Определение слова «ПИАЖЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980) — швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: "Речь и мышление ребенка", "Генезис элементарных логических структур" (совместно с Г. Инельдер). Издание (совместно с П. Фресом) многотомной "Экспериментальной психологии".

Новейший философский словарь:

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980) — швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление — генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации П. делает акцент на способности человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, отличительной чертой которых является их объективность, независимость от добывающего эти знания субъекта. Онтогенез такой способности и стал предметом многолетних исследований П. При этом П. удалось достичь редкого единства созданной им уникальной по разработанности теории интеллектуального развития ребенка и собранного им самим грандиозного по объему эмпирического материала. Теория П. включает целостную систему взаимосвязанных понятий: равновесие, адаптация, ассимиляция, аккомодация, интеллект, стадии интеллектуального развития, действие, интериоризация, операция, операционная система, ритмы, регуляции, группировки, символическая функция и др. Адаптация человека связана с развитием его интеллекта. По П., существуют три основные стадии интеллектуального развития: сенсомоторный интеллект (0-2 года), дооперационное мышление (2-7 лет), операционное мышление (7-15 лет). Последнюю стадию, в свою очередь, П. разделяет на подстадию конкретных операций (7-11 лет) и подстадию формальных операций (11-15 лет). Интеллект добывает знания, осуществляя различные действия с познаваемым объектом. Развитие интеллекта — это развитие познавательных действий. При этом имеется в виду, во-первых, расширение репертуара доступных ребенку действий с познаваемым объектом и совершенствование этих действий (например, развитие координации сенсорных и моторных компонентов действия, вариативности его исполнительной части при сохранности цели, возможности объединения действий в более сложные комплексы. Во-вторых, развитие интеллекта ведет к появлению, наряду с обычными предметными действиями, действий символических, выполняемых во внутреннем плане, в воображении и далее к действиям над символическими, знаковыми формами предметных действий, например, логическим операциям над высказываниями. В-третьих, развитие интеллекта включает координацию, согласованность действий, объединение их в сложные познавательные структуры (ритмы, регуляции, группировки). Тип познавательной структуры объясняет уникальную, неповторимую феноменологию мышления на каждой стадии развития. В частности, объективность знаний — это следствие превращений познавательных действий субъекта в операции, являющиеся элементами особой познавательной структуры — группировки. Исследования П. охватывают не только развитие мышления, но и других интеллектуальных функций — восприятия, памяти (представлений), речи, морального сознания. Концепции П. присущ определенный биологизм и, соответственно, акцент на созревании как главным факторе интеллектуального развития, взгляд на развитие речи как результат созревания общей символической функции, унифицирование различных действий при анализе предметных манипуляций, измерений, классификаций, моральных суждений. Раскрытая П. феноменология интеллектуального развития ребенка стала классикой, о которой не могут не считаться даже те, кто спорит с его теорией. Наиболее полный анализ исследований П. осуществил Д. Флейвелл. Основные сочинения: «Речь и мышление ребенка» (1923); «Психология интеллекта» (1946); «Введение в генетическую эпистемологию» (т. 1-3, 1949-1950); «Механизмы восприятия» (1961); «Генетическая эпистемология» (1970); «Генезис элементарных логических структур» (1972, совместно с В. Имельдер) и др.

Новая философская энциклопедия:

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (9 августа 1896, Невшатель – 16 сентября 1980, Женева) – швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Профессор университетов Невшателя (1923–29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937–54).
В ранних работах (1923–46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка». – La langage et pense chez l’enfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта». – La psychologie de l’intelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде – ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т.н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике». – Trait de logique. P., 1950). Синтез логических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a l’pistmologie gntique», vol. 1–3. P., 1949–1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «tudes d’pistmologie gntique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60–80-х гг. и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т.п.
Сочинения:
1. Les mcanismes perceptifs. Modles probabilistes, analyse gntique, relations avec l’intelligence. P., 1961;
2. Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965;
3. L’pistmologie gntique. P., 1970;
4. Problmes de psychologie gntique. P., 1972;
5. Behavior and evolution. N. Y, 1978;
6. в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В.Инельдер);
7. Избранные психологические труды. М., 1969;
8. Экспериментальная психология, редакторы-составители П.Фресс и Ж.Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994;
9. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – В сб.: Семиотика. М., 1983;
10. Схемы действия и усвоение языка. – Там же.
Литература:
1. Лекторский В. ., Садовский В.Н. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже. – «Вопросы психологии», 1964, № 4;
2. Флейвелл Д.X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М., 1967;
3. Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981;
4. Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by H.J.Silverman. N. Y., 1980;
5. Legendre-Bergeron M.-F. Lexique de la psychologie du dvelopment de J.Piaget. Morin, 1980;
6. Furth H.G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.–L., 1981;
7. Revue internationale de philosophie, 1982, № 142–43, fasc. 4;
8. Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L. – Canberra, 1983;
9. Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.–L., 1983;
10. Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.
В.Н.Садовский

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru