Определение слова «Богостроительство»

Толковый словарь Ефремовой:

богостроительство ср.
Философско-этическое течение, возникшее в начале XX в. в среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религиозными.

Толковый словарь Ушакова:

БОГОСТРОИ́ТЕЛЬСТВО, богостроительства, мн. нет, ср. (·ист. ). Литературно-философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 ·г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное большевистским центром, как порывающее с основами марксизма.

Большая советская энциклопедия:

Богостроительство
Этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночество и т.п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители Б. — А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходит из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» О. Конта и «религией человечества» Л. Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сборник «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и богостроительство», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на острове Капри школу для рабочих — «...литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. как учение, несовместимое с марксизмом («О так называемых религиозных исканиях в России», Соч., т. 17). В. И. Ленин связывал Б. с политической тактикой отзовистов (См. Отзовисты) и ультиматистов (См. Ультиматисты) в России. В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» квалифицировало Б. как «... течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 222). В. И. Ленин писал, что это течение объективно отвечало стремлениям контрреволюционной буржуазии «...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» («О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 90).
Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религиозной интерпретации марксизма.
Лит.: Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому от 25 февр. 1908, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.
И. Ф. Балакина.

Советская историческая энциклопедия:

Враждебное марксизму религ.-филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с.-д. интеллигенции в эпоху реакции 1907-10 в России. После поражения революции 1905-07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж. интеллигенции наблюдались деморализация, ренегатство, усиление тяги к филос. идеализму и мистицизму, рост религ. настроений, что нашло выражение, в частности, в течении богоискательства. Отражением этих влияний чуждой бурж. идеологии на нек-рых социал-демократов явилось возникновение т. н. Б., выражавшегося в попытках придать научному социализму характер религ. верования, связать с социал-демократией проповедь веры и т. п. Представителями течения Б. явились А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич и Н. Валентинов. К сторонникам Б. тесно примыкал А. Богданов. Особенно сильно идеология Б. проявилась в работах Луначарского, к-рый в своих богостроит. исканиях пытался придать социализму форму, "более приемлемую" для непролетарских слоев. В работе "Религия и социализм" (1908) Луначарский выдвигал необходимость определить место социализма среди религ. систем. Считая, что никто в достаточной степени не подчеркнул эстетич. и религ. ценность марксизма, он называл социализм "новой религией", "религией труда". В статье "Атеизм" в сб. "Очерки по философии марксизма" (1908), к-рый В. И. Ленин назвал "Очерками против философии марксизма", Луначарский предлагал "сбросить ветхий плащ серого материализма". Пролетариату, по его мнению, нужен гармонич. синтез материализма и мистицизма. Активным пропагандистом Б. был меньшевик В. Базаров ("Богоискательство и "богостроительство"", в сб.: Вершины, кн. 1, 1909; "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской", в сб.: Литературный распад, кн. 2, 1909).
=====
Чуждые идеологии марксизма богостроит. тенденции сочетались у этой группы социал-демократов с антипартийной борьбой, проявившейся во враждебных большевизму течениях отзовизма и ультиматизма. В 1909 A. Богданов, А. Луначарский, Г. Алексинский и др. организовали на о. Капри фракционную Каприйскую школу, получившую известность как лит. центр Б. К Б. недолго примыкал А. М. Горький ("Исповедь", 1907, "Разрушение личности", в кн.: Очерки философии коллективизма, 1909), к-рый под влиянием критики В. И. Ленина в 1910 отошел от Б. Ленин выступил с резкой критикой Б., разъясняя решит. враждебность марксизма всякой религии. В письмах к А. М. Горькому В. И. Ленин писал: "...всякое богостроительство есть именно любовное самосозерцание тупого мещанства, хрупкой обывательщины, мечтательного "самооплевывания" филистеров и мелких буржуа, "отчаявшихся и уставших"..." (Соч., т. 35, с. 90). "... Вы подкрасили, подсахарили идею клерикалов, Пуришкевичей, Николая II и гг. Струве, ибо на деле идея бога им помогает держать народ в рабстве" (там же, с. 93). Вскрывая идейное родство Б. и богоискательства, В. И. Ленин писал: "Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего" (там же, с. 89). Критика Б. была дана также в статьях Г. В. Плеханова. На совещании расширенной редакции большевистской газеты "Пролетарий" (июнь 1909) произошел окончат. разрыв большевиков с отзовистами и сторонниками Б. Совещание приняло спец. резолюцию "О богостроительских тенденциях в социал-демократической среде", заклеймившую Б. как течение, порывающее с основами марксизма. В дек. 1909 группа отзовистов и ультиматистов, представлявшая идеологию Б., создала антибольшевистскую группу "Вперед", к-рая не имела заметного влияния в рабочем движении России и в обстановке начавшегося подъема революц. движения в 1910-12 потерпела полный идейный крах.
=====
Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 411-17; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14, с. 329-31; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15, с. 371-81; его же, Совещание расширенной редакции "Пролетария", там же, с. 391-416; его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29-40; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., (М.), 1954, с. 211-22. (Совещание расширенной редакции "Пролетария"); Плеханов Г. В., О так наз. религиозных исканиях в России, Соч., т. 17; Мейлах Б. (С.), Ленин и проблемы рус. лит-ры конца XIX — нач. XX вв., 3 изд., Л., 1956.
=====
И. Е. Златоцветов. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

богостроительство
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО -а; ср. В России в начале 20 в.: философско-этическое течение в среде русской социал-демократии, представители которого стремились соединить марксизм с христианством.

Малый академический словарь:

богостроительство
-а, ср.
Этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в первом десятилетии 20 в., трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
богостроительство, -а

Новая философская энциклопедия:

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в русской социал-демократии после революции 1905–07. Репрессивная политика царизма и распад массовых движений в обществе оживили интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции распространилось богоискательство [БОГОИСКАТЕЛЬСТВО] – своего рода протест против официального православия и церкви, терявших авторитет из-за их связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, многие из которых стремились по-новому осмыслить социалистические идеалы, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, в отличие от «богоискателей», попытались обосновать богостроительство, подразумевая под этим создание (ибо «богов не ищут, их создают») новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения». Таковы, по мнению богостроителей (Базаров [БАЗАР], Горький, Луначарский [ЛУНАЧАРСКИЙ], Юшкевич [ЮШКЕВИЧ] и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом «природа-космос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество». Больше всех писавший о «богосочинительстве» Луначарский увидел в теории научного социализма «пятую великую религию, формулированную иудейством» (Религия и социализм, ч. 1, 1908, с. 145). Первые четыреиудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса («пятой религии») уже «нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений» (там же). Это «религия без бога», т.е. религиозный атеизм. Согласно концепции богостроительства, суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, становясь «высшей формой религиозности». Таким образом, социализм«религия труда», активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме «чистого опыта» (центральное понятие философии Авенариуса [АВЕНАРИУС]). Отбросив «ветхий плащ старого материализма» (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, «на философию коллективизма» Богданова [БОГДАНОВ] с ее идеей организации опыта. В качестве «организующих» они рассматривали и религиозные понятия (Бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке научный социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Позднее Луначарский назвал своим «самым ложным шагом» создание теории богостроительства и признал справедливость его критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908–1910 гг. – Литературное наследство, т. 82, 1970, с. 497). К нач. 1-й мировой войны богостроительство как течение перестало существовать, хотя отдельные его элементы у ряда философов прослеживаются и позднее.
Литература:
1. О веяниях времени: сб. СПб., 1908;
2. Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., 1908, ч. 1; 1911, ч. 2;
3. Юшкевич П.С. Материализм и критический реализм (о философских направлениях в марксизме). СПб., 1908;
4. Вершины. СПб., 1909, кн. 1;
5. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Письма А.М.Горькому (XI, 1913). – Полн. собр. соч., т. 17, 19, 48; Очерки философии коллективизма. СПб., 1909, сб. 1;
6. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России (1909);
7. Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1957, т. 3;
8. Базаров В. На два фронта. СПб., 1910;
9. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1976;
10. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987.
А.П.Поляков

Грамматический словарь Зализняка:

Богостроительство, богостроительства, богостроительства, богостроительств, богостроительству, богостроительствам, богостроительство, богостроительства, богостроительством, богостроительствами, богостроительстве, богостроительствах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru