Определение слова «портрет»

Толковый словарь Ушакова:

ПОРТРЕ́Т, портрета, ·муж. (·франц. portrait).
1. Картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-нибудь человека. «Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню.» Лермонтов. Поясной портрет. Портреты работы художника Серова. Портрет масляными красками.
| перен. Полное подобие кого-нибудь (·разг. ). Он портрет своего отца.
2. перен. Изображение, характеристика. «Намарал я свой портрет, как Байрон, гордости поэт.» Пушкин.
3. Описание внешности персонажа в литературном произведении (лит.). Искусство портрета у Гоголя.

Большой энциклопедический словарь:

ПОРТРЕТ (франц. portrait) — изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение) — в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели) — создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. См. также Автопортрет.

Этимологический словарь Крылова:

Заимствовано из французского, где portrait представляет собой страдательное причастие от глагола portraire – "рисовать" и буквально означает "нарисованный".

Толковый словарь Кузнецова:

портрет
ПОРТРЕТ -а; м. [франц. portrait]
1. Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определённого человека или группы людей (в живописи, скульптуре, графике и фотографии). Писать п. Делать п. с кого-л. Купить, продать, заказать п. П. висит на стене. Представить п. на выставку. Групповой, парный п. Семейный п. Скульптурный, графический, акварельный п. Поясной, оплечный п. П. в полный рост. П. маслом. П. работы неизвестного художника. П. предков, передовиков. П. учёного, вождя, знатной дамы. П. на фоне пейзажа. П. на память. Работать в жанре портрета. Изобразить кого-л. на портрете. Галерея портретов. Комната украшена портретами. Словесный п. (в криминалистике: описание наружности, характерных черт разыскиваемого или умершего человека по определённому методу).
2. чей. Разг. О том, кто очень походит на кого-л. Сын — п. отца. Дочь — мой п. Внук — живой п. деда.
3. Художественное изображение, образ литературного героя. Литературный п. воина, крестьянина. П. Онегина. // Общая характеристика, характерные черты кого-, чего-л. П. эпохи. Штрихи к портрету города.
Портретик, -а; м. Уменьш. (1 зн.). Небольшой п. Портретец, -тца; м. Уменьш. (1 зн.). Портретный (см.).

Малый академический словарь:

портрет
-а, м.
1.
Произведение изобразительного искусства, содержащее изображение какого-л. определенного человека или группы каких-л. определенных людей (в живописи, скульптуре, графике или фотографии).
Портрет известного человека. Портрет маслом. Групповой портрет. Скульптурный портрет.

Я не отрывал глаз от Ленина, и у меня появилось убеждение, что я написал бы его портрет по памяти, будь я художником… Федин, Горький среди нас.
Марья Павловна Дружинина на портрете изображена в белом кружевном чепце, в черном шелковом платье. Шкловский, Повесть о художнике Федотове.
|| чей. разг.
О том, кто очень походит на кого-л.
Когда старший, Петр, «отцовский портрет, капля в каплю», как говорила мать, первым покинул дом, Варвара Сергеевна провожала его с волнением и слезами. Караваева, Огни.
2.
Описание внешности персонажа в литературном произведении.
Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге… но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет. Пушкин, Евгений Онегин.
Вот портрет Инсарова: «Это был молодой человек лет двадцати
пяти, худощавый и жилистый, с впалою грудью, с узловатыми руками». Писарев, Женские типы.
||
Общая характеристика, характерные черты кого-, чего-л.
Но прежде нужно вам, читатель, Героев показать портрет: Монгоповеса и корнет, Актрис коварных обожатель. Лермонтов, Монго.
[Гражданин:] Опять один, опять суров. Лежит — и ничего не пишет. [Поэт:] Прибавь: хандрит и еле дышит — и будет мой портрет готов. Н. Некрасов, Поэт и гражданин.

- живой портрет
словесный портрет
описание наиболее характерных примет внешности какого-л. человека (разыскиваемого, умершего и т. д.).

[франц. portrait]

Толковый словарь Ожегова:

ПОРТРЕТ, а, м.
1. Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Поясной п. Скульптурный п. Групповой п. (нескольких лиц). Словесный п. (в криминалистике: описание наружности человека по определённому методу). Сын п. отца (перен.: очень похож; разг.).
2. перен. Художественное изображение, образ литературного героя. Литературные портреты.
| прил. портретный, ая, ое (к 1 знач.). Портретная живопись.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

автопортрет
басма
близнец
волос в волос
вылитый
двойник
живой портрет
изображение
капля в каплю
карточка
кинопортрет
копия
напоминающий
ни дать, ни взять
образ
описание внешности
парсуна
поличие
портрет-картина
портрет-мозаика
портрет-тип
портрет-шарш
портретец
портретик
похожий
самопортрет
телепортрет
фейс
фотопортрет
фронтиспис

Этимологический словарь Макса Фасмера:

портрет
стар. также патрет, Уст. морск. 1724 г. (Смирнов 233). Через нов.-в.-н. Portrt (часто около 1700 г.; см. Шульц–Баслер 2, 604) из франц. portrait; см. Преобр. II, 110.

Грамматический словарь Зализняка:

Портрет, портреты, портрета, портретов, портрету, портретам, портрет, портреты, портретом, портретами, портрете, портретах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Изображение того или другого человка, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также фотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотря по величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бывают профильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так наз. au profil perdu, т. е. изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделение существует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью, гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как, напр., на медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов (одна голова с шей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй (целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло в глубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большом употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого народа. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова на существовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играх постановкой их статуй на публичных местах, однако, то были идеальные фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр. впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла. Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату, Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Впоследствии П. размножились не только в пластике, но и в живописи, причем в последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить о том по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимых при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, статуе и герму, прибавили новый род — бюст. От римской эпохи дошло до нас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных, исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и их римскими учениками, в том числе поражающих своей экспрессивностью и совершенством технического исполнения (каковы, напр., две сидящие статуи поэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца Фокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в Латеранском музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Анакреона, в вилле Боргезе, в Риме, и пр.). В средние века портретный род как скульптуры, так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлением эпохи Возрождения занял видное место среди других художественных отраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерио да Саттиньяно, Мино да Фьезоле, Росселлино, Л. делла Роббиа, Донателло и пр., быстро достигшие блестящих результатов в своем стремлении воспроизводить человеческую физиономию верно с действителностью, определенно выражать характеры и, в то же время, соблюдать благородство стиля. Значительно позже их вступили на тот же путь живописцы, но зато, в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фаланга даровитых и гениальных художников, которые возвели П. на степень высокоизящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица в момент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. дель Пьомбо, Тициан, Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько же своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы, в XV ст., весьма успешно возделывали П. в натуралистическом духе нидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван Эйки и Г. Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и по разделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П. приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и в связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом, в отношении колорита и светотени. Величайшими портретистами между фламандцами были Рубенс и ван Дейк, а между голландцами — Рембрандт. Ф. Гальс, ван дер Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особенно знамениты как портретисты А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболее выдающимися представителями П. в цветущую пору испанской школы были Веласкес и Карреньо де Миранда. С исходом XVII ст. манерность и условность, водворившиеся вообще в искусстве помешали П. удержаться на достигнутой им вымоте и даже отодвинули его на второй план как в живописи, так и в скульптуре; тем не менее, конец XVII и XVIII ст. произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго, Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф в Германии, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании, Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь к гравированным П., а также и исполненным пастелью и миниатюрно-акварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров, что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия — до той поры, пока изобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, и общедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более и более входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных и гравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретная живопись как масляными красками, так и акварелью, не перестает быть отраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцев XIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя: французы Давид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, Каролюс Дюран, Дюбюф, Ландель; немцы — Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю. Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах, Фр. Каульбах; англичане — Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русскиеВарнек, Кипренский, К. Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru