Определение слова «пифагор»

Большая советская энциклопедия:

Пифагор
(Pythagras)
Самосский (около 570 — около 500 до н. э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, основатель Пифагореизма. Скудные сведения о жизни и учении П. трудно отделить от легенд, представляющих П. как полубога, совершенного мудреца, наследника всей античной и ближневосточной науки, чудотворца и мага. П. покинул родной остров Самос в знак протеста против тирании Поликрата; возможно, что он действительно посетил в своих путешествиях Египет и Вавилон (позднейшие авторы предполагали, что П. был посвящен в различные тайные доктрины восточных жрецов). В зрелом возрасте (по преданию, на 40-м году жизни) он поселился в южноиталийском г. Кротоне, где основал строго закрытое сообщество своих последователей, уже при жизни почитавших его как высшее существо. Доктрины и открытия П., сохранившиеся в устной традиции сообщества, невозможно отделить от идей его последователей, любивших приписывать П. собственную умственную инициативу.
В области математики П. приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей его имя (см. Пифагора теорема), построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С именем П. связывают также учение о чётных и нечётных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.
Источн.: Diels Н., Fragmente der Vorsokratiker, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd I, B. — Neukln, 1960, Cap. 14; Jamblichi, De vita pythagorica liber rec. A. Nauck, Petropoli, 1884; Diogenes Laertius, Lives of eminent philosophers, v. 2, L. — Camb. (Mass.), 1958, кн. 8, § 1—50.
Лит.: Kernyi К., Pythagoras und Orpheus, 3 Aufl., Z., 1950.
С. С. Аверинцев.

Новейший философский словарь:

ПИФАГОР Самосский (ок. 570 — ок. 500 до н.э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. в качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и «великого посвященного» во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там П. основал сообщество своих последователей, представляющее собой одновременно и философско-научную школу и религиозно-магический союз «посвященных». П. впервые назвал Вселенную «космосом» (греч. cosmos — порядок) по причине той упорядоченности, которая ему присуща. Он также первый, давший себе название «философ» или «любомудр», вместо обычного «мудрец» или просто «сведущий». Скорее всего, это связано с тем, что на место «мудрости» как осведомленности о практической жизни, и, в первую очередь, о государственных делах, П. предложил поместить более высокий род знания — чистое размышление, т.е. рассмотрение «мудрости» (sophia) как любимого предмета, что впредь и стало именоваться «философией» (phileo — люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего П. выделял число. Предположительно, в области математики ему принадлежит систематическое введение доказательств в геометрию, построение планиметрии прямолинейных фигур и доказательство «теоремы П.». Также, по всей видимости, им было разработано учение о четных и нечетных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях. (см. также АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ГАРМОНИЯ СФЕР).

Новая философская энциклопедия:

ПИФАГОР () (ок. 570 до н.э., о. Самос – ок. 497, Метапонт) – древнегреческий философ, ученый, религиозно-нравственный реформатор и политик. Его отец Мнесарх был богатым и, вероятно, знатным человеком. Сведения об учебе Пифагора у Ферекида и Анаксимандра [АНАКСИМАНДР] и тем более о путешествиях в Египет и Вавилон недостоверны, хотя частью восходят к 4 в. до н.э. Ок. 532 Пифагор покидает Самос из-за тирании Поликрата и поселяется в Кротоне. Благодаря своим талантам и красноречию он нашел здесь немало сторонников, которые образовали гетерию (неформальное политическое сообщество). Со временем она стала определять политику Кротона, особенно ее влияние возросло в ходе войны с Сибарисом (ок. 510), разгромленным кротонской армией под руководством пифагорейца Милона. Однако в конце 6 в. в результате антипифагорейского выступления («Килонова смута»), к которому примкнула часть учеников Пифагора (Гиппас [ГИППАС]), он бежал в Метапонт, где и умер.
ТРАДИЦИЯ. Как и Сократ, Пифагор ничего не писал, а его ученики излагали не взгляды учителя, а свои собственные. Их теории слишком индивидуальны, чтобы прямо выводить из них систему учителя (если она вообще существовала). Отсутствие прямых источников частично компенсирует обширная косвенная традиция, как историческая, так и легендарная. В доплатоновской период Пифагора и пифагорейцев упоминают Ксенофан, Гераклит, Эмпедокл, Геродот, Ион Хиосский, Демокрит (автор книги «Пифагор»), софистический трактат «Двоякие речи», Антисфен и Исократ. Основные темы ранней традиции: мудрость Пифагора, его обширные знания и исследования (, , ), красноречие, учение о душе [ДУША], в частности, о переселении душ (метемпсихоз [МЕТЕМПСИХОЗ]). Эти свидетельства противоречат тенденции представлять его только религиозным проповедником («шаманом»), отрицая философию, науку и политику. Аристотель доносит до нас легендарную традицию, Гераклид Понтийский [ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ] и Андрон из Эфеса дополняют и приукрашивают ее. Она рисует Пифагора чудотворцем, который предсказывал будущее, помнил о былых перевоплощениях, беседовал с животными и т.п. Часть этих мифов исходила от самого Пифагора, который, как и Эмпедокл, претендовал на сверхъестественный статус, что, однако, не мешало им заниматься философией и наукой. Оживленные споры в Академии и Ликее вокруг фигуры Пифагора помогли сохранить некоторые сведения о его учении (Ксенократ [КСЕНОКРАТ], Аристотель, Евдем [ЕВДЕМ], Аристоксен [АРИСТОКСЕН], Теофраст [ТЕОФРАСТ] и др.), а сам он стал героем первых биографий (Аристоксен, Дикеарх [ДИКЕАРХ]). Биограф Неанф из Кизика и историк Тимей (рубеж 4–3 вв.) завершают наиболее ценную часть традиции, к которой, впрочем, нужно подходить критически. В эпоху эллинизма возникают новые биографии и множество псевдоэпиграфов, ходивших под именами Пифагора, его жены, детей и учеников. Зарождение неопифагореизма [НЕОПИФАГОРЕИЗМ] придало новый импульс литературе о Пифагоре, в которой остатки исторических сведений теряются в море вымысла. Соперничество неопифагореизма с христианством также повлияло на то, как рисовали Пифагора его поздние почитатели, Порфирий [ПОРФИРИЙ] и Ямвлих [ЯМВЛИХ]. Кроме их работ, к сохранившимся источникам относятся биография Пифагора у Диогена Лаэртия и комментарий Прокла к 1-й книге «Начал» Евклида.
УЧЕНИЕ. Сравнительно надежно к Пифагору можно отнести лишь отдельные идеи и открытия. Его интересы лежали в той же области, что и у ионийцев: космология, астрономия, математика (интерес к религии, хотя и иного типа, свойствен Ксенофану). Космогония Пифагора объясняла зарождение мира взаимодействием двух начал, «предела» и «беспредельного». Последнее, заимствованное у Анаксимандра, отождествлялось с пустотой и одновременно с бесконечной пневмой [ПНЕВМА], воздухом (ср. Анаксимен [АНАКСИМЕН]), окружавшим космос. Космос «вдыхает» внутрь себя пневму, где она ограничивается «пределом», и кладет начало отдельным вещам (традиция приписывает Пифагору введение понятия «космос»). Противоположные начала, придавшие динамизм этой космогонии, играют важную роль как у пифагорейцев, так и в античной философии в целом. Согласно Аристотелю, Пифагор утверждал, что «человек создан богом для познания и созерцания», ему приписывают и авторство термина «философия», понимаемой как предпочтение жизни, посвященной познанию.
В геометрии он продолжил исследования Фалеса [ФАЛЕС], придав им более научный и абстрактный характер. Ему принадлежит доказательство теоремы Пифагора и метод нахождения «пифагоровых троек»; созданная им теория пропорций стала связующим звеном между всеми точными науками. В астрономии Пифагор развил идею Анаксимандра [АНАКСИМАНДР] о «геометрической» вселенной, чьи параметры выразимы в числах. Он открыл сферичность Земли, положив начало канонической системе из двух сфер, небесной и земной; разделил обе сферы на зоны (арктическую и т.д.); отождествил Вечернюю и Утреннюю звезду с Венерой (традиция связывает эти открытия и с Парменидом). Развив теорию четных и нечетных чисел (Начала IX, 21–34), использующую косвенное доказательство, Пифагор основал теоретическую арифметику. Ему были известны арифметическая, геометрическая и гармоническая средние, а также «музыкальная пропорция» (12:9 = 8:6), с помощью которой он разделил струну монохорда и нашел численное выражение октавы (2:1), кварты (4:3) и квинты (3:2). Это открытие, положившее начало математической гармонике, дало мощный импульс поискам числовой гармонии, в т. ч. и там, где ее нет. Характерный пример – числовые спекуляции, которые Аристотель принимал за философские «определения»: справедливость есть 4, ибо воздает равным за равное (2х2) и т.п. Более рациональный характер носило учение о «небесной гармонии» (см. Пифагореизм [ПИФАГОРЕИЗМ]).
Идеи гармонии, порядка и соразмерности играли важную роль в этическом учении пифагореизма, но в чем заключалась суть религиозно-нравственной реформы, предложенной Пифагором, остается загадкой. Он не вводил ни новых богов, ни новых культов, даже приписываемые ему суеверия («символы») по большей части традиционны. Метемпсихоз, заимствованный им у орфиков, хотя и повлиял на формирование пифагорейского образа жизни, не был его основой. Вполне вероятно, что Пифагор лишь перегруппировал традиционные ценности, сделав акцент на сознательном отношении к ним. Почитание богов и родителей, забота о воспитании детей, верность дружбе, умеренный образ жизни, нравственная и телесная чистота, приверженность к «отеческим законам», нелюбовь к тирании и анархии – все это не было выдумано Пифагором, он лишь придал этим вещам новый смысл и укрепил их своим авторитетом мудреца, знавшего и умевшего больше др. людей.
Источники:
1. DK I, 96–105;
2. Лебедев. Фрагменты, с. 138–149. Биографии: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Гаспарова, 2-е изд. М., 1986, с. 307–320;
3. Порфирий. Жизнь Пифагора. – Там же, с. 416–426;
4. Ямвлих. Жизнь Пифагора. СПб., 1997.
Литература:
1. Жмудь Л.Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;
2. Delatte A.La vie de Pythagorede Diogne Larce. Brux., 1922;
3. Fritz K. von. Pythagoras, RE 24, 1963, col. 171–203;
4. Philip J. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Toronto, 1966;
5. Vogel С.J.de. Pythagoras and Early Pythagoreanism. Assen, 1966;
6. Burkert W. Lore and Science in Ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972;
7. Navia L. Pythagoras: An Annotated Bibliography. N. Y., 1990. См. также лит. к ст. Пифагореизм [ПИФАГОРЕИЗМ].
Л.Я.Жмудь

Научно-технический словарь:

ПИФАГОР (Pythagoras) (ок. 580-500 гг. до н. э.), греческий философ, основатель Пифагорейской школы. Родился на греческом острове Самосе, позже жил в Кротоне (южноиталийский город), где и основал свою школу. Пифагорейцы считали, что все во Вселенной можно обозначать с помощью чисел и их взаимоотношений. Пифагору приписывают многие достижения в МАТЕМАТИКЕ, геометрии, медицине и философии. Он, по-видимому, был первым, кто учил, что Земля — это шар, обращающийся вокруг неподвижной точки, также ему приписывают открытие математической связи между длиной вибрирующей струны и высотой издаваемого ей звука (см. ЧАСТОТА). Считается, что Пифагор создал теорему, согласно которой квадрат ГИПОТЕНУЗЫ прямоугольного ТРЕУГОЛЬНИКА равен сумме квадратов двух его других сторон, но этот факт был на самом деле известен египтянам и вавилонянам за много сотен лет до этого. Из-за серьезных разногласий с существовавшей тогда религией движение пифагорейцев было подавлено в конце VI в. до н. э., но его учение возродили римляне приблизительно 500 лет спустя (неопифагорейство).

Теософский словарь:

(Греч.) Самый знаменитый из философов-мистиков, родившийся на Самосе около 586 г. до н.э. По всей видимости, он объездил весь свет и собрал свою философию из различных систем, к которым имел доступ. Так, он изучал эзотерические науки у Brachmanes Индии, астрономию и астрологию в Халдее и Египте. В Индии он и по сей день известен под Именем Яваначарья ("Ионийский учитель"). По возвращении он поселился в Кротоне, в Южной Италии, где основал школу, к которой очень скоро примкнули все лучшие умы цивилизованных центров. Его отцом был некий Мнесарх из Самоса, человек благородного происхождения и образования. Именно Пифагор первым учил гелиоцентрической системе и был величайшим знатоком геометрии своего века. Также именно он образовал слово "философ", составленное из двух слов, означающих "любящий мудрость" - philo-sophos. Как величайший математик, геометр и астроном исторической древности, а также глубочайший из метафизиков и ученых, Пифагор завоевал неувядаемую славу. Он учил перевоплощению, как оно исповедуется в Индии, и многому другому из Тайной Мудрости.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Древнегреческий скульптор, родом из Региона, современник Мирона и Каламида, работал в первой половине V стол. до Р. Хр. В противоположность Каламиду, державшемуся в своих работах идеалистического направления, П., отливая из бронзы фигуры атлетов и животных, старался возможно точно воспроизводить натуру. По преданию, он первый начал искусно изображать волосы и обозначать выпуклость мускулов и жил.
А. А. С—в.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru