Определение слова «ЛЕВИ-БРЮЛЬ»

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский этнограф и психолог. Создал теорию господства "дологического мышления" в общественном сознании первобытной эпохи.

Большая советская энциклопедия:

Леви-Брюль
(Lvy-Bruhl)
Люсьен (10.4.1857, Париж, — 13.3.1939, там же), французский философ и психологпозитивист, близкий к «социологической» школе Э. Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией первобытного «дологического» мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и др. эволюционистов, согласно которой первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же логически, как и современный человек, Л.-Б. утверждал, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления» (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от «индивидуальных представлений». «Дологическое мышление», связанное с «коллективными представлениями», управляется, по Л.-Б., не логическими законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (партиципации). Хотя Л.-Б. полагал, что различным обществ. структурам свойственны и разные типы мышления, однако он не считал, что «дологическое мышление» присуще только отсталым народам: в сфере личного опыта «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с др. стороны, и в современной жизни есть явления (религия, мораль), где сказываются действие коллективных представлений и свойственный им принцип партиципации, неприменимость логических законов. Несмотря на некоторый схематизм и односторонность, взгляды Л.-Б. представляют интерес как попытка исследовать исторические изменения в психологии мышления.
Соч.: Les fonctions mentales dans les socits infrieures, 6 ed., P., 1922; в рус. пер. — Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
С. А. Токарев.

Советская историческая энциклопедия:

(Lvy-Brhl), Люсьен (10.IV.1857 — 13.III.1939) — франц. философ и психолог-позитивист, близкий к "социологической" школе Дюркгейма. Руководитель Ин-та этнологии Сорбонны и ее профессор (с 1905). Работы Л.-Б. оказали значит. влияние на совр. бурж. социологию. Наиболее известен своей теорией первобытного "дологического" мышления. Выступая против концепции Э. Тайлора и др. эволюционистов, согласно к-рой первобытный человек ("философствующий дикарь") мыслил так же логически, как и совр. человек, Л.-Б. исходил из того положения, что в "низших обществах" преобладают "коллективные представления" (понятие, разработанное школой Дюркгейма), принципиально отличные от "индивидуальных представлений": если последние основаны на практич. опыте и развиваются вместе с ростом человеч. знания, то "коллективные представления" совершенно не зависят от опыта и нечувствительны к логич. противоречиям. "Дологическое мышление", связанное с "коллективными представлениями", управляется, по Л.-В., не логич. законами тождества, противоречия и пр., а "законом сопричастия" (партиципации, loi de participation). Это значит, что предмет может быть одновременно и самим собой, и чем-то другим ("сопричаствовать" в чем-то другом), быть здесь и одновременно в другом месте и т. д. Поэтому Л.-Б. называл "первобытное" мышление также "мистическим". Сильно окрашенное эмоциональными примесями, оно, по Л.-Б., проявляется в религ. верованиях, в мифологии, в языке и в ряде общественных обычаев и институтов. Хотя Л.-Б. полагал, что различным обществ. структурам свойственны и разные типы мышления, однако он не считал, что "дологическое" мышление присуще только отсталым народам ("низшим обществам") или что оно является для них господствующим: в сфере личного опыта "первобытный человек" действует и мыслит так же, как и мы; а с другой стороны, и в нашей жизни есть такие явления (напр., религия, мораль), где сказывается действие коллективных представлений и свойственный им принцип партиципации, неприменимость логич. законов. Л.-Б. даже полагал, что потребность в "мистическом" общении с миром, а потому и "дологическое мышление" так же присущи человеку и необходимы для него, как и науч. познание мира. В этом увековечивании религии — ошибочная сторона взглядов Л.-Б., к-рые, однако, представляют в целом интерес, как попытка исследовать ист. изменения в психологии мышления.
=====
Соч.: Les fonctions mentales dans les socits infrieures, 6 ed., P., 1922; в рус. пер. — Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.
=====
С. А. Токарев. Москва.

Новейший философский словарь:

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л.-Б. принесли исследования в области психологии мышления «примитивных народов». Л.-Б. опирался на разработанное в рамках школы Дюркгейма понятие о «коллективных представлениях». По Л.-Б., они конституируют особый субъект, отличный от индивидуального сознания. «Коллективные представления» имеют свои собственные законы развития. С его точки зрения в различных социокультурных системах существую специфические формы «коллективных представлений». Л.-Б. подверг резкой критике положения Тайлора и Д. Фрезера об одинаковости мышления людей на всех стадиях исторического развития человечества. Их главной ошибкой, с его точки зрения, было отождествление индивидуального и коллективного уровней мышления. Ссылаясь на многочисленные факты Л.-Б. утверждал, что «коллективные представления» примитивных народов существенно отличаются от мышления современных народов. Эти отличия выражаются в тесном преплетении мышления с эмоциями, мистицизме, отсутствии стремления к объяснению мира. Для первобытного мышления характерны не логические законы современности, а законы пратипа-ции (сопричастности), согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л.-Б. предлагал называть «дологическим», обращая внимание при этом на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Одновременно он подчеркивал, что «дологический» тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов тождественно современному европейскому. Кроме этого Л.-Б. считал, что «дологические» коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука. Концепция Л.-Б. была подвергнута критике со стороны ряда известных антропологов, в том числе У. Риверса, Малиновского, Боаса за чрезмерный схематизм и определенную тенденциозность при характеристике форм мышления неевропейских народов. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах» (1903), «Первобытное мышление» (русск. изд., 1930); «Ментальные функции в неразвитых обществах» (1910); «Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931); «Первобытная мифология» (1935) и др.

Социологический словарь:

Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. В 1879 окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию. В 1904 возглавил кафедру истории современной философии в Сорбонне, позднее здесь же — Институт этнологии.
В первый период своей творческой деятельности занимался историей философии, написал ряд работ ("Германия со времени Лейбница, опыт о формировании нац. сознания", 1890: "Философия Якоби", 1894; "Неизданные письма Д.С. Милля к О. Конту", 1899; "Философия Огюста Конта", 1900; "Мораль и наука о нравах", 1903). Уже в этих работах прослеживается его интерес к историческим изменениям и социальной обусловленности сознания и поведения человека и намечается сближение с социологической школой Дюркгейма, который, разделяя основополагающую идею автора, высоко оценил книгу Леви-Брюля "Мораль и наука о нравах".
Второй период творчества, принесший Леви-Брюль всемирную известность и не умолкающие по сей день научные споры вокруг его исследований первобытного мышления, был отмечен появлением классических трудов: "Мыслительные функции в низших обществах" (1910), "Первобытное мышление" (1922), "Примитивная душа" (1927), "Примитивная мифология" (1935). Поводом для крутого поворота в научных исследованиях послужило знакомство с "Историческими записками" китайского историка Сыма Цяня и "Золотой ветвью" Фрэзера. Под их впечатлением Леви-Брюль погрузился в изучение этнографических материалов и на протяжении последующих лет жизни обстоятельно обосновывал свою главную идею — качественные отличия первобытного мышления от логического мышления современного цивилизованного человека.
Леви-Брюль противопоставил свои воззрения "постулату" Тайлора, согласно которому "мышление в низших обществах повинуется тем же логическим законам, что и наше". В действительности, полагал Леви-Брюль, первобытное мышление отличают четыре особенности: оно носит мистический и пралогический характер и подчиняется закону партиципации (сопричастности), который управляет коллективными представлениями. Содержание первобытного мышления мистично, поскольку не отражает объективных свойств вещей и явлений, а выражает сакрально-фетишистские и мифол. смыслы и значения, к-рые им приписываются человеч. коллективом. Называя первобытное мышление пралогичным, Леви-Брюль не считает его дологичным, алогичным или антилогичным, а только указывает на то, что оно "не стремится, подобно нашему мышлению, избегать противоречия", т.е. не следует диктату законов формальной логики. Подчиняясь вместо этого закону сопричастности, первобытное мышление "всюду видит самые разнообр. формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, трансляции на расстоянии, путем заражения, осквернения, овладения". Его смысловыми единицами являются не понятия, а коллективные представления (ключевой термин в школе Дюркгейма, который у Л.-Б. имеет во многом иное значение).
По существу речь идет о мифологемах и идеологемах — специфич. стереотипах сознания (историк В.К.Никольский считал, что "первобытное мышление" у Леви-Брюль — характеристика идеологической формы сознания). Эти структуры чрезвычайно устойчивы и, как отмечал Леви-Брюль, "непроницаемы для опыта", а человек, находящийся во власти коллективных представлений этого рода, глух к доводам здравого смысла и чужд объективного критерия. Леви-Брюль подчеркивал, что все эти особенности первобытного мышления свойственны только коллективным представлениям, а не вообще мышлению отсталых народов.
Свою концепцию качественного изменения мышления в процессе его исторического развития Леви-Брюль раскрывает с помощью трех принципиальных положений:
1) мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-историческими изменениями человеческого общества;
2) первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Леви-Брюль первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного общества, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку
3) мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: "Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть разл. мыслит, структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании". Он полагал, что специфика "первобытного мышления" сохраняется в моральном и религиозном сознании современного человека. Леви-Брюль не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания).
По существу он исследовал две разные структуры (и функции) сознания — гносеологическую и аксиологическую, ориентированные на постижение объективного и субъективного значения окружающей человека действительности. Эти структуры сознания предполагают использование разных семиотических и операциональных средств овладения существующей реальностью: познавательных и утилитарных (ценностно значимых). Последние выступают в "первобытном мышлении" в мистифицированной и мифологизированной форме, в причудливом символическом и метафорическом обрамлении, эмоционально насыщены и скорее следуют ассоциативной логике, чем формальной. Тем не менее, основатель структурной антропологии Леви-Стросс показал, что Леви-Брюль был не прав, отрицая наличие логики в мифологическом сознании: последнее способно к обобщениям, классификации, анализу и постоянно оперирует т.н. бинарными оппозициями.
В заметках, написанных в последние годы жизни и опубликованных посмертно, Леви-Брюль отказался от гипотезы пралогического мышления, но сохранил убеждение в существовании открытых им качественных различий в мышлении людей различных культурно-исторических эпох и попытался найти новые, более точные и адекватные способы их описания. Концепция Леви-Брюль оказала значительное влияние на генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, аналитич. психологию Юнга, социологию Шелера. В России теоретичекие положения Леви-Брюль вызвали интерес у А.А. Богданова и Бухарина, с другой стороны их использовал Марр для обоснования разработанной им "яфетической теории языка". Работы Леви-Брюль привлекли к себе внимание ученых разл. школ и направлений и послужили плодотворным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.
Соч.: La mentalite primitive. P., 1925; L`ame primitive. P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. P., 1931; La mythologie primitive. P., 1935; L`xperience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938; Les carnets de Lucien Levy-Bruhl. P., 1949; Les fonctions mentales dans les societes inferieures. P., 1951; Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Лит.: Cazeneuve J. Lucien Levy-Bruhl; sa vie, son oeuvre avec expose de sa philosophie. P., 1963.Е.Г. Балагушкин. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019