Определение слова «Блох»

Большой энциклопедический словарь:

БЛОХ (Bloch) Конрад Эмиль (р. 1912) — американский биохимик. Родился в Германии, с 1936 в США. Установил роль холестерина в обмене веществ у животных и основные этапы его биосинтеза. Нобелевская премия (1964, совместно с Ф. Линеном).

Большая советская энциклопедия:

I
(Bloch)
Конрад Эмиль (р.21.1.1912, Нейсе), американский биохимик, по национальности немец. Окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. После прихода к власти Гитлера переехал в Швейцарию, затем в США (1936). Работал в Колумбийском (с 1938), затем в Чикагском (1946—54) университетах; с 1954 профессор Гарвардского университета. Основные труды по изотопному анализу клеточного метаболизма, проблемам биосинтеза, изучению химического строения стероидов (См. Стероиды), порфиринов (См. Порфирины), ферментов (См. Ферменты). Б. с сотрудниками показал, что биосинтез холестерина состоит из 36 ступеней, и исследовал его промежуточные продукты (сквален и др.). Нобелевская премия по медицине и физиологии (1964) совместно с Ф. Линеном за исследование биосинтеза холестерина и жирных кислот.
II
(Bloch)
Феликс (р. 23.10.1905, Цюрих), американский физик, член Национальной академии наук США (1948). Учился в Высшей технической школе в Цюрихе и Лейпцигском университете. С 1934 занимает кафедру теоретической физики в Станфордском университете (Калифорния). В 1942—45 работал в лаборатории Лос-Аламос. Б. — основоположник современных методов физики твёрдого тела. Заложил основы квантовой теории кристаллов (зонной теории (См. Зонная теория)), низкотемпературного Ферромагнетизма. Разработал основы теории и осуществил первые эксперименты по исследованию ядерного магнитного резонанса (Нобелевская премия, 1952). Впервые ввёл понятие спиновых волн.
Соч.: Quantenmechanik der Elektronen in Kristallgittern, «Zeitschrift fr Physik», 1928, Bd 52, № 7; в рус. пер. — Молекулярная теория магнетизма, Л.— М., 1936.
III
(Bloch)
Эрнест (24.7.1880, Женева, — 16.7.1959, Портленд, штат Орегон), швейцарский и американский композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Среди его учителей — Э. Жак-Далькроз и Э. Изаи. Профессор Женевской консерватории (1911—15). Выступал как симфонический дирижёр в Швейцарии (1909—10) и США (с собственными сочинениями). В 1917 поселился в США. Директор Кливлендского музыкального института (1920—25), профессор и директор консерватории в Сан-Франциско (1925—30). В 1930—38 жил в Европе. Как композитор работал во многих жанрах: опера («Макбет», пост. 1910, «Опера комик», Париж), 2 симфонии, симфонические поэмы и сюиты; рапсодии; концерты (в т. ч. для скрипки с оркестром); произведения для струнного оркестра, камерных ансамблей и для различных инструментов, вокальные сочинения, главным образом, культовые. В наиболее значительных произведениях Б., отмеченных яркой мелодикой и богатством ритмов, мастерски претворены в современном звучании типические черты древнего и современного еврейского мелоса (симфония с пением «Израиль», рапсодия «Шеломо» для виолончели с оркестром, Священная служба для баритона, хора и оркестра и др.). Б. автор статей, в том числе «Человек и музыка» (1933).
Лит.: Tibaldi-Chiesa М., Ernest Bloch, Torino, 1933 (имеется библ.).

Новейший философский словарь:

БЛОХ (Bloch) Эрнст (1885-1977) — немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Еще-Не-Бытия». Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на анамнесис, воспитание, Прошлое установкой на «конкретную утопию надежды», на Будущее. Учился у Зиммеля, М. Вебера. Эмигрировал в США (1933). (Хорк-хаймер отказался принять Б. на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, по причине «слишком коммунистических» убеждений Б., а также его веры в утопию как ту философскую форму, которая позволит постичь современные общественные проблемы). Профессор философии Лейпцигского университета (ГДР) (1949-1956). Директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Действительный член Германской Академии наук (1954, еще не разделенной). Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954). Отечественный орден за заслуги (1955). За неортодоксальность воззрений был принужден покинуть кафедру. С 1957 — на пенсии без права публичных выступлений. Его сторонники были подвергнуты репрессиям. С 1961 — в ФРГ. Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964). Международная премия мира немецких издателей (1967, в другие годы этой премии удостаивались Марсель, Тиллих, Ясперс, Гвардини, Бубер). Почетный доктор Загребского университета (1969). Почетный доктор Сорбонны и Тюбинген-ского университета (1975). Основные работы: «Дух утопии» (1917), «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921), «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924-1933), «Следы» (1930), «Наследство нашего времени» (1935), «Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (1940), «Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946), «Авиценна и аристотелевские левые» (1952), «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953), «Принцип надежды» (в трех томах, 1954, 1955, 1960), «Основные философские вопросы онтологии еще-не-бытия» (1961), «Тюбингенское введение в философию» (1963), «Атеизм в христианстве» (1968), «Experimentum Mundi» (1975) и др. Философия Б. трактовала несуществующее еще будущее человечества как подлинно человеческое пространство. (»Мир — это никогда не закон», это всегда «тенденция» и «эксперимент». «Материя» же — это всего лишь «По-Возможности-Сущее»). Согласно Б., и жизнетворящий Эрос Платона, и «отчаянная надежда» у Гераклита, и «потенция бытия» — материя у Аристотеля, и ориентированная в будущее диалектика Гегеля — являют собой разноплановые фрагменты такого подхода. (По мнению Б., практически вся домарксистская философская традиция обращена в прошлое, ибо она трактует настоящее в контексте тезиса об идеале совершенства, уже достигнутого в Абсолюте). Несущей категориальной конструкцией системы Б. выступает понятие «надежда». Человек обречен на состояние неизбывной надежды: прошлое постижимо лишь по истечении определенного времени, а подлинное настоящее в данный момент всегда отсутствует. (Согласно Б., Настоящее постижимо посредством «гештальта неконструируемого вопроса» — «Для Чего?» Или: «Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Что ожидаем мы? Что ожидает нас?»). В исконном космическом (присущем и до — и сверхчеловеческим мирам) импульсе «голода», осуществляющемся в мире человека как «надежда», реализуется, согласно Б., возможное будущее, «Еще-Не-Бытие». С точки зрения Б., «сознательный человекживотное, насытить которое труднее всего. Если у него отсутствует необходимое к жизни, то эту нехватку он осуществляет как никакое другое существо. Если он имеет необходимое, то вместе с удовлетворением появляются новые вожделения, которые мучают ничуть не меньше...». Онтологический статус «Еще-Не-Бытия» задан, по Б., тем, что стремление конструировать потенциально возможное, «еще незавершенное» — необходимое основание для освободительного преодоления людьми недостаточной адекватности земного бытия. Преодолевая разделение субъекта и объекта (»отчуждение»), которое, согласно Б., неизначально, люди своей активностью призваны воссоединить этот разрыв, тем самым создавая реальность (»Все», «совершенство», «предельное блаженство», Царство Свободы, коммунизм), адекватную подлинной себе самой. Пафос этого истинно философского пути, его начало и конец у Б. — формула «Я есмь»: «У самого себя. В Мире как Родине. Здесь и Теперь». Альтернативной возможностью является «Ничто»конец мирового процесса. Надежда, как и страхаффекты ожидания, первая так же включает в себя и «знание о будущем». Анализируя «формы воплощения» надежды, Б. различал «дневные мечты» (грезы, иллюзии, плоды воображения) и «ночные грезы» (схожие со «сновидениями», толкуемые Фрейдом). Особо продуктивным было вычленение Б. «малых дневных мечтаний» в контексте того, что Бессознательное — это не только «Уже-Не-Осознанное» (по Фрейду), но также и «Еще-Не-Осознанное», сопротивление которому отнюдь не нев-ротично, а продуцируется самим предметом постижения. С точки зрения Б., для воплощения лучшего в человеке для истории необходимы индивиды, способные активно действовать в пространстве становящегося. По Б., лишь часть людей живет и действует в «Теперь», остальные же (в Германии в середине 1930-х — крестьянство, разоряющиеся государственные служащие и т.п.) лишь внешне в нем присутствуют, исконно принадлежа своим образом действий временному пласту «Раньше» и идеалам «готического» образа жизни, «нордической чести» и т.д. Данная «теория неодновременности», эксплицировавшая процессы самоидентификации этносоциальных групп, объясняла механизмы глухого неприятия немцами Веймарской республики дня сегодняшнего, ту «застывшую ярость», которая и привела фашистов к власти. По мнению Б., «субъективный фактор есть потенция, не замкнутая эволюционным процессом, объективный фактор есть также незамкнутая потенциальность мировых мутаций в рамках его законов, которые в новых условиях меняются, но не перестают быть законами». Человек становится соразмерен масштабам того, что должно стать, лишь конституируясь как адекватная этим процессам тотальность собственных внешних и внутренних условий и их определений. «Только действующий и познающий человек может построить из подвижных конструкций дом и родину, т.е. то, что древние утописты называли «царством человека». Марксизм, согласно Б., — воплощенный «акт надежды», соединяющий конкретную «теорию-практику» с «объективно-реальной возможностью» эволюции мира. Подлинная философия, по мнению Б., т. обр., являет собой «систему теоретического мессианизма» и «руководство» для «пророков» и «провозвестников будущего»: «... философия будет обладать совестью завтрашнего дня, партийностью будущего, знанием надежды — или она не будет обладать никаким знанием». Религия у Б. — не только продукт отчуждения и самоотчуждения человека, но и ожидание «нового неба» и «новой земли». «Теократическое» пространство, по Б., элиминирует человека из процесса порыва к новому, «еретическое» же — оспаривает существующий порядок вещей, взывая к Новому. «Коммунистическая космология» Б. постулирует достижимость, реальность воплощения Бога в грядущем мире — мире, где мышление тождественно бытию, где тем самым преодолевается ограниченность природы человека и он становится бессмертным. Известная «дуга Б.» (»мир — утопия») постулировала главную идею его философского учения: непрерывную устремленность человека к обретению возможной Родины в контексте процессуальной трансформации окружающего мира. Несмотря на то, что Б. нередко именовали «философом Октябрьской революции» (Б. воспринял как «скандал» успешный социалистический переворот в России, а не в Германии), он уже в 1918 обозначил Ленина как «красного царя» и «Чин-гис-хана». По Б., «революция по Ленину» неизбежно вернет Россию к ее самодержавному прошлому. Б. на протяжении всей своей жизни отстаивал идею о множественности потенциально возможных моделей социализма, будучи убежденным в том, что советский опыт ни в коем случае не может выступать как эталон. (см. также НАДЕЖДА).

Новая философская энциклопедия:

БЛОХ (Bloch) Эрнст (8 июля 1885, Людвигсхафен – 4 августа 1977, Тюбинген)немецкий философ, создатель т.н. философии надежды. Получил образование в ряде немецких университетов (Мюнхене, Вюрцберге, Берлине, Гейдельберге). Первая работа «Дух утопии» (Geist der Utopie. В., 1918). В 1933 эмигрировал из страны, с 1938 жил в США, с 1949 – директор института философии при Лейпцигском университете в ГДР, с 1961 жил и работал в Тюбингене (ФРГ). Наиболее известные работы«Субъект – Объект. Разъяснение к Гегелю» (Subject – Object Erluterung zu Hegel. В., 1951), «Принцип надежды» (Das Prinzip Hoffnung, Bde 1–3. В., 1954–59), «Проблема материализма – его история и субстанция» (Das Materialismus problem – seine Geschichte und Substanz, 1972). Блох считал, что в философии К.Маркса [МАРКС] есть два направления: анализ исторического развития и конкретной ситуации и анализ материалистически-гуманистических аспектов жизни. По его мнению, Маркс и Энгельс [ЭНГЕЛЬС], превратив утопию в науку, выполнили только половину задачи, вторая состоит в том, чтобы соединить науку с утопией. Сам марксизм он определял как «конкретную утопию», не принимающую желаемое за действительное, но стремящуюся утвердить желаемое в действительности.
Уже в «Духе утопии» Блох проводил мысль, что утопия является составной частью жизни человека, с его неизбежной устремленностью вперед. Предлагая человеку образ будущего как желаемого идеала, утопия, по Блоху, выступает как космологическо-антропологическая категория, поскольку сама материя наделяется возможностью нового и стремлением к совершенству. Утопия имеет универсальный характер. Через становление космического субъекта – объекта возможно снятие противоположности мышления и бытия, субъекта и объекта. Конечный момент объекта заключен в освобождении субъекта, конечный момент субъекта – в неотчужденном объекте. Отчуждение [ОТЧУЖДЕНИЕ] человека выступает как центральная проблема у Блоха. Этот мир есть юдоль плача, страданий, человек в нем «бездомен», он находится «не у себя», у него нет «Родины». Мир «еще не тот», он «вещь в себе», он определяется через категории «неясность», «темнота переживаемого момента». Снятие отчуждения и создание надежного «человеческого дома»смысл жизни. В этом бездомном мире человека поддерживают только ожидания. Надежда выступает не только как принцип человеческого сознания, она изначально присуща самой материи. Своей направленностью вперед надежда связана с утопией, с мечтами о будущем. В то же время надежда противостоит страху, будучи самым человеческим из всех движений человеческой души. История предстает как осуществление человеческих надежд и мечтаний. Человек надеется только на возможное, невозможное лишает его всяких надежд. Обитель культуры, обжитое человеком место в мире – это надежда, но она совершенно не исследована. В отличие от рационального, которое познает лишь отчужденный мир, подлинное познание помогает человеку создать образ лучшего будущего. Как интуитивное предвосхищение оно позволяет схватить «еще-не ставшее», заложенное в самой природе человека. Одна из работ Блоха называется «Онтология Еще-не-бытия» (Zur Ontotogie des Noch-Nicht-Seins. Fr./M., 1961). В своем обращении к области иррационального Блох пользовался поэтическим образным языком, полным иносказаний и лишенным научной четкости и определенности. Философия выступает у него как система теоретического мессианства, как «руководство для пророков», описывающее движение мира к будущему совершенству. Такое будущее дается в мечтаниях. Но мечты бывают «ночные», непроизвольные, связанные с прошлым, и «дневные», связанные с сознательной деятельностью человека, свободные, направленные на будущее. Подобные фантазии ближе к практике, чем простая констатация экономических отношений. «Принцип надежды» выразил эсхатологические ожидания будущего как совершенства. Будущее у Блоха предстает как «царство свободы», получившее обозначение «коммунизм», «гуманизм», «утопия». Все это предполагает достижение конечной цели – гармонии человека с миром. У человека появляется «настоящий дом», в котором обитает не человекоподобный Бог, а богоподобный человек.
Сочинения:
1. Gesamtausgabe, Bde 1–16. Fr./M., 1959–78;
2. Freiheit und Ordnung, Fr./M., 1969;
3. ber Karl Marx. Fr./M., 1971;
4. Experimentum Mundi. Fr./M., 1975;
5. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.
Литература:
1. Damus R. Hoffnung als Prinzip – Prinzip ohne Hoffnung. Meisenheim am Glan, 1971.
M.А.Хевеши

Научно-технический словарь:

БЛОХ (Bloch) Конрад Эмиль (р. 1912), американский биохимик, уроженец Германии. Изучал МЕТАБОЛИЗМ ЖИРОВЫХ КИСЛОТ, в частности, способ образования ХОЛЕСТЕРОЛА в организме. За свои труды получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине, которую разделил с Феодором ЛИНЕНОМ (1964).
БЛОХ (Bloch) Феликс (1905-83), американский физик-ядерщик, уроженец Швейцарии. С 1934 г. преподавал теоретическую физику в Стэнфордском университете в Калифорнии. В 1952 г. разделил Нобелевскую премию по физике с Эдвардом ПЕРСЕЛЛОМ — оба они независимо друг от друга разработали метод ЯДЕРНОГО МАГНИТНОГО РЕЗОНАНСА для исследования взаимодействий между ядрами атомов. Блох стал первым руководителем (1954-55 гг.) Европейского Совета по ядерным исследованиям (CERN) — общеевропейской организации с центром в Женеве, предназначенной для исследований по ФИЗИКЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ высоких энергий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru