Определение слова «РОЖДЕНИЕ»

Толковый словарь Ефремовой:

рождение ср.
1. Процесс действия по гл. рождать, рождаться
|| Результат такого действия; появление на свет в результате родов.
2. разг. День, когда кто-либо родился; день рождения.
3. разг. Празднование такого дня.

Толковый словарь Ушакова:

РОЖДЕ́НИЕ, рождения, ср.
1. только ед. Действие по гл. рождать и рождаться (·книж. ). Рождение ребенка матерью. «Отселе я вижу потоков рожденье.» Пушкин. 1905 года рождения.
| Появление на свет из тела матери. Глухой от рождения. «Ругай меня, я сам кляну свое рожденье.» Грибоедов.
2. День, число, в которое кто-нибудь родился; празднование этого дня. Когда твое рождение.? Приду к тебе в твое рождение. Пойдем к нему на рождение.

Толковый словарь Кузнецова:

рождение
РОЖДЕНИЕ -я; ср.
1. к Рождать. Глуп от рождения, с рождения. По рождению петербуржец, дворянин (по происхождению). День рождения (дата появления человека на свет; празднование этой даты).
2. Разг. День рождения. Пригласить гостей на своё р. Сегодня у него р. — день совершеннолетия.

Малый академический словарь:

рождение
-я, ср.
1.
Действие по знач. глаг. рождать и рождаться.
Вспомни ужасное рождение нашего сына. Пушкин, Арап Петра Великого.
Сколько бы лет ни проработал человек в мартеновском цехе, --- выпуск плавки, миг рождения стали, не может не волновать его. В. Попов, Сталь и шлак.
||
Момент появления на свет.
[Несчастливцев:] Что, ты от рождения глуп? А. Островский, лес.
— Я, знаете, решительный враг всяких телячьих нежностей, с самого моего рождения. Достоевский, Братья Карамазовы.
2.
День, число, когда кто-л. родился, а также празднование этого дня.
Яков Васильевич! Сего дня пожалуйте к нам вечером — Шурыч приглашает на свое рожденье. Гл. Успенский, Письмо Я. В. Абрамову, 12 дек. 1889.
Сегодня был день рождения Никиты, одиннадцатое мая, и назначено поднятие флага на пруду. А. Н. Толстой, Детство Никиты.

по рождению
по происхождению.
Я не петербуржец по рождению, но жил в Петербурге с раннего детства. Гаршин, Петербургские письма.

Мифологическая энциклопедия:

С времен глубочайшей древности идея Р. (и плодородящей силы женщины) связывалась с идеей плодородия вообще и животворящей силы земли в частности (ср. палеолитические фигурки богинь-матерей, мужские и женские знаки в палеолитической живописи, восприятие пещерыместа Р. как лона земли). С Р. связано также представление, согласно которому ничто живое не умирает, но лишь временно покидает этот мир, чтобы вновь появиться в нем, родившись повторно. С несколько более поздним периодом развития мифопоэтического мышления связаны процессы «космизации» представлений о Р., перевода биологических, сексуальных явлений на уровень астральных, планетарных (ср. особую роль солнца и луны в символике смерти и возрождения; постепенная замена женских и мужских знаков солярными и лунарными отмечается уже в неолите) и других природных процессов (ср. СВЯЩЕННЫЙ БРАК неба и земли). В этом кругу мифологических символов Р. из женского лона становится лишь частным случаем, преобладает Р. супружеской парой богов неживых объектов (например, островов в мифе об Идзанаки и Идзанами), появление живых существ из неживых объектов [например, первые люди создаются у палеоазиатов и индейцев Вороном из земли, травы, костей, пыли; в шумеро-аккадской мифологии — богиней Нинмах из глины и т. п.; в скандинавской мифологии прародитель богов Бури возник из соленых камней, которые лизала корова {Аудумла)} или из различных частей тела мифологических персонажей {Пуруши, Имира, Зевса, Брахмы) и т. п. Наряду с этим многочисленны и сюжеты о Р. детей от брака божества со смертным.Основной семантический комплекс, вычленяемый в анализе проблемы Р. в мифах, представляет собой переплетение мотивов чудесного Р. от девственного (непорочного) зачатия и смерти-возрождения. Чудесное Р. относится к числу наиболее распространенных мотивов во всех мифологиях и в фольклоре. На наиболее примитивных ступенях развития человеческой культуры чудесное Р. приписывается всем без исключения (обычно это связывают с тотемистическими верованиями и представлениями о партеногенезе). Так, например, у австралийцев новорожденное дитя есть перевоплотившийся предок, душа которого вошла в женщину. В дальнейшем эта идея находит различное отражение в разных традициях. В развитых «космизированных» мифологиях земледельческих народов Ближнего Востока и Европы доминируют мотивы смерти как условия плодородия. Р. и смерть отождествляются («Гроб есть материнское лоно и небо... Смерть есть рождение» — О. М. Фрейденберг); ср. мифологический сюжет путешествия в царство мертвых, похищения божества плодородия демоном смерти и т. п. и последующего второго рождения бога или героя (см. в ст. УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ). Чудесное Р. становится прерогативой богов, героев и царей, вплоть до чудесного Р. Иисуса Христа. В христианстве развивается представление о разделенности телесного и духовного Р. простых смертных и участия бога в последнем: жизнь ребенка — «дар божий», и его душа «боговдохновенна». В «Евангелии от Иоанна» на вопрос Никодима: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус Христос отвечает: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух» (3, 4-6). Эти христианские представления восходят к древнейшим мифологическим пластам (ср. египетские мифы и ритуалы божественного зачатия и рождения фараона). К. Юнг полагал, что идея второго Р. универсальна и обнаруживается и в целительной магии, и в шаманизме, и в средневековой оккультной философии (ср. также детские фантазии о «ненастоящести» своих родителей).В мифологиях другого культурного круга — индийской, китайской, монгольской большое развитие получили идеи реинкарнации (повторного Р. в человечьем облике с сохранением, по крайней мере, частичной памяти о прошлых Р.) и метампсихоза (переселения души после смерти в другое рождающееся существо), регулируемых безличными силами (карма и т. п.). Согласно индуистским представлениям, и люди, и боги включены в бесконечную «цепь перерождений» — сансару. По буддийским взглядам, многие из небожителей превращаются в людей, заслуживших это прежними делами; основные боги ведийского пантеона олицетворяют лишь степень или стадию духовного восхождения личности. Индра, например, завершив предназначенные ему деяния, уступает место в мире богов смертному, принявшему тот же образ. Немало благочестивых людей в прошлом являлось в облике Индры, и сам Будда в своих прошлых Р. был Индрой 36 раз.Чудесное зачатие и Р. тесно связаны с предметами, так или иначе символизирующими плодородие. Это могут быть плоды и ягоды различных растений (орехи, бананы, миндаль), вода, особенно дождевая (миф о Данае; ср. обряды вызывания дождя, в которых женщины побуждают небесное божество к половому акту, и поверья о том, что дождевая вода избавляет от бесплодия), вода с червяком (Р. Кухулина), рыба (символ плодовитости). Другие важнейшие мифологические символы, часто сопутствующие сюжету чудесного Р., — луна, рог или рогатый зверь (универсальные символы изобилия или плодородия), змей.В мотиве чудесного Р. обнаруживается и символика, отражающая идею Р.-возрождение. Так, часто встречающийся в фольклоре мотив Р. из печки или очага восходит к обычаям и мифам, связывавшим культ огня с культом предков, а Р. от проглоченного кусочка трупа — к тотемическим ритуалам каннибальского типа (ср. сказание индейцев-тлинкитов, в котором муж убивает своих детей из ревности к жене, один из убитых сыновей превращается в небольшой предмет и жена, проглотив его, снова рождает того же сына). Ср. также Р.-возрождение Ваты от проглоченной его женой щепки в египетской сказке о двух братьях.Восхождение мотива чудесного Р. к идее реинкарнации объясняет мотив быстрого роста новорожденного («герой, умерший взрослым, взрослым же и возвращается» — В. Я. Пропп). В мифе африканского племени басуто рассказывается, как огромное животное пожирает всех людей, пока не остается в живых только женщина. У нее рождается сын с украшением (знаком божественного происхождения) на шее, и, пока она отворачивается, чтобы приготовить ему соломенную подстилку, он вырастает взрослым. В одном из вариантов мифа о похищении солнца индейцев квакиютль герой, чтобы попасть в дом к женщине, у которой в коробочке спрятано солнце, превращается в ребенка, входит в чрево этой женщины и вновь рождается через четыре дня: в возрасте одного дня он уже мог ходить, двух — разговаривать, четырех — принялся кричать о коробочке с солнцем.Покровительницы браков, беременности, родов — обычно наиболее почитаемые богини пантеона: ср., например, Геру, Юнону, Тиннит, Гуань-инь, Каннон, Исэгэй айысыт.Лит.: Пропп В. Я., Мотив чудесного рождения, в его кн.: Фольклор и действительность, М., 1976; его же. Ритуальный смех в фольклоре, там же; Лафарг П., Миф о непорочном зачатии, в его кн.: Очерки по истории культуры, М.-Л., 1926; Nоrden Е., Die Geburt des Kindes. Geschichte einer religisen Idee, Lpz., 1924; Наrtland E. S., The legend of Perseus, v. 1-3, L., 1894-96; Кramer S. N.. The sacred marriage rite, Bloomtngton, 1969];Frankfort Н., A note on the Lady of Birth, «Journal of Near Eastern Studies», 1944, v. 3, July; Jung C. G., Concerning rebirh. The collected works, v, 9, pt 1, L.. 1959. См. также лит. при статьях СВЯЩЕННЫЙ БРАК. УМИРАЮЩИЙ И ВОСКРЕСАЮЩИЙ БОГ. Л. А. Седов.

Словарь антонимов русского языка:

ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ
Прижизненный — посмертный (см.)
— Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? что такое жизнь, что смерть? — спрашивал он себя. Л. Толстой. Война и мир.
Дай мне ясной жизни, судьба, дай мне гордой смерти, судьба! Р. Рождественский. Реквием.
[Человеческое сердце] в те легендарные дни так же твердо, как и в наши, отказывалось верить в смерть, а верило только в жизнь. Все пройдет — не пройдет только эта вера! Бунин. Скарабеи.
Пусть всех имен не назову, Нет кровнее родни. Не потому ли я живу, Что умерли они? Чем я обязан — знаю я. И пусть не только стих, Достойна будет жизнь моя Солдатской смерти их. Щипачев. Павшим.
Инсаров целых восемь дней находился между жизнью и смертью. Тургенев. Накануне.
БЫТИЕ — НЕБЫТИЕ
Поэзия существует как мощный выразитель исторической жизни общества и отдельной личности в нем. Она говорит о бытии и небытии, верности и ревности, юности и старости, нежности и гневе, песчинке и планете, меде и яде. Л. Озеров. В мастерской стиха.
Бытие отвергалось как непереносимое, антигуманное. Поэтому само спасение начинает пониматься как преодоление всякого бытия, переход в небытие. А. Кочетов. Буддизм.
Он серьезно относился к проблеме своего бытия и небытия. В. Комиссаров. Старые долги.
БЫТИЕ — СМЕРТЬ
Воскреснет древняя Русь, но уже сознающая себя, а не случайная, полная живых сил и органических, а не колеблющаяся вечно между бытием и смертью. А. Хомяков. О старом и новом.
ЖИЗНЬ — МЕРТВЕЧИНА
Забросали слушателей множеством новых терминов и слов; показали они в своем изложении и логическую связь, и следование за новыми открытиями, и горячку собственного увлечения, но, увы! не было только жизни в самой науке. Мертвечиной отозвалась в устах их мертвая наука. Гоголь. Мертвые души.
Мне бы памятник при жизни полагается по чину. Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь! Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! Маяковский. Юбилейное.
Ср. Рождение — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие

РОЖДЕНИЕ — СМЕРТЬ
Рождаемость — смертность (см.)
Рождение человека — смерть человека. От рождения — до смерти.
И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землей? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселиться, Чем о рождении моем. Лермонтов. Одиночество.
Смерть и рождение — в этом не только прочность жизни, ее непрерывность, неуклонность развития, в этом и сложность бытия. Не было б рождения, не было б и смерти, не было бы горя, не по чему тогда измерять счастье, оно бы отсутствовало. Мир состоит из вопиющих противоречий. Тендряков. Короткое замыкание.
Вы с Россией одни. Вы услали посредников. Смерть — рожденью сродни. В этом счастье последнее. ... Да не минет нас чаша Чрезвычайного часа. А. Вознесенский. Доктор Осень.
РОЖДЕНИЕ — КОНЧИНА (высок.)
Сто лет прошло со дня его рождения, и только шестьдесят два года со дня его роковой кончины. Куприн. Солнце поэзии русской.
Ср. Жизнь — смерть. Смерть — воскресение. Смерть — бессмертие
СМЕРТЬ — БЕССМЕРТИЕ
Смертный — бессмертный (см.)
В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. К. Симонов. Слава.
Внимают юноши строфам про смерть, а сердцем слышат: бессмертье. Маяковский. По городам Союза.
Толстой говорил почти теми же словами: — Я качусь, качусь под гору смерти. А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие. Бунин. Освобождение Толстого.
БРЕННОСТЬ — ВЕЧНОСТЬ
Бренный — вечный
Такого моря после уже никогда не будет. Будет другое море, спокойное или грозное, не понятное до конца, вызывающее сложные и бесполезные мысли о вечности и бренности... И. Гофф. Превращения.
Я беру в руки вашу дорогую голову — какое странное ощущение: вечность черепа под бренностью волос, вечность скалы — бренность травы на ней... М. Цветаева. Флорентийские ночи, письмо 6.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — воскресение
СМЕРТЬ — ВОСКРЕСЕНИЕ
Григорьев разлил по стаканам остатки жидкости. — Со свиданьицем! — Привыкнуть к специи было невозможно — они вновь пережили смерть и воскресение. Нагибин. Злая квинта.
Под знаком воскресения и недавней смерти шла вся книга. М. Цветаева. Наталья Гончарова.
Ср. Жизнь — смерть. Рождение — смерть. Смерть — бессмертие

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
рождение, -я

Толковый словарь Ожегова:

РОЖДЕНИЕ, я, ср.
1. см. родить, ся.
2. День, число, когда кто-н. родился, а также (разг.) то же, что день рождения. Пригласить на р. У дочки завтра р.

Научно-технический словарь:

РОЖДЕНИЕ, появление на свет живого, частично или полностью сформированного потомства. Живородящими являются все млекопитающие (кроме ехидны и утконоса), некоторые рептилии и акулы, а также различные насекомые и беспозвоночные животные (см. ЖИВОРОЖДЕНИЕ). Все птицы, большинство рептилий, амфибии и рыбы, а также большинство насекомых откладывают яйца, из которых позже появляются детеныши; этот процесс называется насиживанием (см. ОВИПАРИЯ). У человека рождение заключается в выходе наружу ПЛОДА после определенного срока вынашивания. Этот процесс проходит три стадии. Сперва начинаются сокращения МАТКИ и происходит расширение ее ШЕЙКИ, а капсула, содержащая околоплодные воды, прорывается. На втором этапе сокращения (схватки) усиливаются, и ребенок продвигается к выходу (обычно головой вперед). Третьим, завершающим этапом, после появления ребенка на свет, является выход плаценты и плодных оболочек, которые иначе называют «детским местом».

Рождение. На рисунке изображена последовательность нормальных родов. В последние несколько недель беременности сокращения матки становятся сильнее. Они способствуют удержанию головы плода в тазовой полости матери (А). Первый этап родов начинается с ощущения боли в пояснице и регулярных сокращений (схваток) матки, которые постепенно усиливаются и к концу возникают примерно каждые две мину ты. Поскольку при этом голова плода все сильнее нажимает на кости таза,они расходятся(В), и из шейки матки выходит слизистая пробка, отчего проливается немного крови. Шейка матки постепенно растягивается, утончается и расширяется, пока наконец не достигнет такого размера, чтобы голова плода прошла во влагалище. После того, как шейка матки достигает полного расширения, начинается второй этап (С). Голова плода проходит глубже в таз и снова поворачивается. У матери возникает «тянущее» ощущение, она может своими движениями способствовать мощным схваткам, благодаря которым плод проталкивается через влагалище. Края влагалища прилегают к голове и, когда выдвигается самая широкая часть головы, превращаются в .-венчик».. Голова высовывается наружу (О). В этот момент ребенок начинает дышать и издает первый крик При этом его легкие расширяются, запускается процесс дыхания,а внутриутробная циркуляция прекращается. Теперь ребенка можно вынуть (Е) при следующей схватке, поскольку более узкие плечи и тело легко проходят вслед за широкой головой. Третий этап наступает 10- 20 мин. спустя, когда от стенок матки отделяется и выталкивается плацента(F) вместе с пупочным шнуром и плодными оболочками

Грамматический словарь Зализняка:

Рождение, рождения, рождения, рождений, рождению, рождениям, рождение, рождения, рождением, рождениями, рождении, рождениях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru