Определение слова «ВОЙТЫЛА»

Новая философская энциклопедия:

ВОЙТЫЛА (Wojtya) Кароль (18 мая 1920, Вадовице, Польша), с 16 октября 1978 – Римский папа Иоанн Павел II. С 1938 изучал философию и польскую филологию в Ягеллонском университете (Краков). До 1945 работал на химическом предприятии «Солвей» близ Кракова, затем в каменоломне, одновременно учился (с 1942) в духовной семинарии, нелегально действовавшей во время немецкой оккупации. В 1946 принял сан священника, в 1948 окончил университет «Ангеликум» в Риме. До сер. 1950-х гг. преподавал в семинариях и на теологическом факультете Ягеллонского университета; с 1954 – доцент, заведующий кафедрой этики Католического университета в Люблине (Польша). В 1958 защитил докторскую диссертацию «Оценка возможности создания христианской этики на основе системы Макса Шелера». С 1958 – епископ, затем архиепископ (1964), кардинал (1967), митрополит Краковский. Автор книг «Любовь и ответственность» (1960), «Личность и поступок» (1969), «Личность и любовь» (1991), «Проблема субъекта морали» (1991) и около 800 философско-теологических статей.
В области философии Войтыла с нач. 1950-х гг. выступает против односторонней ориентации католицизма на неотомизм [НЕОТОМИЗМ], поскольку тот ограничивается изучением человека лишь «извне». Для познания человека «изнутри» Войтыла стремится дополнить неотомистскую «философию бытия» феноменологическим описанием, экзистенциалистским опытом, отдельными положениями неопозитивизма и лингвистической философии. В 1950–60-х гг. Войтыла подвергался критике со стороны ортодоксальных неотомистов за симпатии к «философии сознания» (Э.Гуссерля, Р.Ингардена, М.Шелера и др.). В разработке теории личности Войтыла исходил из анализа суждения «Я действую»: с его помощью человек познает самого себя и через это – «другого»; только личный опыт в состоянии зафиксировать не только действительность самого субъекта, но и действительность, существующую вне его. Приступая к изучению личности и мира, необходимо вначале исследовать субъективный мир человека, а затем воспринимаемый им окружающий мир. Отправной точкой при этом должно служить исследование активности личности, которое всегда начинается с изучения самопроизвольного акта действия. «Я – причина, я вызываю существование указанной действительности, движения, а также вызываю тот или иной результат. Я являюсь причиной того, что мой динамизм обусловливает какое-то существование, которого до сих пор не было» (Osoba i czyn, s. 69). Войтыла выступает за умеренное восприятие католицизмом протестантского «теологического эвристического метода», при котором священные, религиозные ценности «отыскивались» бы в самой действительности – трансцендентного и одновременно имманентного Бога необходимо искать и в мире, и в самом человеке.
В своих философско-теологических работах, а с 1978 – в социальных энцикликах Иоанн Павел II анализирует многочисленные проблемы, порожденные современной цивилизацией. Общественное развитие понтифик истолковывает преимущественно как развитие регрессивное. Основными «знамениями нашего времени» он объявляет ситуацию, при которой современный человек, создавший совершенные орудия труда, овладевший сложным производством, в итоге оказывается беспомощным перед ними, подчиненным им. Причина, утверждает он, кроется прежде всего в нарушении равновесия в семье, в конфликтах между поколениями, в новом укладе отношений между мужчиной и женщиной и лишь затем – в сфере социально-политических и экономических отношений. Церковь в энцикликах Иоанна Павла II предстает как институт, не связанный ни с каким общественным строем; она должна выполнить миссию освобождения мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. Согласно понтифику, политика церкви заключается в ее аполитичности, политика церкви есть форма духовного пастырства в мире, служение людям с помощью Евангелия. Наибольшей ревизии Иоанн Павел II подверг католическую концепцию войны и мира. Вместо учения Фомы Аквинского о «священной» войне как средстве восстановления справедливости и положений пастырской конституции «О церкви в современном мире» II Ватиканского собора (1962–65) о праве народов на самозащиту с сер. 1980-х гг. Иоанн Павел II фактически отстаивает идеи абсолютного пацифизма. Он отмечает неправомерность деления войн на справедливые и несправедливые, объявляя всякую войну греховной. В предлагаемой им концепции оздоровления мира центральной выступает идея создания «цивилизации любви» – общемирового сообщества, функционирующего на основе принципов христианской любви и всеобщей солидарности индивидов и народов.
Сочинения:
1. Войтыла К. Основания этики. – «ВФ», 1991, № 1, с. 29–59;
2. Иоанн Павел II. Единство в многообразии: Размышления о Востоке и Западе. Милан. – М., 1993;
3. Mio i odpowiedziano. – «Studium etyszne». Krakw, 1962;
4. Osoba i szyn. Krakw, 1969;
5. Wykady lubelskie. Lublin, 1986;
6. Osoba a mio. Lublin, 1991;
7. Zagadnienie podmiotu moralnoci. Lublin, 1991.
Литература:
1. Филиппов Б.А. Иоанн Павел II. – «Вопросы истории», 1993, № 3.
Ф.Г.Овсиенко

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru