Определение слова «утопия»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
утопия
I ж.
1. Изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования.
2. Литературное произведение, рисующее такой идеальный общественный строй.
II ж.
Неосуществимая, несбыточная мечта; фантазия.
2.
Утопия ж.
Фантастическая страна с идеальным общественным строем (описанная в одноименном произведении английского писателя XV — XVI вв. Томаса Мора).

Толковый словарь Ушакова:

УТО́ПИЯ, утопии, ·жен. (от ·греч. и — не и topos — место).
1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия.
2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего (лит.). Историк 18 ·в. ·муж. М.Щербаков написал утопию под названием "Путешествие в землю Офирскую". (От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе ·англ. писателя Томаса Мора (15 — 16 ·вв. ).)

Большой энциклопедический словарь:

УТОПИЯ (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от eu — благо и topos — место, т. е. благословенная страна) — изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (16 в.).

Словарь по культурологии:

(греч. u – нет + topos – место, букв. – место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

Большой словарь иностранных слов:

Утопии, ж. [от греч. и – не и topos – место]. 1. Несбыточная мечта, неосуществимая фантазия. 2. Литературное произведение, рисующее идеальный общественный строй будущего(лит.).[От названия вымышленной страны Utopia с идеальным общественным строем в одноименном романе англ. писателя Томаса Мора (15 – 16 вв.).]

Этимологический словарь Крылова:

Это ставшее нарицательным название несуществующей страны с идеальным государственным устройством было придумано английским философом Томасом Мором; в названии используются греческая основа topos – "место" и отрицательная приставка и, что в сумме дает значение "место, которого нет".

Толковый словарь Кузнецова:

утопия
УТОПИЯ -и; ж.
1. Изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Утопии общественной мысли. Излагать свои утопии.
2. Произведение, рисующее картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества. Писать утопии. Читать утопию. Излагать в своих утопиях.
3. Неосуществимая мечта; вымысел, фантазия. Пребывать в своих утопиях. Это не выполнимое задание — это у. По названию вымышленной страны Утопия с идеальным общественным строем в одноимённом романе английского писателя 15 — 16 вв. Томаса Мора.

Малый академический словарь:

утопия
-и, ж.
1.
Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования.
||
Произведение, рисующее картины идеального общественного строя в полном отрыве от реальности, от закономерностей в развитии общества.
2.
Неосуществимая мечта; вымысел, фантазия.
Задание в сто восемьдесят тысяч кубометром — это… — лысый подбирал слово, — утопия! Н. Островский, Как закалялась сталь.
[По названию вымышленной страны Утопия с идеальным общественным строем в одноименном романе английского писателя 15—16 вв. Томаса Мора]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Утопия, -и (фантастическая страна) и утопия, -и (неосуществимая мечта; лит. жанр)

Толковый словарь Ожегова:

УТОПИЯ, и, ж. Нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта [по названию сочинения английского писателя 16 в. Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего].
| прил. утопический, ая, ое. У. социализм (восходящее к «Утопии» Т. Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом).

Новейший философский словарь:

УТОПИЯ (греч.: оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. «место, которого нет») — понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Ведет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой «выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной». У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п. В античности У. тесно переплетались с легендами о «золотом веке», о «блаженных городах и территориях», являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле (»Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты, социально-политических реформ. С середины 19 в., У. все больше превращаются в специфический, жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала У., разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон — «Государство», Ксено-фонт — «Воспитание Кира» и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа — «Христианополис», 1619 и др.); буржуазные (Дж. Гаррингтон — «Республика Океания», 1656; Э. Беллами — «Взгляд назад», 1888; Т. Герцки — «Фрейлан-дия», 1890, и др.); различные произведения, утопического социализма (Ш. Фурье — «Трактат о домоводческо-земледель-ческой ассоциации», 1822, и «Новый хозяйственный социе-тарный мир», 1829; де Сен-Симон — «Катехизис промышленников», 1823-1824 и «Новое христианство», 1825 и др.); технократические (Веблен — «Инженеры и система цен», 1921 и др.); анархические У. (Годвин — «Исследование о политической справедливости», 1793; Штирнер — «Единственный и его собственность», 1845 и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о, «вечном мире» (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А. Коменский, Руссо и др.), научно-технические (Ф. Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. на, «У. реконструкции», направленные на радикальное преобразование общества, «У. бегства» от социальной действительности, а также «обоснованные У.», У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и «окончательность» предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа, и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru