Определение слова «ГЕЙНЕ»

Большой энциклопедический словарь:

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (1797-1856) — немецкий поэт и публицист. С 1831 в эмиграции в Париже. Романтическая ирония страдающего от несовершенства и прозы жизни героя, сарказм и лиризм, дерзкий вызов самодовольной пошлости в "Книге песен" (1827) — проникнутой народно-мелодической стихией, и сборник "Ромасеро" (1851) — где скептицизм и ноты отчаяния не подавляют мужества противостояния судьбе (с 1848 Гейне прикован к постели). Язвительные политические стихи (в т. ч. поэмы "Атта Тролль", 1843, и "Германия. Зимняя сказка", 1844) — обличающие современную феодально-монархическую и филистерскую Германию. Те же темы и мотивы в прозаических "Путевых картинах" — остроумном обзоре современного состояния Германии и Европы (части 1-4, 1826-31) — в публицистических эссеистских книгах "Романтическая школа" (1833) — "К истории религии и философии в Германии" (1834; влияние идей утопического социализма) и др.

Большая советская энциклопедия:

I
Гейне (Heine)
Генрих (13.12.1797, Дюссельдорф, — 17.2.1856, Париж), немецкий поэт, публицист, критик. Родился в небогатой еврейской семье. В университете Г. числился на юридическом факультете, но охотнее посещал занятия по филологии и философии. В 1821—1823 слушал лекции Г. Гегеля. Лучшие стихи этого периода вошли в «Книгу песен» (1-е полное изд. 1827). Поэт-новатор, Г. тонко уловил склад и певучую интонацию немецкой народной лирики, избавив её от архаизмов и длиннот. Народная песня у него прочно соединилась с идеями политического и социального освобождения. В «Путевых картинах» (ч. 1—4, 1826—1831) представлена современная поэту Германия с её отсталостью, бесплодной учёностью, бесправием и филистерством. В «Книге Легран» возникают воспоминания о Великой французской революции, о Наполеоне, в котором Г. хочет видеть её продолжателя. Рассказ о барабанщике Легране, о красных маршах гильотины звучит революционным призывом, предвестием конца Реставрации и владычества Священного союза.
В мае 1831 Г. выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом до конца своих дней. Немцев он увлекает политическим опытом французов, их примером активной политической борьбы. Его сочинения «Французские дела» (1832) и «Лютеция» (1840—47, отдельное изд. 1854) — хроника и анализ французской политической жизни. В очерках «Французские художники» (1831), письмах «О французской сцене» (1837) Г. проявил себя как первоклассный художественный критик. Ознакомлению французов с жизнью и культурой Германии служили соч. Г. «Романтическая школа» (нем. изд. 1833, более полное 1836), «К истории религии и философии в Германии» (нем. изд. 1834, франц. изд. 1835). В первом из них Г. порицал немецких романтиков за тяготение к союзу с феодальными силами, с католической церковью, но и отмечал их заслуги как знатоков и пропагандистов народной художеств. культуры. Величайшим представителем немецкой литературы был для Г. убеждённый реалист, поклонник природы И. В. Гёте. Однако Г. осуждал примирительное отношение Гёте к немецкой буржуазии филистерству. Г. сумел усмотреть революционный характер диалектики Гегеля, что было мало доступно его современникам; Ф. Энгельс высоко оценил философскую проницательность Г., хотя собственное философское кредо Г. ограничивалось пантеизмом, через который он хотел примирить идеалистическую философию с материалистической. В Париже Г. изучал доктрины французских социалистов. При этом он не верил в мирное водворение социализма. Утописты исключали политическую борьбу, Г. же был её сторонником. В памфлете «Людвиг Берне» (1840) Г. подверг критике группу «Молодая Германия» и прежде всего ограниченность политических взглядов Л. Берне (См. Бёрне).
В 1843—44 написаны «Современные стихотворения». В 1843 опубликована поэма «Атта Тролль», в 1844 — «Германия, зимняя сказка». Первая направлена против нем. мещан, выдающих карикатуру на социализм за истинный, причём в его национальном, нем. виде. Втораясмотр силам, которые могли бы совершить нем. революцию, призыв к тому, чтобы эта революция прошла в наиболее радикальных формах. Национализм, милитаризм обличаются у Г. как злейшие враги демократии.
Политические стихи Г. — образец реализма в поэзии, сочетающего острую злободневность с далёкими идейными перспективами. Важное значение для творчества Г. в этот период имела завязавшаяся в декабре 1843 в Париже дружба с молодым К. Марксом. Главы «Германии, зимней сказки» печатались в 1844 в парижской газете немецких эмигрантов «Форвертс» («Vorwrts»), в редактировании которой участвовал Маркс.
С 1846 Г. становится жертвой мучительной болезни, приковавшей его к постели и лишившей возможности участвовать в Революции 1848: его стихи лишь изредка появлялись в печати. В 1851 выходит «Романсеро»книга стихов, знаменующая особый этап в творчестве Г. Скорбь и ирония этой книги подсказаны и личными мотивами, и поражением буржуазной революции в Европе. В 1853—54 публикуются «Признания». Г. объявляет в этом произведении о своём обращении к религии, но с насмешкой по собственному адресу; Г. и в последние годы жизни возвращался к политической поэзии, бичуя ошибки революционного движения, с надеждой, что движение возродится в новом, более высоком виде.
Уже при жизни Г. был окружен всеевропейской славой. В России его стихи переводили М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, М. Л. Михайлов, И. Ф. Анненский, А. А. Блок. С глубокой симпатией к Г. относились Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Очень популярным в 40-е гг. 19 в. было стихотворение «Доктрина», первую строку которого («Бей в барабан и не бойся... «) Н. А. Добролюбов поставил эпиграфом к статье «Когда же придёт настоящий день?» (1860). Интересную статью о Г. написал Д. И. Писарев. В СССР творчество Г. вызвало множество новых интерпретаций и переводов (Ю. Н. Тынянов, В. В. Левик, В. А. Зоргенфрей и др.). В гитлеровской Германии соч. Г. сжигались на кострах. После разгрома фашизма наследие Г. возродилось в ГДР и ФРГ.
С 1969 в ГДР выходит полное собрание соч. Г., рассчитанное на 50 томов.
Соч.: Samtliche Werke, hrsg. von Е. Elster, Bd 1—4, Lpz,, 1924; Werke, Bd 1—5, [9 Aufl.], B. — Weimar, 1967; Briefe, hrsg. von F. Hirth, Bd 1—6, Mainz, 1950—56; в рус. пер. — Полн. собр. соч., вступ. статьи Г. Лукача (т. 1), А. И. Дейча (т. 2), А. З. Лежнева (т. 4), Н. Я. Берковского (т. 8), т. 1—12, М. — Л., 1935—49; Собр. соч., вступит, ст. Д. И. Заславского, т. 1—10, Л., 1956—59.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967; Писарев Д. И., Генрих Гейне, Соч., т. 4, М., 1956; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, [М. — Л.], 1964; Луначарский А. В., Гейнемыслитель, в его кн.: Статьи о литературе, М., 1957; Хавтаси Г., Теория искусства Г. Гейне, Тб., 1956 (на груз. яз.); Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1, М., 1959, гл. 7; Рейман П., Основные течения в немецкой литературе 1750—1848, М., 1959; Берковский Н. Я., Генрих Гейне, писатель народной Германии, «Звезда», 1956, № 2; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Дейч А. И., Поэтический мир Гейне, М., 1963; Гиждеу С., Г. Гейне, М,, 1964; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Генрих Гейне. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, [сост. А. Г. Левинтон, ред. Я. М. Металлов], М., 1958; Hirth Fr., Heinrich Heine. Bausteine zu einer Biographie, Mainz, [1950]: Victor W., Marx und Heine, [3Aufl.], B., 1953; Wadepuhl W., Heine-Studien, Weimar, 1956: Kaufmann H., Politisches Gedicht und klassische Dichtung. Heinrich Heine, B., 1958; Hofrichter L., Heinrich Heine. Biographie seiner Dichtung, Gtt,, [1966]: Wilhelm G., Heine Bibliographie Tl 1—2, Weimar, 1960; Seifert S., Heine-Bibliographie. 1954—1964, B. — Weimar, 1968; Mende F., Heinrich Heine. Chronik seines Lebens und Werkes, B., 1970.
H. Я. Берковский.

Г. Гейне. «Два гренадера». Рис. И. Грота (1893).

Г. Гейне.
II
Гейне (Heine)
Томас Теодор (1867—1948), немецкий график; см. Хейне Т. Т.

Советская историческая энциклопедия:

(Heine), Генрих (13.XII.1797 — 17.II.1856) — нем. поэт и мыслитель, революц. демократ. Родился в г. Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. В 1819-25 изучал право в ун-тах в Бонне, Гёттингене, Берлине, слушал лекции по философии у Гегеля. В 1822 и последующие годы Г. опубл. несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших поэтич. книг в мировой лит-ре. Крупнейшее произв. Г.-прозаика "Путевые картины" (1826-31) привлекло внимание смелой критикой отсталых нем. порядков и пропагандой лозунгов франц. революции.
=====
В 1831 Г. переехал в Париж. Крупным вкладом в развитие нем. обществ. мысли явились работы Г. "К истории религии и философии в Германии" (1834) и "Романтическая школа" (1833-35, полн. изд. 1836). В истории философии Г. видел борьбу сенсуализма и спиритуализма (приближаясь в их трактовке к понятиям материализма и идеализма). Отстаивая сенсуализм, Г. в нек-рых отношениях предвосхищал Л. Фейербаха. Выдающейся заслугой Г. явилось понимание ист. значения классич. нем. философии. Г. был первым в Германии, кто оценил революц. смысл диалектики Гегеля. Гегелевская идея развития, применяемая к обществ. жизни, в сочетании с учением утопич. социалистов, определила направление демократич. мысли Г.
=====
Г. рассматривал как пройденный этап "художественный период" ("Kunstperiode") в истории нем. лит-ры, когда эстетич. проблемы главенствовали над политическими (веймарский классицизм и романтизм), и приветствовал проникновение в лит-ру духа времени, "духа массы".
=====
Критич. отношение к режиму июльской монархии во Франции усиливало в творчестве Г. антибурж. тему ("Французские дела", 1832) и углубило его скептицизм к нем. бурж. радикалам (в т. ч. к Л. Бёрне, к писателям, входившим в группу "Молодая Германия").
=====
Сложным путем развивалось мировоззрение Г. в 40-е гг. Демократич. подъем в Германии на первых порах был встречен поэтом скептически. Поэма "Атта Троль" (1843) отразила противоречивый характер восприятия Г. нем. обществ. жизни. Выступление Г. против политически тенденциозной поэзии означало критич. отношение с позиций франц. политич. опыта к лозунгам бурж. демократии и одновременно свидетельствовало о недооценке перспектив бурж.-демократич. революции в Германии.
=====
Поездка Г. в Германию (1843) поставила поэта лицом к лицу с главными обществ. проблемами страны, вызвала к жизни боевую революц. сатиру. В романтической поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844) и цикле "Современные стихотворения" (1843-44) Г. подверг острой критике режим феод. реакции, прусскую военщину, реакц. политич. теории, в частности идею объединения Германии сверху, и провозгласил социалистич. идеал в духе Сен-Симона.
=====
Большое впечатление на Г. произвело знакомство с молодым К. Марксом (в Париже в дек. 1843). Влияние Маркса ощущается в стихотв. "Ткачи" (1844), являвшемся откликом на силезское восстание ткачей. В 1844 Г. сотрудничал в издававшейся в Париже революц. газете нем. эмиграции — "Vorwrts", в редактировании к-рой нек-рое время участвовал К. Маркс.
=====
Революция 1848 застала Г. прикованным к постели тяжелой болезнью. В его стихотворениях 1848-49 преобладала суровая горькая сатирапоэт обличал политич. незрелость нем. бурж. демократии ("Михель после марта" и др.). Острота и актуальность сатиры Г. выразительно подтверждалась тем, что ее броские строки постоянно звучали в статьях К. Маркса и Ф. Энгельса на страницах "Новой Рейнской газеты".
=====
Г. сохранял глубокий интерес к коммунистич. идеям, хотя они были известны ему лишь в домарксовских формах. Его пугали уравнительные идеи утопич. коммунистов, он питал ложные опасения за судьбу иск-ва в будущем "царстве материализма" и вместе с тем был убежден, что только коммунисты, как самая революц. партия, будут способны нйкогда покончить с деспотией и мракобесием и прежде всего с ненавистным ему нем. национализмом.
=====
Г. вошел в мировую лит-ру как проникновенный лирик, блестящий мастер боевой публицистики и грозный сатирик, беспощадно обличавший феод. и бурж. реакцию во всех ее проявлениях. Творчество Г. высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихи Г. принадлежали к числу произведений, к-рые В. И. Ленин брал в сибирскую ссылку.
=====
После смерти Г. развернулась острая борьба вокруг его наследия. Либерально-бурж. литературоведы противопоставляли лирику Г. его политич. поэзии и публицистике. В фаш. Германии соч. Г. были запрещены, его книги сжигались. В ГДР наследие Г. рассматривается как часть ценнейшего нац. достояния.
=====
Соч.: Smtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. u. W., 1893; Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60; в рус. пер. — Полное собр. соч., общ. ред. Н. Я. Берковского, т. 1-10, Л., 1956-59.
=====
Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. именной указ.), М., 1957; Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941; Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957; Меринг Ф., Гейне, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Г. Гейне (библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958; Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884; Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953; Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958).
=====
С. В. Тураев. Москва.

Новая философская энциклопедия:

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (13 декабря 1797, Дюссельдорф – 17 февраля 1856, Париж)немецкий поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Геттингене и Берлине лекции Ф.Вольфа, А.В.Шлегеля и Гегеля. В мае 1831 выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом. Последние десять лет жизни (1846–56) был тяжело болен. Философский интерес представляют его работы «Романтическая школа» (Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836, рус. пер. 1900), где он констатировал конец «эпохи искусства» (Kunstperiode), высшим воплощением которого явилось творчество Гёте, и «К истории религии и философии в Германии» (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834, рус. пер. 1958), где духовная жизнь Германии рассматривается как историческая борьба двух начал: жизнелюбивого языческого сенсуализма и христи-анско-аскетического спиритуализма. Политические взгляды Гейне развивались от сен-симониз-ма к либерализму: политическую эмансипацию, совершаемую революцией, он требовал дополнить «эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться создание «светлой, гармонической свободной личности».
Сочинения:
1. Werke. Lpz., 1887–90;
2. на рус. яз.: Собр. соч. в 6 т. М., 1983.
Литература:
1.  Юрьев Г. Гейне и Берне. М.–Л., 1936;
2. Косаковская Э.А. К вопросу о философских взглядах Г.Гейне. – «Философские науки», 1958, № 4, с. 185–194.
Т.П.Павлова

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru