Определение слова «лебедь»

Толковый словарь Ушакова:

ЛЕ́БЕДЬ, лебедя, ·муж., и ЛЕБЕДЬ, лебеди, ·жен.
1. ·муж.·нар.-поэт. языке ·жен. ). Большая красивая водяная птица, с длинной шеей и плавными движениями. «Да вновь увижу я ковры густых лугов... и в тихом озере, средь блещущих зыбей станицу гордую спокойных лебедей.» Пушкин. «Ладья, словно белая лебедь, плывет.» А.Блок.
2. ·жен. Мифологический и поэтический образ красавицы-женщины (·нар.-поэт. ). «Лебедь белая молчит и, подумав, говорит.» Пушкин.
3. ·жен. Ласкательное обращение к женщине (·обл., ·нар.-поэт. ). «Сядь, лебедь, сюда ближе.» Лесков.

Большой энциклопедический словарь:

ЛЕБЕДЬ (лат. Cygnus) — созвездие Сев. полушария с яркой звездой Денеб. В Лебеде обнаружены 2 источника рентгеновского излучения CygX-1 CygX-2, первый из которых, возможно, связан с черной дырой.

Этимологический словарь Крылова:

Иногда слова очень далеко в своем звучании уходят от своих корней: лебедь родственно латинскому albus – "белый" (см. Альбион). В том или ином виде слова, восходящие к этому корню, присутствуют почти во всех европейских языках и все они связаны с обозначением белого цвета: естественно, основной признак лебедя – белое оперение. В свете вышесказанного подумайте, какой парадоксальный смысл приобретает словосочетание "черный лебедь".

Толковый словарь Кузнецова:

лебедь
ЛЕБЕДЬ -я; м.; (нар.-поэт.) ЛЕБЕДЬ, -и; мн. лебеди, род. -ей; ж.
1. Водоплавающая перелётная птица сем. утиных, с белым (реже чёрным) оперением, с длинной, красиво изогнутой шеей и плавными движениями. Стая лебедей. Гнездо лебедя. Из зарослей выплыли лебеди. Л. взмахнул крыльями. * Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывёт (Пушкин).
2. только ж. (обычно в обращ.). Нар.-поэт. О молодой женщине, девушке.
3. только м. Созвездие в виде креста, расположенное в северном полушарии неба.
Лебёдка (см. 1.Л.); Лебедёнок; Лебединый (см.).

Малый академический словарь:

лебедь
-я, м. и (народно-поэт.) лебедь, -и, ж., мн. лебеди, -ей.
1.
Водоплавающая перелетная птица сем. утиных, с белым (реже черным) оперением, с длинной, красиво изогнутой шеей и плавными движениями.
Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей птицы. --- Он невыразимо прекрасен. С. Аксаков, Записки ружейного охотника.
Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальный; Глядь — поверх текучих вод Лебедь белая плывет. Пушкин, Сказка о царе Салтане.
Летели косяки уток и гусей, где-то в вышине трубили лебеди и журавли. Ильенков, Большая дорога.
2. ж. (обычно в обращении). народно-поэт. Ласковое название девушки, женщины.
Тебе неловко сидеть, Платонида! Сядь, лебедь, сюда ближе. Лесков, Котин доилец и Платонида.

Мифологическая энциклопедия:

В мифопоэтической традиции образ Л. тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Л. и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Л. громовержца Зевса, увлеченного красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце (см. ЯЙЦО МИРОВОЕ; ср. яйцо Брахмы в индийской мифологии) и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Л. в девицу и девицы в Л.: Л. оставляет на берегу одежду из перьев, обладающую магическими свойствами, и в виде девицы купается в озере (море); прекрасный юноша похищает одежду, девица не может вернуть себе свой прежний облик и становится женой юноши, ставя ему некое условие табуистического характера; юноша случайно нарушает табу, его жена обретает одежду из перьев, превращается в Л. и улетает в свое царство, за море, унося с собой весну, солнце, плодородие. В одной румынской рождественской колядке «лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве-Л. Сюжет брака человека с животным (птицей) распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов (царевна-лебедь, герой, превращающийся в Л., например, в ряде русских сказок, и т. д.) и в именослове [ср., напр., «лебединое» имя Сванхильд в скандинавских мифах, а также имя Кикн (греч. «лебедь»)], у ряда персонажей греческой мифологии (см. в ст. КИКН). Л. связан и с солнцем; так, в «Тайттирия-брахмане» (III 10, 9, 11) некий риши (мудрец) силой своего знания превращается в золотого Л., летит на небо и соединяется с солнцем. Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем — умирающий Л., который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издает последний крик («лебединая песня», ср. античную легенду, получившую законченную форму у Эсхила — Agam. 1446 и Цицерона — De oratore, 3, 2, в и др.) и, мертвый, низвергается в воду. Образ Л. выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Г. Р. Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Л., выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти. В связи с этим особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и черного Л. (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко темные силы маскируются образом белого Л., вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости). Противопоставление этих начал нередко реализуется в орнитологическом коде — Л. и ворон (ср. игру в ворона, преследующего лебедей, а также австралийский миф о том, как горные вороны бросали свои перья на раненых, лишенных перьев братьев, превращая их в черных Л.), Л. и совы, Л. и ласточки. Образ Л. используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Л. выступает в качестве тотема: якуты вели свое происхождение от девицы-Л., бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей-Л., небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода черных Л. В отдельных случаях образ Л. приобретает редкие значения. В кетском мифе Л., сопровождающие Томэм, выступают как вестники весны и тепла. Мифологические значения Л. клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Л. как знак поэта; Л. под лавровым деревом; Л., поющий при веянии ветерка; Л., поющий на гробнице; два Л. у кипариса, к которому прислонена лира; Л., падающий в воду, и молния; Л. на водах; Л. и орел, от которого он отворачивается, и т. п.). Ср. также широкое использование образа Л. в фольклоре (при описании женской красоты) и в поэзии, где углубляются традиционные образы (ср. тему царственности и смерти в «Лебеде» Р. М. Рильке) или строятся новые (Л. как символ протеста против низкой действительности у Ш. Бодлера).Образы Л. и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в 20 в.- в иллюстрациях А. Матисса.Лит.: Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y„ 1872, p. 1091; Jobes G., Dictionary of mythology, folklore and symbols, pt 2, N. Y., 1962, p. 1616-17; Henkel A., Shone A., Emblemata. Handbuch der Sinnbildkunst des 16. und 17. Jahrhunderts. Stuttg., 1967, 8. 815-18. В. Н. Топоров.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лебедь, -я и (нар.-поэт.) -и и (созвездие) Лебедь,

Толковый словарь Ожегова:

ЛЕБЕДЬ, я, мн. и, ей, м. и (устар. и в народной словесности) и, мн. и, ей, ж. Большая водоплавающая птица сем. утиных с длинной, красиво изогнутой шеей. Белый л.
Лебедь, рак и щука (разг. ирон.) о тех, кто действует несогласованно, вразнобой [по басне Крылова «Лебедь, щука и рак»].
Царевна-Лебедь, царевны-Лебеди в народных сказках: царевна, превращающаяся в лебедя.
Лебедь-кликун белый лебедь, издающий звучные клики.
Лебедь-шипун самый крупный белый лебедь, издающий шипящие звуки.
| прил. лебединый, ая, ое и лебяжий, ья, ье. Лебединая стая. Лебяжий пух. Лебединая поступь (перен.: плавная). Лебединая песня (перен.: последнее проявление таланта).

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

двойка
душица
кликун
лебедушка
лебедь малый
лебедь-кликун
лебедь-трубач
лебедь-шипун
птица
растение
река
созвездие
шипун

Этимологический словарь Макса Фасмера:

лебедь
м., ж., укр. лебiдь, род. п. лебедя, блр. лебедзь, русск.-цслав. лебедь (ХI в.), болг. лебед (Младенов 271), словен. lebd.
В основе этого слова лежит, вероятно, форма с редукцией от *olbdь, представленного в сербохорв. лабд, словен. labd, чеш. lаbut, слвц. lаbut, польск. abd, кашуб. abdz. || Родственно д.-в.-н. albi, elbi "лебедь", др.-исл. o<</sub>lptr, мн. elptr, alptir, далее – лат. albus "белый", греч. "белое пятно", (Гесихий), (Гесихий); см. Траутман, ВSW 5 и сл.; В. Шульце, KZ 45, 287 и сл.; Перссон 586; Торбьёрнссон 1, 11; Мейе, МSL 8, 236 и сл.; 14, 377; t. 319, 322; Шпехт 114; KZ 68, 43; Френкель, ZfslPh 20, 54; Остхоф, IF 8, 64 и сл. Слав. формы содержат -еd- (: д.-в.-н. elbi) наряду с -dь (ср. -andis в лит. baladis "голубь); см. Мейе, Перссон, Шпехт, там же. Не обосновано мнение о герм. происхождении слав. слова, вопреки Микколе (Ваlt. u. Slav. 40), как и попытка объяснить герм. слово из слав. (Соболевский, ЖМНП, 1911, май, стр. 162). Созвучие этих слов с – названием прародины венгров между Доном и Днепром – представляется случайным, и это название производят от венг. имени собств.; см. Пайж, UJb. 3, 237; Хоман, KSz 11, 27; Маркварт, Streifzge ХХХIII, 30 и сл. Слову лебедь родственно лебеда (см.).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru