Определение слова «ПОМПОНАЦЦИ»

Большой энциклопедический словарь:

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (1462-1525) — итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. В духе учения о двойственной истине отвергал возможность рационального доказательства бессмертия души как истины религиозного откровения; нравственная добродетель — сама по себе естественная награда человека. Оказал влияние на европейское свободомыслие 16-17 вв. Сочинение "О бессмертии души" вызвало бурные нападки со стороны ортодоксального томизма.

Большая советская энциклопедия:

Помпонацци
(Pomponazzi)
Пьетро (16.9.1462, Мантуя, — 18.5.1525, Болонья), итальянский философ, ведущий представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Изучал философию и медицину в Падуе; профессор университетов в Падуе (1495—1509), Ферраре и Болонье (с 1512). В сочинении «О бессмертии души» (1516) П., исходя из теории двойственной истины (См. Двойственная истина), отвергал какую-либо возможность дать рациональное доказательство бессмертия человеческой души, являющегося истиной религиозного откровения; в связи с этим он критиковал учения о душе у Ибн Рушда и Фомы Аквинского (См. Фома Аквинский) как не вытекающие из данных «естественного разума» и философии Аристотеля. Развивая эту точку зрения применительно к этике, П. видел в нравственной добродетели самой по себе естественную награду и «достоинство» человека, а в пороке — его естественное наказание. Эта книга П. вызвала бурную полемику со стороны представителей ортодоксального Томизма. В трактате «О причинах естественных явлений, или О волшебстве» (1520, опубликовано 1556) П. опровергал веру в чудеса и колдовство, предлагал объяснять таинственные явления естественными причинами; в соч. «О фатуме, свободе воли и предопределении» (1520, опубликовано 1567) защищал концепцию судьбы, близкую учению Стоицизма. Оказал значительное влияние на развитие западноевропейского свободомыслия 16—17 вв.
Соч.: Tractatus acutissimi..., Venetiis, 1525; Opera omnia; Basilea, 1567; Tractatus de immortalitate animae, Bologna, 1954; Libri quinque de fato, de libero arbitrio et de praedestinatione, Lucani, 1957.
Лит.: Горфункель A. Х., Две правды Пьетро Помпонацци, в сборнике: Средние века, в. 36, М., 1973, с. 109—28; Fiorentino F., Pietro Pomponazzi..., Firenze,1868; Nardi B., Studi su Pietro Pomponazzi, Firenze, 1965. См. также лит. при ст. Падуанская школа.

Советская историческая энциклопедия:

(Pomponazzi), Пьетро (16.IX.1462 — 18.V.1525) — итал. философ. Проф. ун-тов Падуи, Феррары, Болоньи. Истолковывая философию Аристотеля в духе, враждебном томизму и христианскому вероучению, П. выступил в 1516 с трактатом "О бессмертии души" ("De immortalitate animae", Bononiae, 1516, последнее изд. Bologna, 1954), в к-ром отвергал возможность рационального доказательства бессмертия человеческой души и обосновывал систему нравственности, свободную от страха посмертного наказания и надежды на райское блаженство. В трактате "О колдовстве или о причинах естественных явлений" ("De naturalium effectuum causis, sive de incantationibus", 1520, опубл. Basileae, 1556) отстаивал объяснение таинственных явлений естеств. причинами, отвергая веру в чудеса и колдовство. Придерживаясь, вслед за аверроистами, концепции двойственной истины, П. отстаивал существование, наряду с истинами религ. откровения, независимой от религии и богословия науч. и филос. истины, что способствовало секуляризации науч. познания. П. оказал большое влияние на развитие зап.-европ. свободомыслия и атеизма 16-17 вв.
=====
Соч.:Tractatus acutissimi, Venezia, 1525; Opera,Basileae, 1567.
=====
Лит.: Fiorentino F., Pietro Pomponazzi...., Firenze, 1868; Nardi В., Studi su P. Pomponazzi, Firenze, 1965.
=====
A. X. Горфункель. Ленинград.

Новая философская энциклопедия:

ПОМПОНАЦЦИ (Pomponazzi) Пьетро (16 сентября 1462, Мантуя – 18 мая 1525, Болонья) – итальянский философ-перипатетик эпохи Возрождения. Происходил из знатной патрицианской семьи Мантуи, образование получил в Падуанском университете, там же вначале и преподавал, а с 1512 – в университете Болоньи. Имел многочисленных учеников и почитателей, его лекции пользовались большим успехом. Основой своих лекционных курсов он делал разбор мнений Аристотеля [АРИСТОТЕЛЬ]. Стиль философствования Помпонацци – постоянные вопросы и ответы, доводы и опровержения, сомнения и возражения – напоминает труды схоластов томистской школы. Вместе с тем Помпонацци обнаружил хорошее знание античных философских школ, а также сочинений ренессансных неоплатоников. В 1516 в Болонье он опубликовал «Трактат о бессмертии души» (De immortalite animae), в котором вопрос, вынесенный в заглавие, рассматривался сугубо «в природных границах», вне связи с данными Откровения. Признание смертности души вызвало негодование строгих ревнителей католической ортодоксии, сочинение было публично предано сожжению венецианским патриархом. В «Апологии» (1517) и «Защитной речи» (1519) Помпонацци продолжал отстаивать свое право толковать мысли Аристотеля независимо от положений христианского вероучения. В 1520 составил трактат «О причинах естественных явлений, или О чародействе» (De naturalium effectuum causis, sive De incantationibus, изд. 1556), в котором давал натуралистическое объяснение необычных и таинственных явлений. В том же 1520 он завершил свое главное произведение, «О фатуме, свободе воли и предопределении» (De fata, libera arbitrio et de praedestinatione, изд. 1567).
Сочинения:
1. Tractatus acuratissimi, itilissimi et mere peripatetici, Venezia, 1525;
2. в рус. пер.: Трактаты «О бессмертии души», «О причинах естественных явлений, или О чародействе». М., 1990.
Литература:
1. Nardi B. Studi su Pietro Pomponazzi. Firenze, 1965.
О.Ф.Кудрявцев

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru