Определение слова «Мунк»

Большой энциклопедический словарь:

МУНК (Munch) Петер Андреас (1810-63) — норвежский историк, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1857). Основной труд — "История норвежского народа" (до 1397).
МУНК (Munk) Анджей (1921-61) — польский кинорежиссер. Фильмы: "Человек на рельсах" (1957) — "Eroica" (1958) — "Косоглазое счастье" (1959, в сов. прокате "Шесть превращений Яна Пищика") — "Пассажирка" (закончен В. Лесевичем, 1964).
МУНК (Munk) Кай (1898-1944) — датский драматург. Историческая драма "Идеалист" (1928). Антифашистские пьесы "Он сидит у тигля" (1938) и "Нильс Эббесен" (ист., 1942) — стихи и проповеди. Убит немецкими фашистами.

Большая биографическая энциклопедия:

Финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.; баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович М. (1795—1865) был генералом от инфантерии и вице-канцлером Александровского университета. Род М. внесен в матрикул дворянства великого княжества финляндского.
{Брокгауз}

Большая советская энциклопедия:

I
(Munk)
Анджей (16.10.1921, Краков, — 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы: «НаправлениеНовая Гута» (1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957), «Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате — «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях; ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.
Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945—1965, М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967; Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.).
II
(Munk)
Кай (13.1.1898, Марибо, — 4.1.1944, Хёрбюлунне, близ Силькеборга), датский драматург, поэт, публицист. По окончании теологического факультета Копенгагенского университета (1924) М. — приходский священник в Западной Ютландии. Литературную деятельность начал в 20-х гг. Первое значительное произведение — драма «Идеалист» (опубликовано 1928), трактующая на библейском материале проблемы добра и зла. В драме «Слово» (1925) М. утверждает силу религиозной веры. В произведениях 30-х гг. отразилось увлечение М. идеей «сильной личности», приведшее его к проповеди политической диктатуры (драмы «Гамлет», 1934, «Победа», 1936, «Диктаторша», 1938); однако в драме «Он сидит у плавильного тигля» (1938) М. осудил расовые теории фашизма. После оккупации Дании выступал как активный антифашист и патриот: сборники стихов «Клянитесь, юноши!» (1941), «Юный Север» (1942), сборники статей «На реках Вавилонских» (1941), «Мечом слова» (1942), национально-историческая драма «Нильс Эббесен» (1942). Стихи и проповеди М., зовущие к сопротивлению, печатались в нелегальной прессе. Убит нацистами.
Соч.: Mindeudgave, [bd 1—9], Kbh. 1948—49.
Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература 1918—1952, М., 1963; Larsen J. K., Kaj Munk som dramatiker, Kbh., 1941; Brix Н., Hastigt svandt den lyse sommer, Kbh., 1946: Marcussen O., Kaj Munks bger. Enbibliografi, Kbh., 1945.
И. П. Куприянова.
III
(Munch)
Петер Андреас [15.12.1810, Кристиания (Осло), — 25.5.1863, Рим], норвежский историк. Профессор университета в Кристиании (с 1841). С 1861 архивариус Государственного архива. Основной труд — «История норвежского народа» (доведена до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введённых им в научный оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. В основу разработанной (вслед за своим учителем Я. Кейсером) концепции средневековой норвежской истории М. положил борьбу между «родовой аристократией» и королевской властью. Идеолог радикальных кругов норвежской буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норвежской унии.
Соч.: Det norske folks historie, del 1—4, [bd 1—6], Christiania, 1852—59.
IV
(Munch)
Эдвард (12.12.1863, Лётен, — 23.1.1944, Экели, близ Осло), норвежский живописец и график. Учился в Кристиании в Королевской школе рисования (1881—86) и в мастерской К. Крога (1882—83). В конце 1880-х — 1900-е гг. жил во Франции (где испытал влияние Постимпрессионизма), в Германии (особенно долго) и в Италии. Мировоззрение М. формировалось под воздействием творчества Х. Х. Йегера, а также Ю. А. Стриндберга и др. писателей-символистов, что обусловило его частое обращение к мотивам медленно угасающей жизни, смерти, одиночества и тревоги, болезненной эротики. Творчество М. с начала 1890-х гг. развивалось в русле складывавшегося стиля «Модерн» («Сестра художника», 1892; «Комната умирающего», 1893). Вместе с тем оно обнаруживает ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цветовой строй), которые усиливают трагическое звучание образов и во многом предвосхищают возникновение Экспрессионизма («Крик», 1893; «Танец жизни», 1899; «Девушки на мосту», см. илл.; все названные произведения — в Национальной галерее, Осло). Большинство картин М. 1890-х—1910-х гг. входит в символический по замыслу, неосуществлённый полностью цикл «Фриз жизни». Он обращался к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910—16), создал галерею островыразительных портретов современников, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.
Лит.: Стенерсен Р., Эдвард Мунк, [пер. с норв., послесловие И. Я. Цагарелли. М., 1972]; Benesch О., Е. Munch, Kln, 1960; Munchmuseet. Katalog, Oslo, 1963; Stang N., Edvard Munch, Oslo, [1971]: Munch Ed., Album. Text by Th. M. Messer, N. Y., [197—].
Т. И. Володина.

Э. Мунк. «Крик». 1893. Национальная галерея. Осло.

Э. Мунк. «Девушки на мосту». Около 1901. Национальная галерея. Осло.

Советская историческая энциклопедия:

(Munch), Петер Андреас (15.XII.1810 — 25.V.1863) — норв. историк, крупнейший представитель норв. ист. школы. Проф. истории в ун-те Христиании (Осло) с 1841, с 1861 — архивариус Гос. архива. Гл. работа — "История норв. народа" ("Det norske folks historie", bd 1-6, del 1-4, Christiania, 1852-63; изложение доводится до 1397). Опираясь на обширный, критически проверенный материал разнообразных источников, частично впервые введенных им в науч. оборот, М. реконструировал древнейший период в истории Норвегии. Вслед за своим учителем Я. Кейсером М. разработал концепцию ср.-век. норв. истории, в основу к-рой положил борьбу между "родовой аристократией" (землевладельцами-лендерменами) и королев. властью — носительницей феод. принципа. Гибель знатных родов, олицетворявших, по мнению М., нац. начало, и сосредоточение всей политич. власти в руках государей, послужили определяющей причиной последующего политич. упадка Норвегии и ее подчинения Дании. М. подчеркивал преемственность в развитии норв. народа и его культуры на всем протяжении истории. Являясь идеологом радикальных кругов норв. буржуазии, М. активно выступал за разрыв шведско-норв. унии.
=====
Соч.: Samlede Afhandlinger, bd 1-4, Christiania, 1873-76; Laerde brev fr og til P. A. Munch, (bd) 1-2, Oslo, 1924-55.
=====
Лит.: Brinchmann Chr., Nationalforskeren P. A. Munch, Kristiania, 1910; Sanness J., Patrioter intelligens og Skandinaver, Oslo, 1959. См. также "ВИ", 1956, No 9, с. 205; "ВИ", 1962, No 3, с. 169-170; сб.: Ср. века, в. 14, 1959, с. 132-36.
=====
А. Я. Гуревич. Калинин.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Финляндский баронский и дворянский род, финского происхождения, восходящий к XVI в.; баронское достоинство М. получили от короля шведского в 1787 г. Барон Иван Иванович М. (1795—1865) был ген. от инфантерии и вице-канцлером Александровского университета. Род М. внесен в матрикул дворянства вел. княжества финляндского.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru