Определение слова «грех»

Толковый словарь Ушакова:

ГРЕХ, греха, ·муж.
1. У верующих — нарушение религиозно-нравственных предписаний (рел.). Самоубийство — грех.
2. перен. Предосудительный поступок, преступление. «Грех не беда, молва нехороша.» Грибоедов. В наши горячие дни замедление темпов — тяжелый грех пред делом социализма. "Известия", 1931 ·г., № 97.
3. в знач. сказуемого с ·инф. То же, что грешно (·разг. ). «Над старостью смеяться грех.» Грибоедов.
• Не грех, с ·инф., кому (·разг.)позволительно, следовало бы. Старику не грех и отдохнуть. Принять на себя грех (·разг.)принять на себя ответственность, вину. С грехом пополам (·разг.)плоховато, едва-едва. Работать с грехом пополам. Он объясняется по-русски с грехом пополам.

Большой энциклопедический словарь:

ГРЕХ — в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие "греха" выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу); теология выделяет "первородный" грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

Словарь литературных эпитетов:

Змеиный (Бальмонт).
Нежный (Бальмонт).
• Черный (Фофанов).

Этимологический словарь Крылова:

Вы, наверное, удивитесь, узнав, что грех одного корня с глаголом греть (слово образовано с помощью суффикса "х" по той же модели, что и смех). Первоначально грех означало "то, что жжет, мучает".

Толковый словарь Кузнецова:

ГРЕХ -а; м.
1. В христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил. Покаяться в грехах. Замолить г. Впасть в г. Отпущение грехов. Вводить кого-л. в г. (принуждать согрешить). Брать г. на душу (разг.; поступать плохо). Смертный г. (нарушение действием, словом или мыслью любой из десяти заповедей Бога).
2. Предосудительный поступок, недостаток. Грехи молодости. Вспомнить о грехах прошлого. Прихвастнуть любит — этот г. за ним водится. Нельзя все грехи сваливать только на него. Кто без греха, все не без греха (у всех есть недостатки, слабости, ошибки). Говорят, стихи пишешь? — Есть такой г. (признание в чём-л., подтверждение чего-л., что расценивается как недостаток, слабость и т.п.). Г. пополам (разг.; придётся обоим отвечать за какую-л. ошибку, вину). * Не клади плохо, не вводи вора в грех (Посл.).
Долго ли до греха (см. Долго). (И) смех и грех. И смешно и печально. Как смертный грех (страшен, некрасив и т.п.). Об очень некрасивом человеке. Как на грех. Как нарочно, к несчастью. От греха (подальше). Во избежание беды, неприятности. Первородный грех. (см. Первородный). С грехом пополам. Кое-как, еле-еле. Хватить греха на душу (см. Хватить). Что (нечего) греха таить. Нужно, следует признаться.
Грех (кому). неизм.; в функц. сказ. с инф. 1. Разг. = Грешно. Над старостью смеяться — г. Г. тебе на меня обижаться. -2. (с отриц.). Хорошо, следовало бы; позволительно, можно. Не г. бы отдохнуть немного. Похвалить лишний раз за хорошие дела — не г. За такого человека не г. и заступиться. Грешок, -шка; м. Уменьш. (1-2 зн.). Водятся грешки за кем-л.

Малый академический словарь:

-а, м.
1. У верующих:
нарушение религиозно-нравственных предписаний.
Замолить грех. Впасть в грех.

Я никогда не врал — у нас это считалось грехом. Гладков, Вольница.
2.
Предосудительный поступок, ошибка, недостаток.
Грехи молодости.

Прихвастнуть любил — этот грех за ним водился, — может, и тут что приплел для красного словца. Фурманов, Чапаев.
[Мирон] согласен, что в его руководстве много изъянов, но нельзя же все грехи сваливать только на него. Гладков, Энергия.
3.
в знач. сказ., с неопр. разг. Предосудительно, нехорошо, грешно.
[Отец:] Грех тебе Так горько упрекать отца родного. Пушкин, Русалка.
— Не грех ли тебе, Борис Павлович, — писала она [бабушка] между прочим, — забывать меня, старуху? И. Гончаров, Обрыв.
|| (с отрицанием: не грех).
Позволительно, можно, следует.
— Верю в человека. В его рабочую совесть. Это не бюрократ какой-нибудь. За такого не грех заступиться. Сартаков, Не отдавай королеву.

- долго ли до греха
дурен{ (или страшен)} как смертный грех
об очень некрасивом человеке.

- (и) смех и грех
как на грех
как нарочно, к несчастью.
В окне он увидел полосатый бок тигра. --- Как на грех, он испортил замок своего ружья и потому оставил его в селении. Арсеньев, Охота на соболя.
от греха (подальше)
во избежание беды, неприятности.
Жена плакала: — Уйдем, Степан, от греха подальше. Что тебе далось это место? Е. Мальцев, От всего сердца.
с грехом пополам
кое-как, еле-еле.
Посидев в уездном училище пять лет, Фома, с грехом пополам, окончил четыре класса. М. Горький, Фома Гордеев.
что{ (или нечего)} греха таить
нужно, следует признаться.
Идти будет нелегко, нечего греха таить, но что на войне дается легко? Бубеннов, Белая береза.

- хватить греха на душу

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
грех, -а

Сексологическая энциклопедия:

В общеупотребительном смысле — предосудительный поступок, в религиозном понимании — нарушение религиозно-нравственных предписаний, специфическая религиозная оценка вины человека, не перед обществом или другим человеком, а перед богом. Наряду с личными прегрешениями отдельных людей, которые могут быть искуплены раскаянием, молитвой, добрыми делами, в некоторых религиях, например в христианстве, признаётся так называемый первородный грехвина, якобы лежащая на всём роде человеческом вследствие согрешения прародителей человечества Адама и Евы. Согласно библейскому преданию, они нарушили запрет бога не вкушать плодов с древа познания и были изгнаны из рая. С точки зрения религиозного учения отсюда берут начало все беды человечества, существование зла и частные прегрешения людей, совершаемые с тех пор. Средневековое христианство отождествляло сексуальность с грехом. Сам, где такая установка реализуется наиболее жёстко, половая жизнь ограничивается браком, но даже в нём половые отношения регламентируются, всякие разговоры на эротические темы, включая сексуальный юмор, запрещаются или осуждаются как греховные. Сяжким грехом практически у всех народов является кровосмесительная связь (см. Инцест).
Самый древний запрет, налагаемый на сексуальность, состоял в запрещении браков и вообще половых связей между членами одного и того же рода из-за большей вероятности рождения детей с наследственной патологией. В пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей. Самое распространённое из таких различий — двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и женщин (см. Двойная мораль). Добрачные и внебрачные связи женщин у большинства народов и среди различных социальных слоев осуждаются, считаются греховными, в отношении мужчин половая мораль намного снисходительнее. Почти во всех человеческих обществах существует культ мужской сексуальности. Женская сексуальность оценивается иначе. В средневековом христианстве существовали два женских образа: положительный наделён чистотой, понимаемой как равнодушие или даже отвращение к сексуальной жизни, а отрицательный олицетворяет греховность, похоть и соблазн. Во все времена греховными считались гомосексуальные связи, которые осуждались светской и церковной моралью.
В современном обществе понятия греха и греховности применительно к сфере сексуальных отношений продолжают бытовать, особенно среди людей, которые исповедуют те или иные религиозные установки, постоянно обращаются к Богу или анализу канонизированных положений религии. Понятно, что в этом случае грех и греховность трактуются в различных странах хотя и неодинаково, но по сходной схеме, приводящей к корням и постулатам религиозной морали, имеющей распространение в каждом конкретном регионе. В светском обществе подобная схема менее распространена. Она заменяется схемой, которая, не отвергая исторически преходящие нормы, принципы и идеалы, ориентирует мораль (в том числе и половую) на общечеловеческое понимание её основных категорий. В такой ситуации понятийный аппарат половой морали в меньшей степени прибегает к использованию терминов "грех" и "греховность", ибо в отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают своё основное обоснование в виде идеалов и понятий добра и зла, должного и справедливого, приемлемого и неприемлемого и т. п. Ограничивает сферу научного применения терминов "грех" и "греховность" отсутствие их юридической трактовки и правового закрепления, что и неудивительно, поскольку исполнение требований половой морали санкционируется в первую очередь формами духовного воздействия — общественной оценки, одобрения или осуждения.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

Род. п. греха, укр. грiх, ст.-слав. грхъ , , болг. грехът, сербохорв. гриjex, род. п. гpиjxa, словен. grh, чеш. hch, слвц. hriech, польск. grzech, в.-луж. hrch, н.-луж. grch. Это слово обнаруживает в ст.-слав. следы основы на -u, напр. грховати, грховьнъ (Супр.); см. Мейе, RS 6, 131. Сюда же грешить.
Скорее всего, слав. grxъ связано с греть с первонач. знач. "жжение (совести)"; см. Педерсен, IF 5, 53: Младенов 113 (последний сравнивает также с греч. ). Относительно знач. ср. др.-инд. tpas ср. "жара, боль" от tpati "раскаляется". Необычным является при этом ударение (ср. смех, спех); см. Бернекер 1, 350 и сл., собственное сравнение которого с греч. "мажу, умащаю", "кожа, цвет", лит. griej, griti "снимать сливки", graista, graistti "снимать пенки" неубедительно (см. также Брюкнер 161 и сл.); против см. Шарпантье (AfslPh 37, 47 и сл.); однако и сравнение последнего с др.-инд. bhrati "качается, колеблется" (якобы из первонач. *ghr- с губным согласным из bhrac-"падать") невероятно. Другие сравнивают слав. grxъ с лтш. grizs "косой", лит. graas – то же; см. Эндзелин, ВВ 27, 190; Ильинский, ИОРЯС 20, 3, 69; Петерссон, Vgl. sl. Wortst. 9; М. – Э. 1, 647 и сл. Из близкого к. *groikso- или *groiso- "изгиб, кривизна", который выделяется также в сербохорв. грич "холм", др.-прусск. griwa-kaulin "ребро", исходит Буга в РФВ 66, 236 и сл. Иначе о др.-прусск. слове см. Траутман, Apr. Sprd. 342.
••
См. еще грёза. – Т.

Грамматический словарь Зализняка:

Грех, грехи, греха, грехов, греху, грехам, грех, грехи, грехом, грехами, грехе, грехах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Грехом на богословском языке называется всякое, как свободное и сознательное, так и не свободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. По определению апостола, Г. есть беззаконие (1 Иоан. 3, 4). Г. произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотребления разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены святой Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом прародители. — В Г. первородном — так как он был Г. природным, т. е. заразившим натуру прародителей и потому наследственным, — явилось условие для личных Г. каждого человека. Таким образом, личные Г. каждого человека происходят от поврежденной природы человеческой при содействии внешнего мира, который, по апостолу, во зле лежит, и диавола. — Основа Г. в эгоизме, себялюбии. По двоякому составу человека — духовному и телесному, — себялюбие может проявляться или преимущественно в стороне чувственной, или преимущественно в стороне духовной. Поэтому и все Г. при всем их разнообразии могут быть разделены на две эти категории: одни имеют характер чувственный, как стремление к чувственным удовольствиям и жизненным наслаждениям всякого рода; другие имеют характер духовный, как гордость, высокомерие и проч. Такое разделение подтверждается словами апостола, в которых к основным Г. причисляются: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (I Иоан. 2, 15). — В нравственном богословии указываются различные деления Г., причем в основание деления принимается или свойство греховных действий, или степень участия в Г. сознания и воли человека, или тяжесть самого преступления. Главнейшие из этих делений: Г. опущения, когда не исполняется то, что повелевается, — и Г. действия, или нарушения, когда делается то, что прямо воспрещается. Г. вольные, когда человек с полным сознанием совершает противозаконное, не употребляя даже усилия сопротивляться такому влечению; Г. невольные — совершаемые по незнанию, неосторожности, неосмотрительности и по духовной или физической слабости. Г. простительные, совершаемые по слабости и немощи с сознательным осуждением действия и с нежеланием; Г. тяжкие и по свойству поступка, и по упорству в греховном действии злой воли. К этому разряду принадлежат Г. смертные, т. е. такие, которые, по упорству человека в Г. и преданности злу, истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия божественной благодати. По тяжести величайший Г. — против Духа св., который может состоять в хуле на Бога, в отчаянии в милости Божией или в дерзком уповании на бож. благодать. Этот Г., по словам самого Спасителя (Мф. 12, 31 32; Марк. 3, 28 — 30. Лук. 12, 10), не простится человеку ни в сей век, ни в будущий. Это зависит от нераскаянности грешника, а не от недостатка благодатных средств для спасения. Вопросами о сравнительной тяжести Г. и вменяемости их особенно много занимались средневековые католические богословы и преимущественно иезуиты, в своих трактатах по нравственному богословию создавших уродливую и возмутительную казуистику. Восточные отцы и особенно подвижники в своих сочинениях уяснили на основании опыта и самонаблюдения процесс развития Г. в человеке от первого момента до пленения и рабства греховного, имея при этом цели назидательные и педагогические.
П. Васильев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru