Определение слова «свободомыслие»

Толковый словарь Ефремовой:

свободомыслие
I ср.
Независимый и свободный образ мыслей.
II ср. устар.
Отрицание религии с позиции разума и науки.

Толковый словарь Ушакова:

СВОБОДОМЫ́СЛИЕ, свободомыслия, мн. нет, ср. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к свободомыслящий; поведение, взгляды свободомыслящего человека. «Где же, казалось, и проявляться свободомыслию, как не в философии?» Гончаров.

Советская историческая энциклопедия:

Религиозное, или вольнодумство,широкое течение обществ. мысли, отвергающее религ. запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу для разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. В русле С. выступали представители деизма (сам термин "С." вошел в употребление с появлением трактата англ. деиста А. Коллинза "Рассуждение о свободомыслии" ("Dicourse of freethinking", L., 1713)) и пантеизма. Они обличали офиц. христ. церковь за нетерпимость, критиковали обрядность и догматику христианства, но вместо ортодоксальной "положительной" религии утверждали внецерковную — "естественную", основанную на доводах разума.
=====
Корнями С. уходит в глубокую древность. Первоначальные формы критич. суждений о религии встречаются в лит. памятниках Вавилона ("Разговор господина с рабом"), Др. Египта ("Разговор разочарованного со своим духом"), Др. Китая ("И цзин" — "Книга перемен", учение Лао-цзы), в филос. учениях Др. Индии (школа чарвака, или локаята, 4 в. до н. э.). Наибольшего развития в древности С. достигло в Греции (Гераклит, Демокрит, Эпикур) и Риме (Лукреций Кар). В ср. века, в эпоху безраздельного господства религ. идеологии, одной из форм С. была теория "двойственной истины", утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении науч. истин и религ. взглядов (Ибн Сина, Ибн Рошд и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Ганджеви (критиковавший осн. догмы ислама и обосновывавший права разума на познание мира), груз. поэт 12 в. Шота Руставели, русский публицист 16 в. Феодосий Косой. С. нашло свое проявление в арм. нар. эпосе "Давид Сасунский". В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные ученые, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В период идеологич. подготовки Вел. франц. революции одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внесший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в ту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., отрицавшими с позиций здравого смысла идею бога и все религ. представления. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религ. вопросов нашло свое выражение в требовании свободы совести, к-рое выдвигалось бурж. революциями 18-19 вв. в США, Франции, Германии и др. странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали Я. П. Козельский, М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков и др. С. пронизано все творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и мн. декабристы (П. Борисов, А. Барятинский, И. Якушкин и др.). Со 2-й пол. 19 в. принципы С. в странах Зап. Европы и в России защищали и обосновывали крупные ученые-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит нем. биологу Э. Геккелю, боровшемуся против мистики и офиц. религии; с этой целью он основал в 1906 в Иене "Союз монистов", к-рый наряду с др. прогрессивными орг-циями бурж. интеллигенции распространял идеи С.
=====
С возникновением марксистского науч. атеизма С. утратило свое былое обществ. значение. В совр. бурж. об-ве мн. деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко отвергают ее догматику и обряды, но не отвергают религию полностью как мировоззрение. В наст. время С. и рационализм представлены частью прогрессивной антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистич. стран, объединенной в спец. общества и ассоциации, к-рые ведут просветит. деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Печатным органом этих кругов в Англии является еженедельник "Freethinker" ("Свободомыслящий", L., с 1881), в США — журн. "Progressive World" ("Прогрессивный мир", Los Ang., с 1947), "Liberal" ("Либерал", Phil., с 1946), "American rationalist" ("Американский рационалист", Saint Louis, с 1956), "Age of reason" ("Век разума", N. Y., с 1936). Нац. об-ва свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и нек-рых др. стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (ВСС; World Union of Freethinkers; основан в Брюсселе в 1880; конгрессы собираются раз в год, последний, 36-й, был в Лондоне в 1966). Кроме того, существует также Междунар. гуманистич. и этич. союз (МГЭС), насчитывающий в своем составе 20 нац. об-в свободомыслящих и 80 тыс. членов в Зап. Европе и США (осн. в 1952 в Амстердаме; конгрессы созываются раз в 4-5 лет, последний был в 1966 в Париже).
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-38; Лукачевский A., Очерки по истории атеизма, "Антирелигиозник", 1929, No 10 (см. Введение); Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., (М., 1930); Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. — Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли в XVIII в., М., 1962; Вопросы истории религии и атеизма, сб. 1-12, М., 1950-64; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, т. 1-7, М. — Л., 1957-64; История и теория атеизма, М., 1962; Ильин Д., Гуманистич. и этич. союз, "Наука и религия", 1964, No 5; Поступь свободной мысли, там же, No 9; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966.
=====
Б. С. Раббот. Москва.

Толковый словарь Кузнецова:

свободомыслие
СВОБОДОМЫСЛИЕ -я; ср. Свободный, независимый от господствующих, официальных, консервативных взглядов образ мыслей. Известен своим свободомыслием.

Малый академический словарь:

свободомыслие
-я, ср.
Свободный, независимый образ мыслей.
||
В дореволюционной России: критическое или отрицательное отношение к господствующим религиозным или политическим (дворянско-буржуазным) взглядам, строю.
Герцен первый снова разбудил наше уснувшее свободомыслие, дал первый толчок нашим потребностям народной свободы и нового гражданского устройства. Огарев, Памяти Герцена.

Толковый словарь Ожегова:

СВОБОДОМЫСЛИЕ, я, ср.
1. Независимый и свободный образ мыслей (книжн.).
2. Отрицание религии с позиций разума и науки (устар.).

Новая философская энциклопедия:

СВОБОДОМЫСЛИЕ (в отношении к религии) – течение общественной мысли, утверждающее права разума на свободное критическое рассмотрение религии, исследование природы, человека и общества. Свободомыслие проявляется в самых различных областях культуры: в фольклоре, литературе, искусстве, в естественных и гуманитарных науках, в философии. Термин «свободомыслие» был введен английским философом А.Коллинзом (17 в.) в борьбе с религиозной нетерпимостью, церковным авторитаризмом и догматизмом. В понятие свободной мысли традиционно вкладывается как позитивный смысл (требование свободного исследования действительности), так и критический (в отношении к религии и церкви).
Свободомыслие существовало уже в древности: этнографы фиксируют на стадии разложения первобытного строя поступки людей, бросавших вызов духам, сомневавшихся в сверхъестественных способностях колдунов и т.д. Свободомыслие формируется на основе наивного реализма, здравого смысла, обретения достоверных, подтверждаемых практикой знаний о мире и человеке. Его распространение и укрепление связано с возрастанием уровня свободы общества от стихийных сил природы и совершенствованием орудий труда. В дальнейшем развитие свободомыслия обусловливалось прогрессом в области науки, промышленности, образования и других областях культуры. Накопление знаний приводило к качественным сдвигам в стиле мышления и методах познания действительности.
Появление философских учений древности, противопоставлявших себя магическим и мифологическим представлениям, – одна из ступеней становления свободомыслия. Свое первое систематическое выражение идеи свободомыслия получили в натуралистических философских учениях. Именно философская мысль Древней Греции и Рима впервые поставила вопрос о природе религии и ее антропогенных основах. Связь свободомыслия с познанием природы и человека была настольно органичной, что это отразилось в названиях сочинений того времени. Трактаты, озаглавленные «О природе», приписывались Анаксимандру, Ксенофану, Гераклиту, Пармениду, Эмпедоклу и др.
Для средневекового свободомыслия Запада и Востока характерна критика церковного авторитаризма и догматизма, предпочтение разума вере, защита независимости философии от религии, попытки установления диалога между верующими различных конфессий (П.Абеляр, Сигер Брабантский [СИГЕР БРАБАНТСКИЙ], Ибн-Рушд,ал-Бируни и др.). Основные формы свободомыслия этого временипантеизм [ПАНТЕИЗМ]и деизм [ДЕИЗМ],а также многочисленные «ереси». Поворотным пунктом в истории европейского свободомыслия стала культура Возрождения, ориентированная на рациональное осмысление не только человека и мира, но и самой религии. Благодаря соединению античного рационализма с накопленными к этому времени конкретно-научными знаниями в области естествознания, истории, филологии, астрономии, медицины (Лука Пачиоли, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский [ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ], Дж.Бруно [БРУНО], М.Сереет, Н.Коперник, Дж.Вико)постепенно стал возможен выход свободомыслия за рамки религии. Мыслители эпохи Возрождения подчеркивали достоинство, неограниченные возможности человека, гармонию интересов личности и общества, просвещенность и веротерпимость. Значительную роль играли изобразительное искусство и литература (Микеланджело, Тинторетто, Рабле, Саккетти, Шекспир и др.); резкой критике подверглась «служанка богословия» схоластика (Николай Кузанский [НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ]),в отношении которой все большую автономию обретали этика, искусство, философия, политические учения.
Ярким проявлением религиозного свободомыслия и антиклерикализма [АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ]стала Реформация, породившая различные формы протестантских (а впоследствии – сектантских) вероисповеданий (подробнее см. в ст. Протестантизм [ПРОТЕСТАНТИЗМ]и Реформация [РЕФОРМАЦИЯ]).
Радикальный поворот в истории свободомыслия совершается в Новое время. Б.Спиноза заложил принципы научного исследования Ветхого Завета, П.Бейль решительно отстаивал свободу совести и идею независимости морали от религии. Он первым дал позитивную оценку атеистам, охарактеризовав их – от Эпикура до Спинозы – как людей высокой нравственности, и высказал идею о возможности существования атеистического общества, которое в моральном отношении не уступит религиозному. В яркой и воинствующей форме дух свободомыслия проявился в творчестве французских философов-материалистов 18 в. (Ж.О. де Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, С.Марешаль, Д.Дидро), которые резко обличали корыстолюбие «попов и тиранов», противопоставив церковному догматизму атеистическое мировоззрение, основанное на достижениях науки своего времени. Проявлением этого мировоззрения стало издание многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–80). Идеи свободомыслия развивали английские философы. Вместе с тем рационалистическая критика религии страдала односторонностью, поскольку исходила по преимуществу из «теории обмана», связывавшей происхождение религии с невежеством масс и корыстолюбием духовенства, Однако ее традиции живы и сегодня (Б.Рассел и современное англо-американское свободомыслие) и играют заметную роль в опровержении фидеизма и церковного догматизма.
Судьба свободомыслия неразрывно связана с формированием философии религии как самостоятельной области знания, у истоков которой стоял прежде всего И.Кант («Религия в пределах только разума», 1793). При всей неоднозначности восприятия взглядов Канта на религию представителями немецкой классической философии (Ф.Шлейермахером, И.Фихте, Г.Гегелем, Л.Фейербахом) они прочно вписали религиеведческую проблематику в систему философского знания. Они смогли осуществить значительный прорыв в тайны религиозного сознания, показав историческую закономерность его возникновения. Л.Фейербах связывал атеизм с развитием духовной культуры, образования, гуманизма. Более полно свободомыслие, как и религия, были введены в социальный контекст К.Марксом и Ф.Энгельсом, утверждавшими, что происхождение и сущность религии могут быть объяснены лишь из понимания человека как социального существа. Религию порождают социальные антагонизмы, а потому, пока они не будут преодолены, религия будет существовать.
20 век отмечен систематическим изучением свободомыслия в различных областях культуры, выявлением закономерностей и критериев его развития, изданием специальных монографических и справочных трудов (Ф.Маутнер [МАУТНЕР], Г.В.Плеханов [ПЛЕХАНОВ],И.П.Воронин, Б.Данэм, А.Робертсон, Г.Лей, А.Новицки, К.Ламонт, П.Ингерсолл, Д.Лукач [ЛУКАЧ], П.Куртц [КУРТЦ]).
В истории России идеи свободомыслия выразились прежде всего в массовых антиклерикальных движениях, ересях (14 в.) и религиозном сектантстве (17 в.). Одно из ранних проявлений свободомыслия в России – двоеверие. Стремление преодолеть религиозную нетерпимость особенно характерно для светской культуры 18–19 вв. Представители русского просвещения: М.Ломоносов, В.Татищев, А.Кантемир, Д.Аничков, Я.Козельский и др., в целом склонявшиеся к деизму, заложили в России традицию новоевропейского свободомыслия, ориентированного на естествознание, концепцию естественного права и приоритет разума. Антиклерикальные и свободолюбивые мотивы пронизывают сочинения А.Радищева, поставившего под сомнение идею бессмертия человеческой души в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1790–92). Духом свободы и гуманизма проникнуто творчество А.Пушкина, окончательно утвердившего автономию светской, внерелигиозной культуры в России.
Борьба за освобождение общества от церкви и религиозного мировоззрения была развернута в трудах русских радикальных демократов М.Бакунина, Н.Огарева, А.Герцена, Н.Чернышевского, Д.Писарева и др., рассматривавших религию не только как антинаучную и архаичную традицию, но и как идеологию порабощения народа самодержавием. Тему свободомыслия в области гуманитарного знания и политического сознания разрабатывали теоретики народничества: П.Ткачев, П.Лавров, Н.Михайловский и др. Распространению свободомыслия в отечественной культуре способствовало бурное развитие естествознания в России со 2-й пол. 19 в. (И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.).
Современное свободомыслие организовано в национальные и международные союзы. Крупнейшие из них – Всемирный союз свободомыслящих (основан в 1880 в Брюсселе) и Международный гуманистический и этический союз (основан в 1952 в Амстердаме), объединяющий ок. 90 национальных организаций «секулярного гуманизма» из 33 стран мира. Сегодня в мире издается около 150 атеистических и гуманистических журналов, в которых освещаются теоретические исследования и социальная практика современного свободомыслия: независимая научная экспертиза т.н. паранормальных феноменов, защита свободы совести и принципа отделения церкви от школы и государства; большое внимание уделяется развитию традиций научного религиеведения, разработке светской этики и секулярного мировоззрения.
В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомыслящих (ИПС), куда входил Союз воинствующих безбожников; с 1947 его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Но его деятельность велась в жестких рамках «воинствующего» большевистского безбожия, что противоречит самому принципу свободомыслия.
В постсоветский период позиции свободомыслия в России, с одной стороны, оказались ослабленными, ввиду резкой активизации традиционных и новейших религий, паранормальных и неоязыческих верований, с другой – укрепились, благодаря демократизации общества, деидеологизации атеизма и свободомыслия. Впервые в истории России стало возможным свободное и добровольное выражение и распространение идей светского атеистического и нерелигиозного мировоззрения. В 1995 создано Русское гуманистическое общество (РГО), объединяющее широкий спектр свободомыслящих – атеистов, агностиков, скептиков, рационалистов и секулярных гуманистов. РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».
Литература:
1. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986;
2. Константинов В.Н. История свободомыслия. Владимир, 1993;
3. Курц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993;
4. Дмитриева Л.М., Тажуризина З.А. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России. Омск, 1995;
5. Kurtz P. The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst – N. Y., 1986;
6. Idem. Eupraxophy. Living without Religion. Amherst, 1989;
7. Smith G.H. Atheism. Amherst, 1996;
8. Johnson B.C. The Atheist Debater’s Handbook. Amherst – N. Y., 1997.
В.А.Кувакин, З.А.Тажуризина

Грамматический словарь Зализняка:

Свободомыслие, свободомыслия, свободомыслия, свободомыслий, свободомыслию, свободомыслиям, свободомыслие, свободомыслия, свободомыслием, свободомыслиями, свободомыслии, свободомыслиях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru