Определение слова «Дружба»

Толковый словарь Ефремовой:

дружба ж.
1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.
|| Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.
|| Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами.
2. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного.

Большая советская энциклопедия:

I
Дружба
отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Д. присущи: личностный характерпротивоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательностьотличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимностьотличие от простого приятельства); устойчивость.
Необходимо различать Д. как: 1) социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект), 2) моральное чувство (психологический аспект) и 3) специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект). Реальное содержание Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная Д., побратимство и т.п.); способы её заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактического родства (воинская Д., например Ахилла и Патрокла у Гомера). По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политических приверженцев. Такая Д.-товарищество, основанная на общности интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, которая развивается со становлением личности. Интеллектуальные и иные привязанности ещё не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной Д.-любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остаётся внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает это противопоставление Д.-товарищества и Д.-любви, понимая Д. как высокоиндивидуализированное и в то же время свободное от эротического компонента отношение.
В истории философии Д. рассматривалась преимущественно в этическом плане, при этом одни подчёркивали эмоциональный аспект Д. (например, М. Монтень), другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (например, К. Гельвеций). Немецкие романтики, создавшие настоящий культ Д., видели в ней убежище от эгоизма буржуазного мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей и т.д. В конце 19 в. начались первые эмпирические исследования Д. психологами и социологами.
Хотя Д. — интимное личное отношение, формирование и развитие её зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов. В старом (начиная с Аристотеля) споре: основывается ли Д. на сходстве или взаимодополнительности друзей — гипотеза сходства имеет большее подтверждение (доказано преобладание однородности социального положения, пола, возраста, образования, основных ценностных ориентаций и некоторых личных особенностей друзей); однако интерпретация этих данных неоднозначна, и современная психология предпочитает ставить эту проблему в более строгих аналитических терминах, поскольку структура дружеских отношений (симметрия ролей, равенство и т.п.) зависит от психологических функций Д.
Содержание и функции Д. существенно изменяются с возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная потребность в «другом я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Отсюда — напряжённые поиски и частая идеализация Д., «исповедный» характер юношеской Д. и её необычайная эмоциональность. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.).
Коммунистическая мораль считает Д. одним из важнейших моральных чувств и отношений личности. Классово-антагонистическое общество, разобщая интересы людей и заменяя их свободные ассоциации «суррогатами коллективности» (К. Маркс), ставит их во враждебные отношения друг к другу. В условиях социализма личные дружеские привязанности, как правило, не противостоят системе общественных связей, а конкретизируют и дополняют их, основываясь на общности взглядов и идеалов. Нравственная оценка Д. определяется её общественной направленностью, теми ценностями, которые она утверждает. Классические примеры верной и высокоидейной Д. (К. Маркса и Ф. Энгельса, А. И. Герцена и Н. П. Огарёва) служат и сегодня нравственными образцами. См. также Дружба народов.
И. С. Кон.
II
Дружба (до 1962 — Хутор-Михайловский)
город в Ямпольском районе Сумской области УССР. Ж.-д. узел (Хутор-Михайловский). Сахарорафинадный завод. Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Основан в начале 19 в.
III
Дружба
посёлок городского типа в Дагестанской АССР. Расположен на р. Сулак, в 48 км к Ю. от ж.-д. станции Кизилъюрт (на линии Гудермес—Махачкала). Возник в 1964 в связи со строительством Чиркейской ГЭС.
IV
Дружба
климатический приморский курорт в Болгарии, на берегу Чёрного моря, в 10 км к С. от Варны. Климат средиземноморского типа; лето солнечное, очень тёплое (средняя температура июля 23,3°С), зима мягкая (средняя температура января 2,4°С), осадков около 430 мм в год. Аэрогелиотерапию и морские купания (с мая по октябрь) используют для профилактики различных заболеваний и лечения больных с заболеваниями органов дыхания нетуберкулёзного характера, функциональными расстройствами нервной системы, вторичными анемиями. Санатории, пансионаты, дома отдыха, отели, парки, спортплощадки. Широкий мелкопесчаный пляж. Дом отдыха Международной организации журналистов.
V
Дружба («Дружба»,)
один из крупнейших в мире нефтепроводов, протяжённостью около 5 тыс. км, совместно построенный СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией и Венгрией на территории этих стран. Обеспечивает снабжение нефтью из Советского Союза нефтеперерабатывающих заводов и улучшает топливно-энергетические балансы социалистических стран. Строительство 1-й нитки из труб диаметром 1020 мм началось в 1960 и завершено в 1964. Сооружается (1972) 2-я нитка диаметром 1220 мм, которая прокладывается параллельно 1-й. Нефтепровод оснащён новейшими средствами автоматики и телеуправления.

Толковый словарь Даля:

дружба
См. друг

Словарь эпитетов русского языка:

О настоящей дружбе.
Безграничная, беззаветная, бескорыстная, близкая, боевая, большая, братская, вековая, великая, верная, вечная, волнующая, всепобеждающая, глубокая, горячая, давнишняя (разг.), давняя, добрая, долгая, долголетняя, живая, задушевная, закадычная (разг.), идейная, искренняя, истая, истинная, клятвенная, крепкая, многолетняя, монолитная, мужская, надежная, настоящая, нежная, незыблемая, неизменная, необоримая, неподкупная, непоколебимая, непорочная, нерушимая, несокрушимая, нехитрая, подлинная, преданная, принципиальная, простая, простодушная, прочная, прямая, светлая, святая, священная, сердечная, солдатская, старая, стародавняя, суровая, теплая, тесная, трогательная, фронтовая, человеческая, чистая, чистосердечная, ясная.
О ложной дружбе.
Беспринципная, лживая, ложная, мнимая, неискренняя, ненадежная, поддельная, притворная, слащавая, фальшивая. Грустная, заштопанная, крупная, нежно-постоянная, пламенная, созерцательная, унылая, хрупкая, цепкая.

Словарь литературных эпитетов:

• Глубокая (Гончаров).
• Нежная (Лермонтов).
• Тесная (Григорович).
• Чистая (Коринфский).

Малый академический словарь:

дружба
-ы, ж.
Отношения между кем-л., основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. п.
Многолетняя дружба. Водить дружбу с кем-л.

Между тем недавнее знакомство между Иваном Петровичем Берестовым и Григорьем Ивановичем Муромским более и более укреплялось и вскоре превратилось в дружбу. Пушкин, Барышня-крестьянка.
С тех пор их связывала та прочная суровая дружба, какая возникает между людьми в лихие дни, перед лицом испытаний. Б. Полевой, Свои.

- не в службу, а в дружбу

Словарь антонимов русского языка:

ДРУГ — ВРАГ
Дружеский — вражеский (см.)
дружески — вражески
дружественный — враждебный (см.)
дружественно — враждебно (см.)
дружественность — враждебность
дружить — враждовать (см.)
дружба — вражда (см.)
дружелюбный — враждебный (см.)
дружелюбно — враждебно (см.)
дружелюбие — враждебность (см.)
Преданный другзлейший враг.
Виноват ли я, нет ли, пусть теперь об этом судят друзья и враги. Каверин. Два капитана.
Весть о смерти все мосты сломала. Ясен день, а не видать ни зги... Почему ж друзья живут так мало И так долго здравствуют враги? С. Смирнов. Почему?
Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! Брюсов. Родной язык.
В споре друзей и врагов своего гениального произведения [комедии «Ревизор»] Гоголь, после некоторых колебаний, склонился на сторону врагов. Короленко. Трагедия великого юмориста.
ДРУГ — НЕДРУГ
Дружный — недружный
дружно — недружно
дружеский — недружеский
подружить — раздружить
подружиться — раздружиться (см.)
сдружить — раздружить
сдружиться — раздружиться (см.)
дружелюбный — недружелюбный
дружелюбно — недружелюбно
дружелюбие — недружелюбие
Кто б ни был ты, о мой читатель,Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Пушкин. Евгений Онегин.
У меня есть ... своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги. И. Гончаров. Лучше поздно, чем никогда.
Русский гений издавна венчает Тех, которые мало живут, О которых народ замечает: «У счастливого недруги мрут, У несчастного друг умирает...». Н. Некрасов. Не рыдай так безумно над ним...
Друг ли, недруг это был, но раз попал человек в беду, надо выручать. Г. Марков. Строговы.
ДРУГ — ПРОТИВНИК
Поездка в горы перепутала окончательно все ходы, так что друзья и противники перестали понимать друг друга. Мамин-Сибиряк. Горное гнездо.
Не речами, а стихами он [поэт] отстаивает свои убеждения, доказывает, борется, поддерживает друзей, бьет противников. А. Яшин. Поэтпрежде всего личность.

ДРУЖБА — ВРАЖДА
Старая дружбастарая вражда. Питать дружбу к кому-л. — питать вражду к кому-л.
Между некоторыми цветами была вражда, между другими — нежная любовь и дружба. Куприн. Столетник.
[Годунов:] Я мщения не знаю; Не слушаю ни дружбы, ни вражды; Перед собой мое лишь вижу дело. А. К. Толстой. Царь Федор Иоаннович.
Вся эта перемена — от близкой дружбы до лютой вражды — произошла с необыкновенной быстротой, за два или три месяца. Ю. Трифонов. Другая жизнь.
ДРУЖЕЛЮБИЕ — ВРАЖДЕБНОСТЬ
Перед всем миром этот человек был так решителен в дружелюбии и во враждебности, так круто развернулся на врагов и протянул дружескую руку. Солженицын. В круге первом.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
дружба, -ы; но: орден Дружбы

Толковый словарь Ожегова:

ДРУЖБА, ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения; разг.).
| прил. дружеский, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

ДРУЖБАразновидность (наряду с товариществом и любовью [ЛЮБОВЬ]) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически дружба рождается из институтов позднеродового общества (соответствующее греч. слово , т.е. дружба-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словомплемя) – родства, своячества, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, и побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю жизнь узы солидарности. Как и родственность, побратимство не было предметом самостоятельного выбора, но определялось групповой и возрастной принадлежностью. У Гомера «друзья» – это и те, кто живут в одном доме, кто связан общим делом (будь то война или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства и аналогичные им («кровного», «названого», «крестового» братства) начинают наполняться индивидуальным содержанием, становятся более личными и добровольными.
Раннефилософские представления о дружбе фактически охватывают всякие отношения привязанности, не опосредствованные родством, соседством или социальной организацией; шире, всякие позитивные добровольно устанавливаемые отношения. Дружба – это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы [ПОЛЬЗА], это и содержание родственных, соседских и т.п. отношений, которое обретается в них помимо их статусного или функционального наполнения. При этом дружба оказывается предметом внимания философов, озабоченных кризисом и распадом традиционных (архаических) уз и стремящихся понять, что, помимо ритуала, соглашения и расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание дружбы как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.) Встречающиеся в различные эпохи и у различных народов эмпирически фиксируемые образы (образцы) и формы дружбы, как правило, соответствуют названным тенденциям в историческом становлении этого социокультурного феномена; под дружбой могут пониматься отношения, а) основанные на традиционных и институционализированных связях, б) устанавливаемые в силу соучастия в общем деле или общности интересов, имеющих внешне-предметизированное выражение (что в более позднюю эпоху получит название товарищества), в) заключающиеся в личной близости как таковой, бескорыстной взаимной привязанности, духовном единении.
Пифагор словом «дружба» обозначил принцип единения в мире всех со всеми (это было обобщено Эмпедоклом до положения о том, что Любовь – является, наряду с Ненавистью, универсальным законом Космоса). Наиболее ценными разновидностями дружбы Пифагор считал дружбу с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство никак невозможно. Т.о., дружба трактовалась не только как добровольные, но и как «надстатусные» отношения. Как таковая дружба со времен ранней античности символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости [МУДРОСТЬ]. Именно такое понимание дружбы было развито Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в древнегреческой философии концепция дружбы. В его рассуждениях с очевидностью выявляются такие разновидности отношений, которые можно обозначить как широкое и узкое истолкование дружбы. При широком под это понятие подпадают самые разные отношения; при узком – дружба рассматривается в ее совершенном воплощении, и сущностное ее содержание предполагает особенные – добродетельные и нравственно-прекрасные – отношения. Дружба в этом смысле слова является по сути дела именно таким отношением, в котором человек последовательно и до конца проявляет себя как добродетельный. Среди прочих характеристик наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в дружбе человек желает другому блага ради него самого (EN, 1155b, 33), старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу (Reth, 1380b, 35) и к другу «относится, как к самому себе» (EN, 1166а, 32). Очевидно, что и по содержанию, и даже по форме аристотелевская «формула» дружбы весьма близка заповеди любви [ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ], однако дружеское расположение считается распространенным только на реально и потенциально близких (см. Милосердие [МИЛОСЕРДИЕ]).
В стоицизме [СТОИЦИЗМ] дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, что они – честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба «там, где честность, совесть, где преданность прекрасному» (Diss, 11, 22, 30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amic., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что истинный друг – это как бы второе Я.Такое же понимание дружбы было развито в моралистике позднего Возрождения (М.Монтень).
В новоевропейской моральной философии проблематика дружбы отступает на задний план в связи с тем, что опыт межчеловеческих отношений, который рационализировался и обобщался в терминах дружбы, получает иное, более широкое и абстрактное концептуальное выражение – в понятии морали [МОРАЛЬ]. В то же время происходит более углубленное осмысление дружбы в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается идеал юношеской страстной и беззаветной дружбы. В 20 в. дружба становится предметом специального анализа психологии.
Литература:
1. Альберони Ф. Дружба и любовь. М., 1991;
2. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М., 1987;
3. Льюис К.С. Любовь [IV Дружба]. – В кн.: Он же. Любовь, страдание, надежда: Притчи, трактаты. М., 1992, с. 230–242;
4. Foucault M. Friendship as a Way of Life. – Idem. Ethica: Subjectivity and Truth. N. Y., 1997, p. 135–141.
P.Г.Апресян

Сексологическая энциклопедия:

Отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на взаимной склонности, уважении, доверии и взаимной поддержке. Пол партнера не определяет существа дружеских отношений. Здесь, как правило, интимная нежность и сексуальные контакты не являются целью и не реализуются. Чаще всего дружба связывает людей одного пола: у мальчика есть «лучший друг», а у девочки — «лучшая подруга». Такого рода отношения возникают очень раномежду девочками, между мальчиками, между мальчиками и девочками. По большей части детская дружба означает первую эмоциональную привязанность к другому человеку, а потому и большую самостоятельность по отношению к родителям и другим доверенным лицам. Она дает качественно новый социально-психологический опыт, т.к. возникают новые коммуникативные связи и отношения и происходит проникновение в иную, отличную от семьи, социальную общность. Дружба помогает узнать других людей, часто подразумевает интенсивный обмен мыслями, содействует совместной деятельности и совместному проведению досуга. Иногда такие связи бывают не очень тесными, и тогда их следует оценивать как хорошее знакомство. Дружба может быть доверительным, лояльным союзом во имя какой-то цели или в преклонном возрасте товариществом, объединяющим людей (особенно мужчин) для какой-то деятельности и по интересам. Есть и тесные связи, когда многое переживается вместе, мысленно или фактически; когда один человек понимает другого только по высказанному намеку и даже когда он молчит — чувства друга нельзя ранить.
Часто в случае дружба между юношей и девушкой речь идет о переходной стадии от детских отношений к более взрослому отношению к партнеру другого пола. Однако такую дружбу можно найти и в старшем возрасте. Зачастую она существует наряду с любовными отношениями, а иногда ее носителем является любовь (правда, только с одной стороны). Здесь трудно определить четкие границы, и Клопшток полагает, что дружба и любовь произрастают из одного корня.
В любом возрасте дружба между юношей и девушкой заслуживает внимания и нуждается в содействии, и не потому, что это «просто Д.», безопасная в смысле секса, но в силу того, что она расширяет круг социальных связей. Такая Д. вовсе не обязательно имеет эротическую окраску, однако эротика не исключается, поскольку отношения между людьми динамичны и подразумевают наличие эмоциональных и физиологических элементов. Если развитие дружеских связей подводит к сексуальным действиям, то наряду с условиями и предпосылками дружбы многое зависит от общих сексуальных норм и взглядов партнеров, которые исключают или не исключают секс. Если половая жизнь остается принадлежностью любви, то секс в дружбе не является предметом обсуждения. «Если я сплю с моим мужем, значит, я его люблю» — это характерное для жен высказывание. Сексуальный партнерлюбимый партнер, даже независимо от того, как он сам оценивает такую связь. Традиционно для многих женщин важнее то, что она любит мужчину, с которым живет половой жизнью, а не то, что он любит ее. Это показывает, что Д. между мужчиной и женщиной богата вариантами, подчиняется определенным нормам и, в зависимости от идеалов мужчин или женщин и от взаимоотношения полов, может иметь разные формы и разное значение. Исследования (Штарке. Молодые партнеры. 1980) показывают, что 3/4 19-летних один или много раз имели дружбу с сексуальными контактами или определяли свои отношения с партнером как дружба с сексом.

Грамматический словарь Зализняка:

Дружба, дружбы, дружбы, дружб, дружбе, дружбам, дружбу, дружбы, дружбой, дружбою, дружбами, дружбе, дружбах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru