Определение слова «сенсуализм»

Толковый словарь Ефремовой:

сенсуализм м.
Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Большой энциклопедический словарь:

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensusвосприятие, чувство) — направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" — разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Большой словарь иностранных слов:

[сэ], сенсуализма, мн. нет, м. [от латин. sensualis – чувственный] (филос.). Философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Толковый словарь Кузнецова:

сенсуализм
СЕНСУАЛИЗМ -а; м. [от лат. sensus, франц. sensualisme — ощущение] Философское направление, признающее ощущение единственным источником познания.
Сенсуалистический (см.).

Малый академический словарь:

сенсуализм
-а, м.
Направление в теории познания, признающее чувственность (ощущение, восприятие) основой и главной формой достоверного познания.
[франц. sensualisme от лат. sensusощущение]

Новейший философский словарь:

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus — чувство, ощущение) — гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания — как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. — проблема онтологического статуса данных чувственного опыта — была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика: сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении. В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рацинального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях: номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отре-кура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три «источника достоверного знания» — чувства, разум, вера — у Иоанна Солсберийского и др.). В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный ин-дуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса; «резолютивный аналитизм» Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений» фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С: nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения: «все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума» (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки «метафизических суждений». С другой стороны, именно в новоевропейском С. задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма: деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий «из наблюдаемого» (Локк). С. 17 в. экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики: «существовать значит быть воспринимаемым» (знаменитое esse — percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в. в контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия: «сенсибилии» Рассела, «чувственные данные» в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому: существовать значит быть воспринимающим (»чувствительность» у Дидро как «общее и существенное свойство материи»). С. формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. «вибрационной теорией» Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза: от проблемы «ассоциации идей» у Юма до проблемы «трансцендентального единства апперцепции» у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. и рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия «логического эмпиризма» в логическом позитивизме) и неореализме (концепция «чувственных данных» и когнитивная программа «непосредственного реализма»). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции — как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л. Балла, Бруни-Аретино и др.)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации: если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо).

Новая философская энциклопедия:

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство, ощущение) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения [ОЩУЩЕНИЕ]являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж.Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний – рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж.Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д.Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э.Кондильяк. В «Трактате об ощущениях» он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, – это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления – след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э.Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние – сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.
Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие [ВОСПРИЯТИЕ]как комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести кощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.
Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма – как результат некритического отношения к положениям В.И.Ленина в книге «Материализм и эмпириокритицизм», хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.
В.А.Лекторский

Большой психологический словарь:

(от лат. sensusощущение, чувство) — учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.
В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме — стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: «Нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах» (см. МЫШЛЕНИЕ). В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С., в эпоху Возрождения и Нового времени боровшимися с приверженцами рационализма (напр., Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), считавшими, что в познании имеется содержание, принципиально не выводимое из ощущений.
В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология, в которой, соответственно указанным выше философским расхождениям, связь элементарных ощущений, порождающих сложные психические продукты, понималась либо как имманентное свойство сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Дж. С. Милль) либо как производное системы материального взаимодействия между телесной «машиной» и внешним миром (Д. Гартли, Ж. Ламетри).
Идеи С. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни (см. В. Вундт).
Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеются содержания, не сводимые к чувственным образам (см. МЫШЛЕНИЕ БЕЗ-ОБРАЗНОЕ), что мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов С. не может объяснить.

Краткий религиозный словарь:

Франц. sensualisme, от лат. sensusвосприятие, чувство, ощущениенаправление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержан

Грамматический словарь Зализняка:

Сенсуализм, сенсуализмы, сенсуализма, сенсуализмов, сенсуализму, сенсуализмам, сенсуализм, сенсуализмы, сенсуализмом, сенсуализмами, сенсуализме, сенсуализмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru