Определение слова «павликиане»

Большой энциклопедический словарь:

ПАВЛИКИАНЕ (от имени апостола Павла) — приверженцы еретического движения в христианстве, возникшего в 7 в. на востоке Византийской империи (в Зап. Армении). Религиозно-философское учение павликиан основывалось на дуализме. Павликиане отвергали Ветхий Завет, часть Нового Завета, а также культ Богородицы, пророков и святых, церковь, духовенство и особенно монашество. Павликиане создали в сер. 9 в. в М. Азии свое государство, разгромленное византийскими войсками в 878. Большая часть павликиан бежала в Армению, где их последователями стали тондракийцы. Догматика павликиан оказала влияние на богомильство.

Советская историческая энциклопедия:

(греч. Paylikianoi, предположительно, от имени апостола Павла) — участники крупного ср.-век. еретич. движения.
=====
Осн. источн. изучения ереси П. — "Речь против павликиан" арм. католикоса (в 717-729) Иоанна Одзнеци ("Domini Ioannis Philosophi Ozniensis, Armeniorum Catholici. Opera", (Venetia), 1834), "Полезная история" Петра Сицилийского ("Historia utilis...", PG, t. 104), визант. хроники 9-10 вв.
=====
Ересь П. зародилась в сер. 7 в. на В. Визант. империи (в Зап. Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильвана. К нач. 8 в. движение П. распространилось и в Вост. Армении, и в визант. М. Азии. Осн. массу П. составляли крестьяне и частично гор. низы. Движение носило ярко выраженный социальный характер — против феод. эксплуатации (против закрепощения, против гнета империи, против церкви), за равенство людей.
=====
Стремясь к простоте первых христ. общин, П. организовывались в общины, чл. к-рых пользовались равными правами. Возглавлял П. ересиарх, во главе воен. сил стоял "архонт вооруж. сил".
=====
В Армении движение П. к сер. 8 в. приняло характер не только социальной, но и нар.-освободит. борьбы против Халифата. По своим филос. воззрениям П. — дуалисты. На формирование их религ.-филос. учения оказали влияние манихейство, маздакизм. В основе учения П. — признание двух богов: бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана); бог зла — творец видимого мира и людей; после его уничтожения распространится на земле власть бога добра. П. называли себя "настоящими христианами", Христа считали одним из ангелов, сыном бога добра. П. отвергали культ богородицы, пророков и святых, церковь и духовенство и особенно монашество. Из священных книг принимали лишь Новый Завет (без посланий апостола Петра).
=====
Наивысшего подъема движение П. в Византии достигло к сер. 9 в., когда П. перешли к открытой борьбе, к вооруж. восстанию против империи. Наиболее видными вождями П. в 9 в. были ересиарх Сергий, архонты Карвеас, Хрисохир. П. создали на арабо-визант. границе свое гос-во, основали гг. Тефрику (ставшую столицей), Аргаус и др. укрепленные пункты, откуда совершали во главе с Карвеасом и Хрисохиром походы во внутр. обл. Византии, доходя до Никеи и Никомидии. В 872 визант. войска разгромили П. и уничтожили Тефрику. Остатки П. нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в визант. источниках часто называемые П.). В 8-9 вв. П. неоднократно переселялись визант. пр-вом во Фракию (гл. обр. в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства.
=====
Лит.: Юзабашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., ВИРА, 1956, No 4; Липшиц Е. Э., Очерки истории визант. об-ва и культуры, М.-Л., 1961, с. 132-69; Бартикян Р. М., Источн. для изучения истории павликианского движения, Ер., 1961; Ter-Mkrtchian К., Die Paulikianer im Byzantinischen Kaiserreiche..., Lpz., 1893; Runciman S., The Medieval Manichee, Camb., 1947; Loos M., Le mouvement paulicien de Byzance, "Byzantinoslavica", 1963, t. 24, fasc. 2, 1964, t. 25, fasc. 1.
=====
P. M. Бартикян. Ереван.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
павликиане, -ан, ед. -анин, -а

Этимологический словарь Макса Фасмера:

павликиане
мн. "секта гностического манихеизма, с 970 г. во Фракии, позднее слилась с богомилами", русск.-цслав. павликиане (Георг. Амарт.), др.-русск. также павлианисте мн. (Ряз. Кормч.; см. Срезн. II, 854; Мi. LР 550). Из греч. от , потому что основой догматов павликиан послужили послания апостола Павла; см. Яворский, Сб. Соболевскому 303.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

() — секта, возникшая в Армении во вторую половину VII в. Основателем ее был Константин, родом из села близ Самосаты, где издавна существовала дуалистическая миркионитская община (см.). Около 660 г. внимание Константина обратилось на послания ап. Павла, откуда он заимствовал ряд положений, связал их с собственными домыслами и стал энергически проповедовать. Первым поприщем его деятельности была Кибосса в Армении, где он, в ознаменовании своей приверженности к учению Павла, назвал себя Силуаном (имя известного сподвижника ап. Павла), а паству свою македонянами. Около 684 г. он умер, но последователи его Симеон, прозванный Титом, Павел, Гегнезий (Тимофей), Иосиф (Эпафродит) продолжали его проповедь, распространившуюся по всей Малой Азии и нашедшей центр свой в Панарее на Геллеспонте. По Петру Сицилийцу, П. в общем придерживались обыкновенного дуалистического учения, общего всем манихеям, отличая Творца нынешнего мира от грядущего сотворителя и управителя его. Далее, совершенно отрицая и православное учение Богородице они отвергали Ветхий Завет, таинства, крестное знамение и церковную иерархию. По отношению к нравственности, П. большей части доходили до большой суровости, хотя впоследствии замечаются и отступления от строгости нравов и один из позднейших вождей П., Баанес, за проповедь распутства, прозван был ("грязный"). Сергий или Тихик около начала IX века внес значительные изменения в павликианство и получил наименование второго основателя секты. Отвращение П. к иконам вызвало особое гонение на них со стороны обеих партий во время иконоборчества: особенно иконоборцы старались показать, что у них нет ничего общего с П. Жестокости Льва Армянина заставили многих П., в том числе и Сергия, искать убежища в сарацинской части Армении, где эмир мелитенский водворил их в городке Аргауме; отсюда они часто, несмотря на протесты своего главы, делали опустошительные набеги на византийскую территорию. После смерти Сергия в 835 г. община их получила республиканский строй, пока гонения при имп. Феодоре не увеличили числа их, дав им и способного полководца, и главу в лице Карвеаса. Секта продолжала расти и основывать новые поселения, из которых наиболее важное было Тефрика. Во главе армии из П. и из мусульман Карвеас не раз нападал на Византию и разбивал выходившие против него отряды. Хрисохир, его пасынок и наследник прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес, не сдаваясь ни на угрозы, ни на мирные обещания Василия Македонянина. В 871 г. он попал в засаду и был убит, а последователи его отброшены к их горным твердыням. В 970 г. Иоанн Цимисхий сумел большую колонию П. поселить для охраны границы около Филиппополя во Фракии, где им была гарантирована религиозная свобода. Здесь П. в полной независимости жили около столетия, пока Алексий Комнен не наложил на них наказания за оставление его знамени в норманскую войну. В 1115 г. император стал на зимние квартиры у Филиппополя, чтобы обратить их в православие силой оружия; непосредственно близ колонии П. был основан верный православию и императору город Алексиополь. Секта П., которую Вилльгардуэн называет попликанами, продолжала существовать в Фракии вплоть до начала XIII в., подобно эвхитам, потом богомилам, которые также привлечены были терпимостью Цимисхия. Отрасли П. появились и в Италии, и Франции под названием булгар, патаренов, катаров и альбигойцев. Ср. о схожем с П. учении катаров и богомилов (см.). О П. см. F. Schmidt, "Historia Paulicianorum Orientalium" (Копенг., 1826) и Gieseler, "Untersuchungen ber die Geschichte der Paulicianer" ("Stud. und Kritiken", 1829); Lombard, "Pauliciens, Bulgars et Bons-hommes" (Женева, 1879); Karapet Ter-Mkrttschian, "Die Paulicianer im byzantinischen Kaiserreich" (Лпц., 1893).
А. M. Л.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru