Определение слова «поклонение»

Толковый словарь Ефремовой:

поклонение ср.
1. Процесс действия по гл. поклоняться
2. устар. Проявление особого почитания, уважения, преданности кому-либо или чему-либо; преклонение.

Толковый словарь Ушакова:

ПОКЛОНЕ́НИЕ, поклонения, мн. нет, ср., кому-чему (·книж. ). Действие по гл. поклоняться, культ. Предмет поклонения. Поклонение небесным светилам у древних народов.
| То же, что преклонение перед кем-чем-нибудь. Поклонение авторитетам.

Толковый словарь Кузнецова:

поклонение
ПОКЛОНЕНИЕ -я; ср.
1. к Поклоняться. П. идолам, небесным духам, иконам. Древнейшие поклонения славян. Воздавать, приносить, творить п. (поклонения) (совершать культовые обряды перед кем-, чем-л., почитаемым как божество, святыня, высшая сила). Ходить, ездить на п. (к) кому-, чему-л. или куда-л. (для совершения таких обрядов или для выражения особого почитания, преданности путём подношения подарков, посещения и т.п.).
2. Чувство преданного восхищения, благоговения; преклонение. Завоевать п. мальчишек. Восторженное п. трогало её.

Малый академический словарь:

поклонение
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. поклоняться.
Поклонение идолам.

Сравните японское воспитание с китайским: оно одинаково. Одна и та же привилегированная, древняя религия Синто, или поклонение небесным духам. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
Поклонение Гегелю в кругу друзей Станкевича доходило --- до крайности. Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.
2.
Чувство преданного восхищения, благоговения; преклонение.
— Моя любовь, мое поклонение трогали Ариадну. Чехов, Ариадна.
Ты на все времена завоюешь поклонение совсем маленьких мальчишек, которые будут ходить за тобой стаями, во всем подражать тебе. Фадеев, Молодая гвардия.

Новая философская энциклопедия:

ПОКЛОНЕНИЕ (араб. ‘ибда) – термин, служивший в арабо-мусульманской мысли наиболее общим обозначением отношения человека к первоначалу мироздания. Человек с этой точки зрения рассматривается как «раб» (‘абд). В религиозно-правовой мысли (фикх [ФИКХ]) «раб» отличается от «ответственного по Закону» (мукаллаф), поскольку случайные и ненамеренные поступки, а также действия несовершеннолетнего включаются в первое, но не во второе понятие. «Поклонение» (‘ибдт) понимается в фикхе как отношение человека к Богу, в отличие от му‘малт – «взаимодействия» людей между собой. Мутазилиты утверждали возможность «соизмерения» (кийс; см. Доказательство) в вопросах поклонения. Согласно исламскому вероучению и фикху, поклонение предполагает в качестве непременного условия осознанность действия и твердое и искреннее намерение его совершить, а в философии начиная с мутазилитов осмысляется еще и как автономное, независимое от божественного предопределения действие человека. Положение человека как «поклоняющегося раба» прямо связано с его положением как «наместника» (халфа) Бога на земле, полновластно распоряжающегося за того ее богатствами. Основным и одновременно наиболее совершенным видом поклонения считается молитва (салт).
Ибн Сн [ИБН СИНА]истолковывает поклонение как «знание» (ма‘рифа), а последнее – как мистическое познание (‘ирфн) Бога «тайной сутью» (сирр) человека, его сердцем и душой, а молитву понимает как «уподобление» (ташаббух) человеческой разумной души Действенному Разуму и непрестанное поклонение абсолютной Истине ради приобщения к вечности. Созерцательное поклонение для него безусловно выше ритуального, так что первое он называет истинным, а второе – установленным по образцу первого. В исмаилизме [ИСМАИЛИЗМ]рассматриваются два вида поклонения: «поклонение действием», или «явное поклонение» (исполнение религиозных обязанностей), и «поклонение знанием», или «скрытое поклонение», т.е. познание абсолютной истины. Оба вида поклонения необходимы и равноправны, составляя условие совершенства друг друга. Поклонение действием приносит нравственные добродетели, а поклонение знанием уподобляет человека первоначалу мироздания. В суфизме [СУФИЗМ]понятие поклонения изменяется в соответствии с общими положениями суфийской философии и понимается как воплощение сущим тех или иных «имен Бога». Любая вещь осуществляет этот вид поклонения, называемый также «самостным» (‘ибда зтиййа). Как считает Ибн ‘Араб, все имена Бога (иногда оговаривается исключение «самостной необходимости») воплощены, во-первых, в мире в целом, а во-вторых, в человеке, поэтому поклонение человека – наиболее совершенное. «Поклонение подчинения» (‘ибдат тасхр), или поклонение, осуществляемое человеком, когда тот считает Бога подчиняющим началом, отделенным от него самого, противопоставляется «поклонению божественности» (‘ибдат та’аллух), когда человек поклоняется любой вещи мира как «проявлению» Бога и тем самым – Богу как неотдельному от этой вещи (см. Проявление [ПРОЯВЛЕНИЕ]) и от самого поклоняющегося. В этой трактовке поклонения на первый план выходит понятие «подобие» (мисл): в своем подобии человек (напр., мужчина – в женщине) способен скорее увидеть полное проявление Бога. Наиболее совершенным поклонением оказывается максимальное выявление абсолютно всех свойств человека, а не исключительное развитие созерцательного начала, как у Ибн Сны. Поэтому «рабскость» (‘убдиййа) человека в ее крайнем проявлении неотличима от его «божественности», ибо и то и другое означает воплощение в человеке всех универсалий.
А.В.Смирнов

Грамматический словарь Зализняка:

Поклонение, поклонения, поклонения, поклонений, поклонению, поклонениям, поклонение, поклонения, поклонением, поклонениями, поклонении, поклонениях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru