Определение слова «возраст»

Толковый словарь Ефремовой:

возраст м.
1. Количество лет от рождения, появления на свет, от создания чего-либо.
2. Период, степень в росте, развитии каждого человека.
3. Зрелый период в развитии человека.

Толковый словарь Ушакова:

ВО́ЗРАСТ, возраста, ·муж. Период, степень в росте, развитии каждого человека. Младенческий, отроческий, юношеский, зрелый, старческий возрасты. Достигать старческого возраста. Человек зрелого возраста.
Войти в возраст — стать взрослым. Выйти из возраста какого — стать старше, взрослее какой-нибудь возрастной нормы. Выйти из школьного возраста. На возрасте (·разг.) — о становящемся взрослым. Девушка на возрасте.

Биология современная энцикопедия:

возраст
Жизненный период организма от рождения до конкретного момента и его биологическое состояние на данное время. Применительно к человеку – сроки (этапы), на протяжении которых совершаются определённые структурные, функциональные и приспособительные изменения в организме. Различают 6 периодов взросления человека: 1) новорождённости – от момента рождения до 4 недель; 2) грудной – от 4 недель до 1 года; 3) раннее детство – от 1 года до 3 лет; 4) дошкольный – от 3 до 7 лет; 5) младший школьный – от 7 до 11 лет; 6) старший школьный, или подростковый (период полового созревания) – от 11 до 16 лет. Эти возрастные периоды отражают этапы становления тех или иных органов и систем (нервной, эндокринной, жевательного аппарата, внутренних органов). Каждому периоду свойственны определённые анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям внешней среды, в соответствии с которыми организуют уход, питание, воспитание ребёнка. Так, на первом месяце жизни новорождённый открывает рот, производит глотательные и сосательные движения, размахивает руками и ногами, поворачивает голову. В грудном возрасте происходит приспособление к внешней среде, начинается развитие приобретённого иммунитета. Ребёнок подвержен инфекционным заболеваниям, у него несовершенны терморегуляция, пищеварение. Раннее детство характеризуется дальнейшим развитием органов и систем организма и более совершенной адаптацией. Развивается приобретённый иммунитет. Ребёнок осваивает движения, речь, формы общения, выражает эмоции. В дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются двигательные навыки, развивается характер. Словарный запас увеличивается до 2 тыс. слов и более. Дети запоминают стихи, могут писать, рисовать, усложняются игры. Происходит половая ориентация, поведение во многом зависит от подражания взрослым. В подростковом возрасте начинается половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим, психическим и социальным развитием. В связи с перестройкой нервной и эндокринной систем могут возникать различные функциональные расстройства (нарушение функции пищеварения, ухудшение зрения и др.). Всё это требует контроля за здоровьем подрост-ка, соблюдения режима дня, труда и отдыха, правильного питания (см. здоровый образ жизни). Гормональная перестройка, происходящая в организме подростка, влияет на его психику. В этом возрасте формируется самосознание, анализируются окружающие явления. Вместе с тем наблюдаются признаки эмоциональной неустойчивости, сочетание повышенной ранимости и чёрствости, застенчивости и самоуверенности. Подростковая сексуальная направленность нередко становится причиной сложных жизненных конфликтов. Стиль поведения во многом зависит от подростковых групп, в которые попадают юноша или девушка. Отсутствие условий для нормального воспитания и обучения могут стать причиной неправильного формирования личности подростка.
Последующие возрастные периоды: юношеский (от 16 лет до 21 года), взрослый (от 21 года до 35 лет), зрелый (от 35 до 55 лет у женщин и от 30 до 60 лет у мужчин), пожилой (от 55—60 до 75 лет) и старческий (св. 75 лет). Люди старше 90 лет относятся к долгожителям.
Всемирная организация здравоохранения предлагает несколько другую возрастную шкалу: раннее младенчество – 0—1 год; позднее младенчество – 1—3 года; раннее детство – 3—5 лет, среднее детство – 5—10 лет; отрочество, юность – 11—20 лет; ранняя взрослость – 20—40 лет; средняя взрослость – 40—60 лет, поздняя взрослость – свыше 60 лет до конца жизни. См. также Онтогенез, Старение.

Большая советская энциклопедия:

Возраст
Человека, этап развития Человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности (См. Личность) и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическими особенностями. Будучи этапом биологического созревания организма, обусловленным генетическими детерминантами, В. вместе с тем есть конкретный результат и стадия социально-психологического развития личности, определяемая условиями жизни, обучением и воспитанием. Содержание и формы обучения и воспитания исторически складываются и видоизменяются применительно к В., оказывая, в свою очередь, влияние на определение его границ и возможностей. В современной педагогике и возрастной психологии (См. Возрастная психология) различаются (с учётом известной относительности границ) младенческий В. (от рождения до 1 года), преддошкольный В., или В. раннего детства (от 1 года до 3 лет), дошкольный В. (от 3 до 7 лет), младший школьный В. (от 7 до 10 лет), подростковый, или средний школьный, В. (от 10 до 15 лет) и старший школьный В., или В. ранней юности (от 15 до 18 лет). За этими пределами общепринятой классификации В. в литературе нет; специально выделяется лишь старческий В. В связи с отмечаемым в 20 в. увеличением продолжительности жизни (См. Продолжительность жизни) изучаются (геронтологией (См. Геронтология), геронтопсихологией (См. Геронтопсихология)) проблемы продления периода активной деятельности человека (см. также Старение). Для каждого В. характерна своя структура познавательных, эмоциональных и волевых свойств и качеств, форм поведения, типов отношения к окружающему, свои особенности строения и функционирования различных органов и систем организма. Эта структура, однако, не является неизменной: в 20 в. отмечается общая Акцелерация физического и умственного развития детей; с другой стороны, педагогическая теория, решая задачу оптимизации обучения, способствует расширению возможностей В. и границ усвоения знаний. В обучении должен учитываться не только достигнутый уровень развития, но и перспективы развития (понятие «зоны ближайшего развития», по Л. С. Выготскому (См. Выготский)): педагогу необходимо знать не только то, что присуще детям данного В., но и то, что может оказаться, при определённых условиях, доступным им в ближайшем будущем.
Лит. см. при ст. Возрастная психология.
А. В. Петровский.

Словарь эпитетов русского языка:

Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный, цветущий. Беззащитный, безусый, бесплодный, голенастый, грозный, древний, могучий, согбенный, щенячий. Брачный, детский, допризывный, дошкольный, малолетний, младенческий, мужеский (устар.), отроческий, пенсионный, переходный, подростковый, ползунковый, престарелый, призывной, средний, старческий, школьный, юношеский и т. п.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствовано из старославянского, где образовано от глагола възрасти – "вырасти".

Толковый словарь Кузнецова:

возраст
ВОЗРАСТ -а; м.
1. Количество прожитых лет; период в жизни человека, животного. Детский, юношеский, преклонный в. Переходный в. (возраст между детством и юностью). Бальзаковский в. (о возрасте женщины от 30 до 40 лет). Дети дошкольного возраста. Самый старший по возрасту. Выйти из младенческого возраста. С возрастом остепенится (по мере взросления). Ему не дать его возраста (разг.; о том, кто выглядит моложе или старше своих лет). Она молода? — Нет, уже в возрасте (разг.; о том, кто достиг полной зрелости, преклонных лет). * Любви все возрасты покорны (Пушкин).
2. Период с момента появления чего-л.; ступень в росте, развитии чего-л. В. Земли. Геологический в. планеты.
Возрастной, -ая, -ое. В-ые изменения. В. состав населения. В. ценз.

Медицинская энциклопедия:

I
Возраст
Различают В. хронологический (паспортный, или календарный) — период от рождения до момента исчисления и В. биологический, характеризующий биологическое состояние организма на данный момент времени. Последний определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме (см. Онтогенез). Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический В. может не соответствовать хронологическому. Применительно к человеку возрастные периоды — это те сроки, на протяжении которых совершаются определенные морфологические и функциональные сдвиги в отдельных тканях, органах и всем организме. Возрастная периодизация у детей отражает этапы становления функциональных систем или органов.
Возрастные периоды у детей. Для периода детства характерна непрерывность процессов развития и Роста. В развитии организма ребенка выделяются два основных этапа — внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный этап — от момента оплодотворения до рождения, его продолжительность 9 мес. (40 нед.); включает стадии эмбрионального (до 3-го месяца беременности) и плодного (с 3-го по 9-й месяц) развития. Внеутробный этап начинается с момента рождения ребенка. Его делят условно на 6 периодов: 1) период новорожденности — от момента рождения до 4 нед. (см. Новорожденный (Новорождённый)); 2) грудной период (младший ясельный) — от 4 нед. до 1 года (см. Грудной ребенок (Грудной ребёнок)); 3) пред-дошкольный период (старший ясельный) — от 1 года до 3 лет (см. Ясельный возраст); 4) дошкольный период — от 3 до 6—7 лет (см. Дошкольный возраст), 5) младший школьный возраст — от 6—7 до 10—12 лет (см. Школьный возраст); 6) старший школьный, или подростковый, период — от 10—12 до 17—18 лет (см. Подростковый возраст). Существуют и другие варианты периодизации детского возраста. Каждому периоду соответствуют определенные анатомо-физиологические особенности организма и степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка.
Возрастные периоды взрослого человека. Юношеский возраст — от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года — у мужчин. В этот период характерно замедление роста (среднегодовая прибавка не превышает 1—2 см). В юношеском В. обычно появляются зубы мудрости.
Зрелый возраст (первый период) — от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст — период расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.
Зрелый возраст (второй период) —от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет — у мужчин. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма. Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. На выраженность различных показателей морфофункционального развития большое влияние оказывают конституционные особенности организма (см. Конституция). В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. Этим и определяются расхождение в сроках биологического и хронологического В., нередко наблюдаемое в жизни. На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют Климактерический период, характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин.
Пожилой возраст — от 55—60 до 75 лет у женщин и мужчин. В этом В. особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, атеросклероз и др.
Старческий возраст — 75 лет и выше у женщин и мужчин (люди в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожителям). В этот период происходит общая инволюция организма, снижается надежность адаптации (см. Старость, старение (Старость. Старение)).
Определение возраста. Точное определение В. имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. О возрасте судят на основании роста, массы тела, количества зубов, состояния кожи. Так, В. плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются рост, масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов. Важным критерием для точного определения В. служат вторичные половые признаки. Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12—13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке — в 11—15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17—18 годам. У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции. К 20—22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25—30 годам — морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30—35 годам — подглазничных, к 40—45 годам — шейные морщины, к 55 годам — морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке.
Объективным методом определения В. является рентгенологическое установление костного возраста. В основе этого метода лежат возрастные закономерности окостенения скелета. Как правило, для определения костного В. пользуются рентгенограммами кисти и дистального отдела костей предплечья. Точки окостенения в дистальном эпифизе лучевой кости появляются у девочек в среднем в 9 мес., а у мальчиков — в 11 мес., синостозы в дистальном эпифизе локтевой кости — соответственно в 17 и 19 лет. Зная время появления точек окостенения и синостозов, можно со значительной степенью точности установить В. человека.
Библиогр.: Биологический возраст, наследственность и старение, под ред. Д.Ф. Чеботарева, Киев, 1984; Венгер Т.Ф. и Савченков Ю.И. физиологические параметры детского возраста, Красноярск, 1981; Долецкий С.Я. и др. Морфофункциональное созревание детского организма, М., 1983; Руководство по геронтологии, под ред. Д.Ф. Чеботарева и др., М., 1978; Физиология развития ребенка, под ред. В. Козлова и Д. Фарбера, М., 1983; Фролькис В.В. и др. Биология старения, Л., 1982.
II
Возраст
продолжительность периода времени от момента рождения до настоящего или до другого определенного момента времени; в статистике обычно измеряется числом лет, исполнившихся в последний день рождения.
Возраст анатомо-физиологический — см. Возраст биологический.
Возраст биологический (син. В. анатомо-физиологический) — В., определяемый по совокупности обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма.
Возраст календарный (син. В. хронологический) — В., определяемый по известной дате рождения.
Возраст костный — В., определяемый по состоянию костного скелета исследуемого объекта, преимущественно по рентгенологическим данным, сопоставляемым со средними данными о сроках формирования и развития ядер окостенения и т.п.
Возраст морфологический (син. В. соматический) — В., оцениваемый по морфологическим признакам: вес тела и рост, состояние зубов, степень окостенения скелета, развитие вторичных половых признаков, степень эластичности и морщинистости кожи, состояние волосяного покрова и т.д.
Возраст призывной — установленный законом В., по достижении которого мужское население подлежит призыву для несения обязательной военной службы.
Возраст психический Бине — Симона — см. Бине — Симона психический возраст.
Возраст соматический — см. Возраст морфологический.
Возраст хронологический — см. Возраст календарный.
III
Возраст (син. возрастной период)
конкретная стадия (период) биологического и социально-психологического развития личности.
Возраст грудной (син. В. ясельный младший) — В. от 1 месяца до 1 года.
Возраст дошкольный — В. от 3 до 7 лет.
Возраст зрелый (maturitas) — В. от 20 до 55 лет у женщин и от 21 до 60 лет у мужчин.
Возраст подростковый — см. Возраст пубертатный.
Возраст пожилой (praesenium) — В. от 55 до 75 лет у женщин и от 60 до 75 лет у мужчин.
Возраст преддошкольный — см. Возраст ясельный старший.
Возраст препубертатный (лат. prae- перед, до + pubertas возмужалость, половая зрелость; син.: В. школьный младший, препубертатный период) — В. от 7 до 12—13 лет.
Возраст пубертатный (лат. pubertas возмужалость, половая зрелость; син.: В. подростковый, В. школьный старший, пубертатный период) — В. с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17—18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.
Возраст репродуктивный — В., в течение которого сохраняется способность организма к воспроизводству потомства.
Возраст старческий (senectus) — В. от 75 лет и старше.
Возраст школьный — В. с 7 до 16—18 лет, т.е. до момента окончания средней школы.
Возраст школьный младший — см. Возраст препубертатный.
Возраст школьный старший — см. Возраст пубертатный.
Возраст юношеский (juventus) — В. от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года у мужчин.
Возраст ясельный — В. от 1 месяца до 3 лет.
Возраст ясельный младший — см. Возраст грудной.
Возраст ясельный старший (син. В. преддошкольный) — В. от 1 года до 3 лет.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
возраст, -а

Большой психологический словарь:

(англ. age) — объективная, культурно-исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (гг., мес, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: от зачатия до рождения (пренатальный В.), младенческий В. (от рождения до 1 г.), раннее детство, или ранний В. (1-3 г.), дошкольный В. (3-6/7), младший школьный В. (6/7-11/12), отрочество, или подростковый В. (11/12-15/17), юношеский В. (15/17-19/21), молодость (19/21-25/30), зрелость (25/30-55/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на отрезки, но и придать В. содержательное значение. Для каждого В. определяются нормативы развития (психофизического, мыслительного, эмоционального, личностного и т. д.), «социальная ситуация развития» (Л. С. Выготский), психологические новообразования и пр.
Стабильные (литические) В. чередуются с кризисами возрастного развития (см. КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ), переходными периодами от одного возрастного этапа к др. (чаще в детстве, чем во взрослости). Иногда специально выделяются биологический, социальный и психологический В., определяемые соотнесением определенной суммы биологических, социологических и психологических параметров индивида с некоторым нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом. См. также ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, Пренатальное развитие, Новорожденность, Акме. (А. В. Толстых.)
Добавление: Прежде всего, можно и нужно разделить объективно-нормативный (или научно-нормативный) подход к определению В. и субъективно-нормативный. Последний включает в себя стихию и многообразие человеческих установок (в т. ч. стереотипов и предрассудков), действующих при качественной и количественной оценке собственного и чужого В., в процессе применения тех или иных возрастных категорий. Такое понятие, как эйджизм, репрезентирует как раз один из итогов научного изучения субъективных возрастных норм. Термином «эйджизм» обозначаются весьма распространенные в современном обществе негативные и позитивные стереотипы в отношении разных возрастных категорий людей (особенно пожилого В.). Изучение субъективных «норм» (т. н. обыденного сознания) необходимо для понимания и предсказания поведения людей.
Объективно-нормативный подход к определению В. основан на исследовании текущего состояния (определяемого по референтным показателям) в биологическом, психологическом или социальном развитии человека и сравнении данного состояния с нормативными характеристиками, установленными для разных хронологических возрастных категорий в массовых обследованиях с использованием научных методов и статистических показателей.
Наконец, существует особый пласт возрастных норм (назовем их «формальными»), которые являются достоянием традиционной культуры, законодательства, административного аппарата. Их изучают этнографы, историки, правоведы, культурологи, педагоги, отчасти социологи, социолингвисты и т. д. К сожалению, нередко именно разнообразие формальных норм служит единственным основанием для суждений психологов об историчности и культурной относительности тех или иных возрастных периодов в психическом развитии. Формальные нормы являются важным фактором, сложным и неоднозначным образом влияющим на жизнь и развитие людей, но особенно они эффективны в понимании поведения людей, которые в силу своего социального положения должны следовать формальным нормам («играть» соответствующие социальные роли). Теоретически, конечно, и сами формальные нормы находятся под некоторым обратным влиянием как регулируемой ими жизни, так и научных исследований, в которых применяется объективно-нормативный подход, но чаще всего это влияние оказывается крайне избирательным. (Б. М.)

Социологический словарь:

ВОЗРАСТ — англ. age; нем. Alter. 1. Время, прошедшее от рождения (возникновения) до данного момента существования системы. 2. Отмеченный относительными хронологическими границами период в физическом, психологическом и соц. развитии человека (раннее детство, дошкольный В., подростковый В. и др.).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

возраст
заимств. из цслав. вместо исконнорусск. взрост; см. Поливка, "Slavia", 2, 720. См. рост.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru