Определение слова «ворон»

Толковый словарь Ефремовой:

1.
ворон
I м.
Крупная птица отряда вороновых с блестящим синевато-чёрным оперением.
II м.
Старинная игра, в которой изображается нападение ворона или коршуна на наседку с цыплятами.
2.
Ворон м.
Созвездие в Южном полушарии.

Толковый словарь Ушакова:

ВО́РОН, ворона, ·муж. Большая черная хищная птица из семейства вороновых.

Большой энциклопедический словарь:

ВОРОН — птица семейства вороновых. Длина до 70 см. Клюв массивный, ноги и все оперение черные. В Евразии, Сев. Америке, Сев. Африке.
ВОРОН — приспособление в виде массивного крюка или колодезного "журавля", применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, высадки на стены крепости вооруженных воинов и при абордаже кораблей.
ВОРОН (вран) — в древнерусском счете 10 млн.

Архитектурный словарь:

Кронштейн.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Биологический энциклопедический словарь:

(Corvus соrах), птица сем. вороновых. Самая крупная птица отр. воробьинообразных. Дл. до 70 см, масса до 1,6 кг. Массивный клюв, ноги и всё оперение чёрные. Спорадически распространён в Евразии (исключая Ю.-В.), Сев. Африке, Сев. и Центр. Америке, в СССР — от сев. окраины лесов до пустынь и гор на Ю. страны, в горах до выс. 4000 м; в тундре нередок во время кочёвок. Гнёзда на деревьях и скалах. Всеяден, но преобладает животная пища.

Большая советская энциклопедия:

I
Ворон (Corvus corax)
птица семейства вороновых отряда воробьиных (Passeriformes). Длина тела 60—65 см. Окраска чёрная с синим или зелёным металлическим отливом; у молодых В. матово-чёрная. Распространён В. очень широко — в Европе, Азии (исключая Юго-Восточную), Северной и Центральной Америке и Северной Африке; в СССР — повсеместно, кроме густонаселённых местностей. Немногочисленная, оседлая или кочующая птица. Зимой держится стаями на свалках близ городов. Гнёзда на деревьях, скалах, береговых обрывах и высоких строениях. Одно и то же место гнездования занимает из поколения в поколение. Кладка из 5—6 яиц, раз в год. В. — всеядная птица, но главное место в питании занимает животная пища, падаль. Близкий вид — пустынный В. (Corvus ruficollis), коричневатой окраски, населяет Северную Африку и Юго-Западную Азию; в СССР встречается в пустынях Средней Азии.

Ворон (Corvus corax).
II
Ворон (лат. Corvus)
созвездие Южного полушария неба. Самая яркая звезда 2,6 визуальной звёздной величины (См. Звёздная величина). Наиболее благоприятные условия видимости в марте — апреле. Видно в южных районах СССР. См. Звёздное небо.
III
Ворон
приспособление, применявшееся в древности для разрушения крепостных стен, переброски внутрь крепости вооружённых воинов и для облегчения Абордажа кораблей. В первом случае В. имел форму массивного крюка, приводившегося в движение несколькими воинами; во втором — форму колодезного «журавля» с ящиком для воинов и в третьем — форму перекидного моста (бревна) с большим металлическим крюком на конце в виде вороньего клюва, опускавшимся на корабль противника и не позволявшим последнему отойти. Первое упоминание о применении В. относится ко времени Пунических войн (3—2 вв. до н. э.).

Рисунок к ст. Ворон.

Толковый словарь Даля:

ВОРОН м. вран церк. самая большая в Европе птица вороньего рода, весь черный, с отливом: воронов два вида, лесной, крятун, крук южн. верховой забайкальск. Corvus Corax, в наших сев. губ. и Сибири; полевой ворон, Corvus Corone, восточной Руси и Сибири первый побольше, хвост округлый; у второго хвост отрубом, побольше грача. Зловещий ворон. Всякому б ворону на свою голову каркать. Старый ворон мимо не каркнет. Старый ворон не каркнет даром. Как ворон крови ждет (зырить). Спроважу, куда ворон костей твоих не занесет. Два ворона летят, одну голову едят? грядки и голбец в избе. Ворон каркает на церкви, к покойнику на селе; каркает на избе, к покойнику во дворе. Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник. Ворон каркал, да и докаркался (да и голову прокаркал). || Одно из созвездий. || Игра в ворона, коршун: мать прикрывает детей, а ворон хватает их. Ворона ж. птица Corvus Cornix, карга; южн. гава. || *Нерасторопный, вялый человек, разиня, рохля, зевака. Метил в ворону, а попал в корову. Галичане свою ворону в Москве узнали. Ворон считать, ротозеить. Прямо ворона летает, да и та на кукан попадает, о прямой езде, проселками. Сердце соколье, а смелость (смельство) воронье. Эта ворона нам не оборона. Ворона сове не оборона. Пугана ворона и куста боится. Вороне соколом не бывать. Не умела ворона сокола щипать, от предания будто Платов был переодетый у неприятеля, французов, и, отъезжая, сказал это. Сокол с места, а ворон на на место. Наряд соколий, а походка воронья. Плох сокол, что ворона с места сбила. Как ни бодрись ворона, а ей до сокола далеко. Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала. Попалась ворона в сеть: попытаюсь, не станет ли петь. Куда ворона летит, туда и глядит. Без хвоста и ворона не красна. Ворона летела, собака на хвосту сидела, враки. Ворона в пузыре занесла, ответ на вопрос: ты как сюда попал? У вас девушки растрепушки, молодушка воронушки, ребятушки галченятушки, старушечки горбушечки. Дело, не ворона: не каркнет, а скажется. От ворон отстала, а к павам не пристала. Бей сороку и ворону, добьешься и до белого лебедя. Ворона влетит, говорять тому, кто сидит разинув рот. Вороны каркают стаей к морозу (летом к ненастью). Ворона за море летала, да вороной и вернулась. Где вороне ни летать, а все навоз клевать. Не летать было вороне в высокие (боярские) хоромы. Начто вороне большие хоромы, знай ворона свое гнездо. Начто вороне большие разговоры, знай ворона свое воронье кра. Не играла ворона вверх летучи, а вниз летучи, не наиграется. Ворон каркает, к несчастью; ворона, к ненастью. Вороны играют кверху, толкуны (мошки) толкутся, к ведру. Ворона купается, к ненастью. Узнал ворону, как в рот влетела. С воронами по-вороньи и каркать. Попался, как ворона в суп (с 1812 г.). Голодный француз и вороне рад (с 1812 г.). Вороненок м. вороня ср. вороний птенец. Нет певчего, для вороны, супротив родного вороненка. Первые детки соколятки, последние воронятки. Воронограй грач, Corvus frugilegus, гайворон, грайворон; а также крик ворона, стар. Воронка ж. сизоворонка, сивоворонка, ракша, птица того ж рода, пестроперая, Coracias garrula. || Рыба Gobius barbatus. || Насекомое Myrmelion, или его личинка, мурашник, строящий ловушку на муравьев воронкою. || Лейка, посудинка раструбом кверху, а трубкою, для протока наливаемого, книзу. || Такое ж устройство под стрехою кровли, по углам для стока воды. || Яма раструбом, напр. от взорвания земли порохом. Ворона ж. арх. отверстие в корм судна, где проходит руль, морск. гельмпорт. Вороньё ср. собират. вороны, грачи, галки и пр. Была б падаль, а вороньё налетать (будет). Вороньё (гальё) под тучи взбивается, к ненастью. Воронко м. кличка вороной лошади. Воронок м. калужск. ряз. пьяная медовая брага, из вощин и хмеля. || Влад. большой черный стриж, птица из рода ласточек, Cypselus? Вороняга ж. вороняжка, растение черная псинка, бзника, Solanum nigrum, черный паслен. Вороница ж. арх. кислая, водянистая ягода, вороника, Empetrum nigrum, водяника, водяница, шикша, ошибочно верш (верес?). Воронец м. сев. вост. брус, переводина, широкая и толстая доска, в виде полки, вдоль и посреди всей избы от печи и голбца, под полавочник (полки вкруг стен), сиб. грядка. На воронце лежат полати, пеным краем своим, и в нем же утверждена перегородка, где она есть, либо пересовец, занавес. Как ни ширься, а через воронец не скочишь. || Растен. Paris quadrifolia, вороньи ягоды, — глаз, натягач, волчий глаз, родимец. || Растен. Poligonatum officiale, купена, купень, куп, печатки, кровавник, волчья трава, волчьи глазки, вороньи глазки, сорочьи ягоды, сындрик. || Растен. Actaea spicata, сорокопритка. Воронушка ж. растен. Cornidia, переводн. || Растен. Paenia tenuifolia, вероятно варенец, вареная трава, марьин корень. Воронов, вороний ворону принадлеж. Вороново крыло, все черное, лоснящееся; говор. напр. в картежн. игре сподряд черная масть. * Вороний свойственный, принадлежащий вороне. Вороний глаз, растенье Paris quadrifolia, воронья ягода, вороняжник. || Вороньи ягоды, сорочьи ягоды, вороняга, черный паслен. Займовать, очи сокольи, а платить, и вороньих нет. Поёшь по-вороньи (по-чижиному), а ешь по-коровьи (по-утиному). Воронить, зевать, разинув рот; проворонил, прозевал. Воронь ж. чернота, чернь, особ. с сизым отливом; на железо воронь наводится черна обмочкой горячего в смолу или масло: синяя, осыпкой модными опилками; бурая, кислотами. Вороной о конской масти, сплошной черный. Вороных лошадей под жениха с невестой в поезд не берут, суевер. Воронопегий конь, вороной, с белыми пежинами, лаптами. Вороночалый, вороной со сплошною примесью белесоватой, а иногда и рыжей шерсти. Вороновка ж. яросл. черная курица. Воронить что, наводить воронь, особ. на железе темный цвет разных отливов; ворониться, быть ворониму. Вороненое серебро, с чернью. Вороненьем стволов, (в Туле) занимаются женщины; ствол травят слабой селитряной кислотой, и лощат проволочными щетками. Воронило ср. стальное, гладкое орудие, для лощения, полировки; гладилка, полир; || стальная граненая или бороздчатая полоска, брус, прут для точки столовых и мясничьих; ножей. Воронильный относящ. до вороненья. Воронильщик м. щица ж. наводчик ворони, черни. Вороночный, принадлежащ. к воронке. Воронковый, ворончатый, воронкообразный имеющий вид, образ воронки, раструбистый, развалистый, жерастый.

Словарь литературных эпитетов:

Вещий (Бунин, Дрожжин).
Зловещий (Радимов).
• Сумрачный (Радимов).
• Чернокрылый (Растопчин).
• Черный (Бальмонт, Бунин, Галина, Пушкин).

Толковый словарь Кузнецова:

ворон
ВОРОН -а; м. Крупная всеядная птица с блестящим чёрным оперением, гнездящаяся обычно в уединённых местах. Оказался там, куда в. костей не занесёт (об очень отдалённом или труднодоступном месте). * Ворон ворону глаз не выклюет (Посл.). Ворон каркает на избе — к покойнику на дворе (Погов.). По народным представлениям: ворон — долго живущая и потому мудрая птица, прозванная в русском фольклоре вещей. Традиционный персонаж русского фольклора (предвестник смертельной опасности, смерти, и в то же время — надёжный советчик и помощник, спаситель "доброго молодца", приносящий в клюве живую и мёртвую воду).
Чёрный ворон. В СССР до начала 50-х гг.: крытая машина, использовавшаяся для перевозки арестованных в сопровождении конвоя; воронок.
Воронов, -а, -о. В-о гнездо. В-о перо. Цвета воронова крыла, как в-о крыло (чёрный с синеватым отливом; преимущественно — о волосах).

Мифологическая энциклопедия:

Широко распространен в мифологических представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными элементами мироздания (подземным миром, землей, водой, небом, солнцем), что свидетельствует о глубокой мифологической семантике этого персонажа. Она обусловливается некоторыми универсальными свойствами В. как птицы, в частности резким криком и черным цветом. Само слово «ворон» в большинстве языков этимологизируется как указание либо на крик В. (иногда звукоподражательно — в романо-германских, кельтских, палеосибирских, венгерском, ацтекском наименованиях), либо на его окраску (в т. ч. в балто-славянских, арабском, китайском языках). Черный цвет В. часто воспринимается как приобретенный от соприкосновения с огнем или дымом, в силу наказания бога и т. п.Поедание В. падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что В. функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому В. олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому В. воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.Как трупная птица черного цвета с зловещим криком В. хтоничен, демоничен, связан с царством мертвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклевывания В. глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку В. в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, В. ассоциируется с небом. Связь В. с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом (см. ШАМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ) и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землей, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.В. воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелетная птица), сухим и влажным, соленой и несоленой влагой (связь В. или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» В.; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», В. достает горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причем пресную речную воду он иногда берет у хозяев соленого моря).Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о В. как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) В. воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). В. является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращенного пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, В. выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие В. в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьезного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой В. осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.В. — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки, ительмены) в Азии; у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (по-видимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях В. выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменcк. Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. Йель). Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропо-зооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения (см. ВРЕМЯ МИФИЧЕСКОЕ), что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьезного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже.В мифах о творческих и культурных деяниях В. мотивы у палеоазиатов (как культурный герой В. выступает прежде всего у чукчей) и в Северной Америке в основном совпадают. В. создает свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей; он добыл пресную воду у хозяев моря, раскрасил всех птиц (а сам превратился из белого в черного), положил начало рыболовству. Эти мотивы можно считать древнейшими, созданными в период генетического единства или длительных контактов предков палеоазиатов и индейцев Северной Америки. Однако последним не известен палеоазиатский миф о В., который вместе с другой птицей (зимушкой или куропаткой) пробил клювом небесную твердь, добыв таким образом свет (но в обеих мифологиях есть мифы о похищении небесных светил в виде мячей у их злого хозяина ради создания света); а палеоазиатам не знакомы североамериканские рассказы о том, как В. добился от хозяйки прилива регулярной смены прилива и отлива и о том, как он добыл огонь (у чукчей В. создает сакральный инструмент для добывания огня).Существование этих различных, но типологически близких мотивов, возникших самостоятельно в каждом из регионов, подчеркивает общность мифологической семантики В.Прежде всего как первопредок и могучий шаман В. выступает в фольклоре коряков и ительменов. Он патриарх «вороньего» семейства, от которого произошли люди; у него большая семья, и он защищает своих детей от злых духов, помогает в устройстве их браков; а сами брачные приключения его детей суть символическое выражение возникновения и правил организации и функционирования социума (установление дуальной экзогамии через отказ от кровосмешения, установление «брачных связей» с существами, персонифицирующими природные силы, от которых зависит хозяйственное благополучие социума).Вокруг В. и его семьи объединен почти весь повествовательный фольклор коряков и ительменов. Такая «семейная» циклизация отличает палеоазиатский фольклор от фольклора северо-западных индейцев, циклизованного «биографически» — в нем преобладают мифы о «героическом» детстве В. и о его странствиях: в Северной Америке В. — прежде всего культурный герой, а не «патриарх», хотя и здесь имеются представления о нем как о первопредке. Так, он часто выступает как тотем или родовой эпоним, считается родовым или фратриальным предком. С оппозицией фратрий, очевидно, связано его противопоставление другой птице (лебедю, гагаре, орлу; ср. ниже об иудаистском противопоставлении В. голубю; один из представителей семейства «вороньих» выступает в оппозиции к орлу в Северной Австралии, он также является и трикстером) или зверю (обычно волку). В частности, у северо-западных индейцев и у некоторых групп атапасков племя делится на фратрию В. и фратрию волка или орла.В отличие от мифов творения, рассказы о проделках В.-трикстера не совпадают по мотивам в палеоазиатском и североамериканском фольклоре, но типологически идентичны. Исключение составляют повествования о мнимой смерти В. и о его попытках переменить пол, представляющие пародию на некоторые стороны шаманизма (аналогичные истории рассказывают и о других трикстерах). Таким образом, «трикстерский цикл» о В. возник, по-видимому, позже, чем мифы творения.В палеоазиатском фольклоре В.-трикстер и прожорлив, и похотлив, но его основной целью является утоление голода. В Северной Америке похотливость приписывается другому трикстеру — Норке, а для В. характерна только прожорливость. Разница проявляется также в том, что у палеоазиатов В.-трикстер действует на фоне общего голода, постигшего всю его семью; в Северной Америке состояние голода — специфическая черта самого В., возникшая, по мифу, после того, как он съел коросту с кости.В.-трикстер готов на любой коварный обман, часто торжествует, но бывает и одурачен. Если он выступает как представитель семьи (что прежде всего характерно для палеоазиатской мифологии), его трюки удаются, когда они направлены против «чужих», и проваливаются, когда В. действует в ущерб «своим», нарушает физические или социальные нормы (покушается на коллективные запасы пищи, меняет пол, пренебрегает половозрастными принципами разделения труда, изменяет жене). Трюки В. противостоят нормальной социальной деятельности его детей, «дополнительны» ей, воспринимаются как паразитарная форма поведения и являются шутовским дублированием, пародийным снижением его собственных деяний как культурного героя и могучего шамана. Там, где В. действует вне семейного фона, что характерно и для палеоазиатского и для североамериканского фольклора, его трюки имеют переменный успех. В этом случае он часто пытается удовлетворить свои нужды за счет других подобных антропо-зооморфных существ; у палеоазиатов это лиса, волк и др., в Северной Америке — баклан, медведь-гризли, орел, также волк.Аналогичная семантика образа В. выявляется и в мифологических представлениях других народов Северной Азии и Северной Америки. В якутской мифологии В. — атрибут Улу Тойона, мифического главы черных шаманов, и имеет демонический характер. В эвенкийских мифах В. иногда выступает в роли неудачного, непослушного помощника бога-творца. В Северной Америке у индейцев других племен сказания о В. встречаются только спорадически, но там известен миф о потопе с участием В. (у северозападных индейцев В. иногда также связывается с потопом): он послан искать сушу, не возвращается, наказывается черным цветом. Шведская фольклористка А. Б. Рут, специально изучавшая мотив всемирного потопа, считает, что эти сюжеты возникли в результате контаминации индейских мифов о демиурге-ныряльщике, вылавливающем землю, с рассказами библейского происхождения о всемирном потопе, занесенными миссионерами.Уже древнейшее сюжетное упоминание о В. в вавилонском эпосе о Гильгамеше связывает его с мифом о всемирном потопе: Ут-напишти посылает из ладьи (на которой он спасается от потопа) последовательно ласточку, голубя и В., чтобы узнать, обнажилась ли суша. Первые две птицы возвращаются, не найдя сухого места, а В. не возвращается — свидетельство того, что он обнаружил сушу. В библейском описании потопа (восходящем к вавилонскому) В. не вернулся, а посланный затем голубь прилетел с листом оливы, т. е. в полном отличии от вавилонской версии В. выступает как дурной вестник, а голубь как хороший. Эта же трактовка становится ярче в поздних еврейской (постбиблейской) и мусульманской традициях (Ной проклинает В., делает его черным, благословляет голубя). В средневековой христианской традиции В. становится олицетворением сил ада и дьявола, а голубь — рая, святого духа, христианской веры (крещения). Такая интерпретация опирается, по-видимому, как на еврейскую традицию и отражает иудаистское деление животных на чистых (голубь) и нечистых (ворон), так и на дохристианские мифологические представления народов Европы, в которых В. имеет отчетливую хтоническую характеристику и фигурирует как птица, приносящая несчастье. Появление В. на левой стороне дома было дурной приметой, во время сева его появление предвещало неурожай, встреча двух воронов в воздухе — войну. В древнеирландской, и особенно древнескандинавской, литературах (восходящих к фольклору и отражающих дохристианскую мифологию) В. иногда обладает железными когтями и клювом, есть и образ одноглазого В., что характерно для хтонических существ. В. фигурирует в описаниях битв, предвещает гибель героев. Скандинавского верховного бога Одина, связанного с царством мертвых и войнами, сопровождают две мудрые вещие птицы — вороны Хугин и Мунин. В., по-видимому, связан и с кельтским богом Лугом.В античной мифологии В. (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. Имеется много упоминаний о мудрости В. Согласно Овидию (Ovid. Met. II 631 и след.), Аполлон узнает от В. об измене любимой им нимфы и в горе делает его черным. По преданию, В. предсказывает смерть Цицерона и др. Вместе с тем отчетливой хтонической характеристики античный В. не имеет.Поверья о том, что В. приносит несчастье, зафиксированы в Северной Африке, Передней, Южной и Восточной Азии. В Древнем Китае ворон был солярным символом; лишние солнца, убитые стрелком И, мыслились как В. Демоническим персонажем В. является в русских сказках (Ворон Воронович). См. также ПТИЦЫ.Лит.: Дзенискевич Г. И., Сказания о Вороне у атапасков Аляски, «Советская этнография», 1976, № 1; Иохельсон В. И., Об азиатских и американских элементах в мифах коряков, «Землеведение», 1904, т. 11, кн. 3; Мелетинский Е. М., Сказания о Вороне у народов Крайнего Севера, «Вестник истории мировой культуры», 1959, № 1; его же. Структурно-типологический анализ мифов северо-восточных палеоазиатов (Вороний цикл), в сб.: Типологические исследования по фольклору, М., 1975; Сумцов Н. Ф., Ворон в народной словесности, «Этнографическое обозрение», 1890, № 1, с. 61- 86; Boas F., Tsimshian mythology, Wasch., 1916; Bogoraz W., The folklore of Northeastern Asia, as compared with that of Northwestern America, «American anthropologist», 1902, n. s. v. 4, № 4; Rooth А. В., The raven and the carcass, Hels., 1962 (Folklore fellows communications, v. 77. № 186). Е. М. Мелетинский.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ворон, -а

Научно-технический словарь:

ВОРОН (Corvus), небольшое созвездие в южной части неба, прилегающее к созвездиям Гидра и Чаша. Самые яркие звезды в нем имеют третью звездную величину.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

ворон
вороной "черной масти", укр. ворон, др.-русск. воронъ, ст.-слав. вранъ , (Cynp.), болг. вранът, сербохорв. вран, словен. vrn, чеш. vran, польск. wron, в.-луж. wron, н.-луж. ron; см. Торбьёрнссон, 2, 94.
Исконнородственно лит. varnas "ворон", др.-прусск. warnis; см. Траутман, BSW 343; М. – Э. 4, 506. Близкое этому слово широко распространено в уральских языках: фин. vares, varis, род. п. vareksen, variksen "ворона", ненец. wara, ware "ворона" и т. д.; см. Паасонен, KSz 13, 276. Ненадежно у Левенталя (WuS 10, 153).

Грамматический словарь Зализняка:

Ворон, вороны, ворона, воронов, ворону, воронам, ворона, воронов, вороном, воронами, вороне, воронах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru