Определение слова «МАКИАВЕЛЛИ»

Большая советская энциклопедия:

Макиавелли
Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые «... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» — virt и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средстванасилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» — popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
М. — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии — целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.
М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция (См. Вегеций), нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).
Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг» (См. Индекс запрещённых книг).
Соч.: Opere, Mil. — Naples, 1954; в русском переводе — Сочинения, т. 1, М. — Л., 1934.
Лит.: Виллари П., Н. Макиавелли и его время, перевод с итальянского, т. 1, М., 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959, с. 111—29, 159—61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская средневековая историография, М. — Л., 1964, с. 276—86; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, т. 2, М., 1964, с. 70—146; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337—340; Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции [перевод с итальянского], Л., 1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., U zrde woskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucureti, 1969].

Н. Макиавелли. Портрет работы художника Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.

Новейший философский словарь:

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469-1527) — итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512). Основные сочинения: «Государь» (1513, впервые опубликован в 1532), «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» (1516-1517), «О военном искусстве» (1519-1520), «История Флоренции» (начата в 1520) и др. Отдавая симпатии «народу» (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь «гордой» дохристианской Римской империи. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.н. «высшие государственные интересы». Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал «новому государю» «по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». При этом М. призывал уделять особое внимание «общему благу» — общенациональным интересам — ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый институт: «Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание — хорошими законами, а хорошие законытеми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются». После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Воден. В 1546 среди «отцов» Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что «Государь» написан рукой Сатаны». В 1559 все сочинения М. были включены в первый «Индекс запрещенных книг». М. писал: «Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно».

Новая философская энциклопедия:

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli) Никколо (3 мая 1469, Флоренция – 22 июня 1527, там же) – итальянский политический писатель, историк, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале. Независимый в своих гражданских симпатиях и политических взглядах, Макиавелли не был сторонником Медичи, не стал он и приверженцем Савонаролы. После его падения в 1498 Макиавелли начал активную политическую деятельность: был избран секретарем Второй канцелярии, а позже – Совета Десяти, ведавшего дипломатией и военными делами. В течение 14 лет он выполнял поручения флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение античных писателей дали Макиавелли богатый материал при разработке в последующем собственных политических и социальных концепций. В 1512 во Флоренции реставрирована власть Медичи; Макиавелли как сторонник республики был отстранен от дел и на год выслан из города. В начале 1513 он по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре, однако, был амнистирован и отправлен в свое именьице в Сант’Андреа. Здесь он начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» (1531), в конце того же года был создан трактат «Государь»(1532), обессмертивший его имя. Провозглашая в нем в качестве нормы политического действия принцип «цель оправдывает средства», Макиавелли считал при этом, что подлинной целью «нового государя» не может быть частный, сугубо личный интерес, но только «общее благо» и прежде всего объединение Италии в сильное национальное государство. В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных, по-видимому, в 1516, Макиавелли доказывал преимущества и прочность республиканского образа правления. Здесь же примерами из истории Древнего Рима он обосновывал мысль о благотворности социальной борьбы для утверждения народной свободы и могущества государства. Возникновение же самого государства, а также права, морали и даже религии он объяснял потребностями защиты людей от враждебных им сил природы и друг от друга, пользой для их совместной жизни. Руководствуясь критерием пользы, с позиций итальянского патриота он подвергал критике католическую религию, не воспитывавшую в людях гражданские доблести и любовь к отечеству, обвинял папство, сделавшее невозможным государственное объединение Италии.
В последующие годы Макиавелли написал поэму «Золотой осел» (1549), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» (1549), комедию «Мандрагора» (1524), трактат «О военном искусстве», «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» (1532). В 1520 Макиавелли начал писать «Историю Флоренции» (1532), положив в ее основу концепцию циклического развития и смены различных государственных форм под влиянием постоянно происходящей борьбы интересов, конфликтов общественных групп. Долгое время ему не удавалось вернуться к активной политической деятельности. Только в 1526 он был привлечен для организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Однако его кандидатура на пост канцлера Флорентийской республики весной 1527 была отклонена Большим Советом. Макиавелли оказал огромное влияние на последующее развитие социально-политической мысли в Европе.
Сочинения:
1. Opere, Mil., vol. 1–8, 1961–65.;
2. в рус. пер.: История Флоренции. Л., 1973;
3. Избр. соч. М., 1982.
Литература:
1. Виллари П. Макиавелли и его время. СПб., 1914;
2. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990;
3. Gilben F. Niccolo Machiavelli e la vita culturale del suo tempo. Bologna, 1964.
См. также лит. к ст. «Государь».
О.Ф.Кудрявцев

Социологический словарь:

Макиавелли (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция-22.06.1527, там же). — итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Основные теоретические труды — "Государь", "Рассуждение о первой декаде Тита Ливия", "Искусство войны" — написаны после падения Флорентийской республики, когда Макиавелли был отстранен от политической деятельности. Макиавелли первый стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие "учитывать свои возможности", чтобы "предвидеть заранее" ход событий и принять необходимые меры. Эта рационально-практическая установка в сфере политики решительно порывала с теологическим морализированием средневековья и намного опережала свое время.
По Макиавелли, высшее правило политики и главная ее проблеманайти тот образ действий, который соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Вот почему политика не сводится к простому усвоению общих предписаний, "тут нельзя говорить отвлеченно, ибо все меняется в зависимости от обстоятельств". Людям свойственно действовать по природной склонности своего характера и темперамента, один достигает цели "осторожностью и терпением", другой — "натиском и внезапностью", но оба неизменно терпят крах, когда условия требуют изменения манеры поведения, а человек остается при прежнем способе действия, ранее приносившем успех. Подготовка политического деятеля требует не только изучения истории, прежде всего античности (Макиавелли был человеком эпохи Ренессанса, боготворившим античную культуру), но и знания современной жизни, постоянного наблюдения и размышления по поводу новых событий и действующих лиц на "авансцене" истории.
Анализ нового исторического опыта и делает Макиавелли глубоко оригинальным мыслителем, а не эпигоном Аристотеля и Полибия, у которых он взял классификацию основных форм правления (монархия, аристократия и демократия) и учение о вырождении каждой из этих форм в свою противоположность. Своеобразие Макиавелли как политического мыслителя состоит в том, что ни одну из этих форм он не считал совершенной и пригодной во всех обстоятельствах. В этом, по-видимому, разгадка кажущегося противоречия в его взглядах, когда в "Государе" он славит сильную личность властителя, непреклонно стремящегося к высокой государственной цели, а в "Рассуждении на первую декаду Тита Ливия" совершенно недвусмысленно выказывает симпатии к республике. Главный герой "Рассуждения..." — народ, который "много превосходит государей и в добродетели, и в славе. А если государи превосходят народ в умении давать законы, образовывать гражданскую жизнь, устанавливать новый строй и новые учреждения, то народ столь же превосходит их в умении сохранять учрежденный строй".
Макиавелли тяжело переживал беды родной страны, которую рвали на части крупнейшие "хищники" Европы — Франция и Испайия, видел гибельность междуусобных распрей мелких итальянских государств. Его учение было теорией "нового государства" — государства объединенной Италии. Под этим углом зрения в "Государе" обстоятельно анализируется политическая практика Ч. Борджа, который с помощью расчетливого вероломства и хладнокровной жестокости присоединял к своему небольшому владению одну территорию за др., пока случай и собственная ошибка не привели к его падению. Размышляя над его действиями, Макиавелли выдвинул знаменитый тезис, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы — чтобы избежать расставленных капканов; льва — чтобы сокрушить противника в открытом бою. Макиавелли не был сторонником принципиального аморализма в политике, каким его часто представляли люди, действовавшие по его рецептам (напр., Фридрих II Прусский в сочинении "Анти-Макиавелли"), но считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. "Государь" — только один из факторов политической ситуации, в к-рую входят еще "народ", "знать" и "войско". Главным препятствием к объединению страны Макиавелли считал знать, по отношению к которой репрессии в определенных пределах неизбежны. Этот ход мыслей Макиавелли не результат его личной "злокозненности", а обобщение практики образования абсолютистских монархий. Но главным условием политического успеха Макиавелли считает "доблесть" (virtu), а не низость души, и апофеозом доблести заканчивается "Государь". Влияние идей Макиавелли на развитие политических учений было весьма значит. В наше время это влияние особенно заметно у Парето. Моски и Михельса.
Соч.: 1) Избранные сочинения. М., 1982.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru