Определение слова «гностицизм»

Толковый словарь Ушакова:

ГНОСТИЦИ́ЗМ, гностицизма, мн. нет, ·муж. (от ·греч. gnostikos — познавательный) (·ист. филос.). Направление религиозной философии первых веков христианства, разрабатывавшее христианскую догматику на основе неоплатонизма, пифагорейства и религиозных учений Востока.

Большой энциклопедический словарь:

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. gnostikos — знающий) — религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.) — воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристианский гностицизм) — популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на "истинное" знание о боге и конечных тайнах мироздания. С гностицизмом связано возникновение манихейства (3 в.). Оказал влияние на средневековые ереси и неортодоксальную мистику Нового времени.

Большая советская энциклопедия:

Гностицизм
(от греч. gnostikos — познающий)
общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с Г. В 1945—46 в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностических текстов.
Происхождение Г. и существование независимого от христианства языческого или иудаистского Г. неясны. Внутри христианства гностические тенденции заметны уже в самый ранний его период; наивысшего развития они достигают во 2 в. Помимо влияния восточных религиозных мистерий, для Г. характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и неопифагорейства. В основе Г. лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике Г. материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителем является прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди вообще не выходят за пределы чувственной сферы. Для Г. характерно представление о ступенях, или сферах, мира и их демонических властителях, препятствующих искуплению.
Ко 2 в. относится деятельность гностиков Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта), а также Карпократа Александрийского, Сатурнина (или Саторнила) из Сирии, Маркиона из Понта и др. Позднейшей формой Г. можно считать персидское Манихейство. Во 2 в. Г. был преодолен христианством, однако скрытая гностическая традиция продолжает существовать вплоть до позднего средневековья. Влияние Г. прослеживается в позднейшей неортодоксальной христианской мистике — у немецких философов Я. Бёме, Ф. Баадера, Ф. В. Шеллинга; несомненны точки соприкосновения Г. с идеями антропософии (См. Антропософия)и теософии (См. Теософия). Отдельные гностические мотивы развивались русской религиозной философией (В. Соловьевым и его последователями), немецким философом Л. Циглером.
Лит.: Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, гл. 2—3; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910; Поснов М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 в., К., 1912; его же, Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним, К., 1917; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951; Jonas H., Gnosis und sptantiker Geist, 2 Aufl., Bd 1—2, Gtt., 1954; Wilson R. Mc L., The gnostic problem, L., 1958; Grant R. M., Gnosticism and early Christianity, 2 ed., N. Y., 1966; Haardt R., Die Gnosis. Wesen und Zeugnisse, Salzburg, 1967.
А. Ф. Лосев.

Большой словарь иностранных слов:

Гностицизма, мн. нет, м. [от греч. gnostikos – познавательный] (истор., филос.). Направление религиозной философии первых веков христианства, разрабатывавшее христианскую догматику на основе неоплатонизма, пифагорейства и религиозных учений Востока.

Толковый словарь Кузнецова:

гностицизм
ГНОСТИЦИЗМ -а; м. [от греч. gnstikos — знающий] Религиозно-философское течение раннего христианства, пытавшееся создать учение о Боге, о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и восточной мифологии.
Гностический, -ая, -ое. Г-ое мировоззрение.

Малый академический словарь:

гностицизм
-а, м.
Религиозно-философское течение раннего христианства, пытавшееся создать учение о боге, о происхождении и развитии мира на основе христианских религиозных догматов и восточной мифологии.
[От греч. — познавательный]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
гностицизм, -а

Новая философская энциклопедия:

ГНОСТИЦИЗМтермин, введенный в 17 в. кембриджским платоником Г.Мором как производное от (знающий) для обозначения некоторых раннехристианских ересей. Этим термином новоевропейская наука обозначает комплекс религиозных течений первых веков н.э., в которых особую роль играла категория гносиса () – открытого спасителем (или спасителями) и сохраняемого эзотерической традицией тайного знания о Боге, мире и подлинной духовной природе человека; обладание подобным знанием (удостоиться которого могли лишь избранные) открывало путь к спасению. До конца 18 в. гностические учения были известны только из сочинений ересеологов – христианских авторов, занимавшихся систематическим опровержением ересей, и из антигностического трактата Плотина [ПЛОТИН] (II, 9). Наибольшее значение имеют сведения Климента Александрийского [КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ], Иринея Лионского [ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ], Ипполита Римского [ИППОЛИТ РИМСКИЙ], а также Тертуллиана [ТЕРТУЛЛИАН], Епифания Кипрского, Феодорита Кирского и др. В 18–19 вв. в Египте было обнаружено несколько гностических сочинений в коптском переводе («Пистис София», «Книги Иету», «Мудрость Иисуса Христа»). В 1945 в Египте близ местечка Наг-Хаммади (древний Хенобоскион) была найдена гностическая библиотека, включающая 52 сочинения в переводе на коптский язык – они относятся к различным гностическим течениям (среди них – «Евангелие Фомы», «Евангелие Филиппа», «Евангелие Истины», «Толкование о душе», «Трехчастный трактат» и др.).
Генезис гностических идей, происхождение гностических сект, их взаимоотношения с церковным христианством, иудаизмом, различными языческими культами – проблемы, до сих пор не имеющие окончательного решения. В гностицизме видели результат «острой эллинизации христианства» (А.Гарнак), т.е. влияние греческой философии и мифологии, «ориентализацию» христианства (школа истории религии), особую религию, выступавшую основным соперником христианства во 2 в. (Г.Йонас и др.) и т.д. Христианские авторы считали гностиков еретиками-христианами, однако ряд гностических текстов из Наг-Хаммади не обнаруживает никаких следов христианского влияния. Вместе с тем все известные нам гностические учения относятся ко времени после рождения христианства, с которым так или иначе связано большинство из них, и большая часть сохранившихся гностических текстов в той или иной степени является интерпретацией христианского или еврейского Писания. Общим свойством гностических учений является их синкретический характер.
Расцвет гностических систем приходится на 2 в. Известны различные гностические секты: офиты, барбелогностики, карпократиане и др. Известны и многие имена учителей, творцов систем: Симон Маг («отец всех ересей»), Маркион [МАРКИОН], Феодот, Марк, Менандр, Саторнил, Карпократ, Валентин [ВАЛЕНТИН], Василид [ВАСИЛИД] и др. Многие гностические учения восходят к схеме, которую можно назвать архетипическим прамифом гностиков, лежащим в основе разнообразных гностических тео- и космогоний. Особенно ярко он изложен в «Апокрифе Иоанна», созданном, возможно, в школе Валентина и входящем в собрание Наг-Хаммади. В этом мифологическом повествовании (а таково большинство гностических текстов) содержатся ответы на важнейшие вопросы, волновавшие гностиков: «Кем мы были? Кем стали? Где мы были? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение? Что возрождение?» (Климент Александрийский. «Извлечения из Феодота», 78, 2).
В ответах на эти вопросы проявляется отрицательное отношение гностиков к существующему миру и его демиургу (обычно он отождествляется с Богом Ветхого Завета), которому противопоставлен истинный Бог и Отец, Непознаваемый Бог. Этот Бог порождает Плерому [ПЛЕРОМА] – полноту духовности, состоящую из соединенных попарно эонов [ЭОН] (духовных сущностей), образующих иерархию. Последний из эонов, имеющий женскую природу (в разных текстах он именуется Пистис София, София Ахамот или София Пруникос), впадает в грех гордыни и желает уподобиться Богу-творцу. София порождает нелепое и уродливое существо и, ужаснувшись его облику, «выталкивает» своего отпрыска за пределы Плеромы. Сыну Софии (во многих текстах именуемому Иалдабаофом) присуще незнание () – начало, противоположное гносису; он воображает себя единственным Богом и приступает к творению мира, столь же несовершенного, как и он сам. Этим миром демиург правит вместе с архонтами («правителями»), которых он сотворил. Но в сотворение человека вмешиваются силы Плеромы, и Первочеловек (Адам) получает частицу подлинной Божественной субстанции, которая от него переходит к потомству. Человек поэтому является чужеземцем в этом мире; он испытывает непереносимые мучения от пребывания в нем. Подлинная родина человека не мир, а Плерома, для которой он должен быть спасен. Оригинальным вариантом гностического прамифа является учение Валентина. В учении Василида разрабатывается монистический вариант гностицизма.
Содержание гносиса, тайного знания, как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса само по себе спасительно. Образцом такого самопознания и освобождения от всего мирского и телесного является Христос.
Понятие гносиса, понимаемого как истинное богопознание, занимает значительное место в учениях таких христианских богословов, как Климент Александрийский [КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ], Ориген [ОРИГЕН], Евагрий Понтийский [ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ] и др. В то же время гносис – важнейшее понятие в таких типологически близких гностицизму религиозных движениях, как герметизм [ГЕРМЕТИЗМ] и религия мандеев.
Гностицизм как религиозно-философское течение исчезает к 5 в., но его идеи легли в основу манихейства (возникшего в 3 в.) и многих средневековых ересей (павликиане, богомилы, катары [КАТАРЫ]). Гностические мотивы встречаются и в ряде разнообразных религиозно-философских учений Нового времени (розенкрейцерство, теософия, антропософия, софиология и т.д.).
Источники:
1. Haardt R. Die Gnosis: Wesen und Zeugnisse. Salzburg, 1967;
2. Koptish-gnostische Schriften, Bd 1, 4 Aufl. В., 1981;
3. The Nag Hammadi Library in English, 4 ed. Leiden – N. Y. – Kln, 1996;
4. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии. М., 1989;
5. Пистис София (41–62), пер. М.К.Трофимовой. – В кн.: Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1–14 веков. М., 1996, с. 37–47.
Литература:
1. Поснов М.Э. Гностицизм второго века и победа христианской религии над ним. К., 1917;
2. Ионас Г. Гностицизм. СПб., 1998;
3. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма (Наг-Хаммади, II, соч. 2, 3, 6, 7). М., 1979;
4. Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии. – В кн.: Актуальные проблемы классической филологии, вып. 1. М., 1982, с. 91–148;
5. Шабуров Н.В. Человек и мир в гностических учениях. – В кн.: Эллинистическая философия: современные проблемы и дискуссии. М., 1986, с. 84–103;
6. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте: на материале коптской библиотеки из Наг-Хаммади. М., 1997;
7. Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. Gtt., 1907;
8. Leisegang H. Die Gnosis. Lpz., 1924;
9. Quispel G. Gnosis als Weltreligion. ., 1951;
10. Grant R.M. Gnosticism and Early Christianity. . ., 1966;
11. Gnosis und Gnostizismus, hrsg. К.Rudolph. Darmstadt, 1975;
12. Puech H.-C. Enqute de la Gnose, I–II. P., 1978;
13. Petrement S. Le Dieu spar: Les origines du gnosticisme. P., 1984;
14. Rudolph K. Die Gnosis: Wesen und Geschichte einer sptantiken Religion, 3 Aufl. Gtt., 1990;
15. Filoramo G. Lattesa della fine: Storia della gnosi. Bari, 1990;
16. Couliano J.P. Les gnoses dualistes dOccident. P., 1990.
H.В.Шабуров

Краткий религиозный словарь:

Комплекс религиозных течений, появившихся в самом начале христианской эпохи, в I веке н.э. на Ближнем Востоке или в Александрии. Течения гностицизма часто весьма отличны друг от друга. Для гностицизма характерны два мифа, в большинстве случаев соответст

Грамматический словарь Зализняка:

Гностицизм, гностицизмы, гностицизма, гностицизмов, гностицизму, гностицизмам, гностицизм, гностицизмы, гностицизмом, гностицизмами, гностицизме, гностицизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru