Определение слова «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА»

Большой энциклопедический словарь:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — 1) законосовещательное, представительское учреждение России (1906-1917). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались царем. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) не имела избирательных прав. 4 созыва: — 1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев); 2-й (20.2-2.6.1907; председатель Ф. А. Головин); 3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 — А. И. Гучков, с 1911 — М. В. Родзянко); 4-й (с 15.11.1912; председатель Родзянко). 27.2(12. 3).1917 сформировала Временный комитет Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6(19) октября 1917, когда была распущена Временным правительством.
2) Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального Собрания. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина — по одномандатным округам по мажоритарной системе. Депутаты избираются сроком на 4 года, работают на профессиональной постоянной основе.

Большая советская энциклопедия:

Государственная дума
В России (1906—17), представительное законодательное учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском Революции 1905—07 в России (См. Революция 1905-07 в России) для укрепления союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.
Первая Г. д. (27 апреля — 8 июля 1906; одна сессия). Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905 смела совещательную Булыгинскую думу (См. Булыгинская дума) и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905 (См. Манифест 17 октября 1905), обещавшим «незыблемые основы гражданской свободы» и созыв законодательной Г. д., к выборам которой будут допущены все слои населения. 11 декабря 1905 был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих. Это и др. ограничения лишили избирательного права около 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей), не прямые (двух-, а для рабочих и крестьян трёх- и четырёхстепенные). Признав за Г. д. законодательные права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февраля 1906 высшее законосовещательное учреждение Российской империи Государственный совет (существовал в 1810—1917) был преобразован во вторую законодательную палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять основные государственные законы. Из ведения Г. д. изымалась значительная часть государственного бюджета. Согласно новой редакции основных государственных законов (23 апреля 1906), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Г. д. (ст. 87). Всё это превращало Г. д. фактически в безвластный орган.
Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революционного движения бойкот не удался. Выборы в Г. д. проходили в феврале — марте 1906 в обстановке правительственных репрессий. Из 478 депутатов 1-й Г. д. кадетов (См. Кадеты) было 179, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. буржуазно-националистических групп) — 63, октябристов (См. Октябристы) — 16, беспартийных — 105, трудовиков (См. Трудовики) — 97, социал-демократов — 18.
Социал-демократы прошли в Г. д. «непартийным путём»; они были избраны голосами главным образом крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе социал-демократических депутатов. Социал-демократы вошли во фракцию трудовиков. Однако в июне, по решению 4-го съезда РСДРП, социал-демократы выделились в самостоятельную фракцию. Председатель Г. д. — кадет С. А. Муромцев.
Центральным вопросом в Г. д. был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом «принудительного отчуждения» помещичьей земли. 8 мая они внесли в Г. д. законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший земельное наделение крестьян за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп «по справедливой оценке». Правительство ещё накануне созыва Г. д. приняло решение распустить её, если будет поставлен вопрос о «принудительном отчуждении». Трудовики выступили 23 мая со своим аграрным законопроектом («проект 104»), в котором потребовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших «трудовую норму», создания «общенародного земельного фондах» и введения уравнительного землепользования по «трудовой норме». Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе и утопичность их рассуждений о «трудовом начале» как базе для развития социализма, это был революционный законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 33 депутата внесли ещё один проект земельного закона, в основу которого были положены взгляды эсеров (См. Эсеры). Проект требовал немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли (См. Социализация земли) и уравнительного землепользования. Г. д. отказалась обсуждать «проект 33». Социал-демократическая фракция голосовала за аграрный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу «центром общенародного движения», поддержка кадетского лозунга «ответственного министерства» и т. д.).
В условиях обострения внедумской борьбы классов царское правительство сочло дальнейшее существование Г. д. опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в котором категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Думы.
Вторая Г. д. (20 февраля — 2 июня 1907; одна сессия). Состав 2-й Г. д. оказался более левым, чем 1-й, хотя она была созвана в обстановке упадка революции. Из 518 депутатов Г. д. было: социал-демократов — 65, эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в 1-й Г. д.), правых и октябристов — 54, автономистов — 76, беспартийных — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократических реформ представлена одним депутатом. Председатель Г. д. — кадет Ф. А. Головин.
Кадеты, выдвинув лозунг «бережения Думы», пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа — октябристов, Польское коло, мусульманскую и казачью группы. Во имя «осторожности» кадеты отказались от лозунга «ответственного министерства» и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований. Они сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политической амнистии и др.; добились принципиального одобрения бюджета 1. д. и т. о. укрепили доверие к царизму со стороны его западно-европейских кредиторов.
Центральным оставался аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский указ 9 ноября 1906 (см. Столыпинская аграрная реформа). Кадеты сильно урезали свой аграрный проект, сведя до минимума элемент принудительного отчуждения земли за выкуп. Трудовики по аграрному вопросу занимали ту же революционную позицию, что и в 1-й Г. д.; в решении остальных вопросов они колебались между революционными социал-демократами и кадетами. Эсеры внесли проект социализации земли, социал-демократическая фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
Линия социал-демократической фракции определялась меньшевистским большинством; из 54 социал-демократических депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Г. д. не от партии, имели совещательный голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значительная часть меньшевиков, в том числе группа кавказских депутатов во главе с лидером фракции И. Г. Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Г. д., большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. В Г. д. они отстаивали тактику «левого блока» с трудовиками, меньшевики же выступали за сотрудничество с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьёзные политические просчёты по важнейшим программным и тактическим вопросам.
Вопрос о борьбе между меньшевиками и большевиками внутри фракции был перенесён на Пятый (Лондонский) съезд РСДРП (См. Пятый Съезд РСДРП). Меньшевики требовали одобрить деятельность фракции, признать её самостоятельность по отношению к ЦК, угрожая в противном случае сложить полномочия фракции и пойти на раскол. На съезде победила большевистская точка зрения. Однако социал-демократической фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда: правительство решило разогнать Г. д. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокационное обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь на 3 июня социал-демократическая фракция была арестована, а затем предана суду. 3 июня была распущена 2-я Г. д. и опубликован новый избирательный закон (см. Третьеиюньский государственный переворот 1907).
Третья Г. д. (1 ноября 1907—9 июня 1912; пять сессий). Закон 3 июня радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено около 1/4 выборщиков). Право рабочих и крестьянских выборщиков самим избирать положенное им число депутатов из своей среды передавалось губернскому избирательному собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Городская курия разделялась на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю— мелкая буржуазия и городская интеллигенция. Представительство народов национальных окраин резко сокращалось; народы Средней Азии, Якутии и некоторых др. национальных районов полностью отстранялись от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442.
Выборы происходили осенью 1907. В 1-ю сессию 3-я Г. д. насчитывала: крайних правых депутатов — 50, умеренно-правых и националистов (См. Националисты) — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, «прогрессистов» (См. Прогрессисты) — 28, кадетов — 54, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, Польское коло 11, трудовиков — 14, социал-демократов — 19. Пред. Г. д. — октябрист Н. А. Хомяков, с марта 1910 — А. И. Гучков, с 1911 — октябрист М. В. Родзянко. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Г. д. зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов) партией «центра». Если они голосовали с правыми, создавалось правооктябристское большинство (насчитывало примерно 300 чел.), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское (более 250 чел.). Эта важнейшая особенность 3-й Г. д. отражала новую политику царизма — политику думского Бонапартизма. Бонапартистской политикой заигрывания с кулаком, с одной стороны, лавирования между помещиками и буржуазией в Г. д. — с другой, царизм стремился обеспечить перестройку абсолютистской монархии в буржуазную при сохранении своего политического всевластия, доходов и привилегий помещиков.
Несмотря на разгул реакции, в массах сохранилось революционное настроение, вылившееся уже в 1912 в новый подъём революционного движения. Царизм отказывался проводить реформы, опасаясь, что они приблизят революцию. Либералы в страхе перед революцией не были способны на борьбу с царизмом. Это привело к тому, что Г. д. принимала открыто реакционные законопроекты и штамповала многочисленные мелкие проекты, получившие название «законодательной вермишели». Г. д. осуществила лишь одну крупную реформу, приняв указ 9 ноября 1906, направленный на разграбление общинных земель в пользу кулака, ещё более усилив его насильственные, антикрестьянские черты (закон 14 июня 1910). Минимум политических и административных преобразований, необходимых для перехода царизма на рельсы буржуазной монархии, не был проведён. Это означало, что Г. д., как «конституционное прикрытие» царизма, оказалась несостоятельной. «Самодержавие, — писал В. И. Ленин, — отсрочило свою гибель, успев сорганизовать такую Думу, но оно не укрепляется этим, а разлагается от этого» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 401). Бессилие Думы приводило к грызне и взаимному разоблачению фракций контрреволюционного большинства. Кризис 3-й Г. д. начался с первых же дней её существования. Потерпела провал и думская политика октябристов, а также кадетов, основанная на прислужничестве перед октябристами и П. А. Столыпиным. Углублению кризиса способствовала позиция депутатов-крестьян. По аграрному вопросу не только трудовики, но и крестьяне — члены правых фракций, стояли на революционно-демократических позициях. Последние хотя и проголосовали за указ 9 ноября 1906, но одновременно внесли свой аграрный законопроект, требовавший фактически ликвидации помещичьего землевладения. Трудовики, несмотря на колебания между кадетами и социал-демократами, выражали в своих выступлениях революционные настроения крестьянства, непримиримость его интересов с самодержавием и черносотенной Г. д. Большую роль в кризисе третьедумской системы сыграла деятельность социал-демократической фракции. Из 6 депутатов, избранных по рабочей курии, было 4 большевика (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков). К большевикам примыкали депутаты И. П. Покровский и А. И. Предкальн. В начале работы Г. д. под влиянием меньшевистского большинства социал-демократическая фракция допустила ряд серьёзных ошибок: при обсуждении правительственной декларации 16 ноября 1907 выступила с декларацией, в которой отсутствовало классовое социалистическое содержание, были урезаны требования программы-минимум РСДРП, и др. Начиная со 2-й сессии, деятельность фракции активизируется. Численность её сократилась до 14 чел. за счёт ухода из неё оппортунистических элементов, возросла роль большевистской части во главе с Полетаевым. Главную роль в улучшении работы фракции играла критика и помощь со стороны В. И. Ленина. Члены фракции выступили с речами по бюджету, вероисповедным, национальным, внешнеполитическим и др. вопросам, в которых разоблачали антинародную политику царизма и Думы; заняли последовательную социал-демократическую позицию при обсуждении указа 9 ноября, требуя конфискации всех помещичьих земель. Социал-демократические депутаты внесли в Г. д. ряд запросов, имевших большое агитационное значение [в т. ч. запросы о преследовании профсоюзов, о суде над социал-демократической фракцией 2-й Г. д., о Ленском расстреле (См. Ленский расстрел) (1912)]. Поддержку пролетариата получили внесённые социал-демократической фракцией законопроекты о 8-часовом рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д., позиция социал-демократических депутатов при обсуждении Г. д. страховых законопроектов. Социал-демократы внесли к законопроектам 162 поправки, но все они были отвергнуты большинством Г. д.
Четвёртая Г. д. [15 ноября 1912—6 (19) октября 1917; пять сессий]. Деятельность 4-й Г.д. проходила в условиях предвоенного революционного подъёма, 1-й мировой войны 1914—18 и революционного кризиса, завершившегося свержением царизма. Выборы в 4-ю Г. д. состоялись в сентябре — октябре 1912. Царизму удалось сохранить в 4-й Г. д. два большинства: правооктябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Среди 442 депутатов 4-й Г. д. националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, правых — 65, кадетов — 59, прогрессистов — 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики — 10, беспартийные — 7. Председатель Г. д. — октябрист М. В. Родзянко. Октябристы сохранили за собой роль «центра». Характерным для 4-й Г. д. явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции «прогрессистов», которые представляли, по выражению Ленина, «...помесь октябристов с кадетами» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 327). Кадеты вышли на выборы под лживым лозунгом «спасения конституции» с целью завоевать массы на свою сторону и затормозить подъём революционного движения в стране, но потерпели провал. Меньшевики выдвинули лозунг «Вырвать Думу из рук реакции», что объективно означало передачу гегемонии либералам. Большевики противопоставили им лозунг «Вырвать демократию из рук либералов», основанный на том, что «...только вышедшая из-под зависимости либералов демократия способна на деле подорвать реакцию» (там же, с. 334). Избирательная программа большевиков, разработанная Лениным, разъясняла безнадёжность реформ и ставила ближайшей задачей свержение царизма и завоевание демократической республики силами пролетариата и крестьянства (см. Большевистская фракция 4-й Государственной думы).
Революционный подъём и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией обусловили полный законодательный паралич 4-й Г. д. правительство завалило Г. д. т. н. «законодательной вермишелью» — в период 1-й и 2-й сессий (1912—14) в неё было внесено свыше 2 тыс. мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. В 4-й Г. д. чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в «оппозиционных» правительству голосованиях и в попытках «самостоятельной» законодательной инициативы. Практического значения это не имело: законопроекты застревали в комиссиях или проваливались Государственным советом.
С началом 1-й мировой войны сессии созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Г. д. 26 июля 1914 состоялась однодневная чрезвычайная сессия Г. д., на которой Дума проголосовала за военные кредиты, продемонстрировав «национальное единство» буржуазии и помещиков в вопросах империалистической внешней политики. Социал-демократическая фракция выступила против предоставления военных кредитов. Очередная (3-я) сессия 4-й Г. д. была созвана 27 января 1915 для принятия бюджета. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 и бурный рост революционного движения нарушили «единение» царя с Г. д. 19 июля 1915 открылась 4-я сессия Г. д. Крайние правые полностью поддержали правительственную декларацию. Но др. буржуазно-помещичьи фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой правительства, требуя создания кабинета, пользующегося «доверием страны». Вокруг этого лозунга объединились большинство фракций Г. д. и часть фракций Государственного совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании «Прогрессивного блока» (См. Прогрессивный блок) (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание «Прогрессивного блока» означало полный крах политики бонапартизма; это было последней попыткой буржуазии заставить царизм дать минимум либеральных реформ, чтобы предотвратить надвигавшуюся революцию. Страх перед революцией определял тактику блока, крайнюю узость и ограниченность его программы, которая сводилась к требованиям создания «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Но и эта программа оказалась неприемлемой для царизма: 3 сентября 1915 Г. д. была распущена на каникулы.
Роспуск Г. д. был показателем «кризиса верхов» и одним из самых ярких проявлений революционного кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Г. д. активно сотрудничали с правительством, принимая участие в работе «особых совещаний» (См. Особые совещания). 9 февраля 1916 возобновились занятия Г. д. Лишь крайнее обострение политического положения в стране осенью 1916 заставило буржуазию взять более решительный тон. Открывшаяся 1 ноября 1916 5-я сессия Г. д. приступила к обсуждению общего положения в стране. «Прогрессивный блок» потребовал отставки председателя Совета Министров, открытого германофила Б. В. Штюрмера. 10 ноября Штюрмер получил отставку. Новый глава правительства А. Ф. Трепов (См. Треповы) предложил Г. д. несколько частных законопроектов. В ответ Г. д. выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет. Это свидетельствовало о полной изоляции царя и правительства. 16 декабря 1916 Г. д. была распущена. В день возобновления её заседаний, 14 февраля 1917, представители буржуазных партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Г. д. Однако демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революционный характер. Указом 25 февраля 1917 занятия Г. д. были прерваны. Больше Г. д. не собиралась, но формально она продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февраля (12 марта) в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 (См. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917) был создан контрреволюционный Временный комитет Государственной думы 1917, который 2(15) марта в результате переговоров с эсеро-меньшевистским Исполкомом Петроградского совета сформировал буржуазно-помещичье Временное правительство. В последующий период деятельность Г. д. проходила под видом «частных совещаний». Г. д. открыто выступала против Советов, её члены были вдохновителями и участниками контрреволюционных заговоров. Только 6(19) октября 1917 под давлением революционных масс Временное правительство распустило Г. д. ввиду начала выборов в Учредительное собрание. Окончательно Г. д. была ликвидирована Великой Октябрьской социалистической революцией. 18(31) декабря 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Г. д. и Временного комитета.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11—17, 19—35; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумом ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1953, с. 92-94, 100—101, 114—16, 127—28, 137, 141—43, 157—58, 161—62, 166—68, 173—78, 182—84, 186, 198-201, 223—25, 248, 273—76, 278—82, 294—95, 312—14; История КПСС, т. 2-3, М., 1966—67; Законодательные акты переходного времени 1904—1908 гг., СПБ. 1909; Государственная Дума. Стенографические отчёты. Созыв 1—4, СПБ, 1906—17; Государственная дума в России. Сб. документов и материалов, сост. Ф. И. Калинычев, М., 1957: Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1—3, М., 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в революции 1905—07 гг., М. — Л., 1939; Сидельников С. М., Образование и деятельность первой Государственной думы, М., 1962; Воспоминания Ф. А. Головина о II Государственной думе, «Исторический архив», 1959, № 4—6; Разгон II Государственной думы, «Красный архив», 1930, № 6; Аврех А. Я., Вопрос о западном земстве и банкротство Столыпина, в сборнике: Исторические записки, т. 70, [М.], 1961; его же, Царизм и третьеиюньская система, М., 1966; его же, Столыпин и Третья Дума, М., 1968; Грунт А., «Прогрессивный блок», «Вопросы истории», 1945, № 3—4; Дякин В.С., Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914—1917), Л., 1967.
А. Я. Аврех (2-я и 3-я Государственные думы), А. Я. Грунт (1-я и 4-я Государственные думы).

Советская историческая энциклопедия:

В России (1906-1917) — представительное законодат. учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском революции 1905-07 в России для союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма.
=====
Первая Г. д. (27 апр. — 8 июля 1906, одна сессия). Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905 смела совещат. Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905, обещавшим "незыблемые основы гражд. свободы" и созыв законодат. Г. д., к выборам к-рой будут допущены все слои населения. 11 дек. 1905, в разгар вооруж. восстания в Москве, был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельч., городской и крестьянской куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих; это и др. ограничения лишили избират. права ок. 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие действит. службы, ряд нац. меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельч. курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными). Пр-во еще рассчитывало "..."сыграть" в крестьянский цезаризм" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 262), рассматривало крестьянство как свою монархич., консервативную опору. Поэтому крестьянам обеспечивалось ок. 45% мест в Г. д. Общее число членов Г. д. было определено в 524 чел. Признав за Г. д. законодат. права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февр. 1906 Государственный совет был преобразован во вторую законодат. палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять основные гос. законы. Правилами 8 марта 1906 из ведения Г. д. изымалась значит. часть гос. бюджета. Согласно новой редакции Основных государственных законов (23 апр. 1906), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним мин-во, руководство внеш. политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, к-рые затем формально утверждались Г. д. (ст. 87). Все это превращало Г. д. фактически в безвластный орган.
=====
Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революц. движения бойкот не удался. Срыву бойкота способствовали конституц. иллюзии крестьянства, порожденные либеральными маневрами царизма и предвыборной демагогией кадетов. Выборы в Г. д. проходили в февр.-марте 1906, в обстановке правительств. репрессий. В условиях, когда действительно левые партии были устранены от выборов арестами, избират. законом и т. д., победа досталась кадетам.
=====
Вследствие неодновременности выборов работа Г. д. проходила при неполном составе. Из 478 депутатов 1-й Г. д. кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, укр., эст., латыш., литов. и др. бурж.-националистич. групп) — 63, октябристов — 16, беспартийных — 105, трудовиков — 97, с.-д. — 18 (количеств. состав фракций Г. д. не был постоянным). Председателем Г. д. был выбран кадет С. А. Муромцев, секретарем — кадет Д. И. Шаховской. Занимая первенствующее положение в Думе и мечтая "о союзе направо и о симпатии слева" (там же, т. 10, стр. 365), кадеты оказались перед неразрешимыми противоречиями, под знаком к-рых прошла вся практич. работа 1-й Г. д. В первые же дни занятий Г. д. пр-вом были отвергнуты политич. притязания кадетов, высказанные в форме робких пожеланий частичной политич. амнистии, создания "ответственного перед Г. д. мин-ва", расширения избират. прав и др. бурж. свобод, увеличения крест. землепользования и т. д. В многочисл. думских комиссиях были похоронены законопроекты об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др.
=====
Центр. вопросом в Г. д. был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Г. д. законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший дополнит. зем. наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке". Но и этот законопроект, рассчитанный на сохранение помещичьего землевладения, отрыв крест. масс от революции и примирение их с помещиками, был обречен на провал. Пр-во еще накануне созыва Г. д. приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о "принудительном отчуждении". Клас. борьба в деревне доказала бесплодность надежд на "социальный мир" и заставляла пр-во переходить от игры в "крестьянский цезаризм" к столыпинскому решению агр. вопроса. Бессилие Думы, разоблачение большевиками либерально-монархич. природы кадетов, их стремлений прекратить революцию путем незначительных, приемлемых для помещиков и царизма уступок народу, — все это вело к росту революц. настроений в массах, к крушению конституц. иллюзий, что никак не отвечало кадетской идее "мирного парламентаризма".
=====
Вторая по величине фракция Г. д. — трудовики — представляла мелкобуржуазную, прежде всего крест. демократию. 23 мая трудовики выступили, в противовес кадетскому "проекту 42", со своим агр. законопроектом ("проект 104"), в к-ром требовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельч. земель, превышавших "трудовую норму", создания "общенародного земельного фонда" и введения уравнит. землепользования по "трудовой норме". Практич. разрешение агр. вопроса передавалось избираемым всеобщим голосованием местным зем. к-там. Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе (допускалась возможность компенсации за отчуждаемую землю за счет гос-ва) и утопичность их рассуждений о "трудовом начале" как базе для развития социализма, это был революц. законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 33 депутатами (в основном эсерами) был внесен еще один проект Основного земельного закона, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Г. д. отказалась обсуждать "проект 33", как "ведущий к черному переделу". В ходе думских прений трудовики все более высвобождались из-под влияния кадетов, сближаясь по ряду вопросов с социал-демократами. С.-д. прошли в Г. д. "непартийным путем". Они были избраны голосами гл. обр. крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе с.-д. депутатов. С.-д. вошли во фракцию трудовиков, но в июне, в силу решения IV Объединительного съезда РСДРП, выделились в самостоят. фракцию. В. И. Ленин рассматривал это решение как ошибку, поскольку избранные депутаты не представляли сознательный пролетариат, бойкотировавший выборы. Вместе с тем он считал, что поскольку с.-д. фракция создана, ею нужно руководить. Ленин стремился направить действия рабочих депутатов по революц. пути, давал им практич. советы, отмечал успехи, резко критиковал промахи и ошибки. Успехом с.-д. фракции была критика ею кадетского законопроекта о свободе собраний, выступления о недопустимости предоставления пр-ву — "истинному виновнику голодовок" — денег в фонд помощи голодающим и др. Правильным было и решение фракции не выдвигать своего аграрного законопроекта и голосовать за революционный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу "центром общенародного движения", поддержка кадетского лозунга "ответственного министерства" и т. д.).
=====
В условиях обострения внедумской борьбы классов пр-во находило дальнейшее существование Г. д. опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в к-ром категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубл. царский манифест, объявивший, что поскольку "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область" Г. д. закрывается. В этом факте сказалась вся призрачность, вся фиктивность российской конституции и парламентаризма и вся реальность самодержавного строя в России (см. В. И. Ленин, Соч., т. 11, с. 91-92).
=====
9-10 июля группа депутатов, ок. 200 чел. (кадеты, трудовики, с.-д.), провела в Выборге совещание и приняла воззвание (см. Выборгское воззвание), в к-ром призвала к пассивному сопротивлению пр-ву. Но уже в сент. на своем съезде кадеты отказались от "пассивного сопротивления", признав его практически неосуществимым.
=====
Вторая Г. д. (20 февр. — 2 июня 1907, одна сессия) была созвана в обстановке упадка революции. По т. н. "сенатским разъяснениям" избират. закона от выборов (янв.-февр. 1907) были отстранены десятки тысяч рабочих, мелких землевладельцев. Широко практиковались аресты, кассирование и подделка выборов. Свободу агитации получили только правые партии и кадеты. И все же состав 2-й Г. д. оказался более левым, чем 1-й. Это было обусловлено возросшей политич. сознательностью масс, отходом значит. части крестьянства от кадетов, участием в выборах большевиков.
=====
Из 518 депутатов, участвовавших в работе Г. д., было 65 с.-д., эсеров — 37, народных социалистов — 16, трудовиков — 104, кадетов — 98 (почти вдвое меньше, чем в 1-й Г. д.), правых и октябристов — 54, националов — 76, беспарт. — 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократич. реформ — 1 депутата. Усиление крайних флангов свидетельствовало о дальнейшем размежевании революц. и контрреволюц. сил, вызванном провалом кадетов в 1-й Г. д. Пред. и секретарь Г. д. — кадеты Ф. А. Головин и М. В. Челноков.
=====
Все время Г. д. была под угрозой разгона. Правые депутаты систематически устраивали инциденты и скандалы, чтобы создать повод для ее роспуска. Кадеты, выдвинув лозунг "бережения Думы", пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа — октябристов, Польское коло, мусульманскую и казачью группы. Во имя "осторожности" кадеты отказались от лозунга "ответственного мин-ва" и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований; они уговорили трудовиков не отвечать на правительств. декларацию, с к-рой 6 марта в Г. д. выступил Столыпин (Г. д. приняла формулу простого перехода к очередным делам без всякой оценки политики пр-ва). Кадеты провалили, в связи с обсуждением вопроса о голоде, предложение с.-д. фракции о создании парламентской комиссии для расследования дел на местах; сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политич. амнистии и др. Запугивая роспуском Г. д., они уговорили трудовиков не голосовать за предложение с.-д. фракции отвергнуть бюджет без передачи в комиссию. Тем самым они добились принципиального одобрения бюджета Г. д. и, следовательно, укрепили доверие к царизму со стороны его зап.-европ. кредиторов.
=====
Центральным во 2-й Г. д., как и в 1-й, был аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский указ 9 нояб. 1906 (см. Столыпинская аграрная реформа). Кадеты сильно урезали свой агр. проект, сведя до минимума элемент принудит. отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного зем. фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от того, сколько найдется "свободной" земли и т. д.). Трудовики по агр. вопросу занимали во 2-й Г. д. ту же революц. позицию, что и в 1-й; в решении остальных вопросов они колебались между революц. с.-д. и кадетами. Эсеры внесли проект социализации, с.-д. фракция — проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли.
=====
Линия с.-д. фракции определялась меньшевистским большинством: из 54 с.-д. депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Г. д. не от партии, имели совещат. голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значит. часть меньшевиков, в т. ч. группа кавк. депутатов во главе с лидером фракции Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Г. д., большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. Во время избират. кампании они выступили против меньшевистской тактики блока с кадетами. В своей деятельности в Г. д. большевики отстаивали тактику "левого блока" с трудовиками, тогда как меньшевики целиком исходили из идеи сотрудничества с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьезные политич. шатания по важнейшим программным и тактич. вопросам: она голосовала за кадетского кандидата в пред. Г. д., отвергнув требование большевиков голосовать за трудовика или беспартийного; в ответе фракции на декларацию Столыпина, с к-рым выступил Церетели, ни слова не было сказано о социализме, отсутствовала с.-д. оценка текущего момента. В своей бюджетной резолюции фракция опустила изложение социалистич. точки зрения на бюджет бурж. гос-ва и т. д. Действия фракции поддерживались и руководились меньшевистским ЦК.
=====
Борьба между меньшевиками и большевиками внутри фракции была перенесена на V-й (Лондонский) съезд РСДРП. Меньшевики требовали безоговорочного одобрения деятельности фракции, признания ее самостоятельности по отношению к ЦК, угрожая сложением полномочий фракции и расколом. На съезде победила большевистская точка зрения; в принятой резолюции отмечалось, что деятельность с.-д. в Г. д. должна быть подчинена задачам внедумской борьбы пролетариата. Однако фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда. 2-я Г. д. доживала последние дни, так и не успев приступить к "органической" работе. Убедившись, что и на этот раз кадетам не удалось повести за собой трудовиков, примирить крестьян с помещиками, пр-во решило разогнать Г. д. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокац. обвинение с.-д. фракции в воен. заговоре. 1 июня Столыпин потребовал от Г. д. исключения из числа депутатов и привлечения к следствию 55 членов с.-д. фракции и санкции на немедленный арест 16 из них. Г. д. создала комиссию с поручением срочно рассмотреть это обвинение. Не дождавшись конца работы комиссии, пр-во в ночь на 3 июня арестовало, а затем предало суду с.-д. фракцию. 3 июня была распущена 2-я Г. д. и опубликован новый избират. закон (см. Третьеиюньский переворот 1907).
=====
Третья Г. д. (1 нояб. 1907 — 9 июня 1912, пять сессий) — единственная из всех 4 дум, просуществовавшая весь положенный 5-летний срок. Оставив в силе все антидемократич. черты закона 11 дек. 1905, закон 3 июня вместе с тем радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено ок. 1/4 выборщиков). Не только рабочие, но и крест. выборщики были лишены теперь права самим избирать положенное им число депутатов из своей среды. Это право передавалось губ. избират. собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Гор. курия была разделена на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю — мелкая буржуазия и гор. интеллигенция. Представительство народов нац. окраин было резко сокращено; народы Ср. Азии, Якутии и нек-рых др. нац. р-нов были полностью отстранены от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442.
=====
Выборы, происходившие осенью 1907, дали результат, предусмотренный новым избират. законом. В 1-ю сессию 3-я Г. д. насчитывала 50 крайних правых депутатов, умеренно-правых и националистов — 97, октябристов и примыкавших к ним — 154, "прогрессистов" — 28, кадетов — 54, мусульманская группа — 8, литовско-белорусская группа — 7, польское коло — 11, трудовиков — 14, с.-д. — 19 (последующие изменения в числ. составе фракций не имели существенного значения). Председателем Г. д. был избран октябрист Н. А. Хомяков, к-рого в марте 1910 сменил октябрист А. И. Гучков, секретарем — представитель правых И. П. Созонович. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Г. д. зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов) партией "центра". Если они голосовали с правыми, создавалось право-октябристское большинство (насчитывало примерно 300 чел.), если совместно с прогрессистами и кадетами — октябристско-кадетское (более 250 чел.). Эта важнейшая особенность 3-й Г. д. отражала новую политику царизма — политику думского бонапартизма, к-рый был органич. продолжением агр. бонапартизма, выраженного в столыпинской агр. реформе. Царизм вынужден был учесть уроки революции 1905-07, свидетельствовавшие о невозможности сохранения самодержавия в неизменном виде. Бонапартистской политикой заигрывания с кулаком, с одной стороны, лавирования между помещиками и буржуазией в Г. д. — с другой, он стремился обеспечить перестройку абсолютистской монархии в буржуазную при сохранении своего политич. всевластия, доходов и привилегий помещиков. В задачу Г. д. входило проведение совместными усилиями буржуазии и помещиков минимума либеральных реформ, увенчивающих столыпинскую перестройку деревни. "III Дума, — указывал В. И. Ленин, — есть политически оформленный, общенациональный союз политических организаций помещиков и крупной буржуазии" (Соч., т. 15, с. 368). Но царизм обставил этот союз такими гарантиями (ничтожность прав Г. д., преобладание в ней крепостников-помещиков, Гос. совет, проваливавший неугодные законопроекты, принятые Г. д., и т. д.), к-рые делали его полным хозяином в Думе. При помощи право-октябристского большинства пр-во намеревалось проводить охранительные законопроекты, направленные на борьбу с революцией, а с октябристско-кадетским — умеренные либеральные реформы в области управления, земства, суда и т. д. Правые и Столыпин, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", фактически свели на нет деятельность 2-го большинства. Несмотря на разгул реакции, в массах сохранилось революц. настроение, вылившееся уже в 1910 в новый подъем революц. движения. Поэтому царизм отказывался давать реформы, опасаясь, что они приблизят революцию. Либералы в страхе перед революцией не были способны на борьбу с царизмом. Это привело к тому, что Г. д. принимала открыто реакц. законопроекты и штамповала многочисл. мелкие проекты, получившие название "законодат. вермишели". "Либеральные" же законопроекты либо проваливались самой Г. д., либо хоронились Гос. советом. Были отвергнуты принятые Г. д. вероисповедные законопроекты, гл. из к-рых был проект, облегчавший положение старообрядцев. Не было введено волостное земство. Провалились законопроекты о поселковом управлении, волостном и местном суде и т. д. Оказались бесплодными все "патриотические" усилия думской комиссии по гос. обороне побудить пр-во произвести жизненно необходимые преобразования в воен. и мор. мин-вах. В 1912 октябристы капитулировали в этом вопросе, проголосовав вместе с правыми за предоставление пр-ву полумиллиардного кредита для выполнения воен.-мор. программы, хотя в воен. ведомствах остались неизменными порядки, приведшие к разгрому в рус.-япон. войне. Из 10 разработанных пр-вом законопроектов по рабочему вопросу стали законами только 2: о страховании рабочих от несчастных случаев и на случай болезни (см. Страховое законодательство), распространявшиеся всего на 20% лиц, занятых наемным трудом. Г. д. осуществила лишь одну крупную реформу, приняв указ 9 нояб. 1906, направленный на разграбление общинных земель в пользу кулака, еще более усилив его насильственные, антикрестьянские черты (закон 14 июня 1910). Т. о., минимум политич. преобразований, необходимых для перехода царизма на рельсы бурж. монархии, не был проведен.
=====
Это означало, что Г. д., как "конституционное прикрытие" царизма, оказалась несостоятельной, становясь дополнит. фактором его ослабления. "Самодержавие, — писал В. И. Ленин, — отсрочило свою гибель, успев сорганизовать такую Думу, но оно не укрепляется этим, а разлагается от этого. Дума есть такое "покрытие", которое стоит иного "раскрытия"..." (там же, с. 359). Бессилие Думы приводило к грызне и взаимному разоблачению фракций контрреволюц. большинства и к потере ею последних остатков престижа в массах. Кризис 3-й Г. д. начался с первых же дней ее существования. В 1909 правые в Гос. совете подняли кампанию против принятого Г. д. мелкого законопроекта о штатах мор. ген. штаба на том основании, что Дума якобы вторглась в прерогативы верховной власти. Правая печать обвиняла Столыпина и октябристов в стремлении захватить управление армией и страной в свои руки. Законопроект не был утвержден царем. Возник "министерский" кризис. Столыпин спасся от отставки ценой полной капитуляции перед правыми, переориентировки с октябристов на националистов. 1910-11 в истории Г. д. проходят под знаком националистич. законопроектов, направленных против Финляндии и Польши. На базе националистич. политики произошло объединение умеренно-правых и националистов в партию и фракцию "русских националистов", претендующую на роль "центра" взамен октябристов, к-рые фактически подчинились влиянию националистов. Принятый Г. д. законопроект об общеимперском финл. законодательстве (закон 17 июня 1910) был направлен на полное уничтожение финл. конституции, т. к. изымал из сферы действия сеймового законодательства и объявлял общеимперскими все важные области законодательства — финансы, жел. дороги, связь, школу, суд и т. д. В мае 1910 Г. д. приняла правительств. законопроект о введении земства в 6 зап. губ. — Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской, — направленный на разжигание нац. розни в крае путем деления избирателей на нац. курии — польскую и русскую, ограничения крест. представительства, недопущения в земство евреев и т. д. Той же цели служил и др. законопроект, принятый Г. д. в апр. 1912, — о выделении из состава Царства Польского вост. частей Люблинской и Седлецкой губ. с образованием из них Холмской губ., превращавшейся во внутр. губ. России. Однако крах политики бонапартизма окончательно подорвал веру верхов в Столыпина. В марте 1911 Гос. совет развязал "министерский" кризис, демонстративно провалив принятый Г. д. законопроект о зап. земстве. Столыпин добился у царя согласия распустить на 3 дня Г. д. и Гос. совет, в течение к-рых законопроект был проведен в порядке 87-й ст. Основных законов. Но это была "пиррова" победа Столыпина. Крах бонапартистской политики означал его политич. смерть. Вскоре после этого, 1 сент. 1911, Столыпин был смертельно ранен агентом охранки. Вместе со Столыпиным потерпел крах и октябристский "центр". В знак протеста против 3-дневного роспуска Г. д. Гучков подал в отставку; пред. Г. д. был избран правый октябрист М. В. Родзянко. Потерпела провал и думская политика кадетов, основанная на прислужничестве перед октябристами и Столыпиным. На конференциях партии представители с мест единодушно подчеркивали, что кадеты полностью скомпрометировали себя в глазах масс, к-рые совершенно не отличают их от октябристов.
=====
Углублению кризиса 3-й Г. д. способствовала позиция депутатов-крестьян. По агр. вопросу не только трудовики, но и крестьяне — члены правых фракций, стояли на революц.-демократич. позициях. Последние хотя и проголосовали за указ 9 нояб. 1906, но одновременно внесли свой агр. законопроект, требовавший фактически ликвидации помещичьего землевладения. Трудовики, несмотря на колебания между кадетами и с.-д., выражали в своих выступлениях революц. настроения крестьянства, непримиримость его интересов с самодержавием и черносотенной Г. д.
=====
Большую роль в кризисе третьедумской системы сыграла деятельность с.-д. фракции. Из 6 депутатов, избранных по рабочей курии, было 4 большевика (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков); 5-й — В. Д. Косоротов — по требованию пр-ва был исключен из состава Г. д., предан суду и заключен в крепость. К большевикам примыкали депутаты И. П. Покровский и А. И. Предкальн. Меньшевики, составлявшие большинство фракции, прошли в Г. д. голосами гл. обр. мелкобурж. избирателей. В начале работы Г. д. фракция под влиянием меньшевистского большинства допустила ряд серьезных ошибок: при обсуждении правительств. декларации 16 нояб. 1907 выступила с декларацией, в к-рой отсутствовало клас. социалистич. содержание и были урезаны требования программы-минимум; голосовала за ассигнование 6,5 млн. руб. на "народное образование", предоставленные в распоряжение реакц. мин-pa Шварца; некритич. восхваление 1-й и 2-й Г. д. и др. Начиная со 2-й сессии, деятельность фракции улучшается. Численность ее сократилась до 14 чел. за счет ухода случайных элементов, возросла роль большевистской части во главе с Полетаевым. Гл. роль в улучшении работы фракции играла критика и помощь со стороны В. И. Ленина, центр. и местных большевистских орг-ций.
=====
Фракция выступила с рядом удачных речей по бюджету, вероисповедным, нац., внешнеполитич. и др. вопросам, разоблачавших антинар. политику царизма и Думы, заняла последовательную с.-д. позицию при обсуждении указа 9 нояб., выступая за конфискацию всех помещичьих земель. С.-д. депутаты внесли в Г. д. серию запросов, имевших большое агитац. значение (в т. ч. запросы о преследовании профсоюзов, о суде над с.-д. фракцией 2-й Г. д., о Ленском расстреле).
=====
Широкую поддержку пролетариата получили: внесенные фракцией законопроекты о 8-час. рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д., позиция с.-д. депутатов при обсуждении Г. д. страховых законопроектов (требования отнести расходы по страхованию на счет предпринимателей и гос-ва, предоставить управление больничными кассами рабочим. Всего с.-д. внесли к законопроектам 162 поправки, все они были отвергнуты большинством Г. д.).
=====
Четвертая Г. д. (15 нояб. 1912 — 6 окт. 1917, пять сессий). Деятельность 4-й Г. д. проходила в условиях предвоен. революц. подъема, 1-й мировой войны и революц. кризиса, завершившегося свержением царизма. Выборы в 4-ю Г. д. проходили в сент.-окт. 1912. Рост рабочего и крест. движения, падение право-октябристского большинства в конце работы 3-й Г. д. заставили пр-во мобилизовать все средства, чтобы не допустить сдвига 4-й Г. д. "влево" по сравнению с ее предшественницей. Стремясь протащить в Г. д. своих ставленников, оно прибегло к помощи духовенства, участвовавшего в уездных съездах землевладельцев в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. В 46 губ. Европ. России на съездах мелких землевладельцев и настоятелей церквей в числе избранных 7990 уполномоченных 6516 были священниками. В рабочей, крестьянской, 2-й городской куриях, объединявших осн. массу демократич. избирателей, пр-во воздействовало на выборы методом полицейских репрессий и всевозможных махинаций вроде ограничения числа избирателей путем "разъяснений" и т. д. Царизму удалось сохранить в 4-й Г. д. два большинства: право-октябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Среди 442 депутатов 4-й Г. д. правых было 65, националистов и умеренно-правых — 120, октябристов — 98, прогрессистов — 48, кадетов — 59, три нац. группы (польско-литовско-белорусская группа, польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, трудовики — 10, с.-д. — 14 (большевиков — 6, меньшевиков — 7, из к-рых 4 были избраны не по рабочей курии; 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), беспартийные — 7. Пред. и секретарем Г. д. были избраны октябристы М. В. Родзянко и И. Н. Дмитрюков. Изменения в составе помещичье-бурж. фракций Г. д. отражали "...процесс отмежевки правого крепостнически-реакционного крыла контрреволюции от либерально-буржуазного крыла той же контрреволюции" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 468), ускоренный разочарованием буржуазии в октябризме. Октябристы сохранили за собой роль "центра", но провал их был очевиден: фракция сократилась численно и на 3/4 обновила состав по сравнению с 3-й Г. д. Характерным для 4-й Г. д. явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции "прогрессистов", к-рые представляли "помесь октябристов с кадетами" (см. там же, с. 469). Кадеты, добивавшиеся дележа экономич. и политич. привилегий между помещиками и буржуазией, вышли на выборы под лживым лозунгом "спасения конституции" с целью завоевать массы на свою сторону и затормозить подъем революц. движения в стране, но потерпели провал.
=====
Меньшевики шли на выборы под лозунгом "вырвать Думу из рук реакции", что объективно означало передачу гегемонии либералам. Большевики противопоставили им лозунг "вырвать демократию из рук либералов", основанный на том, что"... только вышедшая из-под зависимости либералов демократия способна на деле подорвать реакцию" (там же, с. 476). Избират. программа большевиков, разработанная В. И. Лениным, разъясняла безнадежность реформ и ставила ближайшей задачей свержение царизма и завоевание демократич. республики силами пролетариата и крестьянства. Результаты выборов по рабочей курии показали рост влияния большевистской партии в пролетарских массах, особенно в пром. губ. (см. Большевистская фракция 4-й Государственной думы).
=====
Революц. подъем и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией обусловили полный законодат. паралич 4-й Г. д. Престиж ее падал не только в массах, но и у самих думцев. Пр-во завалило Г. д. "законодательной вермишелью". В период 1-й и 2-й сессий (1912-14) в нее было внесено св. 2 тыс. мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. Так, бюджет на 1914 фактически был утвержден пр-вом и опубликован не как закон, "одобренный Г. д. и Гос. советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный царем и составленный "согласно постановлениям" Г. д. и Совета. В 4-й Г. д. чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в "оппозиционных" пр-ву голосованиях и в попытках "самостоятельной" законодат. инициативы. В ответ на декларацию пр-ва 5 дек. 1912 оно приняло формулу, приглашавшую пр-во вступить на путь осуществления Манифеста 17 окт. 1905, в 1913-14 осудило политику Мин-ва внутр. дел, высказалось за кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и т. п. Практич. значения это не имело: законопроекты застревали в комиссиях или проваливались Гос. советом. Показное "полевение" Г. д. было попыткой убедить массы в возможности политич. свобод, поднять собственный престиж; вместе с тем оно свидетельствовало о начавшемся крушении третьеиюньской системы в обстановке нарастания общеполитич. кризиса в стране.
=====
С началом 1-й мировой войны ход работы Г. д. был нарушен. Сессии созывались нерегулярно, осн. законодательство осуществлялось пр-вом помимо Г. д. 26 июля 1914 состоялась однодневная чрезвычайная сессия Г. д., на к-рой все фракции, кроме с.-д., проголосовали за воен. кредиты, продемонстрировав "нац. единство" буржуазии и помещиков в вопросах империалистич. внеш. политики. Очередная (3-я) сессия 4-й Г. д. была созвана 27 янв. 1915 для принятия бюджета и продолжалась всего 3 дня. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 и бурный рост революц. движения нарушили "единение" царя с Г. д. 19 июля 1915 открылась 4-я сессия Г. д. Выступивший с декларацией пр-ва пред. Совета министров И. Л. Горемыкин, вместо оценки политич. положения, предложил Думе обсудить 3 малозначит. законопроекта. Крайние правые полностью поддержали его. Но др. бурж.-помещичьи фракции — от националистов до кадетов — выступили с критикой пр-ва, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны". Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Г. д. и часть фракций Гос. совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 авг. формального соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав к-рого вошли 236 депутатов Г. д. ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 фракции Гос. совета (академическая, "центр" и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание "Прогрессивного блока" означало конец двух большинств в Г. д., полный крах политики бонапартизма. Руководящая роль в блоке принадлежала кадетам, ставшим гл. выразителями надежд и устремлений всей бурж.-помещичьей контрреволюции. Создание блока было последней попыткой буржуазии заставить царизм дать минимум либеральных реформ, чтобы предотвратить надвигавшуюся революцию. Страх перед революцией определял тактику блока, крайнюю узость и ограниченность его программы, к-рая сводилась к требованиям создания "пр-ва доверия", частичной амнистии за политич. и религ. преступления, отмены нек-рых ограничений в правах нац. меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов и т. п. Но и эта программа оказалась неприемлемой для царизма: 3 сент. 1915 Г. д. была распущена на каникулы.
=====
Роспуск Г. д. был показателем "кризиса верхов" и одним из самых рельефных проявлений революц. кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Г. д. активно сотрудничали с пр-вом, принимая участие в работе "особых совещаний". 9 февр. 1916 возобновились занятия Г. д. Хотя правительств. декларация ни в коей мере не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Дума покорно занялась обсуждением бюджета и малозначимых законопроектов. Лишь крайнее обострение политич. положения в стране осенью 1916 заставило буржуазию взять более решительный тон. Открывшаяся 1 нояб. 1916 5-я сессия Г. д. отказалась от "деловой работы" и приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки пред. Сов. министров, открытого германофила и распутинца Б. В. Штюрмера. 10 нояб. Штюрмер получил отставку. Новый глава пр-ва А. Ф. Трепов предложил Г. д. несколько законопроектов, касающихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Г. д. выразила недоверие пр-ву. К ней присоединился Гос. совет. Это было свидетельством полной изоляции Николая II и пр-ва. Руководители "Прогрессивного блока" приняли участие в подготовке дворцового переворота. 16 дек. 1916 Г. д. была распущена. В день возобновления ее занятий, 14 февр. 1917, представители бурж. партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Г. д. Но демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революц. характер. Указом 25 февр. 1917 занятия Г. д. были прерваны. Больше Г. д. не собиралась, но формально и фактически продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февр.(12 марта) в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 был создан контрреволюц. Временный комитет Государственной думы, к-рый 2(15) марта в результате переговоров с эсеро-меньшевистским Исполкомом Петроградского совета сформировал бурж.-помещичье Временное правительство. В последующий период деятельность Г. д. проходила под видом "частных совещаний". Г. д. открыто выступала против Советов, ее члены были вдохновителями и участниками контрреволюц. заговоров, в т. ч. корниловского мятежа (см. Корниловщина). На 1-м Всеросс. съезде Советов 9(22) июня 1917 большевики потребовали немедленного и окончат. уничтожения Г. д. и Гос. совета, но эсеро-меньшевистское большинство съезда отвергло это предложение. Только 6(19) окт. 1917 под давлением революц. масс Временное пр-во постановило распустить Г. д. ввиду начала выборов в Учредительное собрание. Окончательно Г. д. была ликвидирована Окт. революцией. 18(31) дек. 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Г. д. и Врем. к-та.
=====
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 9-13, 15-26 (см. также Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, ч. 1, с. 103-106, 131-132, 544-545, 577-578); КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., М., 1953, с. 92-94. 100-101, 114-16, 127-28, 137, 141-43, 157-58, 161-62, 166-68, 173-78, 182-84, 186, 198-201, 223-25, 248, 273-76, 278-82, 294-95, 312-14; Законодат. акты переходного времени, 1904-1908 гг., СПБ, 1909; Гос. Дума. Стенографич. отчет. Созыв 1-4, СПБ, 1906-1917; Госдума в России. Сб. док-тов и мат-лов. Сост. Ф. И. Калинычев, М., 1957; Указатель к стенографич. отчетам Гос. думы, СПБ, 1906-16; Падение царского режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, ред. П. Е. Щеголева, т. 1-7, Л.-М., 1925-27; Пром-сть и торговля в законодат. учреждениях 1907-14 гг., кн. 1-3, СПБ, 1912-14; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1-3, М., 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в революции 1905-07 гг., М.-Л., 1939; Брусянин В. В., Указатель книг и статей о Гос. думе, М., 1913; Боиович М. M., Члены Гос. думы. Портреты и биографии. Созыв 1-4, М., 1906-13.
=====
1-я Гос. дума. Работы первой Гос. думы. По стенографич. отчетам сост. И. Бонч-Осмоловский..., СПБ, 1906; Царскосельские совещания, "Былое", П., 1917, No 5-6; Из правительств. настроений в эпоху 1-й Гос. думы, "КА", 1926, No 2; Письмо кн. Е. Н. Трубецкого Николаю Романову по поводу роспуска 1-й Гос. думы, "КА",1925, No 3/10; Таганцев Н. С., Пережитое. Учреждение Гос. думы в 1905-06 гг., т. 1-2, П., 1919; Обнинский В. П., Новый строй, М., 1909; Бородин И. A., Гос. дума в цифрах, СПБ, 1909; Милюков П. Н., Первая парламентская кампания большевиков, "ВИ", 1956, No 4; Сидельников С. М., Образование и деятельность 1-й Гос. думы, М., 1962; Черменский Е. Д., I Гос. дума, "ИЖ", 1939, No 5 (см. также лит. к ст. Выборгское воззвание).
=====
2-я Гос. дума. Воспоминания Ф. А. Головина о II Гос. думе, "ИА", 1959, No 4-6; Зарабов А., Вторая дума (Воспоминания), СПБ, 1908; Милюков П., Вторая дума, СПБ, 1908; Разгон II Гос. думы, "КА", 1930, No 6; Томсинский С. Г., Борьба классов и партий во 2-й Гос. думе, М., 1924.
=====
3-я Гос. дума. Корбут М. К., Страховые законопроекты в III Гос. думе, в кн.: Материалы по истории социального страхования, сб. 1, М., 1928; его же, Рабочее законодательство III Гос. думы, Каз., 1925; Предкальн А., Мытарства страховых законов, СПБ, 1913; Аврех А. Я., Третьеиюньская монархия и образование третьедумского помешичье-бурж. блока, "ВМГУ", историко-филологич. серия, 1956, No 1; его же, III Дума и начало кризиса третьеиюньской системы (1908-09 гг.), в сб.: "ИЗ", т. 53, (М.), 1955; его же, Аграрный вопрос в III Думе, там же, т. 62, (М.), 1958; его же, Вопрос о западном земстве и банкротство Столыпина, там же, т. 70, (М.), 1961; Добротвор Н. M., Рабочие депутаты в III Гос. думе, Горький, 1957.
=====
4-я Гос. дума. Буржуазия накануне февр. революции, М.-Л., 1927; Прогрессивный блок в 1915-17 гг., "КА", 1932, No 1-3, 1933, No1; Милюков П. Н., История второй рус. революции, т. 1, в. 1, С., 1921; Шульгин В. В., Дни, Л., 1927; Родзянко М. В., Гос. дума и Февральская 1917 года революция, Ростов/Д., 1919; Шидловский С. И., Член Гос. думы. Воспоминания, т. 1-2, Берлин, 1923; Ознобишин А. A., Воспоминания члена 4-й Гос. думы, Париж, 1927; Дневник члена Гос. думы В. М. Пуришкевича, Рига, 1924; Корбут М. К., Рабочая политика IV Гос. думы, "Кр. лет.", 1934, No 5-6; Грунт А., "Прогрессивный блок", "ВИ", 1945, No 3-4 (см. также лит. к статьям Большевистская фракция 4-й Государственной думы, "Прогрессивный блок").
=====
А. Я. Аврех (2-я и 3-я Гос. думы),
=====
А. Я. Грунт (1-я и 4-я Гос. думы). Москва.

Большой юридический словарь:

1) в российской империи в 1906-1917 гг. представительное учреждение (нижняя палата парламента) с ограниченными законодательными правами, созданное в результате революции 1905-1907 гг. избиралась по куриальной системе, выборы были неравными и непрямыми. г.д. не имела права изменять основные законы российской империи, ее решения могли быть отменены государственным советом (верхней палатой). император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство. ликвидирована в результате февральской революции 1917 г.;
2) в соответствии с конституцией РФ — нижняя палата федерального собрания. состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. порядок выборов устанавливается федеральным законом. главными полномочиями г.д. являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании и контроль за деятельностью правительства РФ.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Государственная дума

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

См. Дума государственная.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru