Определение слова «ЛУНАЧАРСКИЙ»

Большая советская энциклопедия:

Луначарский
Анатолий Васильевич [11(23).11.1875, Полтава, — 26.12.1933, Ментона, Франция], советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках. В 1895—98 — в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда» (См. Группа Освобождение труда). С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900—04). Конец 19 — начало 20 веков для Л. — период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчёркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой — выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904—07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские разногласия, которые в годы реакции 1908—10 углубились. Л. вошёл в группу «Вперёд» (См. Группа Вперёд), стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства (См. Богостроительство) («Религия и социализм», т. 1—2, 1908—11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства (См. Декадентство), сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й мировой войны 1914—18 — интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917—29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918—20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.
Л. — автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818—1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н. Г. Чернышевском, 1928). Перу Л. принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
Соч.: Собрание сочинений. Литературоведение. Критика. Эстетика, т. 1—8, М., 1963—67; О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; В мире музыки, М., 1958; О народном образовании, М., 1958; Статьи и речи по вопросам международной политики, М., 1959; О кино, М., 1965; Силуэты, М., 1965; Об изобразительном искусстве, т. 1—2, М., 1967; Воспоминания и впечатления, М., 1968; Неизданные материалы, «Литературное наследство», т. 82, М., 1970 (есть библиографический указатель); Статьи о советской литературе, 2 изд., М., 1971; В. И. Ленин и А. В. Луначарский, «Литературное наследство», т. 80, М., 1971; Об атеизме и религии, М., 1972.
Лит.: Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, [2 изд.], 1965; Каиров И. А., А. В. Луначарский — выдающийся деятель социалистического просвещения, [М., 1966]; Лифшиц М. А., Вместо введения в эстетику А. В. Луначарского, в книге: Луначарский А. В., Собрание сочинений в 8 томах, т. 7, М., 1967, с. 587—613; Дементьев А. Г., Сац И. А., А. В. Луначарский и вопросы советской литературы, в книге: История русской советской литературы, т. 1 — 1917—1929, М., 1967; Лебедев А. А., Эстетические взгляды А. В. Луначарского, 2 изд., М., 1969: Бугаенко П. А., А. В. Луначарский и советская литературная критика, Саратов, 1972; А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библиографический указатель, 1902—1963, составитель Муратова К. Д., Л., 1964.
А. Ф. Ермаков.

А. В. Луначарский.

Советская историческая энциклопедия:

Анатолий Васильевич (парт. псевд. — Воинов) (11 (23). XI. 1875 — 26.XII.1933) — сов. гос. и парт. деятель, литератор, один из виднейших строителей социалистич. культуры. Чл. Коммунистич. партии с 1895. Академик (с 1930). Род. в Полтаве в семье чиновника. Учился в Цюрихском ун-те, изучая естествознание и философию в кругу Р. Авенариуса; одновременно сблизился с Группой "Освобождение труда", особенно с Г. В. Плехановым. Изучал нем. классич. философию, историю материализма, соч. К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1897 возвратился в Россию, состоял чл. МК РСДРП. Был арестован и сослан в Калугу (где сблизился с А. А. Богдановым, И. И. Степановым- Скворцовым, В. А. Базаровым и др.), а затем (в 1901-03) — в Вологду и Тотьму. После II съезда РСДРП примкнул к большевикам. В 1904 уехал в Женеву, вошел в состав редакции большевистской газеты "Вперед", а затем "Пролетарий", где работал под непосредственным руководством В. И. Ленина, к-рый высоко ценил литературный талант Л. Вел большую пропагандистскую работу в Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии, Германии. На III съезде РСДРП выступил с докладом о вооруж. восстании. Был участником IV (Объединительного) (1906) съезда РСДРП. В 1907 как представитель большевиков участвовал в Штутгартском, а в 1910 — в Копенгагенском междунар. социалистич. конгрессах.
=====
Годы столыпинской реакции тяжело сказались на Л., который под влиянием идеалистич. философии Маха и Авенариуса стал на путь ревизии марксизма, отошел от большевистской партии, примкнул к группе "Вперед!", принимал участие в работе фракционных парт. школ на Капри и в Болонье. В своих филос. произведениях: "Религия и социализм" (т. 1-2, 1908), ст. "Атеизм" (в сб. "Очерки по философии марксизма", 1908) и написанной несколько ранее работе "Основы позитивной эстетики" (1904), "Мещанство и индивидуализм" ("Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909) и др. Л. пытался "дополнить" диалектич. материализм чуждой марксизму философией махизма, эмпириокритицизма, пытался примирить социализм с религией. Политич. и филос. идеи Л., т. н. богостроительство, подверглись острой критике со стороны Ленина. В 1912 Л. отошел от "впередовцев" и в 1913 стал сотрудником большевистской "Правды". В период 1-й мировой войны стоял на позициях интернационализма. В мае 1917 вернулся в Россию. Вел кипучую агитационно-пропагандистскую работу в массах. На VI съезде РСДРП(б) с группой "межрайонцев" был принят в большевистскую партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петрогр. ВРК. С окт. 1917 до 1929 — нар. комиссар просвещения. В годы гражд. войны — уполномоченный РВС Республики: выступал с пламенными речами в войсках на фронтах и среди населения прифронтовых р-нов. Л. был делегатом VIII, X, XI, XIII, XV, XVI съездов партии.
=====
В послеоктябрьское время начался наиболее плодотворный период в деятельности Л. Человек огромных энциклопедич. знаний, ученый, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, замечательный публицист и оратор, он внес огромный вклад в дело создания социалистич. культуры. В течение 12 лет Л. руководил строительством и работой советской школы. Особенно велика роль Л. в деле сплочения интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии. Л. был одним из основателей и членом Коммунистической академии. С сент. 1929 Л. — председатель Ученого комитета при ЦИК СССР.
=====
Перу Л. принадлежит огромное число работ по вопросам лит-ры, музыки, театра, живописи, архитектуры, эстетики и этики, а также ряд работ по междунар. политике, антирелиг. пропаганде и т. д. Важное значение имели теоретич. работы Л. по искусству: "Диалог об искусстве" (1905), "История западноевропейской литературы в ее важнейших моментах" (ч. 1-2, 1924). Статьи Л. о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, М. Горького, В. В. Маяковского, вошедшие в сб. "Литературные силуэты" (1925), являют собой блестящие образцы анализа лит. произведений. В критике Л. социологич. критерий неотделим от художественного, а анализ социального генезиса произведения сочетается с выяснением совр. эстетич. функции последнего. Ведущая тема его критич. работ — революция и искусство; во имя создания новой, социалистич. культуры Л. постоянно пропагандировал необходимость критич. усвоения художеств. наследия. В статьях "Ленин и литературоведение" ("Лит. энциклопедия", т. 6, 1932), "Социалистический реализм" (1933) Л. впервые дал общую характеристику взглядов Ленина на иск-во и обосновал новый метод сов. иск-ва и лит-ры.
=====
Ряд работ Л.: "Великий переворот", "Революционные силуэты", его "Рассказы о Ленине", содержащие яркие личные воспоминания об Октябрьской революции, о Ленине и других революц. деятелях, представляют значит. интерес для ист. науки. Интересны работы Л., посвященные истории революц. и филос. мысли: о А. Н. Радищеве (1918), Н. Г. Чернышевском (1928), Л. Н. Толстом (1924), брошюра "Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения (1818-1918)" (1918), очерк "От Спинозы до Маркса" (1925), брошюра "Барух Спиноза и буржуазия" (1933) и др. Л. — автор пьес "Фауст и город" (1918), "Оливер Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла" (1922), "Освобожденный Дон-Кихот" (1922), "Яд" (1926) и др.
=====
С 1927 Л. — на дипломатич. работе, принимал участие в работе конференций по разоружению в качестве зам. главы сов. делегации. В 1933 Л. был назначен полпредом СССР в Испании, но вскоре тяжело заболел и умер в Ментоне, на юге Франции,
=====
Соч.: Собр. соч. в 8 тт., т. 1-4-, М., 1963-64-; Рассказы о Ленине, М., 1959; Статьи о литературе, М., 1957; Статьи о советской литературе, М., 1958; О театре и драматургии, т. 1-2, М., 1958; Автобиография, в кн.: Энциклопедич. словарь "Гранат", т. 41, ч. 1.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 215); Лебедев-Полянский П. И., А. В. Луначарский, М., 1926; Альтман И., Большевик-энциклопедист, "Художеств. лит-ра", 1935, No 1; Бычкова Н. В., Лебедев А. A., Первый нарком просвещения, М., 1960; Мандельштам Р. С., Книги А. В. Луначарского. Библиографич. указатель, М.-Л., 1926.
=====
Н. В. Бычкова. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич (псевдонимы А.Анютин, В.Воинов и др.) [11(23) ноября 1875, Полтава – 26 декабря 1933, Ментона, Франция] – русский политический деятель, теоретик искусства, публицист, переводчик. По окончании Киевской гимназии (1895) изучал философию в Цюрихском университете. С 1896 профессиональный революционер, 8 раз сидел в тюрьмах. С 1917 нарком просвещения; с 1922 член ВЦИК; с 1933 посол в Испании. Академик (1930). Еще в гимназии увлекся философией и пытался «создать эмульсию из Спенсера и Маркса». Отстаивал материалистические позиции в споре с идеалистами, в гносеологии соединял материализм с эмпириокритицизмом. В биосоциальной эволюции человека отмечал огромную роль физической трудовой деятельности, концепция которой составляет основные принципы воспитания и обучения. Анализируя многочисленные разновидности религий и философских школ, Луначарский считал марксизм «новой, глубоко критической... синтетической религиозной системой», находя в ней стремление к совершенствованию человека и общества. Гуманизм Фейербаха развил до обожествления человека будущего. Свои богостроительные идеи назвал символом «беспредельного роста мыслящей и чувствующей жизни». Идею развития человека положил в основание «науки об оценке» – эстетики.
Сочинения:
1. Собр. соч., т. 1–8. М., 1963–67;
2. От Спинозы до Маркса. Очерк по истории философии как миросозерцания. М., 1925;
3. Неизданные материалы. – «Литературное наследство», т. 82. М., 1970;
4. Избр. статьи по эстетике. М., 1975;
5. Очерки по истории русской литературы. М., 1976;
6. Об искусстве, т. 1–2. М., 1982.
Литература:
1. Северикова Н.М. Луначарский о воспитании. М., 1990;
2. Ефимов В.В. Летопись жизни и деятельности А.В.Луначарского (1917–1933), т. 1–3. Душанбе, 1992;
3. Angres D. Die Beziehungen Lunatscharskijs zur deutschen Literatur. В., 1976.
Архивы:
1. РГАЛИ, ф. 279;
2. , ф. 5146.
Н..Северикова

Словарь русских фамилий:

Первый советский нарком просвещения унаследовал фамилию от отца, который был внебрачным сыном дворянина Чарналуского и крепостной крестьянки. По традициям того времени «незаконным детям» присваивалась фамилия отца в измененном виде. Луначарскийрезультат перестановки слогов в фамилии Чарналуский. (Ф)

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru