanella..., v. 1-3, Napoli, 1882; его же, Fra Tommaso Campanella ne castelli dl Napoli, In Roma ed in Parigi, v. 1-2, Napoli, 1887; Firpo L., Ricerche Campanelliane, Firenze, 1947.
=====
A. Э. Штекли. Москва.

Музыкальная энциклопедия:

(от итал. campanella — колокольчик) — муз. пьеса, подражающая перезвону колокольчиков. Н. Паганини дал название К. рондо своего 2-го концерта для скрипки с оркестром (h-moll). Большой популярностью пользуется фп. транскрипция этой пьесы, выполненная Ф. Листом.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
кампанелла, -ы (муз.)

Новая философская энциклопедия:

КАМПАНЕЛЛА (Campanella) Томмазо, до пострижения в монахи Джованни Доменико (5 сентября 1568, Стило, Италия – 21 мая 1639, Париж)итальянский мыслитель и поэт. В 1582 вступил в орден доминиканцев. Неприятие схоластики и учения христианизированного Аристотеля привели его к конфликту с орденом. В 1589 бежал из монастыря. В Неаполе опубликовал свой труд «Философия, доказанная ощущениями» (Philosophia sensibus demonstrate, 1591, новое изд. 1992) в защиту Б.Телезио. После нескольких лет скитаний по стране, арестов и инквизиционных процессов в 1598 вернулся на родину, где принял участие в борьбе народа против испанского ига, став участником заговора, имевшего целью создание в Калабрии свободного государства. Заговор был раскрыт, и в 1599 Кампанелла вновь оказался в темнице. Обвиненному в двояком преступлении – ереси и мятеже против короля, ему грозил смертный приговор. Отрицая свою вину, Кампанелла симулировал безумие и, выдержав жесточайшие пытки, избежал казни. Приговоренный к пожизненному заключению, он пробыл в казематах Неаполя 27 лет, а всего находился в неволе 33 года. В 1626 его перевели в Рим под надзор инквизиции, где тюремный режим был несколько смягчен. Но происки иезуитов вынудили его бежать во Францию (1634).
Кампанелла – автор сочинений по философии и богословию, логике, этике, политике, по военному искусству, по астрономии и астрологии, физиологии и медицине. Труды его систематически запрещали и конфисковывали. В «Философии, доказанной ощущениями», в «Кратком своде философии природы» (Prodromus philosophiae... Francofurti, 1617), в «Реальной философии» (Realis Philosophiae epilogisticae parte quatuor, Francofurti, 1623) в «Апологии Галилея» (Apologia pro Calileo, Francofurti, 1622), в «Побежденном атеизме» (Atheismus triumphatus, Parisii, 1636) и многих других работах Кампанелла выступает как натурфилософ-сенсуалист, убежденный, что реальная телесная массаоснова всех вещей Вселенной. Она едина на земле и в космосе и неизменна; варьируются, возникая и исчезая, только ее формы. По своей природе материя пассивна, источником движения является тепло. Истинное познание возможно лишь при непосредственном наблюдении природы. Развивая сходные с Телезио мысли о самодвижении вещей и их стремлении к самосохранению, Кампанелла вместе с тем рисовал картину одушевленной Вселенной, называя природу «чувствующим животным». Подобно Телезио, он рассуждал о «естественной душе», теплом, тонком и подвижном духе, возникающем под воздействием солнечного света и тепла, но наделял ею не только человека и животных, а и растения. С учением о самосохранении вещей связаны суждения о прималитетах, трех главных атрибутах бытия – мощи, мудрости и любви, которым противостоят прималитеты негативные – немощь, незнание и ненависть. Бог понимается Кампанеллой как Высший разум, Первая Мудрость. Но, сотворив «великое чудо» – мир, в дальнейшем он не заботится о частностях и не вмешивается в дела природы, этого «скульптурного образа Бога». Кампанелла выступил в защиту Галилея с позиций своего учения о «двух книгах» – «живого кодекса природы», познаваемого посредством разума и чувств, и Св. Писания – иносказания, содержащего наставления веры и постигаемого богословием.
Сквозь призму натурфилософии рассматривал Кампанелла и проблемы политики, придя к выводу о необходимости решительного преобразования человеческих отношений и создания «наилучшего государства», образец которого он начертал в знаменитом диалоге «Город Солнца»:в идеальном городе-государстве его обитатели ведут «философский образ жизни общиной», основанной на коллективной собственности, всеобщем труде и социальном равенстве. У них действуют справедливые, соответствующие природе законы. Решающую роль играет наука, по предписаниям ее строится вся жизнь соляриев. Наука тесно связана с «естественной» религией, образуя своеобразный магический культ, задача которого – проникновение в тайны мироздания, совершенствование человека и общества. Вместе с тем Кампанелла рисовал и другую картину единения человечества – во всемирной монархии. Тема эта затрагивается в «Городе Солнца», в «Политических афоризмах» (Aforismi politici, Torino, 1941). В трактате «Об испанской монархии» роль объединителя народов отводится испанскому королю при условии проведения им коренных реформ и признании верховной власти папы римского (Delia Monarchia di Spagna, Opere, Torino, 1854, v. 2). В «Речах к итальянским князьям» (Discorsi ai principi d’Italia ed altri scritti filo-ispanici, Torino, 1945) подчеркнута роль Италии – будущей столицы вселенской державы и резиденции первосвященника. А в «Монархии Мессии» (Monarchia Messiae, 1633) Кампанелла подробно обосновывает право на главенство римского папы как блюстителя природного закона, призванного в своем служении подражать Христу и быть «рабом рабов божиих». Противник войн и религиозных раздоров, Кампанелла решительно выступил против Реформации, разделившей Европу на враждебные лагеря. Особенно он критиковал постулат кальвинистов о божественном предопределении и отрицание ими свободы воли у человека.
Произведения Кампанеллы вызывают нескончаемые споры между исследователями. Одни относят Кампанеллу к представителям раннего утопического коммунизма, считают, что его сокровенные мысли отражает лишь «Город Солнца» и близкие к нему произведения. Другие выдвигают на первый план его труды в защиту папства и, принижая значение «Города Солнца», толкуют о Кампанелле как философе контрреформации. Третьи полагают, что Кампанелла-утопист, верный идеям «Города Солнца», вместе с тем питал надежду использовать папство и католическую церковь в задуманном им переустройстве общества.
Сочинения:
1. Le poesie, v. 1–2. Lanciano, 1913;
2. Del senso delle cose e della magia. Bari, 1925;
3. Lettere. Bari, 1927;
4. La Citt del Sole, testo italiano e testo latino. Torino, 1941;
5. Opuscoli inediti. Firenze, 1951;
6. Tutte le opere, v. 1. Mil., 1954;
7. Monarchia Messiae e Discorsi della libert e della felice suggestione allo stato ecclesiastico. Torino, 1960;
8. в рус. пер.: Город Солнца. M., 1954.
Литература:
1.  Квачала И.И. Фома Кампанелла. – «Журнал министерства народного просвещения», 1906, октябрь; 1907, январь, май, август, декабрь;
2. Рутенбург В.И. Кампанелла. М., 1956;
3. Штекли А.Э. Кампанелла, 3-е изд. М., 1966;
4. Он же. «Город Солнца»: утопия и наука. М., 1978;
5. Горфункель А.X. Томмазо Кампанелла. М. 1969;
6. Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 301–329;
7. Amabile L. Fra Tommaso Campanella, la sua congiura, i suoi Processi e la sua pazzia, vol. 1–3. Napoli, 1882;
8. Idem. Fra Tommaso Campanella ne’castelli di Napoli, in Roma, ed in Parigi. Napoli, v. 1–2, 1887;
9. Firpo L. Bibliografa degli scritti di Tommaso Campanella. Torino, 1940;
10. Idem. Ricerche Campanelliane. Firenze, 1947;
11. Idem. Campanella Tommaso – Dizionario biografico degli italiani. Roma, 1974, v. 17, p. 372–401.
Л.С.Чиколини

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru