Определение слова «Научение»

Толковый словарь Ефремовой:

научение ср. разг.
1. Процесс действия по гл. научать, научить
2. Результат такого действия.

Большой энциклопедический словарь:

НАУЧЕНИЕ — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Одно из основных понятий этологии.

Большая советская энциклопедия:

Научение
(англ. learning)
приобретение знаний, умений и Навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин «Н.» применяется преимущественно в психологии поведения (См. Поведение) и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К Н. относятся такие явления, как привыкание, Запечатление, образование простейших условных рефлексов (См. Условные рефлексы), сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное Н. у человека.
Н. наряду с инстинктивным поведением (См. Инстинктивное поведение)одно из основных понятий этологии (См. Этология), характеризующее индивидуальное приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения. Различают две основные формы Н.: обязательное, свойственное всем особям данного вида, — главным образом запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному поведению отдельных особей в соответствии с конкретными условиями их жизни, — главным образом навык, отчасти Подражание и др.
Изучению процессов Н. посвящено огромное число экспериментальных исследований, большая часть которых проведена в США в рамках Бихевиоризма и выполнена на животных. Главное внимание в них уделяется выяснению влияния на процессы Н. различных факторов: числа и распределения повторений, подкрепления («закон эффекта») и его характера, типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более сложными являются вопросы о переносе результатов Н. в условия, отличные от исходных, о «скрытом» (латентном) Н., о формировании сенсомоторных структур и сенсорных синтезов, которые выступают в качестве так называемых внутренних переменных поведения, т. е. его психологических звеньев.
Исследования Н., понимаемого как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся главным образом к простейшим, «пассивным» формам приобретения тех или иных навыков, в том числе сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены на формы Н., специфические для человека. Исторический опыт человечества передаётся отдельным людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших функций общества, которая возлагается, в частности, на школы и др. педагогические учреждения.
Лит.: Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, М., 1973; Thorndike Е. L., The psychology of learning, N. Y., 1921; Hilgard Е. R., Marquis D. G., Conditioning and learning, N. Y. — L., 1940; Skinner B. F., Verbal behavior, N. Y., 1957; Thorpe W. Н., Learning and instinct in animals, L., 1963.
А. Н. Леонтьев.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
научение, -я

Толковый словарь Ожегова:

НАУЧЕНИЕ, я, ср.
1. см. учить.
2. Формирование у индивида опыта поведения: привыкания, различных рефлексов, реакций и навыков (спец.).

Социологический словарь:

НАУЧЕНИЕ — англ. learning; нем. Lernen. ni/uc eni se. Приобретение знаний, умений, навыков, новых форм поведения. Н. охватывает как процесс формирования индивидуального опыта, так и процесс передачи,распространения и воспроизводства культуры.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru