Определение слова «одиночество»

Толковый словарь Ушакова:

ОДИНО́ЧЕСТВО, одиночества, мн. нет, ср. (·книж. ). Состояние одинокого человека. «Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса.» Чехов. «В одиночестве способен жить не всякий.» Крылов. «- Эх, одиночество круглое! Не посулю никому!» Некрасов.

Словарь эпитетов русского языка:

Абсолютное, безнадежное, безрадостное, безысходное, величественное, глубокое, глухое, гордое, горестное, горькое, грустное, жалкое, жгучее, жестокое, жуткое, круглое, мрачное, мучительное, невыносимое, несносное, острое, печальное, полное, пустое, совершенное, страшное, тоскливое, тревожное, угрюмое, ужасное, унылое, холодное, царственное. Живое, злое, мертвое, немощное, сухое, темное.

Словарь литературных эпитетов:

• Гробовое (Бунин).
Круглое (Некрасов).
• Тоскливое (Апухтин).
• Угрюмое (Тургенев).
• Унылое (Грин).

Толковый словарь Кузнецова:

одиночество
ОДИНОЧЕСТВО -а; ср. Состояние одинокого человека. О. меня тяготит. Её пугало о. старости. Куда нам бежать от одиночества? Репетировал в одиночестве (совсем один, без других). Остался в полном одиночестве (абсолютно один).

Малый академический словарь:

одиночество
-а, ср.
Состояние одинокого человека.
Одиночество для Пантелея Еремеича наступило совершенное: не с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести. Тургенев, Конец Чертопханова.
Одиночество не пугает [меня]. Проживу до зимы, а там пойду разыскивать становье остяков. Арамилев, В лесах Урала.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
одиночество, -а

Толковый словарь Ожегова:

ОДИНОЧЕСТВО, а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве.

Новейший философский словарь:

ОДИНОЧЕСТВОсостояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах: обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. тягостных переживаний, тревожности, депрессии, деперсонализации, галлюцинаций), изменение сознания и самосознания, индивидуальных и личностных особенностей человека. Тяжело переносится людьми различных возрастов. Особенно опасно в младенческом возрасте (см. СОЦИАЛИЗАЦИЯ). В значительной части случаев приводит к серьезным психопатологическим эмоциональным нарушениям, коррекция которых предполагает использование соответствующих психотерапевтических, медикаментозных и прочих воздействий. В ситуации острого переживания О. у людей формируются различные компенсаторные (защитные) реакции, формы поведения и общения, в которых важную роль играют внутренние диалоги с фантомтия в «критической О.» Н. Гартмана; трансцендентальная О. неотомизма и др. С другой стороны, параллельно этой интерпретации О. развивается ее трактовка как философии природы, возвращающая термину его этимологическое изначальное значение и ориентированная на получение позитивных знаний о природе, исходя из нее самой: наивный реализм раннеантичных космогонии; имплицитно содержащаяся в средневековом номинализме установка на внетранс-цендентальное постижение бытия; натурализм философии Ренессанса; ориентированная на тесное взаимодействие с естествознанием философия природы Нового времени и т.п. Вехой радикальной смены методологических ориентиров в истории О. явилась «критическая философия» Канта, задававшая новое понимание бытия как артикулированного в априорных познавательных формах, — вне которых невозможна сама постановка онтологической проблемы, в силу чего вся предшествующая О. оценивается Кантом как «догматизм» онтологизации ментальных конструкций. Кантовский антионтологизм был развит и радикализирован в позитивизме, оценивающем любое суждение метафизического характера как бессодержательное и не подлежащее верификации. Радикальная критика О. задает в философской традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле этого слова (»кризис О.» 19 в.) к новой версии постановки онтологической проблемы. Понятие О., сохраняя свою семантику как учения о бытии, оказывается достаточно плюральным с точки зрения конкретного наполнения его объема. 19-20 вв. характеризуется интенцией трактовки в качестве онтологических таких феноменов, как психологические (традиция восходит к онтологической интерпретации «воли» в концепции Шопенгауэра); логические (»быть — значит быть значением связанной переменной» в логическом анализе Куайна); языковые (»действительность производится заново при посредстве языка» в лингвистической концепции Э. Бенвениста). В контексте этой установки О. конституируется на базе принципиальной релятивности, классическим выражением которой является «принцип онтологической относительности» Куайна: знание об объекте возможно только в языке определенной теории (Тn), однако оперирование им (знание о знании) требует метаязыка, т.е. построения новой теории (Тn+1), и т.д. Проблема О. трансформируется в результате как «проблема перевода», т.е. интерпретации логического формализма, однако его «радикальный перевод» в принципе невозможен, ибо «способ референции» объективности в суждении «не прозрачен» и, значит, неопределенен. Радикально новый поворот в интерпретации бытия связан с неклассической философией 20 в., экзистенциализировавшей онтологическую проблематику и задавшей человекоразмерные параметры ее артикуляции. Ушедший на второй план онтологический вопрос вновь актуализируется Хайдеггером, согласно позиции которого именно вопрос о бытии центрирует сознание индивида. Бытие конституируется у Хайдеггера как человеческое бытие — Dasein, Вот-Бытие в качестве чистого присутствия. Принципиальную значимость имеет для Хайдеггера различие между бытием и существованием, — человек выступает как «пастух бытия», слушающий глубинный зов онтологической полноты, обретающей в человеке свой язык и форму выражения. — И вне своего великого предназначения — «сказать Бытие» — человек есть не более, как «работающий зверь». Цель философии, в силу этого, заключается в возврате к «истине бытия», которое живет в языке (»язык — это дом бытия»). Феномен «ок-ликания бытия» оказывается центрально значимым и для экзистенциализма, конституирующегося как принципиально онтологическая (в новом смысле) концепция, снимающая с себя какой бы то ни было дидаксис и центрированная не на абстрактном ригоризме долженствования, но на человеческом быными партнерами, персонификация животных (гл. обр., домашних), различных предметов (книг, кукол и др.), разнообразных изображений (фотографий, картин, скульптур и др.), проявляющиеся в широких диапазонах нормы и патологии. Как явление социального порядка и проблема, О. получило особое распространение в современном мире (феномены «толпы одиноких»), существенно изменившем систему социальных связей и непосредственного (»живого») общения людей и отчасти подменившем эту систему различного рода суррогатами общения. О. может выступать и выступает как форма осознанного и неосознанного протеста, «бегства от действительности» и «внутренней эмиграции». В клинических целях О. (сенсорная изоляция) используется как метод лечения различных психических расстройств.

Сексологическая энциклопедия:

Распад отношений и связей внутреннего мира личности. Не обязательно отождествляется с состоянием физически изолированного человека, часто человек испытывает одиночество не в изоляции, а в семье, в толпе, в привычной компании. Одиночество бывает космическим, культурным, социальным и межличностным. Космическое одиночество характеризуется чувством потери связи с бытием, своей обособленностью в мире. Культурное одиночество нередко испытывают эмигранты, переживающие отрыв от привычной культурной среды, или же люди, считающие, что общепринятые культурные ценности неприемлемы для их внутреннего мира. Социальное одиночество испытывают люди, чувствующие себя непринятыми группой людей; особо острые формы такого одиночества называются "изгнанием", "неприятием", "остракизмом", "отставкой". Межличностное одиночество выступает как острое эпизодическое чувство беспокойства и напряжения, связанное с потребностью иметь дружеские или интимные отношения, для него характерно ощущение эмоциональной и социальной изоляции. Первое вызывается отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе — отсутствием доступного круга общения. Межличностное одиночество, становясь хроническим, переходит в безнадёжную апатию.
Одиноких людей нередко отличают сосредоточенность на своём внутреннем мире, застенчивость, низкая самооценка. Одинокие люди чувствуют себя никчемными, ненужными, нелюбимыми. В их собственных глазах и с точки зрения окружающих не иметь любимого, друзей или семьизначит, потерпеть неудачу. Вероятность одиночества возрастает у людей разведённых и овдовевших, находящихся в больнице или недавно изменивших место жительства. Холостые более склонны испытывать чувство одиночества, чем женатые, а среди холостых скорее почувствует себя одиноким тот, кто ранее был женат. Определяющим одиночество моментом здесь становится отсутствие любовной привязанности. Одиночество более распространено в юности, чем в зрелом возрасте, и острее ощущается молодёжью. Разведённые и овдовевшие люди старшего возраста реже считают себя одинокими, чем разведённые и овдовевшие молодые люди. Изучение поведения разведённых людей показало, что одиночество заставляет их искать нечто большее, чем собеседника или полового партнёра. Чувство одиночества исчезает только тогда, когда есть уверенность в надёжности партнёра, в стабильности отношений.
В разных демографических группах соотношение одиноких мужчин и женщин меняется, причём число одиноких женщин с возрастом увеличивается. Мужское и женское одиночество имеет свои особенности. Отсутствие семьи более трагично для женщины, но есть женщины, которые, не имея семьи, не страдают от одиночества. Такая женщина легко переходит от партнёра к партнёру, ни к кому не привязываясь и не стремясь узаконить отношения. Как следствие долгого приспособления к самому себе, прислушивания к своему состоянию, абсолютизации своих взглядов и привычек одиночество часто порождает эгоизм.

Социологический словарь:

ОДИНОЧЕСТВО — англ. loneliness; нем. Einsamkeit. Изолированность, отсутствие соц. контактов, помощи и понимания. см. АУТИЗМ.

Грамматический словарь Зализняка:

Одиночество, одиночества, одиночества, одиночеств, одиночеству, одиночествам, одиночество, одиночества, одиночеством, одиночествами, одиночестве, одиночествах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru