Определение слова «МОНАРХИЯ»

Толковый словарь Ефремовой:

монархия ж.
1. Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю — монарху.
2. Государство с такой формой правления.

Большой энциклопедический словарь:

МОНАРХИЯ — государство, главой которого является монарх. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (т. н. конституционную) монархию, при которой власть монарха ограничена парламентом. В современную эпоху существуют государства с конституционной монархией (напр., Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция). В некоторых странах
Глава государства является одновременно религиозным главой.

Большая советская энциклопедия:

Монархия
(от греч. monarcha — единовластие, единодержавие)
в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств.
В рабовладельческих государствах М. выступала главным образом как неограниченная деспотия (иногда как Теократия). Наиболее типична М. для феодализма — первоначально как раннефеодальная М. (иногда принимала форму обширных феодальных империй), затем — как М. периода феодальной раздробленности, характеризующейся слабой центральной властью, позднее — как ограниченная сословно-представительная М. (см. Сословная монархия) и неограниченная — абсолютная М. (см. Абсолютизм, Государство). В буржуазных монархических государствах М. существует, как правило, в виде ограниченной, конституционной М., сложившейся в результате компромисса буржуазии с дворянством. В современной буржуазной М. власть монарха ограничена на основании конституции, т. е. законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству. В конституционной М. монарх юридически считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, формально он назначает правительство, смещает министров, имеет право распоряжения военными и полицейскими силами, издания указов, запрещения принятых парламентом законов или отсрочки вступления их в силу, право законодательной инициативы, роспуска парламента и т. п. Однако фактически эти полномочия обычно полностью находятся в руках правительства, а монарх «царствует, но не управляет». В. И. Ленин отмечал, что «монархия вообще не единообразное и неизменное, а очень гибкое и способное приспособляться к различным классовым отношениям господства, учреждение» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 20, с. 359).
Лит. см. при ст. Государство.

Большой юридический словарь:

(гр. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой главой государства является монарх. в современном мире сохраняются два исторических типа м. — абсолютная монархия и конституционная монархия. последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. особая разновидность м. — выборная, сочетающая элементы м. и республики. такая м. существует ныне в малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Малый академический словарь:

монархия
-и, ж.
Форма правления в эксплуататорских государствах, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, а также государство с такой формой правления.
Абсолютная монархия. Конституционная монархия.

В городах старой французской монархии господствовала замкнутая денежная аристократия. Писарев, Исторические эскизы.
[От греч. — единовластие]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
монархия, -и

Новая философская энциклопедия:

МОНАРХИЯ (от греч. - – единовластие) – одна из форм монократии – единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.
Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма – появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии [ИЕРАРХИЯ]подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.
Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т.е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевойрусских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия – республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до n функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и n – это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т.е. правления, доверенного монарху народом – подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И.Санина («Просветитель», 1503) и Ж.Бодена(«Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.
Литература:
1. Mittels . Der Staat des hohen Mitelalters. Grundlinien einer vergleichenden Verfassungsgeschichte des Lehnszeitalters. Weimar, 1968;
2. Fichtenau H. Das Karolingische Imperium. Zrich, 1949.
И.И.Кравченко

Социологический словарь:

МОНАРХИЯ (от греч. monarchia — единовластие) — англ. monarchy; нем. Monarchie. 1. Форма правления, при к-рой верховная власть в государстве формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. 2. Государство с монархической формой правления. Различают М. неограниченную (деспотическую, абсолютную) и ограниченную (конституционную и парламентарную). см. АБСОЛЮТИЗМ.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

монархия
впервые в 1659 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 365. Через польск. mоnаrсhуа из лат. monarchia, греч. .

Грамматический словарь Зализняка:

Монархия, монархии, монархии, монархий, монархии, монархиям, монархию, монархии, монархией, монархиею, монархиями, монархии, монархиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая республике (см.). По обычному представлению, они различаются тем, что в М. верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам, всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которому или которой принадлежит суверенитет. Такое определение может считаться верным разве только в применении к современным цивилизованным государствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечества формы государственного устройства вообще и М. в частности были до крайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройными формулами не представляется возможным. Слово М. происходит от греческих (один) и (власть) и обозначает единовластие, единодержавие; между тем, существовали М. с двумя царями во главе (Спарта); иногда говорят (Полибий) о власти двух консулов как о монархическом элементе государственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо, обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальной власти, что самое отнесение государства к типу М. или республики вызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей). Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних (Аристотель) государства делились на М., аристократии и политии (см. Государство), М. же, в свою очередь, делились на правильные и неправильные, т. е. на собственно М. и тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлению личного или общего блага. При всей распространенности в настоящее время классификации государств на М. и республики она не является безусловно общепризнанным; многие пытаются удержать деление Аристотеля с некоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не в организации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своим задачам и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В истории постоянной смены государственных форм можно отметить следующие главнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многие другие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находим М., но с властью монарха, до чрезвычайности ограниченной общенародным собранием, или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат и comitia curiata в Риме); обязанности монарха — преимущественно военные, к которым часто присоединяются жреческие и судебные. Принцип наследственности власти в это время является далеко не установленным, так как главным основанием власти является личное достоинство (наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своем развитии М. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случае ограничения отпадают и власть делается наследственной. Своеобразным типом монархии является Римская империя, в которой республиканские учреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главы государства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего на себя лишь различные республиканские должности; но в последующий период imperator и princeps обратился в настоящего неограниченного и наследственного монарха. В феодальную эпоху монархическая власть основывается на крупном землевладении и является весьма слабой (см. Королевская власть). В это время вырабатывается тип М. с правильно избираемыми пожизненно монархом (Польша, Свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание Папы, бывшего светским главой Церковной Области). Император Свящ. Римской империи жалует герцогские и другие титулы, дающие монархическую власть, основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием, является, таким образом, пожалование. На рубеже Средних и новых веков возникают сильные абсолютные М.; их правители постепенно уничтожают остатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов в Зап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, а общенародным представительством (см. Представительство). В настоящее время все М. резко делятся на неограниченные и ограниченные, или конституционные. Черты, общие М. обоих видов: во главе государства стоит монарх, пользующийся своей властью по наследству (избирательные М. отошли в область истории; даже лицо, являющееся основателем династии, приобретает власть на наследственном начале), т. е. по собственному праву, "милостью Божией", как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией и волею народа". В силу этого монарх является юридически неответственным (неответственным за свои политические действия может быть и президент республики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственной власти: он является источником всякого права (другими словами, только с его соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит во главе исполнительной власти; его именем отправляется правосудие; ему принадлежит в более или менее значительной степени право помилования; в международных отношениях только он один представляет государство. Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получает значительное содержание из государственного казначейства, имеет право на особенную охрану своей личности. Различие между ограниченными и неограниченными монархиями заключается в том, что в последних всеми перечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо от какой бы то ни было иной власти, а в первых — при посредстве или обязательном содействии органов или властей, имеющих существование, не зависимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотий или тираний продолжаются и поныне, но взамен психологического основания Аристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескье находит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотии и ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия в монархии; но эта классификация применима не ко всем неограниченным монархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной, судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее время выдвигают (Градовский) господство принципа законности в противоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием для решения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc, тогда как монархии управляются, как это выражено в основных законах Российской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений и установлений, от самодержавной власти исходящих" — законов, обязательных для самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке, ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее правильный с юридической точки зрения принцип, на практике имеет не всегда одинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятся на два вида: М. представительные, или дуалистические, и М. парламентарные. И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за ним остается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ее отправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом. Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответственным министром. В М. первого типа министры ответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им; обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862—66 г.) правом парламента вотировать бюджет. В М. второго типа министры ответственны перед парламентом и хотя назначаются монархом, но низвергаются парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, de facto не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента; парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах (браки, дворцовые служители; см. Виктория). Между тем de iure за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх "царствует, но не управляет"; однако и он представляет свое государство, является его символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучший пример — Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государств дуалистических могут служить германские государства, в особенности Бавария и Пруссия, также Австрия; образцами государств парламентарных — Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. занимают М. вассальные и союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха является неполной, так как он лишен существенного права представлять свое государство в международных отношениях. Типом монархического союзного государства является в настоящее время Германия. По конституции она есть вечный союз государств, в котором прусск. королю принадлежит президентство со званием императора; но фактически Германия есть именно союзное государство, в котором император пользуется властью и прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. все общие сочинения по государственному праву и специально Macchiavelli, "Il principe"; Lor. Stein, "Das Knigthum, die Republik und die Souvernitt der franzsischen Gesellschaft seit der Februarrevolution" (2 изд., 1885); J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879); Hinrichs, "Die Knige" (Лпц., 1852); Fischer, "Das Recht des deutschen Kaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches Knigtum u. Kaisertum" (Иннсбрук, 1862); Artom, "Il re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia, "Il capo dello stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti, "La monarchia representativa" (Виченца, 1879); Campanella, "Monarchia e republica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная Римская империя" (Москва, 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король (см.). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куланжа.
В. В—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru