Определение слова «семья»

Толковый словарь Ушакова:

СЕМЬЯ́, семьи, вин. семью и (·прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ·жен.
1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая семья.» Некрасов. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат.» Грибоедов. «И вот ввели в семью чужую.» Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. «В семье не без урода.» (посл.).
| перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.

Большой энциклопедический словарь:

СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Толковый словарь Даля:

семья
См. семейство

Словарь эпитетов русского языка:

Группа живущих вместе родственников.
О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. п.
Бедная, бездетная, беззаботная, бережливая, беспечная, большая, деловая, деловитая, домовитая, зажиточная, захудалая, значительная, интеллектуальная, ленивая, маленькая, малоимущая, малосостоятельная, многодетная, многочисленная, небольшая, нищая, праздная, работящая, рачительная, сибаритская, состоятельная, трудовая, трудолюбивая, труженическая, тунеядная (устар.), хлопотливая, хозяйственная.
О характере внутрисемейных отношений, об отношении к окружающим, соседям и т. п.; о моральной оценке.
Безалаберная, безупречная, беспутная, благополучная, благоприличная, благопристойная, благоразумная, вздорная, горемычная, гостеприимная, грешная, добропорядочная, драчливая, дружная, жадная, заботливая, замкнутая, затворническая, здоровая, интеллигентная, конфликтная, крепкая, культурная, ладная (разг.), любезная, мещанская, мирная, наглая, неблагополучная, неинтеллигентная, неприветливая, неприятная, непутевая, нескладная, несчастная, обывательская, открытая, праведная, приветливая, радушная, распутная, скандальная, склочная (разг.), скромная, спаянная, сплоченная, степенная, строгая, сумасбродная, счастливая, трудная, хлебосольная, целомудренная, честная, шумная. Городская, дворянская, крестьянская, кровнородственная, купеческая, моногамная, патриархальная, старообрядческая, студенческая и т. п.

Советская историческая энциклопедия:

Исторически обусловленная социальная ячейка, основанная на брачных связях и отношениях кровного родства. На разных этапах развития семейно-брачных отношений размеры, структура и социальная роль С. различны. Выделяются несколько основных историч. форм (типов) С., соответствующих последовательным эпохам в эволюции человеческого общества.
=====
Древнейшая ист. форма С., к-рую можно с большей или меньшей степенью достоверности реконструировать на основании этнографич. мат-лов, — парная С. — характеризовалась неустойчивостью брачных и экономич. связей. По вопросу о времени и ист. условиях появления парной С. среди сов. ученых нет единого мнения. Согласно точке зрения, разделяемой большинством сов. историков, в первобытном обществе производств. отношения совпадали с родовыми отношениями, род выступал в качестве кровно-родственного коллектива, являясь в то же время реальной производственной ячейкой общества — родовой общиной. Поэтому формирование парной С. означало возникновение противоречия между родом и новой социальной ячейкой, стоявшей вне рода, т. к. муж и жена в силу закона экзогамии принадлежали к различным родам. Нек-рые этнографы (А. М. Золотарев, М. О. Косвен, Ю. И. Семенов, С. П. Толстов и др.) исходят при этом из гипотезы о дислокальности первонач. брака (т. е. муж и жена жили раздельно в своих родовых общинах). Др. исследователи (Н. А. Бутинов) считают, напротив, что предположение об универсальности дислокального брака не может считаться доказанным. Род, по их мнению, никогда не совпадал с родовой общиной, внутри к-рой уже на ранних стадиях первобытного общества могли возникать парные С.
=====
Несмотря на то, что парная С. представляла собой определенное экономич. единство, она не была самодовлеющей производств. ячейкой. Такая ячейка возникала по мере разложения первобытнокоммунистич. отношений. Сложился новый тип С. — большая С. По мнению нек-рых сов. исследователей (М. О. Косвен и др.), большая С. формируется в материнско-родовом обществе. Она представляет собой сравнительно широкую социальную группу — обычно матрилокальную (см. Матрилокальность), состоящую из четырех-пяти поколений ближайших родственников, потомков одной женщины. Развитие производит. сил и переход к прочному патрилокальному (см. Патрилокальность) поселению супругов обусловливают превращение материнской большой С. в патриархальную. Эта точка зрения, однако, оспаривается нек-рыми исследователями, полагающими, что большая С. возникает лишь с переходом к патриархальному (отцовскому) роду.
=====
В условиях господства патриархально- родовых отношений осн. экономич. ячейкой общества является, как правило, патриархальная большая С., семейная община. Примером такой семейной общины является задруга; это, однако, не означает, что характеристика задруги, относящейся к эпохе феодализма и ставшей объектом этнографич. изучения с 18 в., может быть полностью перенесена на большую С. первобытного общества. При родовом строе неизбежное разрастание и дробление большой С. не приводят к полному обособлению дочерних групп. В результате сегментации большесемейной общины возникает группа родственных семей, представляющая собой экономич., обществ. и идеологическое единство — патронимия. Первоначально в патронимии объединялись большие семьи; позднее, с развитием частной собственности, укрепляется и постепенно обособляется малая (индивидуальная, моногамная) С., состоящая только из родителей и их детей.
=====
В этой форме (малой, моногамной) С. вступает в клас. общество, она "...содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 61). Но при определенных конкретно-историч. условиях в клас. обществе часто сохраняется и патриархальная семья (напр., др.-рим. фамилия, задруга и др.). Малая семья является господствующей во всех антагонистич. клас. формациях, женщина занимает в ней неполноправное, подчиненное положение. Лишь социалистич. революция создает условия для формирования семьи нового типа, основанной на подлинном равноправии полов и новой социалистической морали.
Историография С. Несмотря на то, что нек-рые мыслители древнего мира высказывали догадки о преходящем характере совр. им формы С., в целом для древности и средневековья была характерна т. н. патриархальная теория С. К 19 в. был накоплен значит. фактич. материал по семейной организации у различных народов мира, но изучение С. носило преим. описательный характер. Начало науч. разработке истории С. было положено И. Бахофеном, впервые сформулировавшим тезис о том, что возникновению С. предшествовал длит. период беспорядочных брачных отношений — промискуитета. Первая попытка дать всемирно-ист. схему развития С. принадлежит Л. Г. Моргану. Опираясь гл. обр. на результаты своих исследований в области системы родства, Морган высказал предположение, что человечество прошло через пять последовательных стадий С.: кровнородственную, пуналуальную, парную, патриархальную и моногамную. По мысли Моргана, первый, второй и пятый типы С. были основными; им соответствуют малайская, турано-ганованская и описательная системы родства. 3-й и 4-й типы, как переходные, не породили особых систем родства. Последующие исследования внесли существ. уточнения в эту гипотезу. Ф. Энгельс, положивший периодизацию Моргана в основу своей работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в 4-м изд. этой книги (см. там же, с. 47) отказался от предположения об универсальном распространении в древности С. типа пуналуа (см. Пуналуальная семья). Исследования систем родства (У. Риверс, А. М. Золотарев, Д. А. Ольдерогге) позволили установить, что Морган ошибался, когда считал малайский тип номенклатуры родства древнейшим и отражающим отношения кровнородственной С. В действительности, малайская система возникает по мере разложения рода и исчезновения родовой экзогамии. Тем самым отпало единственное основание для реконструкции кровнородственной С. Подчеркивая эти частные ошибки Моргана, нек-рые бурж. ученые, исходя из предвзятых соображений, стремились доказать, что этнографич. данные опровергли суть его теории — идею ист. развития форм С. В теоретич. построениях Р. Лоуи, Дж. Мёрдока и др. малая С. выступает социальным ин-том, издавна присущим человеческому обществу. Сов. этнографы, работая над реконструкцией ист. типов С., уделяют большое внимание изучению процессов, происходящих в С. социалистич. общества.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М.-Л., 1935; Максимов A., Что сделано по истории семьи, M., 1901; Штернберг Л. Я., Семья и род у народов северо-восточн. Азии, Л., 1933; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Ковалевский M., Очерки происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Ольдерогге Д. A., Малайская система родства, в кн.: Родовое общество, М., 1951 (Труды ИЭ. Новая сер., т. 14); Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологич. исследования, М., 1964; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, "СЭ", 1965, No 3; Семенов Ю. И., О периодизации первобытной истории, "СЭ", 1965, No 5; его же, Как возникло человечество, М., 1966; Lowie R., Primitive society, N. Y., 1961; Murdock G., Social structure, N. Y., 1949; Levi-Strauss C., Les structures lmentaires de la parent, P., 1949; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.
=====
M. В. Крюков. Москва.

Этимологический словарь Крылова:

Образовано от съмь – "работник, домочадец".

Толковый словарь Кузнецова:

семья
СЕМЬЯ -и; семьи, семей, семьям; ж.
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Обеспеченная, малоимущая с. Многодетная с. Интеллигентная, дружная, большая с. Рабочая, крестьянская с. Зажить своей семьёй. Глава семьи. Воспитываться в семье врачей. Создать, бросить, содержать, кормить семью. Войти в чью-л. семью. Отмечать праздник в кругу семьи. Нести всё в семью. Уйти из семьи, от семьи. У вас есть с.? За столом собралась вся с.
2. кого или какая. Группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой. Школьная, офицерская с. Живём как одна с. Труппа и есть моя с.
3. Группа животных, состоящая из самца, самки (самок) и детёнышей, живущих вместе. С. скворцов. С. бобров. Волчья с.
4. Обособленная группа растений одного вида, произрастающих рядом. С. кактусов. С. берёзок.
5. Лингв. Группа родственных языков. Народы индоевропейской языковой семьи. Палеоазиатская с. языков.
Семьища, -и; ж. Увелич. Семейка; Семейный (см.).

Большой юридический словарь:

Термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. в разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. в теории семейного права с. (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в с.

Новейший философский словарь:

СЕМЬЯ — основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Исторические типы С: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках). Последняя, ныне наиболее распространенная, именуется простой С. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расширенная или сложная С, связанная двумя-тремя поколениями родственников и свояков. Родство — кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники). Прямые нисходящие ветви родства: отец — сын — внук и т.д.; прямые восходящие: внукотец — дед. Родство между братьями и сестрами — боковое. Различают родственников первой степени (мать — дочь, отец — сын) и второй (внучка — бабушка). Свойствоотношение между супругом и родственниками супругинаоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) С. бывает полной и неполной (С. матери-одиночки или иных родственников). С. в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые — нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и др. потребностями личности. В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойственных связей, образуются ролевые отношения членов С: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т.д. Ролевые отношения с момента возникновения С. и до настоящего времени претерпели большие изменения. Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины — мужа и отца, единоличного собственника и хозяина. Дети беспрекословно подчинялись родителям. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая революция привели к тому, что женщины и все взрослые члены С. стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, распределять доходы от предпринимательской деятельности. Для современной С. характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брач-но-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Совокупность кровно-родственных, ролевых, материально-имущественных, духовно-нравственных, религиозных, правовых, межэтнических и др. отношений определяет структуру С. — авторитарную или демократическую. Система взаимодействия С. и общества, с одной стороны, и С. и личности — с другой, определяет социальные функции С, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. В настоящее время возрастает роль и функция организации досуга членов С. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного напряжения человека (концепция С. как «психологического убежища»). Поскольку каждая С. — саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, конфликты. В целом характер конфликтов зависит от масштаба семейных интересов, а способы их разрешения — от общей культуры людей. Функции, структура С, ролевое поведение членов С. составляют сущность последней.

Сексологическая энциклопедия:

Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникла с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их жёнами и детьми, а также домашних рабов). Капиталистическая индустриализация раз рушила связь семьи с домашним производством, оставив у неё из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей стало состоять из супругов и их детей (см. Нуклеарная семья).
Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу. Семья — это не сумма двух или более личностей, а особое образование с новыми качествами. Различают первичную (родительскую) и вторичную (супружескую) семьи. Супружеская семья может вливаться в родительскую или обособляться от неё. Причём брак и семья — это далеко не одно и то же, как не одно и то же "состоять в браке" и "жить одной семьёй". Говоря о союзе двух, под Своим Домом понимают вовсе не квартиру, мебель и другие общие предметы домашнего обихода, которые тоже нужны, но нужны как условие существования семьи, а не её цель.
Основная функция семьиобеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, воспитании детей. Именно семья создаёт условия для первичной социальной ориентации детей; отсюда её новая функция — повышение социальной активности супругов, установление тесных взаимоотношений между семьёй и обществом, семьёй и государством. В свою очередь государство стремится к созданию и укреплению гармонично развитых семей, создаёт специальные службы, подготавливающие молодёжь к вступлению в брак, организует помощь одиноким людям, желающим создать семью, открывает консультации по вопросам материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми, их воспитанию и др. Наконец, смысл семьи состоит в создании оптимальных условий для всестороннего развития личностей обоих супругов, заботе их друг о друге, в удовлетворении потребности влюблённых всегда быть вместе.
Эволюция семьи, то есть её история и развитие, складывается из определённых фаз: предбрачного периода, периода взаимной брачной адаптации (между регистрацией брака и рождением детей), естественной редукции, связанной с уходом из семьи её членов (брак взрослых детей, смерть одного из родителей).
В сексологии семья рассматривается с нескольких точек зрения. Так, в теории клиринга брачного наряду с факторами физической привлекательности, материальным, духовным, психологическим учитывается также сексуальная совместимость супругов, исходя из их половой конституции и модели полового поведения. Например, сексуальные проблемы могут возникнуть в семье, где супруги придерживаются (по моральным или религиозным убеждениям) прямо противоположных образцов полового поведения. Чаще всего мужчинам, особенно молодым, свойственна тигровая модель" полового общения, основанная на принципе максимального диапазона приемлемости ("между супругами всё дозволено"). Женщины же чаще придерживаются пуританской, или "долговой", модели полового поведения. Оптимальная совместимость будет у тех супругов, которым из множества схем полового поведения присуща одна и та же или очень близкие друг другу модели полового общения. При определении сексуального здоровья как культуры интимных отношений выявляется значение сексуальной функции семьи, функции удовлетворения сексуальной потребности, получения полового наслаждения. В контексте теории семейного здоровья вместе с сексуальной функцией рассматриваются и другие функции: экономическая, финансово-бюджетная, демографическая, педагогическая, организации досуга и др. В формировании сексуального здоровья детей и подростков преобладает педагогическая функция семьи. Остальные функции направлены на организацию материальных (экономическая и финансово-бюджетная) и духовных (педагогическая и организация отдыха) факторов здорового образа жизни семьи в целом и в сфере интимных отношений в частности.
Семья, являясь ячейкой воспроизводства населения, играет существенную роль в его демографическом развитии. От особенностей формирования и стабильности семьи, от числа детей зависят темпы роста населения. Семья здесь выступает как непосредственный объект демографической политики, поскольку социальное управление демографическими процессами невозможно без учета специфики современной семьи. Урбанизация и революция сексуальная изменили ролевую структуру семьи, функции мужа и жены, повысили авторитет и влияние женщины матери, изменили представление о "главе семьи", ослабили авторитарные методы воспитания и т. д. Изменилась функция семьи в сторону ее психологизации и интимизации. По мере того, как некоторые старые экономические и социальные функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, будь то супруги или родители и дети.
Интимизация внутрисемейных отношений повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака. Существенные сдвиги претерпевает и сексуальное поведение в браке. Можно предположить, что современный человек ведет более интенсивную сексуальную жизнь, чем его предки. Резко выросли в последние десятилетия сексуальная активность женщин и их требования к половой жизни. Уменьшается число женщин с фригидностью или аноргазмией.
В половом воспитании детей и подростков большое значение имеет педагогическая функция семьи. Как известно, семья является одним из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности человека невозможно чем-либо заменить. Особенности взаимоотношений в семье сказываются на формировании личности ребенка. Морально-психологическая атмосфера, в которой прошло его детство, во многом определяет и сексуальную удовлетворенность и психическое благополучие человека, когда он становится взрослым. Доверительные отношения с родителями, особенно с матерью, общая эмоциональная раскованность и открытость семейных отношений, терпимое, светское отношение родителей к телу и наготе, отсутствие жестких запретов, готовность родителей откровенно обсуждать с детьми волнующие их деликатные проблемы — все эти факторы облегчают ребенку формирование здорового отношения к сексуальности (см. Микроклимат семейный).
Большое значение для формирования полоролевого поведения имеет непосредственное подражание детей родителям. Жизнь родителей служит тем первым социальным образцом, который для ребенка оказывается примером человеческих отношений. Дети, выросшие без отцов (см. Неполная семья, Отцовство), часто имеют пониженный уровень притязаний, у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. В процессе развития семьи ей свойственны влияющие на ее психологическую атмосферу кризисы. Их причиной могут стать перемены в семье, вызванные изменениями ее состава и другими событиями (изменение социального статуса, внебрачные сексуальные связи, алкоголизм и др. ), даже положительные явления, изменяя жизненный стереотип семьи, требуют адаптации к новым семейным ролям (на пример, супруга, родителя, дедушки, бабушки). Неспособность или нежелание выполнять свои новые обязанности нередко обостряют отношения, ведут к семейным конфликтам. Отсутствие детей также создает конфликтную, иногда доходящую до развода ситуацию в семье (см. Бесплодный брак).
Нельзя утверждать, что семья, в которой по тем или иным причинам нет детей, неполная или несостоявшаяся. Но ребенок утверждает необходимость в развитии меж личностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, с полным основанием называют "ячейкой общества". Все большее внимание сексологов привлекает рост числа половых заболеваний и других расстройств (сексуальных дисгармоний в супружеских парах, что отрицательно влияет на стабильность брачного союза). Так, при изучении причин разводов среди населения Праги 42% супругов указали на наличие нарушений в половых отношениях. И наоборот, нормальные половые отношения являются одним из важных факторов семейного благополучия.

Социологический словарь:

СЕМЬЯ — англ. family; нем. Familie. 1. Соц. институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения и социализация. 2. Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

Грамматический словарь Зализняка:

Семья, семьи, семьи, семей, семье, семьям, семью, семьи, семьёй, семьёю, семьями, семье, семьях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019