Определение слова «теософия»

Толковый словарь Ефремовой:

теософия ж.
Религиозно-мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.

Толковый словарь Ушакова:

ТЕОСО́ФИЯ, теософии, мн. нет, ·жен. (от ·греч. theos — бог и sophia — мудрость). Религиозно-философское мистическое учение, утверждающее, будто в мистической опыте общения с ·т.н. потусторонним миром открывается внутренний смысл всех религий.

Большой энциклопедический словарь:

ТЕОСОФИЯ (от греч. theos — Бог и sophia — мудрость) — ..
1) в широком смысле — всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых божественных тайн...
2) Мистическая доктрина Е. П. Блаватской и ее последователей — соединение мистики буддизма и др. восточных учений с элементами оккультизма и неортодоксального христианства.

Толковый словарь Кузнецова:

теософия
ТЕОСОФИЯ [тэ], -и; ж. [от греч. theos — бог и sophia — мудрость] Религиозно-мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром. Последователь теософии. Изучать теософию.
Теософический, -ая, -ое. Т-ая литература. Т-ие взгляды. Т-ое общество. Теософский (см.).

Малый академический словарь:

теософия
-и, ж.
Религиозно-мистическое учение о постижении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.
[От греч. — божественная мудрость]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
теософия, -и

Толковый словарь Ожегова:

ТЕОСОФИЯ, и, ж. Учение о возможности непосредственного постижения божественных тайн и общения с потусторонним миром.
| прил. теософический, ая, ое.

Новая философская энциклопедия:

ТЕОСОФИЯ (от греч. – бог и – мудрость, знание) – 1) в широком смысле слова – мистическое богопознание. У Псевдо-Дионисия Ареопагита синоним теологии. Позднее теософией, в отличие от теологии, опирающейся на откровение и догматы, стали называть учения о божестве, исходящие из субъективного мистического опыта и стремящиеся изложить этот опыт в виде связной системы. Некоторые исследователи относили к теософии гностицизм, неоплатонизм, каббалу и т.п. Более распространенным является, однако, отнесение этого термина к ряду мистических учений 16–18 вв., стоящих вне прямой церковной христианской традиции, – Я.Бёме, Парацельса, Л.К.Сен-Мартена, Э.Сведенборга, Ф.Этингера и др. Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии; близко к этому понятие «свободной теософии» у Вл. Соловьева;
2) религиозно-мистическое учение Е.П.Блаватской (1831–91; соч. «Тайная доктрина» – The Secret Doctrine, v. 1–2, 1888, рус. пер. т. 1–3. Л., 1991) и ее последователей. Сложилось под влиянием религиозно-философских концепций брахманизма, буддизма, индуизма (учение о карме – перевоплощении человеческой души и космической эволюции как манифестации духовного абсолюта), а также оккультизма и элементов гностицизма. Отбрасывая «исторические формы религии», теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение оккультного «знания» и сверхъестественных способностей – осуществляется благодаря наличию эзотерической традиции «посвященных», или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человека. Теософское общество было основано в 1875 в Нью-Йорке Блаватской и американским полковником Г.Олкоттом. Деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (с 1882 – в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом общества стала А.Безант, которая объявила Кришнамурти новым «спасителем» человечества, после чего произошел раскол и из теософии выделилась антропософия во главе с Р.Штейнером. Как форма вневероисповедной мистики теософия свидетельствует о кризисе традиционных религий, которые она пытается заместить собой.
Литература:
1. Ледбитер Ч. Краткий очерк теософии, пер. с англ. Калуга, 1911;
2. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. М.–Л., 1965;
3. Gunon R. Le thosophisme. Histoire d’une pseudoreligion. P., 1921;
4. Bichimair G. Christentum, Theosophie und Antroposophie. W., 1950.

Краткий религиозный словарь:

Синкретическое религиозно-мистическое учение, основанное русской писательницей Е.П.Блаватской. Учение сложилось под влиянием религиозных и философских концепций брахманизма, индуизма и буддизма, а также оккультизма и элементов гностицизма. Игнорируя ист

Теософский словарь:

(Греч.) Религия Мудрости или "Божественная Мудрость". Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал мыслящим существом. В практическом применении Теософия есть чисто божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами. ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО или "Всемирное Братство". Основано в 1875 г. в Нью-Йорке полковником Х.С.Олькоттом и Е.П.Блаватской при содействии У.К.Джаджа и некоторых других. Первоначально оно провозгласило своей целью научное исследование психических или так называемых "духовных" феноменов, после чего были объявлены три его главные задачи, а именно: 1) Братство человечества без различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2) основательное изучение древних мировых религий для сравнения и извлечения оттуда универсальной этики; 3) изучение и развитие скрытых божественных сил в человеке. В данный момент (1890 г.) оно имеет более 250 Филиалов, разбросанных по всему земному шару, большинство из которых находится в Индии, где расположена также его штаб-квартира. Оно состоит из нескольких больших Секций - Индийской, Американской, Австралийской и Европейской. ТЕОСОФЫ Этим именем себя называли многие мистики различных периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами; алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков, либо действующих независимо, либо объединенных в братство или общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые, присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам Теософии. Как обрисовано Братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы прошлых столетий — "чистые теоретики, не основывавшие школ, все же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения, когда наступит время, многие идеи, предложенные, таким образом, бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли. Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только авторитета, но и силы, был через определенных ревнителей в высших степенях Масонства. Все же эта сила в значительной степени угасла вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит мало следов теософического влияния. Какими бы точными и прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти, Пасквали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают лишь слабое непосредственное воздействие на общество." Это верно в отношении теософов предыдущих трех столетий, но не современных. Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили зримый отпечаток на современной литературе, и возбудили среди наиболее интеллигентных слоев человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прошлой и современной Теософией.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru