Определение слова «ЛОКАЯТА»

Большой энциклопедический словарь:

ЛОКАЯТА (чарвака) — древнеиндийское философское учение; считается, что основано в сер. 1-го тыс. до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати. Отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы (существование бога-абсолюта, души и т. п.) — локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим — только этот мир (лока) — единственной реальностью — материю, целью человеческого существования — достижение наслаждения.

Большая советская энциклопедия:

Локаята
(санскр. — «имеющее хождение в народе»)
древнеиндийское материалистическое учение. Собственно сочинений представителей Л. не сохранились. Зачинателем его по традиции считают древнего мудреца Брихаспати, провозгласившего основой бытия безначальный принцип «свабхавы» (природы). Эти воззрения Брихаспати в сочетании со скептическим отношением к истинности Вед (См. Веды) породили собственно Л.; позднейшей её разновидностью является гедонистическое учение Чарвака (см. также Индия, раздел Философия).
Лит.: Артхашастра, или Наука политики, изд. подгот. В. И. Кальянов, пер, с санскр., М. — Л., 1959; Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана, пер. с англ., М., 1961; его же, Индийский атеизм, М., 1973.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(от "распространяющееся (лишь на) мир(ское)" или "распространенное в мире/миру") — материалистич. даршана, по-видимому, довольно популярная в древности и средневековье. Осн. Текстсутры, составленные древним мыслителем Брихаспати — утрачен вместе со всей лит-рой школы (если таковая у нее была); воззрения известны по описаниям доксографов и аргументов, вложенных в уста ее сторонников в полемич. трактатах оппонентов. Доля окарикатуренности в них весьма вероятна. Для традиции Л. — классический и ярчайший образчик взглядов настики: нет ни Атмана как духовной субстанции, ни посмертного существования и воздаяния (т. е. кармы), ни небес, ни ада; ритуалы служат лишь обогащению жречества, сословные ограничения не стоит блюсти. Сознание появляется в живом теле как продукт "брожения" материальных первостихий, подобно опьяняющей способности вина в бродильном чане. Смерть — конец всему, а цель жизни — получение удовольствий, прежде всего чувственных, и не стоит разумному отвращаться от них, даже если они нередко связаны с неприятным. Единственный источник достоверного знания — чувственное восприятие (легкоуязвимое для критики положение). Философская тупиковость и социальный нигилизм таких взглядов слишком очевидны. Возможно, что Л. сохранялась в грудах оппонентов в качестве образцового учебного "мальчика для битья" и философского пугала. Иногда близкие Л. аргументы могли выдвигаться врачами (страстипродукт нарушений в организме и пр.). Единственный дошедший до нас текст — "Тапвопаплавасимха" ("Потоп для философских категорий") Джаярашибхатты (горделивый титул: "Профессор с ворохом побед"), VII—VIII вв. н. э. Автор не раз ссылается на Брихаспати, но излагает не сенсуалистический материализм, а крайний скептицизм: нет ничего достоверного, невозможно даже корректно определить чувственное восприятие. Диалектическое мастерство огромно.
А. Парибок

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
локаята, -ы

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru