Определение слова «Андрей Боголюбский»

Большой энциклопедический словарь:

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-74) — князь владимиро-суздальский (с 1157) — сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* * *АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 — 29 июня 1174) — князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Детей, по-видимому, не имел. Начало княжения В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери). После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих "милостников" (слуг) — в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию — в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище). Отношения с церковью Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. Культура при Андрее Боголюбском В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским) — город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61) — Покрова-на-Нерли (1165) — Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября). В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя. Литература:Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в. // Византийский временник. М., 1962. Т. 21. Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подгот. текста, пер. и коммент. Колесова В. В. // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М.: Худож. лит., 1980. С. 324-337. Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990. Кн. 1. С. 71-96. Данилевский И. Н. "Хотя самовластец быти..." // Знание-сила, 1993. № 6. И. Н. Данилевский

Большая биографическая энциклопедия:

Великий князь Владимирский и Киевский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия и дочери половецкого хана Аспы, род. около 1111 г. Его отец, Юрий, получил от Владимира Мономаха в удел отдаленную и глухую Ростовско-Суздальскую землю и дал своему сыну город Владимир на Клязьме. Здесь А. Б. и прожил первую половину своей жизни, и только под 1147 г. попадается известие, что отец посылал его и другого своего сына Ростислава против соседнего рязанского князя, который и был ими изгнан. Когда в 1149 г. Юрий вступил в борьбу за обладание киевским великокняжеским столом, незаконно захваченным его племянником Изяславом, А. принял деятельное участие в этой войне и несколько лет провел на юге. Здесь он проявил удивительную личную храбрость в бою, а после боя — осторожность, трезвость мысли, умеренность, миролюбие, понимание обстоятельств и отчетливое представление о политическом преимуществе родного севера сравнительно с чужим югом. Так, во время похода в Волынскую землю, принадлежавшую Изяславу, двинувшись на соединение с отцом под Луцком, А. около Муравицы (в Дубенском у.), во время ночного переполоха, был оставлен своими союзниками — половцами. Испуганный брат его Ростислав несколько раз советовал ему отступить, но А. решил дождаться рассвета, несмотря на настояния Ростислава и даже собственной дружины. Когда же наступил день, А. бросился на неприятеля, вышедшего из Луцка, опередил своих и был окружен. А., которого сопровождали только 2 "детских" (члены младшей дружины), был ранен двумя копьями и едва не погиб от рогатины какого-то немчина. Князю еле удалось отбиться и ускакать. В 1151 г. в битве под Киевом А. также оказал чудеса храбрости. В пылу битвы он переправился за Лыбедь, был окружен неприятелем и непременно погиб бы, если бы один половчанин насильно не поворотил обратно его коня. В битве на р. Руте А. дрался так отчаянно, что копье и щит его были сломаны, шлем свалился с головы, а конь был ранен. При осаде Юрием Чернигова (где заперся союзник Изяслава, Изяслав Давидович), продолжавшейся 20 дней, А. также отличился. Когда Изяслав задумал выгнать брата А., Ростислава, из Переяславля, то А. с братом отстояли город. Участвуя, по воле отца, в обоих походах на Киев, А. не сочувствовал стремлению своего отца во что бы то ни стало утвердиться в Киеве в качестве великого князя. Неоднократно он старался примирить Изяслава с Юрием, хлопотал за первого. После несчастной для Юрия битвы под Киевом в 1151 г., когда он бежал в Остер, А. уговаривал его возвратиться в Суздаль: "Теперь нам нечего делать в русской земле: уедем-ка в Суздаль за тепло". Но Юрий был типичным древнерусским князем, порабощенным идеей необходимости для старшего в роде обладать Киевом. В конце концов, после многих битв и превратностей судьбы, Юрию удалось прочно утвердиться в Киеве в 1155 г., где он и скончался в 1157 г. После водворения в Киеве Юрий дал в удел А. Вышгород. Но А. до такой степени не любил Киевской земли, что в 1155 г. тайно оставил Вышгород и удалился на север с семьей, окруженный приближенными, взяв икону Божьей Матери, по преданию, написанную евангелистом Лукой. После смерти Юрия А. должен был бы, по старому порядку, перебраться в Киев, предоставив Ростовско-Суздальскую землю младшим братьям. Но жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали его своим князем, и он выгнал не только своих братьев Мстислава, Василька и Всеволода и племянников Ростиславичей, но также и "передних" бояр старых городов — Ростова и Суздаля, — "хотя самовластец быти всей земле Суздальской". Поход А. на болгар в 1164 г. был последним походом, в котором он принимал личное участие. Волжские болгары вели торговлю с сев.-вост. Русью, и на этой почве, вероятно, и возникали недоразумения, которые пришлось разрешить оружием. Вполне понимая огромное влияние религии и духовенства на современников, А. придал этой войне религиозный характер, представил ее делом богоугодным, почему и взял с собой историческую икону Божьей Матери. Поход был очень удачен: болгары были разбиты, уничтожено было несколько их селений и город Бряхимов. Объявив себя вел. князем владимирским или суздальским, А. подчинил себе соседних князей — рязанских, смоленских, муромских и полоцких, которые сделались его "подручниками" и всегда принимали участие в устраиваемых им походах. Оставшиеся более независимыми от А. Киев и Новгород скоро навлекли на себя его гнев. Когда новгородцы выгнали от себя князя Святослава, его племянника, и пригласили к себе Романа, сына киевского князя Мстислава Изяславича, А. послал на Киев войско, и в 1169 г. Киев был взят приступом и разорен. Там А. посадил князем своего брата Глеба. В 1170 г. А. послал войско под начальством сына Мстислава наказать новгородцев. Поход был неудачен. Новгород был осажден, но успел отстояться, и войско А., после больших потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцам пришлось подчиниться А. и принимать князей по его указанию, т. к. он прекратил доступ хлеба с Волги в Новгородскую область. Второй поход А. на болгар в 1172 г. был неудачен: передовой отряд, под начальством Мстислава, отправился в зимнее время, был встречен сильным болгарским войском, обратился в бегство и едва не был истреблен. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Последнее военное предприятие А. было также неудачно. После смерти Глеба в Киеве (в 1172 г.) А. потребовал у нового киевского князя Мстислава выдачи бояр, заподозренных им в умерщвлении Глеба. На этот раз в походе суздальцев приняло участие 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедельная осада Вышгорода была безуспешна. Прибытие нового войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска А. отступить в беспорядке, тем более, что князья очень неохотно приняли участие в этом походе. Трагическая смерть А. 29 июня 1174 г. прекратила все его дальнейшие замыслы. С годами А., гордый, властный и вовсе не мягкосердечный, становился еще более тяжелым для окружающих, которые становились все неувереннее в своей судьбе. Удалив от себя старых бояр, он окружил себя новыми любимцами, людьми безвестными, сомнительного происхождения; на первом месте среди них стоял некий яс Анбал (из какого-то кавказского племени); выкрест-еврей Ефим Моизич играл тоже очень видную роль. Но когда у непостоянного князя появился новый любимец, Прокопий, тогда старые соединились с уцелевшими остатками бояр (Кучковичи, родственники А. по первой жене, одного из которых А. приказал казнить) и составили заговор на жизнь А. Ночью 29 июня 1174 г. заговор был приведен в исполнение, и А., изрубленный мечами и исколотый ножами в своей спальне, был окончательно добит на лестнице, куда он выбрался в беспамятстве. Последние годы жизни А. не пользовался народной любовью. Его чиновники до такой степени притесняли население, что немедленно после его смерти в Ростовско-Суздальской области началась анархия — ограбления и убийства его тиунов, а трагическая смерть не вызвала взрыва народного негодования. А. Б. представляет собой новый, нарождавшийся тогда тип северного велико-русского князя, воина-собирателя, стремившегося к единовластию, к округлению своей области, порвавшего с прежними родовыми традициями, не любившего ни дробления областей между детьми, ни старых бояр, ни вечевых порядков. Набожный и хорошо образованный для своего времени, он любил иностранцев и охотно принимал их к себе на службу. Русской церковью А. Б. причислен к лику святых; в 1702 г. были открыты его мощи, покоящиеся в г. Владимире, в Успенском соборе. (Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Воскресенская, Никоновская; Карамзин, Соловьев, т. I; Иловайский, т. I; Костомаров, Рус. ист. в жизнеопис., т. I; Ключевский, Курс рус. ист., т. I; монография Погодина: Кн. Андрей Юрьевич Боголюбский).
{Воен. энц.}

Большая советская энциклопедия:

Андрей Боголюбский
(около 1111 — 1174)
князь владимиро-суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого (См. Юрий Долгорукий), который и посадил А. Б. князем в Вышгороде (под Киевом). Самовольно покинул Вышгород в 1155 и обосновался во Владимире. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца (1157) стал князем владимирским, ростовским и суздальским. А. Б. пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вёл сложную военную и дипломатическую игру в Юж. Руси. В 1169 войска А. Б. взяли Киев. А. Б. добился права получать дань с населения Двинской земли. Став «самовластцем всей Суздальской земли», А. Б. перенёс столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбове — любимая резиденция А. Б., по названию которой он и получил прозвище. В правление А. Б. Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против А. Б., в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 был убит.
Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. IX—XV вв., ч. 1, М., 1953.
И. У. Будовниц.

Советская историческая энциклопедия:

(ок. 1111-1174) — кн. владимиро-суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого. В юности участвовал в походах отца, был князем в Вышгороде под Киевом. В 1155 ушел в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи; обосновался во Владимире. Содействуя развитию феод. отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торг.-ремесл. кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца стал также князем ростовским и суздальским, вопреки воле Юрия Долгорукого, завещавшего Ростов и Суздаль младшим сыновьям — Мстиславу и Михалку. В 1162 А. Б. удалил их вместе с двумя племянниками Ростиславичами и многими отцовскими боярами. Являясь самым могуществ. князем на Руси, А. Б. пытался объединить под своей властью рус. земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вел сложную воен. и дипломатич. игру в Юж. Руси. В 1169 войска А. Б. взяли Киев. А. Б. добился права получать дань с населения Двинской земли. Став "самовластцем всей Суздальской земли", А. Б. перенес столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и др. церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепл. княж. замок Боголюбоволюбимая резиденция А. Б., по названию к-рой он и получил прозвище. Для усиления своей власти А. Б. перенес из Юж. Руси особо чтимую икону богородицы, распорядился составить сказание о ее "чудесах", победоносном походе на волжских болгар в 1164, к-рому было придано значение всемирно-историч. события, связанного с общим походом христианского мира против "неверных". В правление А. Б. Владимиро-Суздальское кн-во достигло значит. могущества и было сильнейшим на Руси. Усиление княж. власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против А. Б., в результате к-рого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 был убит.
=====
Лит. см. при статье Владимиро-Суздальское княжество.
=====
И. У. Будовнуц. Москва.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Андрей Боголюбский

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru