Определение слова «лада»

Толковый словарь Ушакова:

ЛА́ДА, лады (·нар.-поэт. ).
1. ·жен. Милая, возлюбленная, жена.
2. ·муж. и ·жен. Милый, возлюбленный, ·мужск. Мой лада или моя лада.

Большой энциклопедический словарь:

ЛАДА (Lada) Йозеф (1887-1957) — чешский график и живописец. Политические карикатуры и иллюстрации ("Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека, 1924) отличаются лаконизмом контурного рисунка, добродушным народным юмором.

Толковый словарь Даля:

лада
См. ладить

Толковый словарь Кузнецова:

лада
ЛАДА -ы; м. и ж.
1. только ж. У древних славян-язычников: богиня домашнего очага и любви.
2. Разг. В старину: ласковое имя жены, возлюбленной или мужа, возлюбленного. * Плачут жёны на стенах и башнях высоких: Лад своих милых не видеть нам более (А.Островский).

Малый академический словарь:

лада
-ы, м. и
ж. народно-поэт. Милый (милая), возлюбленный. (возлюбленная), супруг (супруга).
[Гусляры:] Плачут Жены на стенах и башнях высоких: Лад своих милых не видеть нам боле. А. Островский, Снегурочка.

Словарь личных имен:

Ы, жен. Ст.-русск.
Производные: Ладонька; Ладуся.
Происхождение: (Др.-русск. лада ‘любимая’, ‘милая’. Лада — языческая богиня брака и любви.)

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лада, -ы, м. и ж. (возлюбленный, возлюбленная)

Толковый словарь Ожегова:

ЛАДА, ы, м. и ж. В народный поэзии: возлюбленный, возлюбленная.
| ласк. ладушка, и, м. и ж.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

автомобиль
боги любви и брака
богиня
возлюбленная
возлюбленный
друг
дружок
дульцинея
желанная
желанный
зазноба
имя
ладушка
люба
любезная
любезный
любимая
любимый
любушка
мил-сердечный друг
милаша
милашка
милая
миленок
миленочек
милка
милочка
милушка
милый
ненаглядная
ненаглядный
отделение
подруга
подружка
супруг

Этимологический словарь Макса Фасмера:

лада
(м., ж.) "супруг, супруга", ладый "милый, любимый", др.-русск. лада "супруг" (СПИ), укр. ладо, лада "супруг, супруга" (о лжебожестве Лада см. Потебня, РФВ 7, 226 и сл.), болг. ой ладо, ладо!припев, лада "вторая дочь в семье, которая при обряде ладуване идет за водой (свадебная церемония)", сербохорв. лада "супруга".
Нельзя отделять от лад (см.); ср. Кречмер, Glotta 30, 91 и сл. Сходство с лик. lada "uхоr", авар. tladi "жена, женщина", халд. lutu (Кречмер, там же; Поляк, LF 70, 27 и сл.) носит, вероятно, случайный характер; ср. Лиден, KZ 56, 223 и сл.; Трубецкой, ВSL 23, 199. [Сравнение с авар. аdi исторически неверно, так как авар. < ; см. Менгес, "Oriens", 9, 1956, стр. 91. Маловероятна этимология Будимира (Зборник Филоз. фак., 2, Београд, 1952, стр. 262): из *vladha – ср. владеть. Объяснение из *al-dh-os от *аl- "расти" см. у Трубачева (Терм. родства, стр. 100 и сл.) – Т.].

Грамматический словарь Зализняка:

Лада, лады, лады, лад, ладе, ладам, ладу, лад, ладой, ладою, ладами, ладе, ладах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Имя славянской богини. Мифологи конца прошлого и первых десятилетий нынешнего столетия (Попов, Чулков, Кайсаров) не сомневались в ее существовании, приняв без проверки показания о ней Гизеля (см.), который в своем "Синопсисе" говорит: "четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякого благополучия, жертвы ему приношаху готовящиися к браку, помощию Л. мняще себе добро веселие и любезно житие стяжати". Автор "Синопсиса" почерпал свои сведения о языческих богах из польских историков Кромера и Стрыйковского; Кромер, в свою очередь, повторил домыслы Меховиты о том, что Л. соответствовала у языческих поляков греческой Леде. В этом Меховита расходится с Длугошем, который утверждал, что у древних поляков Ладо соответствовал римскому Марсу. В настоящее время можно считать доказанным, что Длугош и позднейшие польские историки выводили языческого бога Л, или богиню Ладу из припевки ладо, встречающейся в народных песнях. Примеры создания мифической личности из непонятой припевки встречаются в мифологии: так, греческий певец Линос обязан своим существованием припевке ай лену (ai lenu) финикийских песен. Наследовав богиню Л. от историков XVI — XVIII веков, наши исследователи мифологии (Афанасьев и др.) еще в 60 и 70 годах старались подтвердить ее существование у славян ссылками на разные источники, оказавшиеся, по исследованию покойного проф. А. А. Потебни ("Объяснения малорусских и сродных народных песен", I, стр. 23-38), весьма сомнительными. На основании этого исследования от богини Л. отказались проф. Крек ("Einleitung in die Slaviscbe Ltieraturgehscichte", 2-е изд. стр. 403 примеч.) и проф. А. Брикнер ("Mythologische Studien", в "Archiv fr slavische Philologie", 1892, т. XIV, стр. 170-185). Остается достоверным только то, что припев ладо и т. п. встречается в песнях весенних, летних и свадебных. Формы припева разнообразятся: "Ай дид, ой ладо", "диди-лади, диди-ладушки", "ой диди ладу", "диди ладой", "ой дид ладо", "ладо, ладо, ладо мое" и др. Как в Саратовской губ. говорят "давайте дидикать", т. е. играть хороводные песни, от припева диди, так сербо-хорват. припев ладо дал производный глагол ладати, т. е. петь песни с этим припевом накануне Юрьева дня. Слово лада — старинное русское; в "Слове о полку Игореве" оно встречается в 4-х случаях, в применении к мужу; в нынешних великорусских песнях оно употребляется частью в женском роде ("я ищу себе ладу милую"), частью в среднем ("мое ладо ревниво"). Потебня предполагает, что лада собственно значило ровня, пара (срав. ладен — ровный, четный). Точно уяснить значение припева ладо и проч. до сих пор не удается, неясна и грамматическая форма, но во всяком случае нет достаточного основания выводить из этого припева имя богини и сопоставлять ее с мифологическими личностями других народов.
Вс. Миллер.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru