Определение слова «брак»

Большой энциклопедический словарь:

БРАК — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак. См. Семья.
БРАК (Braque) Жорж (1882-1963) — французский живописец. Один из основателей кубизма ("Женщина с гитарой", 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

Большая советская энциклопедия:

I
(Braque)
Жорж (13.5.1882, Аржантёй, — 31.8.1963, Париж), французский художник. Учился в школах изящных искусств в Гавре и Париже. С 1905 писал пейзажи в духе Фовизма, в 1908 обращение к опыту П. Сезанна делает его наряду с П. Пикассо основателем кубизма. В почти монохромных кубистических композициях («Женщина с гитарой», 1913, Музей современного искусства, Париж) Б. стремится к абстрагированию форм и к разнообразию фактуры: включает в картины куски бумаги, дерева, примешивает песок. После 1917 Б. постепенно отходит от кубизма, пишет более разнообразные по цвету плоскостные полотна (натюрморты, пейзажи, картины с человеческими фигурами), где линия обретает почти орнаментальную выразительность и гибкость. Б. работал также как график, скульптор и театральный художник.
Лит.: Hauert R., Verdet А., Georges Braque, Gen., 1956.

Ж. Брак. «Натюрморт с музыкальными инструментами». 1908.
II
исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берёт на себя определенные задачи по его охране и налагает на людей, вступивших в Б., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи, — писал К. Маркс, — то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 162).
Как социальное отношение, Б. имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности (См. Личность). В числе нравственных ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б., — индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
Относительно первоначальных форм Б. высказываются различные гипотезы. Большинство советских учёных считает, что первоначально, в эпоху «первобытного человеческого стада» (См. Первобытное человеческое стадо), Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. Промискуитета, при которых каждая женщина данного стада могла вступить в половые отношения со всеми мужчинами, а каждый мужчина — со всеми женщинами. В среднем или верхнем палеолите, с возникновением родового строя, появляются Экзогамия и Групповой брак, при котором все мужчины одной группы имели право на половые отношения со всеми женщинами другой группы. Эпизодическое сожительство отдельными парами с развитием родового строя привело к возникновению парного брака (См. Парный брак), объединявшего уже только одну супружескую пару. Возможно, супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (Дислокальный брак), позднее муж стал переходить на жительство в род жены (Матрилокальный брак), а затемжена в род мужа (Патрилокальный брак), личное имущество супругов оставалось раздельным. Б. был непрочным и легко расторжимым: широко сохранялись пережитки группового Б. (см. Сорорат, Полигамия). В развитом неолите и позже, в эпоху металлов, в процессе распада родового строя возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономической ячейкой общества. Жена вместе с детьми подпала под власть мужа. Получили широкое распространение покупка и Умыкание невест, Левират, обменный и Ортокузенный брак. Своё дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашёл в моногамной, или малой, семье, возникшей на заключительном этапе распада первобытнообщинного строя. Процесс развития моногамного Б. был ускорен с возникновением частной собственности, породившем собственническую форму моногамии. Её наиболее характерные признаки: приоритет утилитарных соображений (накопление собственности и передача её по наследству) над всеми другими (психологическими, нравственными, эстетическими); порабощённость женщин: принудительность супружеской верности.
В антагонистических классовых формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачносемейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классического» собственнического Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.
Социалистические преобразования общества, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистической морали, ведут к нравственному обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью которого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравственное регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнической морали. См. также Семья.
А. Г. Харчев, А. И. Першиц.
Правовое регулирование. Б. влечёт установление особых правовых отношений между супругами, а затеммежду супругами и детьми и другими членами семьи. В СССР юридические последствия вызывает лишь Б., зарегистрированный в установленном порядке. Б., не оформленный надлежащим образом, не порождает между мужчиной и женщиной прав и обязанностей супругов. Регистрацию Б. производят органы записи актов гражданского состояния (См. Акты гражданского состояния) (загсы) или сельские (поселковые) Советы, выполняющие функции загсов. Религиозный обряд Б. не имеет правового значения. Это правило не относится к совершенным до образования или восстановления советских органов загса религиозным обрядам и полученным в их удостоверение документам о заключении брака (ст. 6 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969). В СССР все вопросы, связанные с режимом Б., регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 («Ведомости Верховного Совета СССР», 1968, № 27, ст. 241), республиканскими кодексами о браке и семье (КОБИС) и другими законодательными актами союзных республик. Заключение Б. допускается лишь при взаимном согласии мужчины и женщины, что исключает какое-либо давление на лиц, вступающих в Б., а также возможность заключения Б. при помощи обмана. Нарушение этого принципа означает несоответствие волеизъявления лица, вступающего в Б., его действительной воле, поэтому Б. считается противозаконным и признаётся недействительным. Не может быть также зарегистрирован Б. между лицами, из которых хотя бы одно было признано недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Для заключения Б. необходимо достижение супругами определённого, т. н. брачного возраста, который в СССР составляет 18 лет. Законодательством союзных республик этот возраст может быть снижен, но не более чем на 2 года. Регистрация Б. в возрасте до 18 лет допускается кодексами союзных республик в отдельных случаях, как исключение.
Заключение Б. возможно при условии, если лицо не состоит одновременно в другом зарегистрированном Б. В тех союзных республиках, где двоеженство (См. Двоежёнство) (или многоженство) является пережитком старых обычаев, оно признаётся преступлением и преследуется в уголовном порядке. Не допускаются Б. между родственниками: по прямой линии — независимо от степени родства, а по боковой — линии — между братьями и сестрами полнородными и неполнородными (см. Родство), а также между усыновителями и усыновленными. Важнейший принцип советского законодательства о Б. и семье — полное равноправие мужчины и женщины. На возможность вступления в Б. и характер брачных отношений не оказывает также никакого влияния национальный или расовый признак, вероисповедание. Для оформления Б. не требуется чьего-либо разрешения. Процесс заключения Б. включает две стадии: подача заявления о регистрации и сама регистрация Б. (зарегистрированным Б. считается с момента выдачи свидетельства о Б.). Прекращение Б. допускается по основаниям, установленным законом (см. Расторжение брака).
В законодательстве других социалистических стран правовая регламентация Б. основывается на принципах, аналогичных принципам советского права.
В законодательстве буржуазных государств Б., как правило, гражданско-правовая сделка. Соответственно порядок оформления Б. устанавливается не семейным, а гражданским законодательством, весьма архаичным. Так, в ФРГ до сих пор действует Германское гражданское уложение 1896 (с незначительными изменениями), во Франции — Гражданский кодекс 1804 (с поправками 1965) и т.п. Характерной чертой законодательства большинства буржуазных государств является неравноправное положение женщины в семье, её имущественное неравенство, умаление её родительских прав. Брачный возраст в большинстве стран ниже для женщины: во Франции — 15 лет (для мужчин 18 лет), в Италии — соответственно 14 и 16 лет, в ФРГ 16 и 21, в США (в различных штатах) 14—18 и 15—21. В Великобритании брачный возраст для мужчины и для женщины составляет 16 лет. Очень большое значение при заключении Б. имеет решение вопроса о режиме имущества будущих супругов (см. Брачный контракт). В дореволюционной России запрещались Б. после 80 (а по церковным предписаниям — после 60 лет), в США в 31 штате законодательством запрещены Б. между белыми и неграми. В ряде мусульманских стран (например, в Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике) законодательством допускается многоженство. Во многих странах в вопросах Б. и семьи сильно влияние церкви (особенно католической).
В отдельных странах (например, в Иране, Японии) законодательство признаёт юридическую силу за т. н. временными Б., продолжительность которых определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком Б. По истечении срока, на который он был заключён, Б. и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 31 —33; его же, [Письма] И, Ф. Арманд от 23 мая 1914, 4 января 1915 и 24 января 1915, там же, т. 48 и 49; Вольфсон С. Я., Социология брака и семьи, Минск, 1929: его же, Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Свердлов Г. М., Брак и развод, М.— Л., 1949; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957; Goode W. J., World revolution and family patterns. Chi.. 1963; Aldous J., Hill R., International biblioraphy of research in marriage and the family. 1900—1964, [Minneapolis, 1967].

Экономический словарь терминов:

Некачественные товары, непригодные к употреблению; продукция, не удовлетворяющая требования стандартов.

Советская историческая энциклопедия:

Общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей (см. Семья), объединяющей родителей и детей. Возникая на определенном этапе истории человечества, Б. претерпевает ряд изменений на основе развития производства и общества, а также в связи с развитием надстроечных форм — нравственности, права, религии.
=====
В начальный период истории, в эпоху первобытного стада, Б. отсутствовал. Господствовали отношения т. н. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина — всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита, с развитием первой прочной формы социальной организации — материнского рода, возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой брак, при к-ром все мужчины одной группы имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другой группы. Более сложная форма группового Б. — система брачных классов — еще в 19 в. сохранялась у коренного населения Австралии. Эпизодич. сожительство отдельными парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только к роду матери. Б. был очень непрочным и легко расторжимым; наряду с ним широко сохранялись пережитки группового Б. (сорорат, полиандрия). Особенностью как группового, так и парного Б. было равноправие супругов. В развитом неолите и особенно с началом эпохи производства металлов возросшие производит. силы подняли хозяйственную роль мужчины и создали известные возможности для самостоят. экономич. деятельности внутриродовых семейных коллективов. Произошел переход от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с нею моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Получили широкое распространение покупка и умыкание невест, левират, обменный и ортокузенный брак. Б. покупкой вместе с возникающим в эту эпоху патриархальным рабством утвердил многоженство, к-рое, однако, будучи доступным лишь богатым людям, осталось сравнительно малораспространенной, побочной формой Б. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в процессе распада первобытнообщинного строя и воплотив в себе начала развившейся частной собственности, дала неограниченный простор закрепощению женщины собственником-мужчиной.
=====
В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имуществ. сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. об-ве Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязат. для всех церковный Б.; однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. об-ве, в его бурж. среде, Б., как правило, строится на материальном расчете, среди трудящихся Б. основан на личных склонностях и трудом содружестве, хотя безработица и нищета зачастую препятствуют сложению в их среде нормальной семьи.
=====
В социалистич. об-ве экономич. и политич. равноправие женщин создало условия для фактич. равноправия брачущихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и др. социалистич. стран. Социалистич. общество борется с остатками бурж. морали, а также с отд. пережитками патриарх.-родового быта: многоженством, покупным браком (калым), умыканием невест и т. д. Впервые в истории Б. становится здесь подлинным единобрачием, на основе к-рого строится здоровая, прочная семья.
=====
Вопрос о происхождении и развитии Б. имеет большое идейное значение. Реакц. бурж. социология, отстаивая изначальное существование частной собственности, не оставляет попыток доказать извечность моногамного Б. и патриархальной или даже индивидуальной семьи. Несостоятельность этих взглядов была раскрыта уже Л. Г. Морганом и в особенности Ф. Энгельсом, к-рый, опираясь на "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество"" К. Маркса и общую концепцию историч. материализма, показал развитие моногамии из группового и парного Б. Положения К. Маркса и Ф. Энгельса нашли дальнейшую разработку в трудах В. И. Ленина, раскрывшего классовую сущность Б. в капиталистич. обществе и перспективы его развития при коммунизме. (Обзор историографии Б. см. в ст. Семья).
=====
Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 130-38; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33, с. 209-10; его же, Инессе Арманд (письмо), там же, т. 35, с. 139-41; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2, изд., М., 1957.
=====
А. И. Першиц. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

1. БРАК, -а; м. Семейный союз мужчины и женщины; супружество. Состоять в браке. Вступить в б. Сочетаться браком. Регистрация, расторжение брака. Б. по любви, по расчёту. Церковный б. (брак, заключаемый в церкви по религиозным обрядам). Законный б. (заключённый по принятым законом правилам). Гражданский б.; фактический б. (не оформленный официально). Смешанный б. (брак между лицами разных национальностей). Фиктивный б. (являющийся фикцией; мнимый). Б. вдогонку (шутл.; о супружестве, связанном с беременностью невесты).
Брачный (см.).
2. БРАК, -а; м. [нем. Brack]
1. Испорченные или не соответствующие стандарту изделия, товары. Проверять, отбрасывать б. Детали без резьбы идут в б.
2. Изъян, повреждение товара, изделия; некачественная работа. Допустить, устранить б. Костюм с браком. Обувь уценена из-за производственного брака.

Большой юридический словарь:

В семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. б. заключается в органах записи актов гражданского состояния. с 1994 г. в ряде стран (швеция, дания, норвегия) введена специальная процедура регистрации сожительства однополых пар, влекущая для сторон ряд правовых последствий заключения б.

Малый академический словарь:

1)
-а, м.
Семейный союз мужчины и женщины; супружество.
Состоять в браке. Вступить в брак. Расторгнуть брак.

Первым браком он был женат на богатой женщине. М. Горький, О Гарине-Михайловском.
2)
-а, м.
Недоброкачественные, с изъяном предметы производства.
||
Изъян, повреждение.
Чулок с браком.
[нем. Brack]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
брак, -а

Толковый словарь Ожегова:

1.
БРАК1, а, м.
1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной. Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский, незарегистрированный б.
2. Сопровождаемое обрядом бракосочетания христианское таинство вступления в супружество.
| прил. брачный, ая, ое. Б. союз.
2.
БРАК2, а (у), м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. Борьба с браком.

Новейший философский словарь:

БРАКисторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы Б. существенно изменялись в ходе исторического развития. Беспорядочные брачные отношения в пределах первобытного рода (промискуитет) сменились дуально-родовым или групповым Б., предполагавшим половую связь не между конкретными лицами, а между родами (экзогамия). Постепенно сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным родам, сузились до однопоколенных, приведших к парному Б. Первоначально каждый из супругов жил в своем роду, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный Б.), а позжежена в род мужа (патрилокальный Б.). С развитием земледелия и скотоводства повышается роль мужчины в ведении хозяйства, в заботе о детях и имуществе. Б. становится монолокальным: супруги входят в состав одной семьи и одного хозяйства. Распад родоплеменных отношений сопровождался отмиранием полигамии и зарождением моногамии. Жена и дети подпадают под власть мужчины — главы семьи. В социально неоднородном обществе, вопреки законам половой любви, Б. заключались преимущественно по экономическим возможностям семей; стратовость соблюдалась и в сфере семейно-брачных отношений. Массовое вовлечение женщин в общественно-производственную деятельность, вызванное промышленной революцией, рост образованности и культуры женщины способствовали их социальной защищенности и установлению бытового равенства с мужчиной. В современном цивилизованном мире полигамияскорее исключение, чем правило. Сегодня Б. — чаще всего добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание или сохранение семьи. Несмотря на то, что правовая защита супружества и кровнородственных отношений — одна из гарантий социальной защищенности личности, не все мужчины и женщины прибегают к юридическому оформлению Б. Одних устраивают свободные сексуальные отношения, других — церковный В., третьих — фактический Б. Фактический Б. — это добровольный союз, совместное проживание мужчины и женщины, неоформленные в установленном законом порядке; отношения сугубо на неформальной основе. Встречаются и фиктивные Б., заключаемые чаще всего по меркантильным соображениям без намерения создать семью. В идеале Б. — союз мужчины и женщины, основанный на любви, верности, взаимоподдержке, чувстве долга и ответственности за судьбу друг друга и детей. В ряде стран наряду со свободой Б. существует и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Разводсвидетельство утраты нравственной сущности Б. Функционирование Б. осуществляется не в отрыве от социально-экономических, религиозных, нравственных, правовых, имущественных и иных отношений людей. Все эти процессы несут на себе отпечаток времени и развиваются в рамках исторических противоречий. Назначение Б. — обеспечение супружеского счастья посредством эмоционально-сексуальной и нравственной взаимной удовлетворенности, чадолюбия, материального благополучия, постоянного роста духовности. Однако на пути реализации этой задачи стоят многочисленные преграды экономического, имущественного и психологического характера, преодолеть которые не всегда возможно. Во многих странах мира сегодня наблюдается рост частоты и количества разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В современном обществе происходит варьирование моделей брачных отношений, что связано с трансформацией социальных связей и форм организации социокультурной жизни, динамизмом осуществляющихся подвижек, воздействием идеологии разнообразных социальных движений (феминизм, движения сексуальных меньшинств и т.д.). Существенное влияние на отношения Б. оказывает и юридическое расширение прав детей.

Грамматический словарь Зализняка:

1. брак, браки, брака, браков, браку, бракам, брак, браки, браком, браками, браке, браках 2. брак, браки, брака, браков, браку, браку, бракам, брак, браки, браком, браками, браке, браках

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru