Определение слова «ГАЛЕН»

Большой энциклопедический словарь:

ГАЛЕН (Galenus) (ок. 130 — ок. 200) — древнеримский врач. В классическом труде "О частях человеческого тела" дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину вивисекционные эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиологияоснова научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания вплоть до 15-16 вв. Учение Галена канонизировано церковью и господствовало в медицине в течение многих веков.

Биология современная энцикопедия:

Гален
(Galenus) Клавдий (ок. 130—ок. 200), римский врач и естествоиспытатель. Автор более 400 научных трактатов по медицине, анатомии, физиологии и фармакологии. Развил многие положения Гиппократа. Изучил и описал строение и функции пищеварительного тракта, дыхательной системы, головного и спинного мозга и др. органов и систем. Создал первую в истории науки концепцию о движении крови (центром кровообращения считал печень), просуществовавшую до 17 в. и опровергнутую У. Гарвеем. Одним из первых стал проводить опыты на животных. Систематизировав представления античной медицины, создал единое всеобъемлющее учение, многие века служившее теоретической основой медицины.

Большая советская энциклопедия:

Гален
Клавдий (Claudius Galenus) [129, Пергам, — 201 (?), Рим], римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. В Пергаме изучал медицину и философию Платона, Аристотеля (См. Аристотель), стоиков, эпикурейцев. Совершил путешествие в Александрию, Смирну, Коринф. Переехал в Рим (164), стал врачом императора Марка Аврелия. Оставил более 400 трактатов по медицине философии, из которых сохранилось около 100 (преимущественно по медицине). Изучал анатомию и физиологию, широко пользуясь опытами над животными (производил вскрытие трупов обезьян и т. д.). В клинических концепциях Г. продолжал разрабатывать гуморальное учение Гиппократа. Г. опровергал мнение Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал его средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности. Описал четверохолмие, Блуждающий нерв, 7 пар черепномозговых нервов (См. Черепномозговые нервы). В опытах с перерезкой на разных уровнях спинного мозга свиней показал значение функций корешков спинного мозга: чувствительных задних и двигательных передних (в 19 в. описаны шотландским врачом Ч. Беллом и французским Ф. Мажанди). Г. изучил многие мышцы: им точно описаны мышцы позвоночного столба, спины и др. Выделил 3 слоя в стенках артерии. Обнаружение им на трупах недоношенных младенцев овального отверстия в межжелудочковой перегородке, а также отсутствия крови в левом сердце и артериях (следствие острой смерти животных и гладиаторов) послужило основанием для создания им по существу первой в истории науки концепции о движении крови, просуществовавшей вплоть до открытий А. Везалия (См. Везалий) и У. Гарвея (См. Гарвей). Согласно этой концепции, центр кровообращения — печень, ею вырабатывается кровь из материала, всасывающегося после приёма пищи (хилус). Из печени кровь попадает в правое сердце, из которого разносится по всему телу и поглощается тканями. Небольшая часть крови через межжелудочковую перегородку попадает в левое сердце для питания «пневмы», наполняющей артерии. Левый желудочек толще, т. к. это необходимо для уравновешивания сердца и поддержания его в вертикальном положении. Г. описал известные в его время способы получения лекарств.
Физиологические представления Г. предопределили характер понимания им душевной деятельности: трактовку психических явлений как порождений органической жизни, стремление раскрыть их телесную основу. Это выразилось в его учении о Темпераменте. Г. полагал, что смешение 4 основных соков, входящих в состав организма, обусловливает не только здоровье или болезнь тела, но и различие в психических свойствах людей. В учении об органах чувств и о произвольных движениях у Г. можно усмотреть разграничение понятий психики и сознания; последнее толкуется как способность человека не только иметь восприятия и мысли, но и осознавать их принадлежность ему. В учении о пневме — своеобразной эфирной субстанции, подобной разогретому воздуху и являющейся носителем душевной жизни, Г. различает жизненную (физическую) пневму, находящуюся в печени, и психическую пневму, находящуюся в мозгу и нервах.
Систематизировав представления античной медицины в виде единого всеохватывающего учения, Г. оказал огромное влияние на последующее развитие медицины вплоть до начала нового времени; в качестве врача считался непререкаемым авторитетом в течение всего средневековья.
Соч.: Opera omnia, Venetiis, 1541—45; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, Р., 1854—56.
Лит.: Ковнер С., История древней медицины, ч. 1, вып. 1—3, К., 1878—88; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии, 2 изд., т. 1—2, М., 1960; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, М., 1954.
М. М. Левит, М. Г. Ярошевский.

Новая философская энциклопедия:

ГАЛЕН () из Пергама (129 – ок. 210) – греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины.
С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия [МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН]и Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии («О мнениях Гиппократа и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что лучший врач в то же времяфилософ», «О наилучшем учении»). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н.э.). Т.к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Кития и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских комментариях своих предшественников. Из трактата «О своих собственных сочинениях» известно, что всего им было составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11).
Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина, а ранее в Пергаме – некоего «ученика Гая», учился также у философа-перипатетика «ученика Аспасия», – так сформировался платонико-перипатетический каркас его философских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу – и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинистическими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же времяфилософ» Гален говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6–10 Khn). Мысль о пользе философии для врача высказана и в «Протрептике». О серьезности логических занятий Галена говорит сохранившееся «Введение в диалектику» (лат. Institutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.9-45.10 Khn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для современных ему философов-платоников (ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом силлогизме.
«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. сокр. De placitis), в 9 кн. – основное философское сочинение Галена, над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого организма. В кн. I–IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V–IХ посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат носит подчеркнуто полемический характер. Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» (патосов) как ошибок суждения. Стоики критикуются также за локализацию «ведущей способности» души, равно как и речевой и двигательной, в сердце, – по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг. В качестве главного оппонента выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стоической философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платоническую трехчастную модель души.
Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-нусом, в духе среднего платонизма [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ]) с телеологическим принципом (особенно в «О назначении частей человеческого тела»): на основании изучения строения организма Гален приходит к выводу, что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, р. 469.11 Khn), «творец-демиург ведет все возникающее к наилучшему виду» (470, 11–12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476.8–10); принимая за образец платоновского демиурга, Гален принимает также аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно». Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую – инструментальную (’ ).
В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств – самих по себе или в сочетании. С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, в т.ч. по вивисекции живых животных, проводились им с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие крови исключительно в венах, а в артериях – пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухо- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем анатомии», и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппократ: «врач-философ подобен богу».
Сочинения:
1. Galeni Opera Omnia, ed. С.G.Khn, Lpz., 1821–33;
2. Galeni Pergameni Opera Minora, eds. J.Marquardt, I. v. Mller, G.Helmreich. 3 vols. Lpz., 1884–93;
3. Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed. G.Heimreich. Lpz., 1907–09;
4. Galeni De Placitis Hippocratiset Piatonis, ed. and comm. P.H.De Lacy, 3 vois. В., 1978–83;
5. Galens Kommentar zu Platons Timaios, hrsg. von С.J.Larrain. Stuttg., 1992;
6. Galen’s Institutio logica, transi., introd., comm. by J.S.Kieffer. Baltimore, 1964;
7. в рус. пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С.П.Кондратьева, ред. и вступит. ст. В.Н.Терновского и Б.Д.Петрова. М., 1971.
Литература:
1.  Ковнер С. История медицины, ч. 3. Киев, 1888;
2. Domini P.L. Galeo e la filosofia, ANRVVII, 36, 5, 1992, р. 3484–3504;
3. HslerK. Galen und die Logik. – Ibid, p. 3523–3554;
4. Hankinson R.J. Galens philosophical eclecticism. – Ibid, p. 3505–3522;
5. Idem. Actions and Passions: Galen’s Anatomyofthe Soul. – Brunschwig J., Nussbaum M.С. (eds.) Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993, p. 184–222;
6. Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II–III. Leiden, 1996;
7. Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985;
8. Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the Nature of Science. Indianapolis, 1985;
9. Nutton V. (ed.) Galen: Problemsand Prospects. L., 1981;
10. Todd R.B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators. – «Symbolae Osloensis», 1977, v. LII, p. 117–134;
11. De Lacy Ph. Galens Platonism. – «American Journal of Philology», 1972, 93, p. 27–32;
12. Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954;
13. Kollech J., Nickel D. Bibliographie Galemiana. Die Beitrge des 20. Jahrunderts zur Galenforchung, ANRWII, 37, 2, 1994, p. 1351–1420; 2063–2070.
M.А.Солопова

Научно-технический словарь:

ГАЛЕН (Galen) (ок. 129 — ок. 199), греческий врач, чьи работы и записи легли в основу развития медицинской практики. Пытался систематизировать все, что на то время было известно в практической медицине, развил теоретическую основу для объяснения всех нарушений в организме. Ему принадлежат многочисленные анатомические и физиологические открытия, связанные с СЕРДЕЧНЫМИ клапанами, секрецией ПОЧЕК, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВНОЙ СИСТЕМАМИ. Был среди первых, кто стал изучать физиологию посредством вивисекции животных. Теория Галена, хотя во многих отношениях и неточная, влияла на развитие медицинской практики на протяжении многих веков.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru