Определение слова «АНГЕЛЫ»

Большой энциклопедический словарь:

АНГЕЛЫ — династия византийских императоров в 1185-1204, основатель Исаак II; в 1204-1318 династия правителей Эпирского государства.
АНГЕЛЫ (от греч. angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми.

Большая советская энциклопедия:

I
Ангелы (греч. ngelos — вестник)
в иудейской, христианской, мусульманской и в некоторых др. мифологиях существа, промежуточные между богом и людьми, посредники между ними. Ветхозаветные представления об ангелах, восходящие, видимо, к политеистическим верованиям, частично же — к ассиро-вавилонским мифологическим образам, были восприняты Новым заветом и стали одним из основных элементов христианской мифологии. Согласно этой мифологии, А. бессмертны, могущественны, обладают знанием будущего (хотя и могущество, и знания их ограничены). И позднеиудейская и христианская мифологии содержат понятие «падшие А.», которые возглавляются дьяволом, или сатаной, и толкают людей на грехи. В позднеиудейской религии была разработана дифференциация А., получившая развитие в христианской мифологии; были выделены херувимы, серафимы, 4 князя А. (архангелы). В христианской мифологии пользовались наибольшим почитанием архангелы: Михаилвождь небесной рати, Гавриилвестник бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаилцелитель и Уриил — А. раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд божий. Один из основоположников христианской мистики, византийский богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит (4 в.) по аналогии с делением византийских придворных чинов на 9 рангов разработал иерархию А. — 9 хоров («чинов») А. Высшие разряды А., к которым были отнесены серафимы и херувимы, мыслились стоящими в непосредственной близости к богу, низшие — к человеку. Христианское искусство первоначально изображало А. в человеческом облике, с конца 4 в., когда утвердилось представление о бестелесности А., их стали изображать крылатыми. В мифологии ислама 4 архангела (мукар-рабун): Джибрил, Микаил, вестник страшного суда Исрефил и архангел смерти Азраил.
А. П. Каждан, М. И. Занд.
II
Ангелы
династия византийских императоров (1185 — 1204). А. пришли к власти после свержения Андроника I Комнина (См. Комнины). Правили в сложной внутренней и внешней политической обстановке и не смогли преодолеть сепаратизм провинций. Опирались на чиновную знать, своекорыстие и продажность которой достигли при них своего апогея. Увеличили налоги. Ненависть населения Константинополя к крестоносцам, которых поддерживали последние А., привела к низложению династии 28 января 1204.
Представители династии А.: Исаак II (правил в 1185—95); Алексей III (брат Исаака II) (1195—1203), сверг и ослепил брата, лишён власти крестоносцами; Исаак II (вторично) и его сын Алексей IV (1203—1204).
А. П. Каждан.

Словарь по культурологии:

(греч. — «вестники») — бесплотные духовные существа, наделенные разумом и свободной волей, сотворенные Богом для того, чтобы служить Богу, совершая вечный и радостный праздник небесной Литургии, ведя войну с врагами Бога, неся Его волю стихиям и людям. Они либо с безупречной верностью исполняют это назначение, живя только для Него, как «служебные духи» (евр. 1:14), для которых быть и служитьодно и то же, либо, раз и навсегда отпав от Бога в акте измены, сами предстают как враги Бога и людей — бесы. Церковные песнопения называют А. «бесплотными умами». Они «бестелесны», т. е. не связаны косностью, тяжестью, малоподвижностью человеческого или животного тела, его подверженностью плотским нуждам, его подвластностью физическим и физиологическим законам. Если они не являются по собственной воле в зримом облике, человеческие глаза их не воспринимают. Но это не значит, что они нематериальны в полном философском смысле этого слова. Такая точка зрения наиболее обычна: в святоотеческой и средневековой богословской доктринах она формулируется в платонических терминах, а в школьном богословии Нового времени, начиная с XVII в., — под влиянием введенного Декартом противопоставления «протяженной субстанции» и «мыслящей субстанции» (А. как явление такой «мыслящей субстанции», которая вполне отделена от «протяженной субстанции»). Иногда предполагали, напротив, что А. обладают телом особого рода, «духовным» телом, которое можно назвать «невещественным» лишь относительно, по сравнению с «дебелой» вещественностью нашей плоти. Этот взгляд был четко сформулирован под влиянием античного стоицизма Тертуллианом, а в прошлом веке энергично отстаивался еп. Игнатием (Брянчанииовым) (Аскетические опыты, ч. 2. СПб., 1865, с. 737-812), что вызвало решительный протест еще более авторитетного представителя русской православной духовности — еп. Феофана Затворника. В этой связи следует сказать, что сами понятия материальности и нематериальности отнюдь не однозначны; они получают тот или иной смысл каждый раз в контексте определенных философских систем. Однако учение Церкви не может ставить себя в зависимость ни от одной из таких систем, сменяющих одна другую в историко-философском процессе и обобщающих ограниченную сферу человеческого опыта. Церковно мыслящий человек не имеет ни малейшего права на скепсис по отношению к самому существованию А., к факту их присутствия и действия в жизни мира, но имеет все основания быть недоверчивым по отношению к попыткам уложить бытие А. в рамки тех или иных концепций. Возможно, как раз природа А. преодолевает границу между материальным и нематериальным, размыкает ее. Мы знаем, например, что вездесущность присуща только Богу; значит, А. определенным образом локализуются и перемещаются в пространстве, иначе были бы лишены смысла выражения, часто встречающиеся в Св. Писании: «и отошел от Нее А.» (Лк. 1:38), «когда А. отошли от них на небо» (Лк. 2:15) и т. п. Однако ясно, что это не локализация и перемещение физических тел, доступные нашему знанию, а нечто качественно иное. С вопросом об отношении природы А. к пространству связан вопрос об их отношении к времени. Жизнь А. не является полностью отрешенной от времени, поскольку они не обладают неизменностью Бога, как это очевидно из факта отпадения тех А., которые стали бесами. Но непрерывной текучести, присущей всему земному и, в частности, человеческой психологии, бытие А. не знает, и потому их выбор обладает свойством окончательности. В толкованиях св. Григория Нисского на «Песнь песней» есть замечание, относящееся специально к Серафимам, но приложимое, по-видимому, ко всем девяти чинам ангельским: их движение в пространственно-временных координатах настолько стремительно, что как бы совпадает с полным покоем. Вообще же природа А. непредставима для человека, имеющего только опыт телесной органической жизни и сознания, выявляющегося в материи через деятельность клеток головного мозга; любые догадки, во-первых, будут лишены достаточных оснований, во-вторых, бесполезны для веры и духовной жизни. Нам достаточно знать о действии А. как слуг Бога и помощников человека; в теоретических представлениях о сущности А. мы не нуждаемся, и Св. Писание не удовлетворяет нашего любопытства. Из опыта известно, что когда А. являются человеку, они обычно принимают облик, подобный человеческому, почему Св. Писание иногда именует их «мужами», «людьми» (Иис. Нав. 5:13-14; Мк. 16:5; Деян. 1:10); но это, по-видимому, имеет такой же смысл, как то, что они обращаются к человеку на понятном языке, и не позволяет строить праздных домыслов об антропоморфном «эфирном» теле А. Образы видения Иезекииля отнюдь не антропоморфны, а очень вероятно, что как раз в них раскрывается какая-то важная тайна бытия А. — тайна их инаковости, их несоизмеримости с нашими представлениями, грозная для нас в нашей земной жизни и милосердно закрываемая от нас в большинстве явлений А. людям. Вполне понятно, что необходимость как-то приблизить к нашему воображению то, что по своей природе от него далеко, вызывает необходимость в образном, метафорическом языке (причем, однако, мы должны быть сугубо осторожны в определении границ между метафорой и тем, что должно быть понимаемо буквально). Природа А. часто описывается через уподобление наиболее тонкому, легкому и подвижному в материальном мире — огню, ветру и особенно свету. А. «огне видны»; трактат «О небесной иерархии», приписанный св. Дионисию Ареопагиту, отмечает их сродство с огнем молнии и с очистительным огнем жертвоприношения. Есть рассказы об А., поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения Маноя и его жены (Суд. 13:20). Согласно распространенному мнению раннехристианских богословов (приведенному, например, у Климента Александрийского в «Выписках из Феодота», XII, 23), А. сотворены из «мыслящего огня». В видении Исайи (Ис. 6:6-7) Серафим осуществляет над пророком посвятительный обряд при посредстве очистительно — опаляющего раскаленного угля с жертвенника. В видении Иезекииля ангельские существа имеют облик огненных колес (Иез. 1:15-18; 10:9— 13). Старая традиция предполагала особую связь А. со светилами небесными, и притом как по признаку огненности, так и по признаку стройности, размеренности, упорядоченности и стремительности движений. В этой связи стоит вспомнить, что библейское слово-сочетание «воинство небесное», означающее А., изначально прилагалось в общесемитической языковой сфере именно к светилам. Некоторые иудейские предания специально соединяли каждого Архангела с одной из планет (в античном смысле этого слова): Гавриила — с Луной, Рафаила — с Меркурием и т. д. Что касается ветра, то пригодность этого образа для характеристики природы А. была тем очевиднее, что древне-еврейский, арамейский и арабский языки обозначают понятия «дух» и «ветер» одним и тем же словом (по-еврейски«руах», по-арамейски — «руха», по-арабски — «рух»). В псалме 103 св. песнопевец обращается к Господу, шествующему «на крыльях ветров» (или «на крыльях духов») с такими словами: «Ты творишь вестниками Твоими («А. Твоими») духов (или «ветры»), служителями Твоими — огонь пылающий» (3-4). Здесь образы огня, духа, ветра и вестников сплавлены в единый образ стихийно-сверхстихийной мощи и стремительного порыва. В Откровении св. Иоанна Богослова специально упомянута власть А. над ветрами (7:1). Наконец, А., в той мере, в которой они сохраняют верность своему назначению и не искажают своей природы, суть «А. света»: их тела и одежды как бы состоят из света, обладая его легкостью, подвижностью и блистательностью. Об А., возвещавших у Гроба Господня о Воскресении Христа, Евангелие говорит: «два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24:4), а об одном из них же: «вид его был как молния, а одежда его бела, как снег» (Мф. 28:3). Церковные песнопения называют А. «светамн вторыми» (после Бога): «Бесплотнии Ангели, Божию престолу предстояще, и отонудными светлостьми облистаеми, и светолитии вечно сияюще, и свети бывающе втории...»; «Светы явил еси, Щедре, Ангелов Твоих невещественное существо, неизреченнаго света исполняеми непрестанно...» (из Службы Собору св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, 8 ноября).
Столь же старая традиция, по-видимому, не входящая в состав безусловно обязательных для церковного человека истин веры, но едва ли могущая быть с легкостью отброшенной, по крайней мере, в наиболее существенных своих пунктах, ставит А. в особенно близкие отношения власти и попечительства с самыми различными стихийными силами и объектами природного и социального космоса. Церковь единодушно исповедует веру в то, что к каждому человеку приставлен А.-хранитель, сопровождающий его на всех путях жизни. «Имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованного ми во веки», — обращается к нему хранимый им человек (Канон А. Хранителю, песнь 7). Сложнее обстоит дело с представлением об А. как распорядителях, управителях и блюстителях светил (см. выше), родников, облаков и дождей, снега и града, небесных сфер, растений и животных и т. п. Вполне понятно, что именно здесь велика была опасность возрождения в слегка преобразованном виде языческого пантеона стихийных божеств, демонов и гениев. Мысль о космическом действии А. могла помрачать веру в единое творческое и промысли тельное действие Пресвятой Троицы, приводя к самым грубым ересям: например, гностики приписывали А. сотворение мира. Но для ограждения чистоты христианского вероучения не было нужды вообще отрицать особую связь назначенных к тому А. с силами природы; достаточно было вновь и вновь напоминать, как это и делалось Церковью, что А. от Бога получили свое бытие, что их тварная природа несравнимо дальше отстоит от несотворенной природы Бога, чем от человека и любой иной твари. Наконец, помимо индивидов и стихий, некие А., как явствует из книги пророка Даниила (10:13), ведают целыми народами: Архангел Михаил, выступающий как «князь» избранного народа, вступает в борьбу с «князем» Персии. Это место вдохновляло русского поэта Вяч. Иванова, писавшего в дни первой мировой войны:
На Суд, где свидетели — Громы, Меч острый — в устах Судии, Народные Ангелы в споре Сошлись о вселенском просторе...
Откровение св. Иоанна Богослова начинается обращениями Иисуса Христа к А. семи малоазийских Церквей — Ефесской, Смирнской, Пергамской и т. д. Даже если под А. Церквей следует подразумевать епископов, сама возможность такого образного выражения что-то говорит о служении А. как хранителей уже не отдельных веруюших, но целых общин. Множество А., по традиционному учению, очень велико: видение Даниила определяет его в «тысячи тысяч» и «тьмы тем» (Дан. 7:10), а св. Иоанн Златоуст прямо отождествляет его с числом, не имеющим предела, т. е., в терминах современной математики, с актуальной бесконечностью.
См. также ст. «Девять чинов ангельских».
Сергей Аверинцев.София-Логос. Словарь

Советская историческая энциклопедия:

(Aggeloi) — династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил в 1185-95; 1203-04 (совместно с сыном Алексеем IV)) и его брат Алексей III Ангел (Комнин) (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, стремясь противопоставить их Венеции. Правление А. — время быстрого ослабления гос-ва и обострения клас. борьбы. А. отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы; во время 4-го были свергнуты.
=====
Источн.: Никиты Хониата история, в сер.: Византийские историки, (т. 4), СПБ, 1860; Treu M., Nicephori Chrysobergae ad Angelos orationes tres..., (Breslau), 1892; Bachmann M., Die Rede des Johannes Syroputos ad den Kaiser Isaak II Angelos (1185-1195).., Mnch., 1935 (Diss.).
=====
Лит.: Успенский Ф., Образование второго Болгарского царства, О., 1879; Васильевский В., Образование второго Болгарского царства Ф. Успенского, "ЖМНП", 1879, No 7, ч. 204, с. 144-217, 318-48; Дуйчев И.. Проучвания въерху българското средновековие, С., 1945.
=====
Г. Г. Литаврин. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Об ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов, записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих, в особенности же в том месте, где говорится о падении ангелов. В русских апокрифах не указываются причины падения; видно, что греческие источники, рассказывающие о связях ангелов с "дочерями человеческими" (Бытие, VI, 4), были русскому народу совсем неизвестны. Апокрифы рассказывают, что Бог сотворил 10 (по другим, 12) чинов ангельских, из которых последний чин под предводительством Сатанаила согрешил на четвертый день после сотворения мира, после чего согрешившие ангелы были низвергнуты из рая и одни упали в преисподнюю, другие задержались в воздухе, а остальные остались на земле. Такой характер падших ангелов изображен в греческих апокрифах: книге Эноха, Завете Адама, Малом Бытии и "Топографии" Козьмы Индикоплова. В других славянских апокрифах упоминаются имена ангелов хранителей: Полутос — хранитель виноградников, Ефиим — хранитель дома и т. д. В одной раскольничьей молитве упоминаются следующие имена ангелов: Михаил, Вавилон, Потопил, Анафасим, Рафаил, Петр, Макарий, Воестам. Ср. Н. Тихонравов, "Памятники отреченной русской литературы" (т. II. Моск. 1863); И. Я. Порфирьев, "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (С.-Петербург, 1877).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2025

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru