Определение слова «НЕОТОМИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

НЕОТОМИЗМ — наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного в 1879 в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией; современный этап в развитии томизма. Распространен в Италии, Испании, Франции, Бельгии, Германии, США, странах Лат. Америки. Представители — Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Грабман и др. Главный центр — Высший институт философии при университете в Лувене (основан Д. Мерсье в 1888).

Большая советская энциклопедия:

Неотомизм
Философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский) и являющаяся современным этапом в развитии Томизма. С 1879 Н. получил официальное признание Ватикана. Распространён в Италии, Испании, Франции, Бельгии, ФРГ, США и странах Латинской Америки. Наиболее известные представители Н. — Э. Жильсон (См. Жильсон), Ж. Маритен, А. Сертийанж (Франция), В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ), А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия).
Решающий стимул к развитию Н. был дан энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» (4 августа 1879), в которой определялись принципы реставрации томизма. В первый период развития Н. усилия его последователей были направлены главным образом на систематическое изложение учения. Были созданы центры по разработке и пропаганде Н., среди них — Высший институт философии при Лувенском университете (Бельгия), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католический институт, Католический университет в Милане и др. В 20-е и 30-е гг. 20 в. активно разрабатываются проблемы неотомистской метафизики, теории познания, натурфилософии. После 2-й мировой войны 1939—45 Н. становится одним из наиболее влиятельных течений в современной буржуазной философии, располагающим многочисленными институтами, издательствами, журналами. Наряду с традиционными центрами Н. складываются новые — в ФРГ, США и Канаде.
Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и «соборности». Это объединение осуществляется в Н. на жестко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божественного откровения; неотомистская философия является «служанкой богословия». Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с этим мир предстаёт в Н. как сотворённый богом и иерархически расчленённый на ряд ступеней, соотношение между которыми описывается на основе преобразованных Фомой аристотелианских моделей.
В рамках томистской классификации форм знания выделяется метафизика, понимаемая как «первая философия». Объектом её и основным принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), которое отличается от сущего (ens): метафизика имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием, которое свободно от всех признаков конечных, познаваемых в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести какое-либо содержательное представление о бытии и его законах и что необходимо для метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счёте — между богом и сотворённым им миром, неотомисты пытаются найти выход из этого противоречия в постулировании так называемых трансцендентальных понятий («единство», «истина», «благо», «прекрасное»), которые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. Другой формой устранения этого противоречия выступает в Н. учение об «аналогии сущего» (или «аналогии бытия»), обосновывающее возможность познания бытия бога из бытия мира, несмотря на принципиальное различие их природ (путём аналогии).
В основе онтологии Н. — учение о потенции и акте, согласно которому процессы «возникновения» тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку потенция рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с точки зрения Н. может быть понято лишь как «участие» в бесконечном бытии бога, который является актуальным началом всего сущего.
Натурфилософия Н. имеет своим предметом телесный мир — чувственное и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет гилеморфизм — восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определённый вид благодаря нематериальной форме, формы, актуализируя косную материю, создают всё многообразие материальных способов и видов бытия — от неорганического мира до высшей ступени природного бытия — человека, формой и сущностью которого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма (форма форм), согласно Н., не связана с материей. Она создаёт и «первичную материю», и всё конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является Бог.
Расчленяя бытие на природное, или естественное, интенциональное и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута разумом. Смысл и назначение человеческого познания — обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Границей научного познания Н. объявляет вопросы о «сущности бытия», которые относит к сфере философии и теологии. Наука постигает «вторичные причины» и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как «конечные причины» всего существующего относятся к сверхъестественному порядку бытия, т. е. к богу. Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом.
Личность в Н. есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личностисвобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности — получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с Богом.
Человеческое общество в социально-политической философии Н. понимается как «естественное общество»; его основные формы — семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в Н. с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно Н., существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, Н. пропагандирует так называемый солидаризм, обосновываемый принципом «христианской любви к ближнему». На практике это выливается в проповедь «социального мира» между классами.
Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма, издают огромное количество «критических» опусов, полемизирующих с философией марксизма; выпущены специальные учебники по «опровержению» диалектического материализма. «Исследовательскими» центрами борьбы против марксистской философии являются «Русский институт» в Ватикане и «Институт Восточной Европы» во Фрейбурге (Швейцария), издающий специальный квартальный журнал «Studies in Soviet Thought».
После 2-го Ватиканского собора (1962—65), осуществившего перестройку католической церкви, её «модернизацию», Н. испытывает всё большее влияние феноменологии, экзистенциализма, персонализма, эволюционно-спиритуалистического учения П. Тейяра де Шардена (Франция) и др.
Лит.: Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Минкявичюс Я. В., Современный католицизм и его философия, Вильнюс, 1965; Гараджа В. И., Неотомизмразумнаука, М., 1969; Желнов М. В., Критика гносеологии современного неотомизма, М., 1971; Быховский Б. Э., Эрозия «вековечной» философии. (Критика неотомизма), М., 1973; Dezza P., Alle crigini del neotornismo, Mil., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949; Grenet P., Le thomisme, 2 d., P., 1956; Wyser P., Der Thomismus, Bern, 1951 (лит.); Glinas J. P., La restoration du thomisme sous Lon XIII et les philosophies nouvelles, Wash., 1959.
В. И. Гараджа, Л. И. Греков, К. М. Долгов.

Советская историческая энциклопедия:

Одно из направлений совр. бурж. философии, исходящее из учения ср.-век. католич. философа Фомы Аквинского (томизм), к-рое папа Лев XIII спец. энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 официальной филос. доктриной католицизма; господст- вующее направление совр. неосхоластики. Распространенный первоначально гл. обр. в Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Н. пользуется ныне значит. влиянием также в США. Важнейшие центры Н.: осн. в 1889 Ин-т философии при Лувенском (католич.) ун-те (Бельгия), а также Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, католич. ун-ты в Милане (Италия), Фрейбурге (Швейцария) и др. Виднейшие представители Н.: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман (1875-1949; Германия), И. Б. Лотц, И. де Фриз (ФРГ), Л. Реймекер (Бельгия) и др.
=====
Филос. основой Н. является теологич. форма объективного идеализма. В ходе многовековой эволюции томизм претерпел существ. изменения, но он сохранил свое осн. назначение — филос. обоснование существования бога. Гл. принцип Н. — признание непротиворечивости, гармонии веры и разума, религии и науки. Этот принцип по существу используется неотомистами для теологич. истолкования филос. проблем, для подчинения философии теологии. Решение любого филос. вопроса предрешено в Н. соответствующим теологич. постулатом.
=====
Социология Н. — теоретич. база политич. клерикализма, к-рый занимает видное место в политич. и идеологич. арсенале империализма. В ее основе лежит принцип защиты частной собственности, к-рая объявляется священной, вечной, соответствующей естественному праву (последнее толкуется в средневеково-теологич. духе). Критикуя отдельные стороны бурж. действительности, неотомисты выступают с обоснованием "среднего" (между капитализмом и социализмом) пути обществ. развития. Неотомистский обществ. идеал — общество, построенное по типу религ. общины, в к-рой якобы сняты всякие социальные противоречия. В конечном счете неотомистская социальная доктрина — это реакц. утопия, воскрешающая ср.-век. обществ. устои и практически выливающаяся в проповедь "социального мира" между классами.
=====
Важное место в Н. отводится философии и методологии истории. Хотя неотомисты отвергают релятивизм и скептицизм, свойственные мн. направлениям совр. бурж. историографии, они сами приходят к отрицанию истории как науки. С точки зрения неотомистов, частные ист. науки в своей основе эмпиричны и не могут отразить целостности ист. процесса, постигнуть смысл ист. бытия, к-рое трансцендентно по отношению к земной, человеческой истории, имеет конечную (предопределенную божеств. провидением) цель. Хотя Н. признает включенность всякого ист. факта в ход всеобщей истории, эта последняя объявляется чужеродным, непознаваемым для ист. науки объектом. Трансцендентная, вневременная история, предопределяющая земную, человеческую историю, наиболее рельефно вырисовывается, согласно Н., в таком непреходящем ист. акте, как борьба добра и зла, как первородный грех и все последующие события библейской истории. Согласно Н., всякое ист. исследование должно исходить из универсальных понятий философии истории — история вообще, личность вообще и др.
=====
Н. является общей филос. основой совр. клерикальной католич. историографии. Характерным является культ средневековья, осуждение идей Возрождения и Просвещения; целям реакц. политич. пропаганды служат многочисл. издания произведений Фомы Аквинского и др. столпов ср.-век. католич. церкви. Неотомисты все более обращаются к проблемам современности, обосновывая, в частности, идею "обновления" "христианской Европы". Ведется активная борьба против марксизма, в т. ч. и путем выхолащивания его революц. содержания (напр., предпринимаются попытки "вывести" марксизм из учения Фомы Аквинского). См. также в ст. Историография (т. 6, с. 496).
=====
Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в со.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. томизм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Кон И. С., О совр. бурж. философии истории, "НДВШ ФН", 1965, No 2; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Maier Н., Soziologie der Ppste. Lehre und Wirkung der katholischen Sozialtheorie, В., 1965; "ВФ", 1966, No 1.
=====
M. H. Талантова. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
неотомизм, -а

Новейший философский словарь:

НЕОТОМИЗМ — современная версия (собственно новейшийтретийпериод развития) томизма, начало которого относится к 1879, когда папа Лев XII провозгласил энциклику «Aeterni Patris», где выражалась необходимость «восстановления в католических школах христианской философии в духе св. Фомы Аквинского». Вскоре в ряде образовательных центров были утверждены кафедра томизма (Ватикан, Лу-вен, Пуллах). Необходимость реставрации томизма была аргументирована появлением множества философских школ, которые, свободно развиваясь, оказывали значительное влияние на сознание католиков, внося в него настроения, противные христианству. Программным документом Н. являются «24 тезиса», опубликованные в 1914 Пием X, где были изложены основные идеи-догматы по всем главным разделам философии (онтология, антропология, гносеология и др.), что, во-первых, привело к неисторической абсолютизации учения Фомы, изначально аффектирующей несоответствие томизма и естественно-научных данных, а, во-вторых, требуя обращения к классикам схоластики, не предполагало никаких содержательных инноваций в теологии. Но наподобие того, как некогда в христианской философии было переосмыслено наследие античности, так теперь была предпринята попытка переосмыслить с точки зрения учения Церкви философию Нового времени и современности — с целью выявления противоречий, намерением модернизировать томизм в соответствии с изменениями типов философской рациональности и в связи с возникновением новой научной картины мира. Целью возврата к томизму явилась также попытка противодействия социальным беспорядкам, войнам и революциям, укорененным не только в социальных противоречиях, но в упадке духовности. До сегодняшнего дня философское толкование учения Фомы преобладает над его богословским переосмыслением. Н., являясь видом томизма, унаследовал все черты рода (гносеологический дуализм, иерархичность мира, креационизм, свобода воли, теодицея, провиденциализм и др.), присовокупив к ним идеи, заимствованные в экзистенциализме, структурализме, феноменологии, герменевтике (ср. с диалектической теологией как типологическим аналогом в эволюции протестантизма). Это обусловило некоторый сдвиг проблемного поля от метафизических конструкций к теме личностного существования, структурного анализа, — «герменевтики Св. Текста» и др. Большое внимание в Н. уделяется развитию социального богословия, изучающего проблемы имущественно дифференцированного общества, брака, семьи, пола, образования, культуры и др.; политическая теология, в которой христианство трактуется как «великая социальная надежда» (У. Ассман, Р. Бланкар, Ж. Комблэн, В. Боровой, И. Метц и др., включая «теологию революции»; «теология освобождения» и «теология прогресса», выражающие христианскую интерпретацию современных освободительных движений (Г. Гуттьеррес, Л. Бофф, М. Вонино, Э. Дюссель, Х.Л. Сегундо, П. Ричард и др.) и т.п. (см. также АДЖОРНАМЕНТО). В качестве внутрикатолической реакции на Н. может быть рассмотрен католический модер-низм, основанный на принципах эволюционизма и историзма и ориентированный на синтез теологии с философией, прежде всего интуитивизмом, прагматизмом (А. Луази, М. Блондель, Э. Миньо, Л. Лабертоньер, Р. Мурри, Ф. фон Хюгель, Дж. Тир-рел и др.).

Новая философская энциклопедия:

НЕОТОМИЗМнаиболее авторитетное течение современной католической философии, базирующееся на учении Фомы Аквинского [ФОМА АКВИНСКИЙ]. После опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII «Aeterni patris» получил статус официальной философской доктрины Ватикана. К числу крупных центров, ориентированных на разработку и пропаганду неотомизма, относятся Академия св. Фомы в Ватикане, Католический институт в Париже, Пуллахский институт (близ Мюнхена), университет Нотр-Дам (США) и др. Ведущие представители неотомизма – Э.Жильсон [ЖИЛЬСОН], Ж.Маритен, Ж.-Э.Никола (Франция), Э.Корет [КОРЕТ], И.Месснер (Австрия), И.-Б.Лота, М.Мюллер, И.Пипер, К.Ранер [РАНЕР], Й. де Фриз (Германия), Д.Мерсье, А.Дондейн, Ж.Ладрьер, Л. де Реймейкер, Ф. Ван Стеенберген (Бельгия), К.Войтыла, М.Кромпец (Польша), Б.Мондин, Ф.Ольджати, У.Падовани, К.Фабро (Италия). Уже в 1-й пол. 20 в. наряду с тенденциями по сохранению в неприкосновенности основоположений философии Аквината наблюдались попытки ее модернизации путем обращения к наследию Канта, новейших школ западной мысли. После II Ватиканского собора (1962–65), санкционировавшего курс на «обновление» – «аджорнаменто», отчетливо обозначилась антропоцентрическая переориентация неотомизма, означавшая ассимляцию им инструментария и категориальных средств феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ], экзистенциальной герменевтики [ГЕРМЕНЕВТИКА], философской антропологии, персонализма и иных направлений. Вступая в диалог с современным миром, теоретики неотомизма популяризируют свои воззрения в многочисленных книгах и периодических изданиях, выходящих в Европе и США.
В разработке онтологических проблем теоретики неотомизма опираются на установки, традиционные для аристотелевско-томистской традиции. Божественное бытие невыразимо при помощи категорий и запечатлевается лишь специфическими надкатегориальными определениями – трансценденталиями [ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИИ], к числу которых относятся основные его «лики» – единство, истина, благо и красота. Сопричастный Богу сотворенный мир природы и культуры также изначально наделяется ценностным измерением. В Боге имеет место тождество его сущностии существования [СУЩЕСТВОВАНИЕ]. В сфере сотворенного бытия сущности предшествует существование, даруемое свыше, что дает основание ряду представителей неотомизма говорить о своеобразном «экзистенциализме» Фомы Аквинского. Последний полагал, что в разуме Творца присутствуют сущностные образцы – формы вещей. Наследуя этот тезис, неотомисты говорят о том, что Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами. Экзистенциальная интерпретация связи божественного бытия и сотворенного мира, предпринятая еще Жильсоном и Маритеном, стала общепринятой в неотомизме. Многообразие сотворенного бытия интерпретируется при помощи идеи гилеморфизма [ГИЛЕМОРФИЗМ]:каждое конкретное образование рассматривается как состоящее из формыи материи [МАТЕРИЯ]. Материя предстает в философии неотомизма пассивным началом, возможностью, требующей для своей актуализации наличия формы. Иерархическая упорядоченность – важнейшая черта сотворенного бытия, его ступени: первоматерия, неорганическая природа, мир растений и животных, человек, царство «чистых духов» – ангелов. Неотомизм провозглашает существование аналогии Бога и его творения, позволяющее, исходя из творения, до некоторой степени судить и о самом Творце (принцип аналогии бытия – см. Аналогия сущего [АНАЛОГИЯ СУЩЕГО]). Наряду с традиционными доказательствами бытия Бога сталипо-пулярными и доказательства, опирающиеся на экзистенциальный опыт личности и идею изначальной теономичности человека.
Теория познания неотомизма различает истину онтологическую и логическую. Если первая – продукт соответствия вещи интеллектуальному замыслу Бога, то вторая связана с познавательной деятельностью человека, его субъективностью. Каждый материальный объект может рассматриваться под различными углами зрения, т.е. представать как формальный объект, интересующий познающего субъекта. Подобное разграничение позволяет утверждать возможность взаимодополнительности обыденного, научного, религиозно-философского и богословского видения одних и тех же материальных объектов. Познание рассматривается как процесс дематериализации содержания, полученного субъектом при постижении реальности. При этом в действие вступают различные душевные способности индивида. «Познавательные формы» чувственного порядка варьируются по степени обобщенности и являют собой итог функционирования совокупности внешних и внутренних чувств. Активный интеллект осуществляет обработку чувственных образов и приводит к образованию «познавательных форм» высшего порядка – понятий. Неотомисты активно обсуждают роль механизма опосредования в процессе познания. Если сторонники умеренно-непосредственного реализма (Жильсон, Маритен и др.) отрицали возможность усвоения учения Канта и иных версий трансцендентальной философии, ищущих доопытные, априорные основания познания, экзистенциальные константы человеческого бытия, то приверженцы умеренно-опосредованного реализма (Корет, Ранер, де Фриз и др.) активно ассимилировали методологический инструментарий и категориальный аппарат кантианства, феноменологии, экзистенциальной герменевтики. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая Откровению. На первой ступени познания неотомисты обычно располагают естествознание и философию природы, при этом заимствуя нередко тезисы логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ], постпозитивизма, французского неорационализма и герменевтики. Наука трактуется как дающая лишь объяснение эмпирических феноменов, в то время как философия природы притязает на мировоззренческий синтез ее данных, опираясь на метафизику. Вторая ступень принадлежит математике, а третья отводится метафизике, анализирующей проблемы бытия [БЫТИЕ]. Теология выступает как единство познавательного и практического отношения к миру. К практическому, заинтересованному познанию неотомисты относят также мораль, искусство и гуманитарные дисциплины. Над ними возвышается религиозная этика, эстетика, философия истории и иные отрасли философского знания, также занимающие подчиненное положение по отношению к метафизике и теологии, а следовательно, зависимые от Откровения.
Человек трактуется в антропологии неотомизма как сложная субстанция, состоящая из души и тела. Душа – формообразующий по отношению к телу принцип – предстает основой личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью. Личность в своих деяниях направляется «естественным законом», призывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, культивировать которые и призвана общественная жизнь. Вопрос о творческой активности человека, созидающего культурно-исторический мир, находится в центре внимания теоретиков трансцендентального неотомизма (Войтыла, Корет, Лотц, Мюллер, Ранер и др.), сочетающих традиционные томистские положения с видением человеческого бытия, сложившимся в экзистенциальной герменевтике Хайдеггера [ХАЙДЕГГЕР]и Гадамера [ГАДАМЕР], в философской антропологии Шелера [ШЕЛЕР], Плеснера, Гелена, в персонализме Рикёра [РИКЕР]и др. Источник культуросозидающей деятельности человека, его непрестанного самопревосхождения – трансценденции – выводится ими из ее устремленности к божественному Абсолюту.
Для неотомизма характерно сочетание традиционного для христианства провиденциально-эсхатологического видения общественного развития, истории и их анализа в свете современных проблем. Общество («град земной») трактуется как объединение личностей и одновременно как «сверхличность»; в своей эволюции ему надлежит следовать вечным ценностно-нормативным принципам, которые могут обрести различные толкование и звучание в зависимости от контекста социальной ситуации. С осуществлением этих принципов неотомисты связывают обеспечение в контексте различных сообществ многообразия форм собственности, примирения противоречий между социальными слоями и классами, политического плюрализма и прав граждан, демократических свобод в сочетании с приматом общечеловеческих культурных ценностей. Неотомисты настойчиво проводят мысль о важности «третьего пути» общественного развития, пролегающего между «капиталистическим индивидуализмом» и «марксистским коллективизмом». Диалог Церкви («града божьего») и общества понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм признает фундаментальную ценность «мирской» истории, наличие в ней имманентной цели, связанной с совершенствованием человечества и его культуры. Вместе с тем для современного неотомизма характерен религиозно-критический пафос утверждения несовместимости абсолютного гуманизма христианства с любыми вариантами светского гуманизма. В качестве действенных средств смягчения противоречий современности неотомисты рассматривают евангелизацию культуры и экуменическое сближение религий.
Б.Л.Губман

Социологический словарь:

НЕОТОМИЗМ — англ. Neo-Thomism; нем. Neothomismus. Философская доктрина католицизма (Э. Жильсон, Ж. Маритен), исходящая из учения Фомы Аквинского в сочетании с элементами кантианства, феноменологии, экзистенциализма и т. п. Н. характеризуется признанием независимого от человеческого сознания существования природы и общества, к-рые в то же время считаются продуктами творческой деятельности Бога; провозглашением превосходства истин откровения над истинами разума, теологическим истолкованием научных теорий и т. п.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru