Определение слова «ИППОЛИТ»

Большой энциклопедический словарь:

ИППОЛИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 — ок. 236) — христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда "Обличение всех ересей" и других догматико-полемических, апологетических и экзегетических сочинений (на греческом языке). Память в Православной церкви 30 января (12 февраля) — в Католической — 13 августа.
ИППОЛИТ (Hyppolite) Жан (1907-68) — французский философ. Истолковывал философию Гегеля в духе экзистенциализма.
ИППОЛИТ (Гипполит) — в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан ею перед отцом. Тесей проклял сына и просил Посейдона покарать его смертью. Кони сбросили Ипполита с колесницы, испугавшись быка, посланного Посейдоном. В Афинах почитался как бог.

Большая биографическая энциклопедия:

Монах, духовн. писатель (Киев) 1908—1912 гг.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

(Hyppolite)
Жан (8.1.1907, Жонзак, — 27.10.1968, Париж), французский философ-идеалист. Испытал влияние немецкого неогегельянства (См. Неогегельянство). Профессор философии Сорбонны (1947—55), директор Высшей нормальной школы (1955—1963), профессор Коллеж де Франс (с 1963). И. перевёл на французский язык «Феноменологию духа» Г. Гегеля (1939) и выступил с рядом работ о гегелевской философии, которую интерпретировал с позиций, близких к Экзистенциализму. В статьях И. о ранних произведениях К. Маркса проводится мысль о том, что марксистское экономическое учение базируется не столько на анализе фактов, сколько на восходящих к Гегелю философских предпосылках и этических требованиях. Антимарксистские взгляды И. были подвергнуты критике в работах французских марксистов.
Соч .: Gense et structure de la phnomnologie de Esprit, P., 1947; Introduction la philosophie de histoire de Hgel., P., 1948; Logique et existence. P., 1953; tudes sur Marx et Hegel, P., 1955.
Лит.: Грецкий М. Н., Критика неогегельянства марксистами Франции, «Вопросы философии», 1963, № 8.
В. Н. Кузнецов.

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). И. презирал любовь и славился как охотник и почитатель богини девы-охотницы Артемиды, за что испытал на себе гнев Афродиты, внушившей его мачехе Федре преступную любовь к И. Отвергнутая И., Федра оклеветала его перед отцом, обвинив пасынка в предсмертной записке в насилии и затем покончила с собой. Тесей проклял сына, призвав гнев Посейдона, и И. погиб, растоптанный собственными конями. Истину открыла Тесею сама Артемида, примирившая отца и умирающего сына (трагедия Еврипида «Ипполит»). В Афинах и Трезене показывали могилу И. (Paus. I 22, 1). По одному из мифов, И. был воскрешен Асклепием (Apollod. Ill 10, 3), но не захотел простить отца, уехал в Италию, стал там царем города Ариции и построил храм Артемиде (Paus. II 27, 4-5). О воплощении мифа об И. в европейской литературе и изобразительном искусстве см. в ст. ФЕДРА. А. т.-г.

Словарь личных имен:

А, муж.; прост. к Аполит, -а.
Отч.: Ипполитович, Ипполитовна; разг. Ипполитыч.
Производные: Ипполитка; Поля; Полюня; Полюся.
Происхождение: (От греч. hippos — конь и lyo — развязывать, распрягать.)
Именины: 12 февр., 26 авг.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Ипполит, муж. имя (Ипполитович, Ипполитовна)

Новая философская энциклопедия:

ИППОЛИТ  (Ippolite) Жан (8 января 1907–27 октября 1968) – французский философ, представитель неогегельянства [НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО]. В 1929 окончил Высшую нормальную школу (учился вместе с Сартром). В 1946 защитил докторскую диссертацию «Генезис и структура «Феноменологии духа» Гегеля». С 1948 – профессор Сорбонны, с 1955 – директор Высшей нормальной школы.
Неогегельянство Ипполитапопытка соединить во французской философской литературе дефиниции Гегеля с идеями экзистенциализма. В центре его исследования – «Феноменологии духа» Гегеля (Ипполит был первым переводчиком этой работы на французский язык), которую он расценивал как главное философское произведение Гегеля, наиболее полно отражающее смысл и содержание его философской системы. Теоретический инструментарий для анализа гегелевских идей Ипполит черпал из работ В.Дильтея, Г.Глокнера, Р.Кронера; своих предшественников – французских неогегельянцев – Ж.Валя (трагически-религиозная версия гегельянства) и А.Кожева (антропологически-атеистическая версия гегельянства); экзистенциалистских идей С.Кьеркегора (тезис о неразрешимой противоречивости человеческого бытия), Ж.-П.Сартра (идея диалектики как диалектики субъективности), феноменологии Э.Гуссерля.
Ипполит один из первых обратил внимание на многозначность ключевых понятий гегелевских работ, допускающую различные их интерпретации. В «Феноменологии» Гегель развертывает имманентную логику движения духа и одновременно стремится трактовать и объяснять культурные, политические, идеологические реалии всемирной истории. Ипполит выступил более утонченным интерпретатором идей «Феноменологии духа», чем его французские предшественники (прежде всегоКожев, настаивавший на антропологическом и атеистическом значении этого труда). Следуя главной установке неогегельянства – подчеркнуть философско-культурную актуальность философии абсолюта, Ипполит обращает внимание на абсолютно-идеалистические моменты «Феноменологии»: гегелевская феноменология раскрывает особенности существования универсального самосознания как самосознания бытия. Абсолютное знание не есть антропология. Гегелевская логика предназначена лишь для того, чтобы «редуцировать антропологическое в пользу онтологического» (Ippolite J. Logique et existence, P., 1949, p. 233). Ипполитсторонник интуитивистской версии гегелизма. Он исходит из убеждения, что собственно философские работы Гегеля есть лишь концептуальное оформление «интуитивных» размышлений предфилософского (1787–1800) периода его творчества. Самым важным «интуитивным» достижением Гегеля он считает осознание опыта исторического сознания, опыта «исторических тотальностей» и духовных отношений, которые Гегель интегрировал в немецкую философскую классику. Исторические тотальности (опыт отношения человека к Богу, человека к человеку, личности к обществу) свидетельствуют о присутствии духовного начала (деятельности индивидуального самосознания) в истории. Человеческое измерение («человеческий факт») истории – это дух, история, коллективное становление. Истины, на познание которых можно претендовать, проявляются в истории и через нее.
Ипполит дает экзистенциальное истолкование гегелевской философии как философии «несчастного сознания»: рефлексия имплицирует разрыв с жизнью столь радикально, что сознание этого разрыва есть сознание «несчастья всякой рефлексии» (Ippolite J. Genйse et structure de la «Phйnomиnologie de l’Esprit» de Hegel. P., 1946, p. 189). К экзистенциалистским установкам гегельянства он относит тезис о нереализуемости индивидуальной свободы (у Гегеля свобода реализуется только в родовом бытии человека) и принцип отчуждения (согласно Ипполиту, отчуждение присутствует в самой концепции абсолюта). Гегелю присуще пантрагическое видение мира, философско-диалектическое его воплощениерефлексия «несчастного сознания». Все образы «Феноменологии духа» Ипполит воспринимает как логическую интерпретацию «несчастного сознания». Выяснение связи «Феноменологии» с логическим учением Гегеля в целом – главная проблема неогегельянства. По мнению Ипполита, каждому абстрактному понятию «Науки логики» соответствует некий образ «Феноменологии духа»: можно сравнить диалектику чувственной достоверности и достоверность бытия, наличного бытия и т.п. Задача гегелевской диалектики (диалектической логики) – поиск новых логических средств для концептуального выражения иррационального. Решающий момент гегельянства – «препарирование мысли с целью мыслить немыслимое» (Ippolite J. Logique et existence, p. 31). Таким образом, Ипполит подчеркивает важность моментов иррационального в рационалистических построениях Гегеля.
Исследование «Феноменологии духа» приводит Ипполита к анализу философии К.Маркса. Ипполит руководил в течение ряда лет семинаром по изучению работ Гегеля и Маркса в Высшей нормальной школе, став одним из авторитетнейших исследователей Маркса. Главным источником и составляющей всех философских реминисценций Маркса Ипполит считал идею отчуждения [ОТЧУЖДЕНИЕ], заимствованную у Гегеля и Фейербаха. Ипполит признает, что многие экономические, социальные, политические институты, рассматриваемые Марксом, представляют собой формы отчуждения. Но Маркс разъединил понятия отчуждения и объективации, вследствие чего его философия утратила экзистенциальное преимущество гегельянства. Маркс, по мнению Ипполита, слишком поспешно связал существование отчуждения лишь с определенной фазой истории. Гегель же увидел философский смысл проблемы отчуждения, органическое единство отчуждения и объективации, не исчезающее в ходе общественной эволюции и трансформации.
Сочинения:
1. Etudes sur Marx et Hegel. P., 1955.
Литература:
1. Кузнецов В.H. Французское неогегельянство. М., 1982;
2. Merleau-Ponty M. Les aventures de la dialectique. P., 1955;
3. Wahl J. Commentaire sur la logique de Hegel. P., 1959.
E.Л.Петренко

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

гигант
имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru