Определение слова «пифагореизм»

Толковый словарь Ушакова:

ПИФАГОРЕИ́ЗМ, пифагореизма, мн. нет, ·муж. (·ист. филос.). Учение ·др.-греч. философа Пифагора (6 ·в. до ·н.э.), признававшего бессмертие и переселение душ и рассматривавшего мир (космос), как закономерное стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Большой энциклопедический словарь:

ПИФАГОРЕИЗМ — религиозно-философское учение в Др. Греции 6-4 вв. до н. э., основанное Пифагором и исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения — источник гармонии космоса, структура которого мыслилась в пифагореизме как физико-геометрическо-акустическое единство (см. также Гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии (утверждение о шарообразности Земли) и акустики. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ (см. Метемпсихоза) и разработали сложную систему культовых запретов ("пифагорейский образ жизни").

Большая советская энциклопедия:

Пифагореизм
Религиозно-философское учение в Древней Греции 6—4 вв. до н. э., исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в пределах организованного Пифагором сообщества, которое было одновременно философско-научной школой, религиозно-магическим союзом «посвященных» (исторически находящимися между первобытными «мужскими союзами» и духовными «орденами» средневековья) и, наконец, политической организацией. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от которого, как и от Иона Хиосского, остались немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. П. стал постепенно сближаться с сократо-платоновской философией. Окончательное оформление П. относится ко времени позднего Платона и древней Академии платоновской (См. Академия Платоновская). Архит Тарентский (1-я половина 4 в.) был последним крупным представителем П. В 1 в. до н. э. идеи П. стали отправным пунктом развития неопифагореизма, существовавшего вплоть до 3 в. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Нумений и др.).
В отличие от ионийской школы (См. Ионийская школа), стремившейся свести всё существующее к той или иной материальной стихии, П. обращал основное внимание не на самые стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрическую структуру, которую он соединял с акустикой и астрономией. В основе П. лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, которое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре, математизация музыки). В П. возникла весьма оригинальная арифметика, придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: единица трактовалась как абсолютная и неделимая единичность, двоица — как уход в неопределённую даль, троица — как первое оформление этой бесконечности, четверица — как первое телесное воплощение этой триадической формы и т.д. Ранние пифагорейцы, по преданию, при помощи наблюдения над металлическими пластинками разных размеров или сосудов с разным наполнением водой установили числовые отношения, характерные для кварты (4/3), квинты (3/2) и октавы (2/1), которые объединялись с материальными стихиями или с правильными геометрическими телами. Тоны, полутоны и ещё меньшие части тона были осознаны у пифагорейцев с точностью, превышающей точность новоевропейской акустики. Эта физически-арифметически-акустическая концепция распространялась на весь космос, мыслившийся состоящим из десяти небесных сфер, каждая из которых издавала свой характерный звук, состояла из определённой комбинации правильных геометрических тел и выявляла определённую материальную стихию с той или иной структурой, пропорцией и тонкостью её консистенции.
Учение П. о душе как о нематериальном начале включалось в общее учение о круговороте вещества, откуда и возникло знаменитое орфико-пифагорейское (см. Орфики) учение о переселении и вечном круговороте душ.
Философскую систематизацию древнейшего мифологического представления о так называемых бинарных оппозициях представляет собой пифагорейское учение о противоположностях. Среди них выделяются 10 основных: предел (конечное) и беспредельное (бесконечное), нечётное и чётное, одно и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадратное и продолговато-четырёхугольное. Музыкально-этическое «согласие» противоположностей Филолай называл гармонией (См. Гармония).
Наконец, П. проповедовал аскетизм в античном смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое — постоянного музыкального воздействия, сосредоточивания в себе и восхождения к высшим областям бытия, так что музыка, философско-мистическая медитация и практическая медицина почти отождествлялись в П.
Идеи П. получили распространение не только в античности, но также в средние века и в новое время.
Фрагменты в кн.: Diels Н., Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1—2, В., 1960, Cap. 14—20, 32—58; в рус. пер. — Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919.
Лит.: Дынник М. А., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, гл. 2; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 263—315; Mautis G., Recherches sur le Pythagorisme, Ncht., 1922; Zeller E., Die Philosophie der Griechen....7 Aufl., Tl 1, Hlfte I, Lpz., 1963, S. 445—617; Frank E., Plato und die sogenannten Pythagoreer, Halle (Saale), 1923; Haase R., Geschichte des harmonikalen Pythagoreismus, W., 1969; Vogel C. J. d e, Pythagoras and early Pythagoreanism, Assen, 1966.
А. Ф. Лосев.

Большой словарь иностранных слов:

Идеалистическое учение, идущее от древнегреческого философа и математика Пифагора (6 в. до н. э.), пытавшегося свести все явления природы к количественным, числовым отношениям; в дальнейшем пифагореизм стал одним из источников мистицизма в античной философии.

Толковый словарь Кузнецова:

пифагореизм
ПИФАГОРЕИЗМ -а; м. В Древней Греции 6 — 4 вв. до н.э.: религиозно-философское учение, возникшее на идеях Пифагора (число, количество выражают суть вещей).
Пифагореец, -рейца; м. Пифагорейский, -ая, -ое. П-ая философия.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
пифагореизм, -а

Новейший философский словарь:

ПИФАГОРЕИЗМ — древнегреческая философская школа, которая существовала в 6-4 вв. до н.э., исходившая из того, что число является, во-первых, сущностью всех вещей и, во-вторых, принципом, который упорядочивает и организует вселенную. Пероначально П. существовал в рамках религиозно-философского сообщества, основанного Пифагором. Первое письменное изложение П. дал Филолай, от произведения которого дошли немногочисленные фрагменты. С конца 5 в. до н.э. П. сближается с линией сократовско-плато-новской философии. Последний крупный представитель П. — Архит Тарентский (начало 4 в. до н.э.). В 1 в. до н.э. традицию П. продолжает неопифагореизм, существовавший вплоть до 3 в., основные представители которого- Фигул, Аполлоний Гианский и Нумений. Если ионийская школа рассматривала сущность вещей как ту или иную стихию, как нечто чувственное и материально определенное, то П. впервые под сущностью стал понимать умопостигаемую природу. Такой нечувственной сущностью, субстанцией всех вещей и было названо число. По замечанию Гегеля, за определением «числа» в П., как и за определением «идеи» у Платона, скрывается определение «спекулятивного понятия» как основного инструмента философского познания. Первой характеристикой сущности, первым «числом», или первым «спекулятивным понятием» П. выделяет неарифметическую единицу — чистое равенство и единство вообще. Единица, по П., есть такая всеобщая сущность, которая является деятельным началом и формой всех вещей. Посредством причастности к единице через «подражание» всякая вещь делается равной самой себе, т.е. «одной». Второй характеристикой сущности выступает двоица, представляющая собой чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковую. Двоица, будучи пассивной категорией, получается из прибавления единицы к самой себе, когда единица полагается в качестве неравной себе, или отличной от себя. Единица и двоица в П. — основные характеристики сущности, поэтому они суть всеобщие способы существования вещей. Единица и двоица лежат в основе десяти главных противоположностей, которые образуют своеобразную таблицу категорий: предел и беспредельное (бесконечное), нечетное и четное, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, доброе и злое, квадрат и параллелограмм. К этой таблице, по мысли пифагорейцев, можно свести любое определение вещи. Третья характеристика сущности — это троица, в ней единица достигает своей реальности и своего завершения. Получается троица из целостности единого и множественного, когда единица образует единство с неопределенным множеством двоицы. Вселенная и все вещи определены через троицу, так как любая вещь причастна равному и неравному, единому и многому. Четверица, четвертая характеристика сущности возникает из удвоения чистого различия двоицы. В ней троица находит свое телесное воплощение. Теорию познания П. связывает с учением о «числе». Так, предметом «мысли» является единица, предметом «науки» — двоица, предметом «мнения» — троица (»число плоскости»), предметом «чувственного ощущения» — четверица (»число телесного»). В представлении пифагорейцев «число» как реальная сущность всего сущего насчитывает три измерения: арифме-тическо-геометрическое, акустическое (музыкальное) и астрономическое. Музыкальное измерение числа представители П. провозгласили через свое открытие математических характеристик музыкальных соотношений. Астрономическое измерение связано с космологией пифагорейцев. По учению П., Вселенная шарообразна и состоит из десяти небесных сфер — это «неподвижные звезды», а также Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий, Солнце, Луна, Земля, а также невидимая «Противоземля». В центре Вселенной расположен невидимый с Земли «огонь», называемый пифагорейцами «стражем Зевса». Вокруг него вращаются все сферы, включая и Землю. Однако этим центральным «огнем» не считалось Солнце. Каждая сфера, поскольку она определена «числом», издает свойственный только ей звук, в результате космос в целом представляет собой гармонический мировой хор. (см. ГАРМОНИЯ СФЕР). Круговорот вещества во вселенной характеризуется «числом». В этот круговорот включена и человеческая душа. За сущностью (т.е. душой) человека пифагорейцы усматривали самодвижущееся «число». Отсюда их учение об индивидуальном бессмертии и переселении душ (метемпсихозе). В дальнейшем, идеи П. получили распространение в средние века и в Новое время. Особо следует выделить влияние П. на учение Каббалы.

Новая философская энциклопедия:

ПИФАГОРЕИЗМодно из влиятельных течений античной мысли. Его зарождение связано с приездом Пифагора [ПИФАГОР] в Кротон ок. 532 до н.э. и основанием политического сообщества (гетерии). Эта гетерия, ставшая вместе с тем ядром философской и научной школы, добилась политического господства в Кротоне, а в 1-й пол. 5 в. до н.э. аристократические гетерии пифагорейцев доминировали во многих полисах Южной Италии. В ходе демократического движения ок. 450 часть пифагорейцев была убита, другие бежали в Грецию. Хотя отдельные пифагорейцы и позже занимались политикой (Архит [АРХИТ]), далее пифагореизм существует как научно-философская школа и как особый образ жизни. Аристоксен [АРИСТОКСЕН] относил последних пифагорейцев ко 2-й трети 4 в. Оказав огромное влияние на Платона [ПЛАТОН] и платоников, пифагореизм сохранился и после исчезновения школы в виде неоформленного философского течения. В эпоху эллинизма оно породило массу псевдоэпиграфов, приписываемых Пифагору и его последователям. Эта литература, соединявшая популярную философию с пифагореизирующим платонизмом, подготовила почву для неопифагореизма [НЕОПИФАГОРЕИЗМ] (1 в. до н.э.). Неопифагорейцы считали себя преемниками древних, но их основными источниками, кроме псевдоэпиграфов, были платонизм и неоплатонизм, замешанные на увлечении магией, мистериями и пр. Более чем тысячелетнее развитие пифагореизма и разнообразие форм, в которых он проявлялся (философия и арифмология, точные науки, естествознание и медицина, политика, образ жизни, религиозное учение и практика), привели к тому, что в разное, а иногда в одно и то же время пифагорейцами считались люди, между которыми трудно найти нечто общее. Поскольку Пифагор ничего не писал, а источники о раннем этапе пифагореизма малочисленны и противоречивы, пифагорейский вопрос, возникший в 19 в., окончательно не решен и поныне. Его основные аспекты: что из сведений античной традиции можно надежно отнести к древнему пифагореизму? Каково соотношение в нем научно-философского и религиозного элементов? Насколько велика была унификация пифагорейских доктрин и деятельности, т.е. можно ли распространять наши знания о пифагорейце А на пифагорейца Б и тем более на всех пифагорейцев?
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА. Ее история делится на ранний этап, от основания сообщества до Филолая [ФИЛОЛАЙ] (ок. 530–430), и поздний, от Филолая до исчезновения школы (ок. 430–330). Список пифагорейцев, составленный Аристоксеном, включает 218 имен. Большинство из них было членами гетерий и/или приверженцами особого образа жизни, лишь немногие занимались философией, наукой и медициной. К ранней школе принадлежат врач Демокед, Алкмеон [АЛКМЕОН], Бронтин (адресат книги Алкмеона), Гиппас [ГИППАС], учитель Парменида [ПАРМЕНИД] Аминий, натурфилософ и ботаник Менестор из Сибариса, Гиппон [ГИППОН],математик Феодор из Кирены. У пифагорейцев учились Эмпедокл [ЭМПЕДОКЛ] и Демокрит [ДЕМОКРИТ]. После 450 географические рамки школы расширяются: Филолай и Лисид (учитель полководца Эпаминонда) жили в Фивах; последователями Филолая были Симмий, Кебет, Эврит, Гикет и Экфант из Сиракуз. В 4 в. центрами пифагореизма были Тарент, где процветала школа Архита, и Флиунт; пифагорейцы жили и в Афинах.
ИСТОЧНИКИ. Кроме ранней традиции о Пифагоре, фрагментов книг пифагорейцев и восходящих к ним свидетельств реконструкция древнего пифагореизма опирается на источники 4 в. Основные из них делятся на следующие группы. 1) Платон и платоники, сохранив важные сведения о пифагореизме, развили многие его идеи, которые уже Аристотель не всегда мог отделить от платонизма. 2) Аристотель написал о пифагорейцах специальный труд (отдельно – об Алкмеоне и Архите) и часто критиковал их в др. работах. Видя в них философских предшественников Академии, он приписал им числовую онтологию, невозможную для досократиков: предел и беспредельное (начала вещей) соотносятся с четным и нечетным (началами чисел). Таблица 10 противоположностей, которую он считал пифагорейской, принадлежит Академии (вероятно, Спевсиппу). 3) Наиболее ценную часть традиции (хотя и не свободную от тенденциозности) сохранили перипатетики: Аристоксен, автор биографий Пифагора и Архита и двух общих трудов о пифагорейцах, биограф Дикеарх, Евдем [ЕВДЕМ] и Теофраст [ТЕОФРАСТ]. 4) Комедия 4 в. высмеивала «пифагористов», которые были нищи, грязны, босы и не ели мяса. Отождествить их с известными нам пифагорейцами не удается, нет и оснований видеть в них хранителей древнего образа жизни. Можно ли разглядеть в кривом зеркале комедии реальный феномен «популярной деградации» пифагореизма, остается неясным. Информация более поздних источников достойна внимания лишь тогда, когда ее удается возвести к 5–4 вв., хотя и это не гарантирует полной надежности.
ФИЛОСОФИЯ. Вопреки Аристотелю и следующей за ним традиции тезис «все есть число» не является центральным в пифагореизме и вообще в нем не засвидетельствован. Космогония Пифагора, продолжавшего традицию милетской натурфилософии, была чисто физической, но в отличие от монизма представителей Милетской школы [МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА], он выдвигал два начала, «предел» и «беспредельное». Противоположные начала или качества зафиксированы у Алкмеона, Менестора и Филолая, Гиппас и Гиппон выдвигают по одному, но противоположному друг другу началу (огонь и влага). У пифагорейцев не было общешкольной доктрины ни по одному важному вопросу. Характерный примеручение о душе [ДУША]: Алкмеон считал ее божественной, Гиппас – огненной, Гиппон – влажной, Филолай, вероятно, отождествлял ее с гармонией, другие – с пылинками, движущимися в воздухе. В натурфилософии ранней школы под влиянием кротонской медицины на передний план выступают физиология, эмбриология (Алкмеон, Гиппон) и ботаника (Менестор, Гиппон), часто в ущерб космологии (исключение – Гиппас). Во второй период явственно проявляется влияние точных наук и (в меньшей степени) элеатов, Эмпедокла и атомистов. Филолай вернулся к видоизмененным началам Пифагора, объединяемых гармонией. У него же число впервые появляется в философском контексте, однако тезис Филолая – гносеологический («без числа невозможно ничего познать»), а не онтологический («мир состоит из чисел»). Эврит безуспешно пытался найти число, присущее человеку или животному, Архит плодотворно развивал философию математики, гносеологию и физику. У Гикета космология свелась к астрономии, эклектик Экфант отождествил монады (единицы) с атомами, Ликон вернулся к занятиям ботаникой.
НАУКА. Пифагорейцам принадлежат: решающий вклад в создание дедуктивной геометрии, открытие иррациональности, основа I–IV книг «Начал» Евклида, построение трех правильных многогранников (куб, пирамида, додекаэдр). Арифметика (теория чисел) была монополией школы от Пифагора до Архита и вошла в «Начала» в виде VII–IX книг. В астрономии ими установлена сферичность Земли, правильный порядок и направление движения пяти планет, выдвинута идея о том, что движение всех небесных тел является равномерным и круговым. Гармоника, состоявшая из математической теории созвучий и физической теории звука, завершала квадривиум точных наук, преподавание которого началось уже в 5 в. Полагая, что всякий звук возникает от движения, пифагорейцы решили, что звук сопровождает всякое движение, в т. ч. и небесных тел. Находясь на разных расстояниях от Земли, они издают неслышимые нам гармонические звуки, высота которых пропорциональна их скорости («небесная гармония»). В физику пифагорейцы ввели контролируемый эксперимент, результаты которого выражались математически. Хотя пифагорейцев редко связывают с науками о природе, естествознание и медицина обязаны им целым рядом фундаментальных открытий (мозг как центр сознания) и теорий (равновесие качеств в организме как основа здоровья), а также зарождением физиологии, эмбриологии, анатомии, диететики и ботаники.
РЕЛИГИЯ. В отличие от Пифагора, никто из известных нам пифагорейцев со сверхъестественным не связан. Хотя в пифагорейском сообществе были люди, верившие в чудеса Пифагора и метемпсихоз [МЕТЕМПСИХОЗ], ему не были свойственны основные черты религиозной секты: свои культы, божества, фиксированное учение и жизнеописание основателя. После смерти Пифагор, как и другие философы (Анаксагор [АНАКСАГОР]), был героизирован, но этот культ был общеиталийским, а не пифагорейским. Поздние авторы приводят недостоверные, но вошедшие во все учебники сведения, которые приписывают пифагорейцам пятилетний обет молчания, тайные и устные доктрины, общность имущества, изгнание ослушников, беспрекословный авторитет Учителя, обычай учеников приписывать ему свои открытия и т.п. В надежных источниках этих и подобным им черт нет. Метемпсихоз, один из немногих общих элементов с орфизмом [ОРФИЗМ], был лишен в пифагореизме идеи наследственной вины и стремления вырваться из «мучительного круга» перевоплощений. Круговращение души по телам людей и животных воспринималось как часть естественного миропорядка; позже эта идея дала толчок философскому учению о «вечном возвращении». Известны запреты (частью связанные с метемпсихозом) на захоронение в шерстяной одежде, на отдельные виды мяса и рыбы и на бобы (последний имел и медицинский смысл). Из многих версий о вегетарианстве верна, вероятна, та, по которой души умерших не вселяются в тела жертвенных животных – это позволяло участвовать в обязательных для любого политика общественных трапезах. В кон. 5 в. софист Анахсимандр из Милета (младший) собрал в своем «Толковании пифагорейских символов» традиционные максимы («Что есть море?Слезы Кроноса», «Что самое мудрое? – Число») и десятки примитивных табу (не говорить в темноте, не ходить по торным дорогам, не мочиться против солнца). В отличие от максим, подавляющее большинство табу с пифагореизмом никак не связано, а их выполнение нигде не засвидетельствовано. Традиция о «символах» была очень популярна и в конце античности привела к тому, что раннюю школу представляли разделенной на «математиков», занимавшихся философией и наукой, и «акусматиков», слепо следовавшим «символам» (их позднее название – акусмы). Пифагорейский образ жизни, одобрявшийся Платоном и описанный Аристоксеном, не имеет с этой картиной ничего общего.
Источники:
1. DK I;
2. Timpanaro Cardini M. (ed.). Pitagonci; Testimonianze e frammenti, fasc. I–III. Firenze, 1958–61;
3. Thesleff H. (ed.). The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. bo, 1965;
4. Фрагменты ранних греческих философов, издание подготовил А.В.Лебедев, ч. I. М., 1989.
Литература:
1. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;
2. Zeller E. Die Philosophie der Griechen, 6 Aufl., Bd. I. Lpz, 1919;
3. Delatte A. tudes sur la littrature pythagoricienne. P., 1922;
4. Heath T.L. A History of Greek Mathematics, v. 1. Oxf., 1922;
5. Frank E. Plato und die sogenannten Pythagoreer. Halle, 1923;
6. Minor E. Pythagorean Politics in Practice and Theory. Baltimore, 1942;
7. Thesleff H. An Introduction to the Pythagorean Writings of the Hellenistic Period. bo, 1961;
8. Guthrie W.К.С. A History of Greek Philosophy, vol. 1. Cambr., 1962;
9. Fritz K. von. Pythagoreer, RE 24, 1963, col. 209–268;
10. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972;
11. Waerden B.L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979;
12. Kirk G., Raven J., Schofield M. The Presocratic Philosophers. Cambr., 1980.
Библиография:
1. Paquet L. (ed.). Les Prsocratiques: Bibliographie analytique (1879–1980), vol. 1–2. P., 1988–89. См. также лит. к ст. Пифагор [ПИФАГОР].
Л.Я.Жмудь

Краткий религиозный словарь:

Религиозно-философское учение в Греции VI-IV вв. до н.э. Основано Пифагором. Исходит из положения о числе как основе всего сущего. Числовые соотношения — источник гармонии космоса, структура которого мыслилась как физико-геометро-акустическое единство. Вместе с орфиками пифагорейцы учили о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов, названную "пифагорейским образом жизни"

Грамматический словарь Зализняка:

Пифагореизм, пифагореизмы, пифагореизма, пифагореизмов, пифагореизму, пифагореизмам, пифагореизм, пифагореизмы, пифагореизмом, пифагореизмами, пифагореизме, пифагореизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru